Русская линия
Вечерний ОренбургПротоиерей Алексий Асеев25.04.2005 

Знания без воспитания — меч в руках сумасшедшего

Начать мне хочется словами Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святейший сказал: «Задача просвещения и духовно-нравственного воспитания должна пронизывать собой и подчинять себе всю нашу образовательную систему. В ее основе необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к образованию одного лишь ума наших учащихся, но развитие в них внутренних сил благочестия, формирования цельной и целомудренной, нравственной личности, осознающей свой долг перед Отечеством и ближними. Наша цель — воспитание молодежи на основе неизменных духовных и нравственных ценностей».

А вот слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

Сегодня общество и государство все больше сознают, какое важное значение имеют духовно-нравственное воспитание и просвещение. Они должны пронизывать и подчинить себе всю нашу образовательную систему. Ведь будущее нашего Отечества зависит от того, будет ли российская молодежь воспитана на принципах доброты, честности, справедливости, трудолюбия и готовности служить Родине. Православная традиция более тысячи лет была определяющей на Руси. Возврат к ее истокам, к мудрости, к заветам предков, к духовной сокровищнице христианства, его моральным ценностям представляется нам очень важным для современной России.

Одна из причин страдания человечества и разлада в государственной и общественной жизни состоит в том, что люди часто не способны понять друг друга. Восстановить понимание между людьми, научить их жить без конфликтов — одна из задач воспитания.

Выдающиеся русские церковные и общественные деятели говорили о том, что общество бывает разделено из-за недостатка воспитания. Цель воспитания — раскрыть все духовные способности человека, научить всех членов общества не только знать неизменные нравственные нормы, но и жить по этим нормам, пробудить совесть. Совесть объединяет всех людей. Задача воспитания — научить каждого человека следовать указаниям совести. Воспитание дает возможность укрепить общество на единых нравственных нормах, на основе одного мировоззрения и таким образом укрепить взаимопонимание. История свидетельствует, что еще в Древней Руси Церковь и государственная власть ревностно заботились о христианском воспитании народа и ступень за ступенью вели его к духовному совершенствованию. Недаром Антиохийский Патриарх Макарий в XVII веке писал: «Господь даровал русским Великое Царство, потому что все заботы их духовные, а не телесные».

В России всегда придавалось огромное значение правильному воспитанию. «Воспитывать детей надобно не по духу мира и его правилам, по началам святой веры», — писал иеромонах Порфирий (Левашов). Схиархимандрит Иоанн (Маслов) указывал: «Прежде всего научить вере, потом другим наукам». А вот слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, сердце — это жизнь, но жизнь, испорченная грехом. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал… Общество растлено именно от недостатка воспитания христианского». Великий химик Дмитрий Иванович Менделеев сказал: «Знания без воспитания — меч в руках сумасшедшего».

Центральным звеном в системе воспитания и образования детей и молодежи является учитель. Учитель связует память поколений. Он не только передает знания, но и духовный опыт, отношение к жизни, идеалы и систему ценностей. И мы видим, какой мощности духовной потенциал нашего учительства выявили Международные Рождественские образовательные Чтения, проводимые в Москве вот уже 13 лет! «Они стали центром консолидации и соработничества учителей, духовенства, политиков, ученых в осмыслении педагогических проблем современности в свете традиций отечественной педагогики, в выработке способов решения наболевших проблем… Верю, что в 2004 г. мы сумеем улучшить взаимодействие Церкви и государственных органов управления образования. Мы рассчитываем на принципиально новые возможности развития нашего сотрудничества», — это слова из доклада министра образования РФ В.М. Филиппова на открытии XII Международных Рождественских образовательных Чтений 25 января 2004 г.

Прошел год, и все изменилось! 23 января 2005 г. в Государственном Кремлевском дворце на открытии Чтений выступил новый министр образования РФ Андрей Фурсенко. И ни слова в докладе о преподавании «Основ Православной культуры», только о преподавании религиоведения. Все выступавшие на чтениях отметили изменения политики Министерства образования РФ в отношении к православию. «Православное воспитание — основа подлинного гражданского общества» — так назывался доклад профессора Наталии Алексеевны Нарочнинской, в котором она говорила об утрате понятий «стыд» и «грех», о торжестве греха и преступления, о том, что преподавание религиоведения — это атеизм. Она сказала: «Русские сами не могут вызывать уважения, если позволяют глумиться над своей историей». И еще она сказала: «У наших чиновников из-под пальто от Версаче торчит сюртук Карла Маркса». Аплодисментами встретил зал заключительные слова Наталии Алексеевны: «Надо ввести в школы Закон Божий!»

В числе важных задач, стоящих перед отделами религиозного образования:

— выработка общей позиции Церкви по ключевым вопросам религиозного образования в епархиях РПЦ;

— активизация работы с благочиниями;

— учреждение при благочиниях должности помощника по религиозному образованию;

— взаимодействие с государственной системой образования;

— православное радио и др.

Религиозное образование мы должны делить на две части — просвещение и воспитание. Просвещать мы обязаны всех. В этом и состоит свобода, поскольку нельзя сделать выбор, если ты не знаешь содержания того, что можно выбирать. Верить и любить насильно не заставишь («невольник — не богомольник»), но знать христианство человек просто обязан. Если мы хотим вывести на новый духовный уровень наших детей, молодежь, самих себя, то должны изучать православие. Уча Православию, мы не заставляем людей молиться, креститься, мы открываем каждому человеку основы его культуры, традиции его предков. Именно поэтому большее значение в своей работе Отдел религиозного образования и катехизации придает выполнению Государственной программы патриотического воспитания.

Вся наша работа по патриотическому воспитанию молодежи пронизана искренностью, страстной любовью к Отечеству, к его истории и словесности, тревогой о том, чтобы не вырастить новое поколение Иванов, не помнящих родства, не знающих истории Отчизны и ее духовных вождей. Воспитывая патриота и гражданина, мы уделяем большое внимание определяющим понятиям: духовность, личность, служение, совесть, честь, национализм, патриотизм, гражданственность, национальное самосознание и самобытность, национальное чувство, — ведь за этими словами скрыта великая сила единения и согласия, ощущения исторического долга, преемственности поколений.

Мы стараемся возродить ведущую роль литературы и истории в становлении человека. Пренебрежение ими ведет к тому, что жизнь каждый день сталкивает нас с образованными подлецами, которые не имеют представления о стыде, муках совести, покаянии, раскаянии, любви к ближнему и дальнему, жертвенности. Ни история, ни литература не стали для них уроком духовного озарения, раздумия и переживания о народе и родине, о долге и верности, о чистоте помыслов и поступков, о справедливости и бескорыстии.

В духовном формировании человека — православного патриота и гражданина — достойное место занимают русская литература и история, средоточие наших духовных святынь, нашей Памяти и Совести, наших православных идеалов.

Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский утверждал: «Необходимыми знаниями для каждого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание оснований своей религии и знание своей родины».

Алексий Асеев, председатель отдела религиозного образования и катехизации Оренбургской епархии, протоиерей Никольского кафедрального собора

14.04.2005

http://www.orenburg.ru/vo/09−007.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru