Русская линия | Александр Слесарев | 26.12.2008 |
Не удовлетворившись пребыванием в данной псевдоцерковной структуре, Винарт образовал независимую «Евангельскую Католическую Церковь». Пройдя тернистый путь поиска истинной Церкви от католицизма через искушение модернизмом и раскол, Винарт после личного знакомства с ярчайшими представителями русской эмиграции принял решение принять Православие. Переговоры о вхождении в юрисдикцию Западно-Европейского Экзархата Русской Православной Церкви, возглавляемого митрополитом Евлогием (Георгиевским), он начал еще в 1930 г. Однако последовавший вскоре переход митрополита Евлогия в юрисдикционное подчинение Константинопольскому патриарху и произошедшее вследствие этого всеобщее смущение приостановили процесс воссоединения.
Завершение переговоров и вхождение «Евангельской Католической Церкви» в состав Русской Православной Церкви произошло только в конце 1936 г. Обстоятельно изучив историю возникновения и канонический статус присоединяемой церковной единицы, Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) не признал за Шарлем Луи Винартом епископское достоинство и принял его в качестве священника, то есть в той степени священства, которую Винарт получил в Римо-Католической Церкви. Будучи тяжело больным, священник Шарль Винарт сразу же после воссоединения изъявил желание принять монашеский постриг, что и было осуществлено в скором времени. В иноческом звании Винарт получил новое имя Ириней и сразу же после этого был возведен в достоинство архимандрита. Блаженная кончина архимандрита Иринея (Винарта), последовавшая в марте 1937 г., не только лишила молодую православную французскую общину любимого пастыря, но и оставила неразрешенным целый ряд вопросов канонического и литургического характера. Мудрым решением митрополита Сергия (Страгородского) «Евангельская Католическая Церковь», вошедшая в непосредственное подчинение Экзарха Русской Православной Церкви в Западной Европе митрополита Елевферия (Богоявленского), получила наименование «Западная Православная Церковь» с правом совершения богослужений по древнему западному галликанскому обряду. Столь несвойственный для Православия отход от византийской литургической традиции был допущен Патриаршим Местоблюстителем с целью более продуктивного православного миссионерского служения в Западной Европе [1].
В начале 1937 г. духовное руководство в православных общинах западной традиции совершали священники Дионисий Шамбо [2] и Евграф Ковалевский [3]. В 1938 г. митрополитом Елевферием было утверждено «Положение об управлении западно-православными приходами», согласно которому «Западная Православная Церковь» представляла собой особый благочиннический округ во главе с благочинным, подчиненным Экзарху Русской Православной Церкви в Западной Европе. Данное Положение предоставляло определенную степень независимости внутренней жизни приходов западного обряда [4]. Первым благочинным был назначен священник Михаил Бельский. Впоследствии должность благочинного последовательно занимали иеромонах Стефан (Светозаров) и священник Люсьен Шамбо.
В 1944 г. трудами священника Люсьена было положено начало православному монашеству западного обряда, для которого был избран бенедиктинский устав. Отец Люсьен принял монашество с именем Дионисий и сам совершил несколько монашеских пострижений. В этом же году православное бенедиктинское братство и его монашеский устав получили официальное утверждение со стороны священноначалия Русской Православной Церкви [5].
В том же 1944 г. священник Евграф Ковалевский открыл в Париже православное учебное заведение под названием «Литургический центр святого Иринея Лионского», позднее преобразованный в Богословский Институт святого Дионисия. Следует отметить, что данный Институт имел весьма серьезный научный потенциал, поскольку в нем преподавали как представители русской богословской элиты, так и французские светские профессора теологии [6]. Некоторое время ректором Института был известный православный богослов Владимир Николаевич Лосский. А среди ярчайших выпускников и преподавателей Института св. Дионисия можно отметить крупнейшего специалиста в области церковного права архиепископа Нью-Йоркского и Нью-Джерсийского Петра (Л'Юилье), являвшегося вплоть до своей кончины в ноябре 2007 г. иерархом Православной Церкви Америки.
В 1951—1952 гг. в Западно-Европейском Экзархате встал вопрос избрания нового архиерея Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) для служения во Франции. Одним из условий для кандидатов было обязательное наличие французского гражданства. Протоиерей Евграф Ковалевский воспринял сложившуюся ситуацию как шанс для реализации своего давнего желания получить посвящение в архиерейское достоинство, однако был избран не он, а архимандрит Николай (Еремин). В 1953 г. протоиерей Евграф, совместно с группой своих приверженцев из числа прихожан, расколол «Западную Православную Церковь» и разорвал церковное общение с Московским Патриархатом. Возглавляемая им группировка получила название «Французская Православная Церковь». Примечательно, что еще за несколько лет до ухода в раскол протоиерей Евграф тайно зарегистрировал Устав религиозной организации и саму организацию под названием «Французская Православная Церковь». Вместе с Ковалевским из юрисдикции Московского Патриархата вышел и Богословский Институт св. Дионисия [7].
В 1960 г. «Французская Православная Церковь» вошла в состав Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), где получила наименование «Православная Католическая Церковь Франции». Присоединение группы последователей протоиерея Евграфа Ковалевского к РПЦЗ осуществлял епископ Брюссельский и Западноевропейский Иоанн (Максимович), ныне прославленный Синодом Русской Зарубежной Церкви в лике святых. Основными условиями воссоединения были сохранение за общинами латинской традиции автономного статуса наравне с правом совершения богослужений по галликанскому обряду [8].
Следует отметить, что архиепископ Иоанн (Максимович), управлявший Западно-Европейской епархией РПЦЗ с 1951 по 1963 гг., с большим пиететом относился к древней галликанской литургической традиции. В ее возрождении он усматривал не только возврат к богослужебному многообразию древней неразделенной Церкви, но и видел огромный потенциал для православной миссии в западном мире. Благодаря стараниям архиепископа Иоанна в 1964 г. в составе Русской Православной Церкви Заграницей была учреждена Сен-Денийская епископская кафедра, включавшая в себя приходы западного обряда. Для управления новообразованной епархией протоиерей Евграф Ковалевский, предварительно постриженный в монашество с именем Иоанн-Нектарий, был рукоположен в сан епископа.
Несмотря на явный успех миссионерского служения, осуществлявшегося духовенством Сен-Денийской епархии в условиях западноевропейской культурной традиции, вопрос допустимости существования западного обряда в Православии неоднократно подымался в среде духовенства и иерархии Русской Зарубежной Церкви. Настроения консерватизма и традиционализма, столь характерные для Православной Церкви в целом, в особой степени были присущи Русской Православной Церкви Заграницей во все периоды ее существования. Этим и было обусловлено то, что сразу же после кончины архиепископа Иоанна (Максимовича), последовавшей в 1966 г., со стороны епископата РПЦЗ началось сильное давление на французских православных с целью их возвращения к восточной богослужебной традиции. Активное сопротивление означенным тенденциям и твердая убежденность в необходимости сохранения православных приходов западного обряда привело в том же 1966 г. к извержению епископа Сен-Денийского Иоанна-Нектария (Ковалевского) из священного сана, что, однако, им не было признанно.
Низложение Иоанна-Нектария повлекло за собой выход значительной части священнослужителей и приходов «Православной Католической Церкви Франции» из состава Русской Зарубежной Церкви. На протяжении четырех лет «епископ Сен-Денийский» продолжал возглавление абсолютно независимой епархии галликанского обряда, не оставляя попыток урегулирования ее канонического статуса. Начав еще в 1967 г. переговоры с Румынским патриархом Юстинианом и не успев их завершить, «епископ» Иоанн-Нектарий (Ковалевский) скончался в январе 1970 г., пребывая в состоянии раскола. Присоединение «Православной Католической Церкви Франции» к канонической Румынской Православной Церкви состоялось только в 1972 г., после чего румынскими иерархами сразу же был рукоположен новый епископ Сен-Денийский Герман (Бертран-Харди) [9].
В 1993 г. «Православная Католическая Церковь Франции» вышла из подчинения Румынскому Патриархату и с тех пор является абсолютно независимой. Во главе данной церковной структуры вот уже более 35 лет пребывает епископ Сен-Денийский Герман (Бертран-Харди). В настоящее время в составе «Православной Католической Церкви Франции» состоит около 30 приходов и 1 монастырь [10].
Рассмотрение истории французского Православия западного обряда не обретет необходимой завершенности без упоминания о судьбе той части, «Православной Католической Церкви Франции», которая в 1966 г. не последовала примеру низложенного епископа Иоанна-Нектария (Ковалевского) и продолжила свое пребывание в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.
Раскол епископа Иоанна-Нектария повлек за собой упразднение Сен-Денийской епархии РПЦЗ. Немногочисленные оставшиеся французские приходы западного обряда вошли в состав Женевской и Западно-Европейской епархии РПЦЗ, возглавлявшейся на протяжении тридцати лет архиепископом Антонием (Бартошевичем) (1963−1993 гг.).
