Русская линия
Русская линия Павел Дмитриев21.01.2009 

Церковь — мать русской политики

Очень верной представляется статья Семенко о важности сохранения церкви от реформаторских влияний. По сути, она и о том, что диалог Русской Православной Церкви с католичеством и разными формами протестантства бесплоден и вреден для ее жизнеспособности и целостности.

Напротив, не убеждает статья секретаря отдела внешних связей РПЦ о. Игоря Выжанова о практике взаимоотношений РПЦ с иными христианскими конфессиями и о том, что такие взаимоотношения нам не вредны, а полезны, так как помогают распространению православия… Что говорится: «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Я не знаток церковной истории, но по тем изложениям, что доступны каждому верующему, не могу припомнить непосредственной существенной пользы для русской православной церкви извлеченной из взаимоотношений с католиками… Аренда православными католических и протестантских храмов за смешную цену — такой же и аргумент. Эти храмы хронически пустуют. Их «владельцы» небось и рады, что хоть кто-то заходит…

Когда обсуждается такая тема, важно понять, что за улыбкой и делами дипломатов, в том числе и церковных, стоит история народов, от которой нельзя отмахнуться. Нельзя забыть разнообразную, в том числе и военную многовековую агрессию католиков против России и Русской Церкви.

Есть вещи, которые у народов в памяти навсегда…

Например, после двух мировых войн, особенно после второй, после блокады Ленинграда и неисчислимого подобного ужаса, русским уже никогда не «побрататься» с немцами, хотя, конечно, нормальные политические и деловые отношения с ними необходимы и возможны. Иными словами, уже генетически русский человек, пока есть русские и Россия, будут воспринимать немцев и Германию настороженно, как возможных или «невозможных» врагов…

То есть, забыть вторую мировую, для русских означает утрату самоидентификации, говоря попросту, исчезновение как народа…

(С другой стороны — не будь «прижигания» души русского народа раскаленным железом фашизма, он бы, возможно, не начал исцеляться от бредовой горячки пролетарского обесовления).

В схожей степени подобные последствия забвения великих народных бед относятся к взаимоотношениям русского православия и католицизма.

Католики — не просто захватывали, пытались захватить и подчинить русских. Они добивались их уничтожения. Фашисты физического, католики духовного, через отказ от веры отцов. Но о камень православия разбились все католические войны 13−19 вв.

Что, в конечном счете, главное для народа в деле выживания? Ответ прост. Главное — это сохранение своего существования и идентичности. Это значит — победить агрессора и сохранить веру отцов. Сохранить не учебники истории, которые переписывает каждый новый правитель. А веру, хранимую Церковью, одна из главных задач которой формулируется как — ПОСТОЯНСТВО.

Задумаемся, не напоминает ли чем-то наше время эпоху Святого благоверного князя Александра Невского?

Как-то неслучайно вдруг вся Россия вспомнила недавно это святое имя…

Ведь что главное сделал Александр Невский?

В ситуации наступления на раздробленную Русь одновременно с Запада и с Востока он выбрал подчинение Востоку и опору на него для борьбы с Западом. Почему? Потому что Запад требовал отказа от веры отцов, а Восток православную веру русских уважал. Своим выбором Александр Невский сохранил православие и русскую идентичность. Этим же он проложил путь к русскому народному единству в русле государственной культуры Востока. Основной мотив этого выбора был религиозным — в пользу православия. Так как Запад предлагал католицизм без вариантов.

Трудные уроки монголо-татарского ига Русь выучила.

Трехсотлетнее сосуществование с восточной культурой привело к встречным заимствованиям, последствия которых глубоки и существенны.

Устройство централизованного государства, единого управления, военных сил и др., несомненно, несли отпечаток, как сейчас принято говорить, восточного проекта.

При этом неуспешный государственный опыт отдельных русских земель, отдавшихся католичеству, свидетельствует о верности нашего выбора.

Какой главный вывод напрашивается из истории?

Он таков: если политика мирских властей находится под влиянием Православной Церкви, то она исторически успешна.

Посмотрим внимательно на наше время.

В августе 2008 года мы увидели оскал ненависти Запада и дружелюбие Востока.

В оценке событий пятидневной войны мир разделился практически надвое.

Причем ненависть всех политиков и общества в Европе и Америке была немотивированной, не принимающей никаких аргументов. Притом, что действия русских не причиняли непосредственного вреда, каким-либо западным интересам.

В то же время мусульманский Восток, Индия, Китай, часть Латинской Америки были на стороне русских.

Впоследствии вялые попытки Запада в переоценке событий с учетом вины Грузии носили характер маневров по дезавуированию его неожиданно проявившихся реальных позиций — ментальной, фактически беспричинной ненависти к России.

С газовым конфликтом в декабре-январе 2008−09 гг. на Украине все стало еще более очевидным.

Дерзкое не правовое поведение украинских властей по вопросам транзита русского газа, притом, что оно наносит прямой огромный вред европейским странам — не влечет практически никакого осуждения ни от правительств Европы, ни от Евросоюза, ни со стороны европейской общественности. В то же время в тех же кругах, нарастает вал негативного отношения к России.

Ей угрожают судебными исками, штрафами, характеризуют как ненадежного делового партнера, вот-вот перейдут к оценке нашей позиции, как прямой энергетической агрессии. То есть, пытаются навязать России свое «под Запад» понимание энергетической политики.

В чем суть этого ново-старого конфликта русских с Европой?

Энергоресурсы стали основой независимости. Независимость, в мире, частью безверном, в известной мере становится аналогом самоидентификации. Части народа — верующая и безверная (которые фактически были всегда, менялось только соотношение этих частей) — сосуществуют во взаимном влиянии… Если мы будем пользоваться энергетическим потенциалом, подчиняясь влиянию Запада, то для безверной доли — это путь к утрате самоидентификации, для верующих — ослабление ограды Церкви, со всеми вытекающими…

Каким может быть адекватный русский ответ? Как бы поступил Александр Невский? Напрашивается, что Святой благоверный князь совершил бы поворот политики в сторону Востока…

По сути, такой современный выбор был бы тоже религиозный — в пользу православия.

Чтобы мирские власти склонились к необходимости такого поворота, нужно, как минимум, соответственное влияние Православной Церкви.

Если же церковь будет нацелена на проникновение в Европу, ради перехода в православие отдельных протестантов, то есть на диалог с Европой, то эти контакты за отдельными исключениями, неизбежно перейдут на бытийный уровень. Европа в целом уже давно не способна к духовному общению. Духовные мотивы действий ей не понятны. Так европейцам и американцам невозможно объяснить, что русские в августе просто защищали слабых осетин. Запад не стал бы просто защищать слабых, без выгоды для себя… Зачем же тратить силы Церкви, если в результате русские все равно получат недоверие или ненависть европейцев и враждебную политику их государств?

Может, кому-то просто нравится окунаться в быт Европы? Тогда при чем здесь мы?

Почему возникают сомнения у православной паствы?

Потому что верующий человек ни при каких обстоятельствах и ни по каким мотивам не может признать безусловно-полезными духовные контакты с конфессиями западных народов, которые не без влияния своих церквей практически исключили Бога из своего сознания. Неизбежными и потому минимально необходимыми — да. Но свидетельствовать там…

Как говорится, «ежу понятно», что Запад, не взявший нас грубой силой и силой своего духа, пытается сейчас взять силой бездуховности. Если отдельные верующие на Западе ищут истинной церкви, то они и сами найдут свой путь к православию. Бог им в помощь!

Ради этих исключений следует ли подвергать нашу Церковь и наш народ риску чужеродного влияния?

Уже очевидно, что следование Церкви в фарватере прозападной светской политики обрекает на неуспех и светские власти.

Может, целесообразно направить усилия церкви на Восток, где, как «вдруг» выяснилось в нынешний кризис, и будут решаться судьбы мира.

Сегодня Россия не раздроблена на княжества и не ослаблена военным поражением, как в 13-м веке. Во взаимоотношениях с Востоком она может выступать ведущей стороной. У Востока, особенно мусульманского, и у русских сегодня основной сегмент мировых энергоресурсов. Они же — мусульмане, единственные, кроме православных, реально верующие в единого Бога. Если догматическое общение с ними неприемлемо, то вполне возможно общение бытовое, житейское. Во многом для нынешних православных оно даже поучительно и духовно. Наши дети от мусульман не научатся содомии, наркотикам, пьянству и безумию потребления… Именно эти признаки «красивой жизни» уже давно типичны для Запада и исправно копируются в судьбах русских детей. Давно понятно, что именно Россию и страны мусульманского ареала Запад будет пытаться поодиночке изолировать, ослаблять, расчленять через компрадоров или в случае выраженной национальной политики попросту завоевывать.

Что касается России, то репетиция изоляции прошла в августе… Сейчас репетируется ослабление через неплатежи за энергоресурсы на фоне кризиса…

Для светских властей, сегодня политический поворот на Восток был бы естественным.

Следует ли РПЦ, занять в этом процессе центральное место?

Сегодня Церковь на пороге судьбоносного выбора патриарха.

Задумаемся, какой патриарх нужен Церкви и России: ориентированный на Запад или на Восток?

Вероятно, есть кто-то из названных или неназванных кандидатами в епископате РПЦ, кто зарекомендовал себя эффективным взаимодействием с Востоком?

Надеюсь, что эти вопросы будут восприняты как существенные и не останутся без ответов.

http://rusk.ru/st.php?idar=113703

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Николай Александров    13.02.2009 16:41
Павел Иванович, прошу, сообщите мне свою эл.почту для подробного письма на тему книги "Слово о семье"
  Дмитриев Павел Иванович    22.01.2009 17:05
Вы думаете почему в Москве миллионы мусульман. Потому что они блокируют китайцев. Не будь мусульман – будут китайцы… С мусульманами мы знает как и что… Столетия нормального опыта… А что с китайцами … никто не знает… Конечно рожали бы сами русские, так и проблемы бы не было. Но мы ведь на запад рвемся.. как велел царь Петр Алексеевич…а на западе уже давно не рожают… значит и нам не надо…
Содомия – нет слов… и мы туда же. Легализация наркотиков и мы вслед за прогрессом…
  Дмитриев Павел Иванович    22.01.2009 16:53
Все -таки не только о миссионерстве речь и даже не сколько о нем… Возвещение Евангелие другим народам – благо. Но… Русь стала святой после того как православие "заточилось" о мусульманство …Вспомним средние века…
А потом мы пошли к христианским народам запада … и утратили патриарха на двести лет. И сейчас все к ним стремимся, в то время как у них на западе содомия – общественная и моральная норма…и нам то же навязывают…А когда навяжут – обратного хода не будет. Будет идти только подсчет праведников…
Как известно Ангелы ходили в Содом не просвещать грешников, а искать праведников… Не нашли…
Нужно идти на сближение с мусульманами и от этого православие только окрепнет. Вторично, сколько мусульман будет обращено или нет. Нам это полезно… Я, в общем-то, о политике…
Уж не говорю о том, что если заговорят пушки никто кроме мусульманских стран не поможет… Но это дела военные…
А поскольку о политике то как то не хочется отдельно об индусах или Китае… Кто там знает как там будет с ними… Я прожил большой кусок жизни среди мусульман. Китайцев и индусов мы знаем лицом к лицу едва несколько лет. А с мусульманами доживаем бок о бок седьмое столетие…Тут, как говорится, все ясно…
Святой и благоверный князь Александ Невский смотрел на Восток…
Времена поменялись, а цели у людей те же… И люди, в сущности, те же…
От нового патриарха, от направления его духовного взгляда будет зависеть многое, в том числе и в политике… Я не о том, что церковь займется политикой, а о том, что духовное направление политики, ее ведь делают люди, идет от церкви…
  Natalya    22.01.2009 16:16
Причем ненависть всех политиков и общества в Европе и Америке была немотивированной, не принимающей никаких аргументов.
***************************
На основании подобных статей и возникает у россиян "немотивированная ненависть" к Европе и Америке. Ну разве можно так обощать? Никакой логики, одни эмоции…печально…
  Филимонов    22.01.2009 14:59
Попробую еще раз. Церковь не ориентирована на "проникновение в Европу".
Церковь, во-первых, следует в европейские страны за своей паствой (основу европейских или американских приходов в большинстве составляют уже не эмигранты и их потомки, а те, кто прибыл за рубеж не так давно, и часто не остается там на ПМЖ, а только работает. Плюс обращенные из местных жителей). Во-вторых Церковь стремится к сотрудничеству со всеми, кто готов взаимодействовать в деле защиты традиционных ценностей, общих и для нас, и для мусульман, и для католиков, и для протестантов. Вспомните блестящее выступление Патриарха Алексия II перед депутатами Европарламента! Он говорил с ними, "как власть имеющий", поднимал темы, которые в политкорректном обществе табуированы. Поэтому наше взаимодействие с обществом Запада – это свидетельство об Истине и обличение греха. Более того, по мере дальнейшей деградации западных религиозных сообществ, не сохранивших чистоты веры, а часто – и апостольского преемства, именно наша Церковь и остается единственной здравой консервативной силой, к которой неизбежно должны тянуться человеческие души, сохранившие в себе возможность слышать голос своей совести и здравых чувств. Чем гуще над Европой сумерки либерализма, тем яснее виден свет Истины Православия.
А теперь о миссии на Востоке. С невероятными усилиями в некоторых странах удалось открыть один-другой храм, явно не для местных жителей. В "дружелюбных к России" странах за обращение мусульман в христианство может грозить смертная казнь. Может ли государство, "направляемое" Церковью, как-то изменить это положение? Сильно сомневаюсь. В Индии христиане регулярно подвергаются гонениям и погромам. "Дружественный" Китай упорно препятствует открытию хотя бы нескольких православных храмов в миллиардной стране. Может ли на это повлиять наша власть, даже если вдруг у нее возникнет такое желание?
А не делать ничего мы просто не имеем права. Хранить и проповедовать Православную Веру – историческая миссия России. И работа, которая ведется пока что в мизерных масштабах и без всякой государственной поддержки, ведется сторонниками той самой "активной миссии", на которую здесь льют столько грязи. Отец Даниил Сысоев, отец Дионисий Поздняев, отец Петр Иванов… Безусловно, их дело должно быть поддержано государством. Как и дело, которое делал Святейший, встречаясь с европейскими светскими и религиозными лидерами, открывая новые приходы на Западе. Этому делу никак не поможешь, заключая политические союзы с азиатскими режимами – на компромисс в вопросах проповеди и веры они не пойдут, хотя бы мы им обещали объявить Америке атомную войну. Нет смысла пытаться воспроизвести печальной памяти проект "Русский ислам". Надо воцерковлять власть в Отечестве, а там уже разберемся, куда двигаться дальше. Воцерковление власти – это и есть одна из главных задач будущего Патриарха. Помоги ему в этом Господь.
  Lucia    22.01.2009 13:39
То, о чем Вы говорите, прекрасно и поздравляю Вас. Но под силу ли нам обратить и окрестить весь Восток? Лично меня в особенности смущают индусы. Немного знаю о них.
  А.В.Шахматов    22.01.2009 11:32
Странное отношение к детям – настрогали, а где Бог был?
  А.В.Шахматов    22.01.2009 11:29
Он уже был православным!, и защитил хозяина и хозяйство Великой Руси!
  А.В.Шахматов    22.01.2009 11:25
Речь идёт- сугубо -о державном духе и настроии, то есть не о политическом и экономическом устройстве США.
  Дмитриев Павел Иванович    22.01.2009 11:10
"Все же хочется надеяться, что мы не до такой степени ВЫНУЖДЕНЫ как Александр Невский обращаться к Востоку"
До такой …Люсенька, до такой… И ничего страшного. Двадцать лет тому искал в жены русскую девчонку чтоб обвечалась со мной. Представте не мог найти. Так замуж пожалуйста, а в церковь ни-ни. Согласилась татарочка. Окрестилась и обвенчались и деток настрогали…

Страницы: | 1 | 2 | 3 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru