Русская линия
Русская линияАрхиепископ Томский и Асиновский Ростислав (Девятов)28.01.2009 

Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав: «Если мы будем проявлять духовное равнодушие, то Томск может стать не только университетским, но и сектантским центром Сибири»

Уже после завершения официальной части пресс-конференции в «Интерфакс-Сибирь» (16 января) архиепископа Томского и Асиновского Ростислава в коридоре окружили журналисты и задали немалое количество вопросов, посвященных еще одной животрепещущей теме — последним апологетическим выступлениям Томской епархии против деятельности различных сект.
Вопросы задавали корреспонденты ИА «Интерфакс-Сибирь», РИА «Новости», радиостанции «Эхо Москвы в Томске». На некоторые вопросы журналистов ответил также руководитель Миссионерского отдела Томской епархии Максим Степаненко.

— Что Вы можете сказать о позиции Максима Степаненко по Карма-кагью: он какое-то время выдавал свое мнение как мнение Русской Православной Церкви?

Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав— Максим Степаненко является руководителем Миссионерского отдела Томской епархии, и высказывал он не свое личное мнение — он озвучивал позицию Русской Православной Церкви и не только в Томской епархии, но позицию Русской Православной Церкви в целом. Иногда в местных СМИ нашу позицию неверно освящают. Якобы Русская Православная Церковь выступает против традиционных религий, в частности против буддизма. Религиозная организация, о которой идет речь не имеет никакого отношения к традиционному буддизму, школа Карма Кагью датчанина Оле Нидала является необуддийской сектой.

— На каком основании Карма Кагью отнесена к сектам?

— Это не только наша личная позиция в отношении организации, созданной именно Оле Нидалом. Существуют на этот счет исследования ряда специалистов-религиоведов, в том числе и православных, и они опубликованы в печати, в том числе и интернете (например, www.sektoved.ru) уже давно. И Ассоциация буддизма Алмазного пути школы Карма-кагью (официальное название секты Оле Нидала в России) в полемику по этим материалам не вступала.

— Тогда почему они здесь зарегистрированы как официальный традиционный буддийский центр?

— Дело в том, что нынешнее законодательство в России таково, что если вы завтра соберетесь, и создадите «Не весть какую Церковь», то ее обязательно зарегистрируют при условии соблюдения этой «церковью» российского законодательства. Поэтому у нас много зарегистрировано религиозных организации, которые являются сектами… опасными тоталитарными сектами.
Далеко не надо ходить. В Красноярском крае, под Минусинском, существует тоталитарная секта лжехриста Виссариона, настоящее имя которого Сергей Тороп. Он создал в тайге огромное поселение, куда со всей страны приехали люди, бросая свои семьи, детей, продавая квартиры и имущество. Это человек, богохульно возомнивший себя вторым «воплощением» Господа Иисуса Христа учит душегубительной духовности, с деятельностью его опасной секты связно много людских трагедий, однако почему-то официальных претензий государство к нему не имеет.
Увы, многие религиозные организации, которым категорически отказывают в регистрации за рубежом, у нас же иногда они находят государственное благоволение и преданных адептов.
Почему такое происходит? Об этом можно говорить много. Я считаю, что наша законодательство оказалось в этом отношением слишком либеральным. Оно досталось нам по наследству от времён девяностых годов, когда во главе нашего государства находился Борис Николаевич Ельцин, который под давление США всячески тормозил принятие закона о свободе совести. В конце концов, когда он был принят с большим опозданием, страну уже заполонили и пустили корни деструктивные секты.

— Как Вы считаете, нужно ли ужесточать существующую норму закона, регулирующей деятельность религиозных организаций?

— Есть необходимость принятия определенных поправок, усложняющих деятельность «новых религий», т. е. зарубежных и отечественных деструктивных сект. Хотя сейчас это сделать сложнее, чем раньше, т.к. у сект появились свои местные защитники.

— Томская епархия будет инициировать какие-либо поправки в Закон «О Свободе совести» и в иные законы через Московскую Патриархию в Государственную Думу, в связи с тем, что в Томской области активно действуют секты?

Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав с журналистами— Пока нет. Впрочем, Московская Патриархия каждый год в епархиальных отчетах с мест получает сведения о деятельности в регионах сект и сложившихся межконфессиональных отношениях. Мы всегда освещаем в своем годовом отчете, подаваемом на имя Святейшего Патриарха, все проблемные моменты в этом вопросе и даем свое видение возникающих ситуаций, связанных с деятельность сект в Томской области.
Обычно, и если какая-то проблема такого рода выходит за рамки одного региона и становиться масштабной, то это дает основание Московской Патриархии обратиться в соответствующие государственные и законодательные институты.

— Сейчас будете писать что-то по итогам минувшего года? О ситуации, например, с кришнаитами?

— Да, это будет отражено в годовом епархиальном отчете за прошлый год. Если мы сейчас не займем в отношении незаконного строительства религиозного поселения этой секты в деревне Кандинка принципиальной позиции, то мы получим то, что сейчас имеет место под Минусинском, где, как уже упомянуто, адепты лжехриста Виссариона построили значительное поселение. Мы будем иметь уже у себя огромный кришнаиткий миссионерский центр, и Томск станет не только университетским, но сектантским центром Сибири. Томская область один из редких регионов, где кришнаиты очень активны, и хуже того их деятельность находит поддержку у некоторых городских и областных чиновников. Во многих регионах, например в Москве, в Казахстане, где кришнаиты пытались основательно отстроиться (огромный храм, религиозное поселение и т. п.), власти и общественность им давали от ворот поворот. И если мы в этом отношение этой неоиндуистской секты проявим духовное равнодушие и либеральность, то, по моему мнению, обретем не добрую славу.

— Истинных буддистов в Томске нет, как религиозной организации, так выходит?

Максим Степаненко:

— Организаций, относящихся к настоящему традиционному для России буддистскому течению тибетского ламаизма Гелуг-па, в Томской области нет. Уточню, именно это течение буддизма исповедуют народы Калмыкии, Бурятии и Тувы. Примечательно, что во время своего январского миссионерского турне по России Оле Нидал в эти регионы почему-то не заезжает. Хотя заявляет, что маргинальное тантрическое течение буддизма Карма-кагью, которое он проповедует, якобы появились в Калмыкии еще в XII веке. Все свидетельствует, что отношения Оле Нидала с традиционными буддистами в России далеко нерадужные, несмотря на его обратные заявления о полном взаимопонимании.

— По вопросу противодействия деструктивным сектам у Томской епархии есть какие-то взаимодействия с органами власти. Вы с властью в этом вопросе союзники или противники?

— Пока, к сожалению, в этом отношении у нас слабо налажено взаимодействие. Не всегда власть понимает значимость проблемы сектантской экспансии в России. Многие считают это исключительно частным делом людей, куда государство не должно вмешиваться. С подобной проблемой я столкнулся на своей прежней Магаданской кафедре. Когда я туда прибыл, это было начало 90-х годов и отовсюду из-за рубежа в регион просто валом валили лидеры различных сект, среди которых были и представители очень опасных сект. Тогда я пришел в администрацию Магаданской области с предложением определенных совместных действий против деструктивных сект. Но мне было сказано, что вы, видимо, преследуете свои меркантильные интересы, вы боитесь потерять паству, а значит и доходы, а не то, что вы якобы печетесь о России и народе. Вам надо — проповедуйте свое, а они свое. Прошло два года… И уже тогда ко мне начали приходить со всех сторон представители разных ветвей местной власти, в т. ч. и правоохранительные органы, потому что деятельность ряда секта оказалась опасной уже для государства. И, наконец, стали появляется первые отрезвляющие уголовные дела против тех или иных лидеров сект. Но время упущено и немало душ было искалечено из-за изначальной недальновидности государственных чиновников.
И, несмотря на все вышеупомянутое, мы со своей стороны всегда пытаемся донести информацию до всех заинтересованных лиц в Томской области. Взаимодействие Церкви с государством по этой проблеме должно быть.

— Высказывают мнение, что действия Русской Православной Церкви против сект является разжиганием религиозной ненависти.

— Во-первых, религиозной розни никто не разжигает. Мы не пытаемся последователя какой-либо секты насильно привести в Православие. Мы не призываем к совершению каких-то противозаконных действий против сект. Мы обращаем внимание на то, что Россия это государство не без своей собственной истории, культуры и религии. Это не мы, а они пришли на нашу землю и проповедуют среди нашего народа, который в подавляющем своем большинстве истерически состоял и сейчас состоит из православных христиан. Мы занимаемся в рамках закона апологетикой — защитой своей веры и культуры, от совершенно чуждых учений и традиций, мы отстаиваем свою самобытность. И это право дает нам Конституция РФ и тот же закон «О свободе совести».
Наша Церковь, будучи Церковью Бога живаго, столпом и утверждением истины (1Тим.3:15), обладает возможностью распознания лжи, нашу правоту не раз доказывала история, как прошлая, так и современная.
В свое время радио и телеэфир был заполнен с утра до вечера пропагандой секты «Аум Синрике» И это притом, что православным туда не было возможности попасть. Чиновники играли в демократию, а представители СМИ зарабатывали деньги на сектантских проповедях. И вот адепты этой секты по приказанию ее лидера Секо Асахары совершили чудовищные теракты в Токийском метро в марте 1995 года. Вскоре секта была запрещена в России. До этого же голос Православной Церкви, осуждающей деятельность этой опасной деструктивной секты, услышан не был.
Ну не должно быть такого в России с ее тысячелетней христианской историей! Права государствообразующего православного русского народа должны соблюдаться в первую очередь. Конечно, каждый волен исповедовать ту или иную веру, но сознательно попустительствовать разрушению духовного единства народа, через потворство деятельности сект, недопустимо! Это опасный путь.
Кстати, под действием критики, высказываемой Православной Церковью, многие секты со временем постепенно отказываются от ряда своих былых действительно диких поучений и обрядов… Здравая, конструктивная критика никому еще не вредила!

— Обращалась ли Томская епархия с официальными протестными письмами в прокуратуру, органы местной исполнительности в связи с деятельностью кришнаитов или деятельностью Оле Нидала?

— У нас есть очень неравнодушная общественность, чутко отслеживающая деятельность сект в Томске. В отношении кришнаитов активную позицию заняли жители Калтайского сельского поселения. Именно они обнаружили и подняли тревогу по незаконному строительству кришнаитами своего религиозного поселения около деревни Кандинка. Местные жители обратились в областную прокуратуру с просьбой остановить это незаконное строительство, а также в Томскую епархию за духовной поддержкой. Прокуратура и другие контролирующие государственные органы подтвердили факт незаконного строительства. Сектанты были оштрафованы и их обязали снести свои незаконные постройки к июню этого года. Однако, как нам известно, кришнаиты продолжают активное строительство, показывая тем самым, насколько они являются «законопослушными» гражданами, и что это будет за поселение, жители которого будут наплевательски относиться и к мнению местных, жителей, и к российским законам, и к власти.
Томская епархия поддерживает протесты жителей Калтайского сельского поселения против незаконного строительства деструктивной неоиндуистской секты «Общество сознания Кришны» религиозного и миссионерского поселения.

— А по поводу Оле Нидала?

— Здесь рядом стоит руководитель Миссионерского отдела Томской епархии Максим Степаненко, который неоднократно озвучивал официальную позицию нашей епархии, которая была вполне широко освящена в прессе. Мы также высказывали свои позицию в отношении этой необуддийской секты и пред представителями местной власти.

Максим Степаненко:

— Карма-кагью — это маргинальная и малораспространенная даже в самом буддизме тантрическая традиция. Что это такое? Тантрический буддизм — это, прежде всего, мирянский, немонашеский буддизм, который предполагает возможность достижение неких духовных совершенств с помощью сексуальных практик, т. е. в нашем понимании — с помощью блуда и прелюбодеяния. На недавней пресс-конференции Оле Нидала в Томске я не случайно указывал на официальный сайт Карма-кагью в России, где опубликовано интервью Оле Нидала «О любви и сексе», где он фактически пропагандировал блуд и прелюбодеяние и одобрительно отзывался о проституции при определенных условиях.
И поскольку он регулярно приезжает в Томскую епархию и проповедует тут не среди калмыков и бурятов, а среди русскоязычного, христианского населения версию буддизма, неисключающую аморальный образ жизни, то мы имеем полное право на свое возмущение его миссии. Мы не можем быть толерантны к проповеди блуда, исходящего от самого лидера секты Оле Нидала, которому с трепетом внимают все его достаточно многочисленные ученики.
К тому же организованная в октябре-ноябре прошлого года адептами Карма-кагью якобы культурная выставка проходила в «Год семьи». Для нас не приемлемо, что секте, проповедующей аморальный образ жизни, отдали на месяц все значимые культурные площадки Томска, да еще в год, когда государство официально обозначило необходимость укрепление семьи и деторождения. Это выгляди как издевательство!
К тому же секта Карма-кагью, как и весь буддизм в целом проповедует безбожие, т.к. отрицает существование личностного Бога, что не приемлемо для всех христиан. Нашу веру Оле Нидал считает «оковами», ограничением его «свободы».

— Максим Валериевич, Вы передали Оле Нидалу распечатки его поучений, от которых он фактически отрекся в Томске, последовала какая-либо официальная реакция от Российской ассоциации буддизма Алмазного пути школы Карма-кагью?

— Спустя некоторое время я заходил на сайт Карма-кагью, и упомянутое интервью Оле Нидала «О Любви и сексе» по-прежнему там находилось. Хотя Оле Нидал фактически отрекся на пресс-конференции в Томске от своих слов, высказанных им в 1993 году в России.

Примечание.
Сейчас этот блудо-пропагандистский файл все же был удален с сайта Карма-кагью. Но это только отчасти отрадно — материал продублирован уже на ряде других интернет-ресурсов и там его вряд ли удалят. Можно ли говорить о нравственном прогрессе у самого Оле Нидала за 15 лет или это сделано ради благостного общественного мнения и только ради этого?

Впервые опубликовано на сайте Православие в Томске, 24.01.2009.

Фото — Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав на пресс-конференции в Интерфакс-Сибирь 16 января 2009 года — Максим Степаненко

http://rusk.ru/st.php?idar=113746

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  А.В.Шахматов    28.01.2009 03:14
Вот на что нужно обратить,особое, внимание новому Патриарху,
и подсказать об этой напасти президенту РФ.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru