Русская линия | Ирина Кравченко | 22.01.2009 |
«Как оценить то, что удалось достичь учебному заведению? Надо начать с цифр, надо оценить дальнейшую судьбу выпускников — то, как они себя проявили в дальнейшей учебе или в служении, и есть свидетельство уровня образования. Выпускниками Тобольских Духовных школ за прошедшее двадцатилетие стали 680 человек, которые совершают свое служение, свой труд более чем в тридцати регионах России. Многие из выпускников семинарии стали добрыми пастырями, многие продолжили учебу: в Духовных Академиях — в Москве и Санкт-Петербурге, в дополнение получили высшее светское образование, окончили аспирантуры и получили степень кандидатов наук. Мы подготовили не только церковнослужителей, священников и педагогов: выпускники регентского отделения стали певчими и регентами церковных хоров. Выпускники Иконописного отделения, стали иконописцами и реставраторами и трудятся во благо возрождения храмов и православных святынь. Тобольской Иконописной мастерской было разработано и насписано более 20 иконостасов, которые благоукрасили храмы нашей и других епархий.
Но двадцатилетие если и позволяет оглянуться назад, то лишь для того, чтобы поставить задачу для будущей работы; формальное подведение итогов не имеет значение, оно важно только как составная часть формирования целостной системы образования в регионе. Поэтому мы не должны говорить только о семинарии: в епархии открыто Тюменское духовное училище, действуют 13 православных гимназий, а в этом году двери для учеников распахнут еще две (руководят гимназиями священники, выпускники семинарии). Сегодня ежедневно за парты садятся около 1500 гимназистов, начиная занятия с молитвы, наряду с общеобразовательными предметами они познают и наши православные традиции. Стержнем формирования такой многоступенчатой системы стали традиции нашего народа. Миссионерская практика воспитанников семинарии — это тоже часть тех традиций, основываясь на которые развивалось православие в Сибири.
Также мы взаимодействием со светским образованием. Доценты и преподаватели семинарии участвуют в подготовке специалистов по Основам православной культуры для светских школ, которые проходят подготовку в Институте повышения квалификации.
Главный принцип, которым мы руководствуемся в духовной школе, основан на традициях, и задача школы, выпустить добропорядочных людей. В семинарию приходят из внешнего мира, и внутренний распорядок школы помогает настроить ее воспитанников на мир духовный. Именно распорядок позволяет сделать человека церковным, самособранным и порядочным. Порой внешняя доброта в системе образования может быть видимым благом, но скрытым злом для учеников и всего коллектива. Подлинная же любовь — это видимая строгость и сокровенное благо для ученика и всей школы. Такую традицию мы и стараемся сохранить, чтобы была подлинная любовь, забота и порядок».
Формироваться традиция духовного образования в Сибири начала в далеком 1620 году, когда была создана Тобольская епархия, что отразило чаяния Патриарха Московского Филарета объединить народ Руси в православной вере путем духовно-нравственного просвещения. Непростые условия жизни и суровые нравы народов Сибири, обширная территория епархии — все это требовало специальной подготовки пастырей, которые должны были служить проповеди веры Христовой в Сибири. В 1703 году по указу Петра Первого была открыта первая в Сибири славяно-русская школа, преобразованная в 1743 в Тобольскую Духовную семинарию.
Говоря об истории создания семинарии, иерей Вадим Базылев, заведующий кафедрой церковной истории Тобольской духовной семинарии, подчеркивает, что в просвещении народов Сибири и Дальнего Востока, присоединенных при Иоанне Грозном Правительство видело закрепление их верности России. «Не будем забывать, — продолжает отец Вадим, — христианство это и нравственная опора. Тобольск был центром, который всю территорию Сибири объединял — от Уральских гор и до Камчатки. Подготавливая будущих священников, в семинарии преподавали не только традиционные и богословские дисциплины, но и татарский язык, миссионерское дело. Именно из стен семинарии вышел митрополит Макарий Невский, которому Патриарх Тихон даровал пожизненный титул «апостол Алтая».
Много было славных страниц в истории семинарии, были и трагические… В 1918 г. с приходом богоборческой советской власти, и под видом отделения Церкви от государства начались кровавые репрессии. Одним из первых пострадал епископ Тобольский Гермоген (Долганов). Он был замучен и утоплен недалеко от Тюмени. (Русской Православной Церковью прославлен в лике новомучеников, святые мощи покоятся в Покровском соборе Тобольского кремля). Вслед за своим архипастырем мученическую кончину приняли и многие священнослужители, и верующие миряне. Декрет о ликвидации системы духовного образования в России был принят в 1917 году, однако еще несколько лет семинария продолжала работать и фактически была закрыта в 1919 г.
Иерей Вадим рассказывает, что ряд семинаристов приняли мученическую смерть, другие ушли на фронт: кто присоединился к белым, кто к красным — гражданская война и есть гражданская война. Церковное имущество было экспроприировано советской властью, частично сохранилась библиотека семинарии, которая была передана Государственному историко-архитектурному музею-заповеднику, а частично госархиву.
В канун 20-летнего юбилея со дня возрождения семинарии, отец Вадим говорит, что с ним связано и возрождение края в очередное смутное время российской истории. Так случилось, что открытие семинарии предварило появление епархии. Осенью 1989 возобновляет свою работу семинария, а зимой 1990 была возрождена Тобольско-Тюменская епархия. С этого времени начинается многотрудный процесс возрождения епархиальной жизни и системы духовного образования в регионе. Восстановилась монашеская жизнь в Знаменском Абалакском, Троицком Тюменском мужских, Иоанно-Введенском женском монастырях, возрождаются древние традиции. Среди которых — совершение крестного хода до Тобольска с чудотворной Абалацкой иконой Божией Матери из Знаменского Абалакского монастыря, с остановкой в Иоанно-Введенском женском монастыре.
Вспоминая о годах обучения, выпускник семинарии отец Вадим говорит: «Мы были молодые и горячие, много трудились после занятий». Сейчас семинаристы живут в совершенно иных условиях, а физическую нагрузку могут получить в современном спортзале, бассейне, на занятиях физкультуры — в семинарии есть команда по футболу и по мини-футболу. Участник спортивных мероприятий — семинарист Дмитрий Стрельников приехал в Тобольск из Казахстана, он уже был наслышан как о высоком качестве образования, так и о строгой дисциплине Тобольской духовной семинарии. «Меня не пугало ни одно, ни другое; обучение в духовной семинарии теряет смысл без должной дисциплины. Испытания помогают стать сильнее духом, и учат находить поддержку в ближних и поддерживать других».
Вообще все, с кем мне удалось побеседовать о семинарии говорили о хорошей дисциплине и о братской дружеской обстановке. И еще… Все мои собеседники оказались способны говорить так, что атмосфера в семинарии переставала быть материалом для статьи, а становилась будто бы частью жизни. И нельзя ответить на вопрос — учат ли этому, или с этим уже приходят в семинарию, но сложно недооценить как это важно, учитывая ту миссионерскую роль, к которой готовит будущих священников для Сибири Тобольская духовная семинария. Миссионерские поездки по Тобольской епархии и по другим епархиям Сибири проводятся в семинарии постоянно. В них принимают участие группы студентов 3−5 курсов. О таких поездках рассказал активный их участник, студент 5 курса Тобольской духовной семинарии Александр Аренков. «Некоторые воспитанники семинарии принимают участие во встречах с туристами и паломниками, и проводят экскурсии для них. Тобольский Кремль, единственный в Сибири, стал туристическим центром, привлекающим многих. Здесь находятся древнейшие Святыни Сибири, рассказывать о которых, тоже часть миссионерской деятельности. Мы ездим по другим епархиям России, из которых прибыли на учебу наши студенты. Мы участвуем во встречах в школах, вузах, домах престарелых. Часто инициируют встречи сами руководители образовательных учреждений. Кстати, я знаю случаи, когда в семинарию поступали именно школьники-участники таких встреч. Хотя, мы видим разное отношение. Кто-то удивляется, что мы и в ночных клубах ни разу не были, а кто-то считает наше понятие греха устаревшим: ведь «все так живут». Но по глазам я вижу, что даже та молодежь, которая не может уже отделить грех от пагубных привычек, начинает задумываться о том, что есть другие ценности, и верю, что духовное возрождение России наступит… В каждом человеке есть искра Божия. Со многими из тех, с кем виделись, мы продолжаем общаться. К нам через интернет поступают вопросы, и на все из них мы отвечаем. Так что, миссионерскому делу служит и интернет. Просто некоторым сложно сразу сформулировать вопрос… А еще не менее важна в миссионерском служении духовная музыка, поскольку все студенты поют в студенческих хорах».
О влиянии музыки на человека, о роли хора в православной службе рассказал протоирей Игорь Хмелев — заведующий регентским отделением Тобольской духовной семинарии, возглавляющий епархиальный отдел традиционной православной культуры. К музыке отец Игорь был близок с детства, еще маленьким он пел в церковном хоре, окончил музыкальную школу, среди дипломов отца Игоря есть и диплом об окончании Тюменской Академии искусств. «Музыку использовали во все времена, уже древние греки понимали ее влияние на бессознательное. В православном богослужении значение Церковного пения очень велико, духовная музыка создает определенную атмосферу молитвенного единения пастыря и паствы. Как говорил праведный Иоанн Кронштадтский, если молится священник, молится и народ. А как важен хор в миссионерских поездках! Приезжаем в школу — поначалу на нас смотрят с удивлением, а когда беседу предваряет песнопение (семинарский хор исполняет церковные и народные песни), то живое прикосновение к духовной и народной традиции создает особую обстановку взаимопонимания. Можно сказать, что собеседники уже подготовлены к разговору о духовном. Это же культура — вот она коснулась, и человек уже другой, готов к серьезному разговору, может спросить — начать с простого, а потом беседа становится все серьезнее. Наш хор выступал в Москве, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Омске, Челябинске, Екатеринбурге и других городах. Много ездил по епархии, неоднократно выезжал за рубеж. Регентское отделение открыто при Тобольской духовной семинарии в 1991 году. Многие в него поступают без музыкального образования, поэтому преподавателям приходится работать гораздо интенсивнее. Воспитанникам преподают музыкальные и церковные дисциплины, им присваивается дополнительная специальность — катехизатор. В сравнении с традиционным музыкальным образованием, наши выпускники обладают широчайшей практикой — все года обучения они поют в певческих группах за Богослужением».
В разговоре отец Игорь не мог не вспомнить свои годы обучения в Тобольской семинарии, как приходилось после занятий разгружать КАМАЗы с кирпичом, и искреннее порадовался за сегодняшних семинаристов, которые живут совсем в иных условиях. «Мне есть с чем сравнивать, наши воспитанники, правда, живут в прекрасных условиях. А то время, которое мы тратили на работу, пусть тратят на учебу, ведь учебная нагрузка возросла, а для физических упражнений теперь есть хороший спортзал и тренажеры».
О Тобольской семинарии можно рассказывать много: от каждого узнаешь что-то новое — о братстве Димитрия Солунского и той помощи, которую получают от него семьи инвалидов, детские приюты, о молодежных съездах и научных конференциях, фестивалях и других мероприятиях. Охотно рассказывают о них и миряне, которые, благодаря миссионерской деятельности воспитанников и преподавателей семинарии, активной епархиальной жизни, видят пример христианской нравственности, милосердия и помощи ближним. Но главное то, что Тобольская духовная семинария восстановлена, привлекает к себе все новых студентов и готовит всей России священнослужителей, церковнослужителей, миссионеров и проповедников.
http://rusk.ru/st.php?idar=113708
Страницы: | 1 | |