Несмотря на то, что традиция совершения западного обряда в Русской Зарубежной Церкви была упразднена, приходам бывшей Сен-Денийской епархии было дозволено совершение византийского богослужения на французском языке. Кроме того, из осколков Сен-Денийской епархии была образована «Французская Православная Миссия», имевшая особый церковный статус и по-прежнему ориентированная на православное миссионерское служение в западном мире. Наиболее активным клириком Миссии был священник Амвросий (Фонтрие) [11]. Его трудами в 1960—1982 гг. была проведена большая работа по переводу на французский язык святоотеческой литературы, изъяснению богослужений, написанию икон и православной катехизации. Кроме того, были образованы новые приходы в Париже, Лионе и других местах Франции. Во второй половине 1980-х гг. священниками «Французской Миссии» были основаны церковный приход западного обряда в Великобритании и братство имени святого Григория Паламы, целью которого было свидетельство западному христианству о Православии и «противостояние экуменизму» [12].
В 1986 г. в Русской Православной Церкви Заграницей произошло большое смущение, вызванное громкими обвинениями насельников Бостонского Спасо-Преображенского мужского монастыря в адрес священноначалия, которое якобы было подвержено «ереси экуменизма» [13]. Ригористичный архимандрит Амвросий (Фонтрие) заявил о своем несогласии с внутрицерковной политикой, проводимой Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием (Устиновым), и заявил о выходе «Французской Православной Миссии» из канонического подчинения Синоду Русской Зарубежной Церкви. Одной из побуждающих причин ухода архимандрита Амвросия было его недовольство правящим архиереем Западно-Европейской епархии архиепископом Антонием (Бартошевичем). Испытывая большие симпатии к греческим раскольникам-старокалендаристам [14], начальник «Французской Православной Миссии» обвинил своего правящего архиерея в недоверии греческим «собратьям», а также в потворстве открытию на территории епархии церковных приходов, совершающих богослужения по новому календарному стилю. Более того, совесть архимандрита Амвросия сильно смущало то обстоятельство, что архиепископ Антоний (Бартошевич) являлся единственным иерархом РПЦЗ, не подписавшимся в 1969 г. под синодальным постановлением о признании действительности иерархии старостильного «флоринитского» Синода Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции [15].
Отделение «Французской Православной Миссии» от Русской Зарубежной Церкви проходило одновременно с выходом из юрисдикции РПЦЗ Бостонского Спасо-Преображенского монастыря. Обе церковные структуры были сразу же приняты в юрисдикцию старостильного «авксентьевского» Синода Церкви ИПХ Греции. В 1988 г. «Французская Православная Миссия» была преобразована во «Французский Экзархат» «авксентьевского» Синода. В 1988—1995 гг. на должности Экзарха пребывал клирик бывшей «Французской Миссии» иерей Патрикий. Начиная с 1986 г. для «Французского Экзархата» регулярно совершались хиротонии священнослужителей, проводимые Первоиерархом «авксентьевского» Синода «архиепископом Афинским и всей Греции» Авксентием (Пастрасом) [16].
В 1989 г. для французских приходов «авксентьевцы» рукоположили епископа Лугундского и Галльского Фотия (Терещенко) (позднее епископ Лионский), бывшего насельника Бостонского Спасо-Преображенского монастыря, который получил титул «Экзарха Западной Европы». При посредническом содействии епископа Фотия в 1991 г. в общение с «авксентьевским» Синодом вступили священник Сергий Онуфриев из Москвы («лазаревская» ветвь Российской Катакомбной Церкви) [17], монастырская община и два прихода из Тамбова. В этом же году были образованы новые приходы Французского Экзархата, как во Франции, так и один приход в Генуе (Италия) [18].
Основатель «Французской Православной Миссии» архимандрит Амвросий (Фонтрие) умер 1/14 января 1992 г. [19]
В 1996 г. состоялась епископская хиротония второго архиерея «Французского Экзархата». 23 сентября/16 октября епископами Лионским Фотием (Терещенко) и Бостонским Ефремом («Святая Православная Церковь Северной Америки») архимандрит Филарет (Мор) был посвящен во епископа Парижского [20]
После смерти «архиепископа Афинского» Авксентия (Пастраса), последовавшей в 1996 г., возникло противостояние между руководством «Французского Экзархата» и их греческим Первоиерархом. Недовольство внутрицерковной политикой, проводимой новым «архиепископом Афинским» Максимом (Валлианатосом), Председателем «авксентьевского» Синода, побудила в 1997 г. иерархов «Православной Церкви Франции» и «Святой Православной Церкви Северной Америки» разорвать церковное общение с данным греческим старостильническим Синодом. С этого времени французские иерархи номинально входили в состав «Бостонского Синода» и подчинялись его главе митрополиту Бостонскому Ефрему [21].
В 1997 г., спустя краткое время после разрыва с «авксентьевским» Синодом, епископ Лионский Фотий (Терещенко) подал митрополиту Бостонскому Ефрему прошение о сложении с себя архипастырских обязанностей и о выходе за штат. Управление Французской епархией было вверено викарному епископу Парижскому Филарету (Мору). В отношении к «Бостонскому Синоду» епископ Филарет избрал политику дистанцирования и всегда старался подчеркивать свою административную независимость. Формально являясь членом Синода «Святой Православной Церкви Северной Америки», он долгое время не признавал за американскими иерархами определяющей роли в жизни своей епархии, которая им именовалась не иначе, как «Французская епархия Церкви ИПХ Греции» или «Православная Церковь Франции». В 2001 г. епископ Филарет (Мор) сменил свою юрисдикционную принадлежность, присоединившись к другому направлению греческого старостильничества, именуемому «каллиникитским» Синодом Церкви ИПХ Греции. В данной группировке епископ Филарет был удостоен титула «митрополита Французского, Экзарха „каллиникитского“ Синода в Западной Европе» [22].
В настоящее время в составе Западноевропейского Экзархата «каллиникитского» Синода Церкви ИПХ Греции пребывает 7 приходов во Франции, 1 в Италии (Генуя) и 2 в Великобритании. Официальным органом «Православной Церкви Франции» является журнал «La Lumiere du Thabor» («Фаворский свет») [23].
Рассмотрение истории движения за восстановление западного обряда в Православии, начавшегося в первой половине ХХ века и к настоящему времени выродившегося в церковную схизму, может послужить прекрасным уроком для будущих поколений церковных служителей и миссионеров. Ясное понимание универсальности христианства, его открытости ко многим культурным традициям отличавшие церковную политику митрополита Сергия (Страгородского) и архиепископа Иоанна (Максимовича), содействовали плодотворному осуществлению миссионерского служения Православной Церкви в Западной Европе. И напротив, консервативный подход, отождествляющий христианство лишь только с византийской богослужебной практикой, воспрепятствовал творческому развитию западноевропейской церковной миссии, максимально адаптированной к окружающему ее культурному контексту. В этой связи новую остроту и актуальность приобретают слова блаженного Августина, который еще в начале V века учил о том, что в главном должно быть единство, во второстепенном свобода и во всем любовь.
Слесарев Александр Валерьевич,
кандидат богословия, преподаватель Минской Духовной семинарии
Примечания:
1 — Ведерников А. Архимандрит Дионисий (Шамбо) (некролог) // Журнал Московской Патриархии.- 1965.- № 8.- С. 28; Бурега В. В. Жизнь и церковная деятельность архимандрита Дионисия (Шамбо) // Церковь и время.- М.: ОВЦС МП.- 2006.- № 3 (36).- С. 123−124.
2 — Род. в 1899 г. В 1922 г. присоединился к «Евангельской Католической Церкви» и в 1925 г. был рукоположен во священника. В состав РПЦ МП был принят в декабре 1936 г. в качестве мирянина, но уже в январе 1937 г. был рукоположен во священника. В 1944 г. пострижен в монашество. Во игумена возведен в 1945 г., а во архимандрита в 1949 г. Умер в 1965 г.
3 — Род. в 1905 г. Будучи членом «Евангельской Католической Церкви», являлся ближайшим сподвижником Луи Шарля Винарта. К РПЦ МП присоединился в 1937 г. Во иерея рукоположен в марте 1937 г. Основатель православного братства имени святого Фотия и Богословского Института святого Дионисия.
4 — Бурега В. В. Жизнь и церковная деятельность архимандрита Дионисия (Шамбо) // Церковь и время.- М.: ОВЦС МП.- 2006.- № 3 (36).- С. 126−127.
5 — Ведерников А. Архимандрит Дионисий (Шамбо)… С. 28−29; Бурега В. В. Указ. соч.- С.129−130.
6 — Бурега В. В. Указ. соч.- С. 131, 134; Жуньеви К. Попытка создания галликанской Церкви: Католическая Православная Церковь Франции (ECOF). Историческая справка // Альфа и Омега.- 2002.- № 4(34).- С. 330
7 — Бурега В. В. Указ. соч.- С. 143−144.
8 — Жуньеви К. Указ. соч.- С. 331; Monseigneur JEAN, l’archevkque de Saint-Denis // EGLISE ORTHODOXE DE FRANCE [Электронный ресурс].- 2007.- Режим доступа: http://orthodoxie.free.fr/_derived/oeuvres_mgr_jean.htm — Дата доступа: 23.11.2007.
9 — 2007.- Режим доступа: http://orthodoxie.free.fr/_derived/oeuvres_mgr_jean.htm — Дата доступа: 23.11.2007.
Жуньеви К. Указ. соч.- С. 331; Серафим (Роуз), иеромонах; Герман (Подмошенский), игумен. Блаженный Иоанн Чудотворец.- М.: Правило веры, 1993.- С. 284.
10 — Французская католическая православная церковь // Иерархия восточных и католических церквей. [Электронный ресурс].- 2006.- Режим доступа: http://hierarchy.religare.ru/h-westorth-foc.html — Дата доступа: 15.11.2006.
11 — Род. в 1917 г. Происходил из греко-французской семьи. Находясь в юрисдикции Западно-Европейского Экзархата Константинопольского Патриархата в 1942 г. принял монашество, диаконскую и священническую хиротонию от митрополита Евлогия (Георгиевского). Некоторое время находился в юрисдикции РПЦЗ. Многие годы являлся настоятелем прихода в Марселе и был удостоен звания архимандрита. Режим доступа: http://www.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm — Дата доступа: 24.05.2007.)
12 — Режим доступа: http://www.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm/ — Дата доступа: 15.11.2006.
13 — Подробное изложение истинных причин громкого скандала, охватившего РПЦЗ в 1986 г. приводится в нашей статье «Святая Православная Церковь Северной Америки» («Бостонский Синод», Истинная Православная Церковь Греции) размещенной на веб-сайте Минской Духовной Семинарии.
14 — Старостильный раскол возник в Элладской Православной Церкви сразу после проведения церковной календарной реформы, произошедшей в 1924 г. и предполагавшей замену юлианского календаря так называемым новоюлианским, фактически совпадающим с используемым в гражданской жизни календарем григорианским. За свою восьмидесятилетнюю историю старостильный раскол проявил высокую динамику дробления и образования новых псевдоцерковных структур, претендующих на статус Поместной Православной Церкви. По состоянию на июнь 2007 г. в мире существовало 10 независимых старостильнических юрисдикций в Греции, 1 в Румынии, 1 в Болгарии, 3 на территории Западной Европы и 5 в Соединенных Штатах Америки.
15 — Мосс Владимир. Православная Церковь на перепутье (1917−1999).- СПб.: Алетейя, 2001.- С. 287.
16 — Режим доступа: http://www.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm — Дата доступа: 15.11.2006.
17 — Более подробная информация о Российской Катакомбной Церкви содержится в нашей статье «Российская Православная Катакомбная Церковь в Белоруссии: история и современность», размещенной на веб-сайте Минской Духовной Семинарии.
18 — Режим доступа: http://www.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm — - Дата доступа: 15.11.2006.
19 — Режим доступа: http://www.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm — Дата доступа: 24.05.2007.
20 — Режим доступа: http://www.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm — Дата доступа: 15.11.2006.
21 — Более подробная информация о данной псевдоцерковной структуре приводится в нашей статье «Святая Православная Церковь Северной Америки» («Бостонский Синод», Истинная Православная Церковь Греции) размещенной на веб-сайте Минской Духовной Семинарии.
22 — Режим доступа: http://www.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm — Дата доступа: 15.11.2006.
23 — Eglise des Vrais Christiens Orthodoxes Synode de Mgr Macaire, а Athиnes // Liste des paroisses orthodoxes en France non dependantes des patriarcats historiques [Электронный ресурс]. — 2007. — Режим доступа: http://annuaire-orthodoxie.site.voila.fr/ — Дата доступа: 21.11.2007.
Режим доступа: http://www.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm — Дата доступа: 31.05.2007.
На фотографиях:
Фото 1. Архимандрит Дионисий (Шамбо)
Фото 2. Протоиерей Евграф Ковалевский
Фото 3. Святитель Иоанн (Максимович)
Фото 4. Архиерейская хиротония епископа Сен-Денийского Иоанна-Нектария (Ковалевского) Илл. 1,2
Фото 5. Епископ Сен-Денийский Иоанн-Нектарий (Ковалевский)
Фото 6. Епископ Сен-Денийский Герман (Бертран-Харди)
Фото 7. Архиепископ Женевский и Западноевропейский Антоний (Бартошевич)
Фото 8. «Архиепископ Афинский и всей Греции» Авксентий (Пастрас), Первоиерарх «авксентьевского» Синода Церкви ИПХ Греции
Фото 9. Архимандрит Амвросий (Фонтрие)
http://rusk.ru/st.php?idar=113631
|