Русская линия
Русский дом Татьяна Сергиенко25.04.2005 

Сибирский чудотворец
(Окончание)

Город Мангазея, в котором пострадал святой Василий, сгорел вскоре после того, как мощи мученика оставили этот город. Сейчас на том месте никакого населённого пункта нет; царит разруха и запустение.

Свято-Троицкий Туруханский монастырь был основан в 1660 году по указу царя Алексея Михайловича, к которому обратились с челобитной жители Новой Мангазеи. Первый игумен обители вошёл в историю обители как Тихон Строитель.

В Туруханские пределы игумен Тихон (в миру — Тимофей) бежал из Енисейска от преследований неправедного воеводы Максима Ртищева. Перед уходом на север Тимофей принял в Енисейском монастыре монашеский постриг и испросил благословение на пустынножительство. Но уединение его продолжалось недолго, вскоре вокруг подвижника стали собираться ученики.

Священноигуменство Тихон принял против воли, уступая желанию собравшейся братии. Мощи святого мученика Василия Мангазейского были перенесены им в монастырь в 1670 году. Сам Василий пожелал пребывать своими нетленными мощами только тут, а не в Мангазее и не в Туруханске (Новой Мангазее).

Свято-Троицкий Туруханский монастырь — самый северный монастырь в мире. Ещё севернее есть православные храмы, но не монастыри.

Во все времена в Туруханск отправляли ссыльных. Была тюрьма и на территории монастыря. В эти края обычно ссылали старообрядцев, но также и настоящих преступников. Позже сюда ссылали декабристов. В Туруханской ссылке побывали и многие известные революционеры. В советское время сюда переводили особо «опасных» и неугодных заключённых с Соловков, — Соловецкий лагерь, по сравнению с Туруханском, считался более мягким наказанием.

Свято-Троицкий монастырь как мужской просуществовал до 1917 года. Окончательному разрушению обитель подверглась в 1933 году, были поруганы и мощи святого мученика Василия Мангазейского. О месте их нахождения долгое время ходили легенды.

Почитание святого угодника не угасало никогда: и в советское время в Туруханск приезжали не только туристы, но и паломники, которые прикладывались к стенам храма, превращённого в склад. В 30-е годы, уже после разрушения монастыря, в Туруханской ссылке побывали святители Афанасий (Сахаров) — епископ Ковровский и Кирилл (Смирнов) — митрополит Ярославский. Оба иерарха прославлены в лике святых в сонме новомучеников и исповедников Российских на Соборе 2000 года. Но ещё ранее, в 1924 году, здесь был в ссылке святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Владыка служил в храмах монастыря, проповедовал, работал в городской больнице. Позднее, в 40-е годы, какой-то период он занимал Краснояр скую кафедру. И хотя святитель Лука прославлен как архиепископ Крымский, его с полным основанием можно называть — и называют — архиепископом Красноярским и Енисейским. Святитель особо, наряду с Василием Мангазейским, почитается в Туруханске. Но почитаются оба святых и всей полнотой Вселенской Церкви — в отличие от других сибирских святых, прославленных пока как местночтимые. Всему православному миру, и даже за его пределами, известны чудеса, особенно чудесные исцеления в болезнях, случившиеся по молитве к мученику Василию и святителю Луке. Оба они — именно святые целители.

С 1991 года в Свято-Троицком монастыре возродилась богослужебная жизнь. В 1994 году здесь возникло самое северное сестричество — во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Наконец, в 1996 году, определением Священного Синода, открылся Свято-Троицкий Туруханский мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Агафангел. Не в последнюю очередь благодаря его стараниям возродилось и почитание святого мученика Василия Мангазейского. При восстановлении Соборного Троицкого храма монастыря были чудесным образом обретены нетленные мощи святого. Второе обретение мощей Василия Мангазейского произошло в сентябре 1997 г. С этого момента и началось настоящее почитание святого, сопровождаемое, как и ранее, многими исцелениями, о чём в монастырь приходит множество свидетельств со всех концов России. К мощам мученика круглый год едут паломники, хотя добраться до монастыря не так-то легко: зимой — только на самолёте, в летние месяцы — на теплоходе по Енисею и Тунгуске.

В монастыре — два храма под одной крышей: соборный Троицкий с Благовещенским приделом с северной стороны. Пока шёл ремонт главного храма, все богослужения и братские молебны проходили в Благовещенском храме. Там же стояла и рака с мощами святого Василия Мангазейского. После того как в январе 2004 г. Троицкий храм отреставрировали, святые мощи были перенесены туда и переложены в новую раку. Нынешняя рака — уже седьмое по счёту место, где они покоятся. Первым был наспех сколоченный убийцами гробик, в котором останки нового чудотворца и были обнаружены, брошенные в болотистое место. Вторым местом была рака, изготовленная в мангазейской церкви святого Макария Желтоводского, уже перед перенесением мощей из города Мангазеи, по повелению самого Василия. Однако в явлении Тихону-Строителю Василий сказал, что и новая рака для него не совсем удобна; для перенесения мощей была изготовлена третья, а вторая тоже — по указанию самого мученика — оставлена в Мангазее, где от неё происходили чудеса. В Свято-Троицкой Туруханской обители мощи были переложены в четвёртую, а та, в которой строитель Тихон перенёс их сюда, была поставлена в часовне, выстроенной над его, Тихона, могилой. Пятая как раз и была подарена митрополитом Филофеем; в ней он сам перенёс останки Василия из Троицкой церкви в новую Благовещенскую, «запечатал» в земле и запретил к всеобщему поклонению. Вскоре после перенесения мощей в новый придел, при том же настоятеле, архимандрите Лаврентии, оба храма горели и монастырь перестраивался. На всенародное поклонение какой-то период мощи не выставлялись, но на почитании Святого в обители это не отразилось. Шестая, в которой мощи пребывали после второго их обретения до перенесения в отремонтированный Троицкий храм, оставлена в Благовещенском приделе; в ней хранятся частицы пятой раки, найденные вместе с мощами Василия в сентябре 1997 года.

Большинство икон в храмах — нового письма; но есть и старинные, сохранённые верующими после разрушения монастыря. Среди них — обновившийся по возвращении его в церковь Нерукотворный Лик Спасителя, икона Богоматери Тихвинской, писанная в 1918 году по изгнании из Туруханска большевиков… Самая замечательная икона — храмовый образ Живоначальной Троицы, подаренный обители православными христианами города Норильска в 2000 году к 340-летию со дня основания монастыря. Икона находится в левом углу иконостаса, рядом с ракой Василия Мангазейского.

Троицкий храм с Благовещенским — единственное сохранившееся монастырское строение. Храм является памятником архитектуры и находится под опекой краеведческого музея города Туруханска. Большую часть монастырской территории сейчас занимает пустырь. В Туруханске, расположенном так, что к югу от него тянется тайга, а к северу начинается тундра, множество пустырей. Только с западной стороны храма, перед входом в него, прорастают посаженные монахами деревца. Здесь раньше было монастырское кладбище. А вот то место, где была могилка игумена Тихона и часовня, сейчас оказалось даже за пределами территории монастыря. С южной стороны монастырь не имеет ограды — вместо неё территория обрамляется обрывом, под которым в весенние месяцы плещутся воды Тунгуски. Обрыв каждый год осыпается и с катастрофической быстротой приближается к монастырю. Это — одна из самых насущных проблем обители.

Возрождается монашеская жизнь в первую очередь, конечно, заступничеством небесных покровителей монастыря — святого мученика Василия, Мангазейского Чудотворца, и святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Монахи, составляющие братию монастыря, также собрались из самых разных концов нашего Отечества. Здесь, наверное, было так всегда. Сам мученик Василий был родом из Ярославля; иеромонах Тихон родился и воспитывался в Великом Устюге; в Енисейск он пришёл юношей, а в Туруханские пределы бежал, когда ему было уже сорок три года. Миссия, выпавшая нынешней братии Свято-Троицкого монастыря, сравнима с той, которая досталась первым подвижникам, пришедшим на это место: иеромонаху Тихону, монаху Дионисию и другим. И от теперешних насельников монастыря Господь и святой мученик Василий ждут, может быть, не меньших дел…

Свято-Троицкий Туруханский монастырь и ранее был миссионерским. При нём открылась первая православная школа для проживающих здесь детей инородцев; была переносная церковь для миссионерских путешествий по Эвенкии. И в наше время каждое лето священники монастыря объезжают труднодоступные посёлки Туруханского района, крестят как русское, так и коренное население. Настоятель обители владыка Антоний, архиепископ Красноярский и Енисейский, благословляет открытие новых монастырей и храмов. В посёлке Старый Туруханск заложен камень для часовни; раньше там были две церкви. Часовня будет окормляться монахами Свято-Троицкой обители. Как и раньше, главным миссионером и просветителем сибирских инородцев Светом Христовым становится святой мученик Василий. Коренному населению почти невозможно воспринять ритм церковной жизни, но у него есть какое-то своё особенное отношение к святому Василию; имя его для селькупов и остяков не пустой звук.

Пусть же святой, путями, известными Господу и ему, приведёт к своему почитанию как можно больше людей.



Для тех, кто хочет помочь монастырю, сообщаем реквизиты:

663 230, Россия, Красноярский край, Туруханский р-н, с. Туруханск,
ул. Св. Луки Войно-Ясенецкого, 4, а/я 125. Игумену Агафангелу.
Туруханское ОСБ 2399,
р/с 40 703 810 031 500 099 584,
к/с 30 101 810 800 000 000 000,
БИК 40 407 627, ИНН 2 437 006 455.

«Русский Дом», май 2005 г.

http://www.russdom.ru/2005/20 0505i/20 050 523.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru