Русская линия
Русская линия Галина Резапкина19.12.2008 

Убойная сила слова

Рецензия на учебник Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В. Литература. Путь к станции «Я»: Учебник-хрестоматия для 7 класса. — 2-е изд., испр. и доп. — В 2 кн. — М.: Баласс, 2005. — 288 с.: ил. — (Образовательная система «Школа 2100». Свободный ум).

«Какие они счастливые! О них узнает вся страна», — мечтательно сказала семиклассница из подмосковной Балашихи на похоронах трех своих одноклассниц, которые, взявшись за руки, выпрыгнули из окна квартиры на девятом этаже.

Ассоциативная память извлекла из запасников этот случай во время чтения учебника Бунеевых по литературе «Путь к станции «Я» для 7-го класса. Интерес к книге был подогрет случайной фразой мамы семиклассницы о том, что дети скачивают из интернета полную версию «Синей травы» — дневника наркоманки, фрагмент из которого изучается на уроке. Неплохая рекомендация! А еще говорят, что современные дети мало читают! Заинтригованная, отправляюсь в Интернет за «Синей травой». Анонимный отзыв на книгу:

«Бьет по мозгам сильно, конечно. Но впечатление неоднозначное — своему 12-летнему сыну, скорее всего, читать не дам. Если мне стало страшновато, то подросток может запомнить в этой книге совсем другое — прикольные улеты и свободный подростковый секс под наркотиками».

Сильно сомневаюсь, что это — подлинный дневник пятнадцатилетний американской наркоманки. Слишком литературно, слишком смачно описаны ощущения американской школьницы, употребляющей наркотики, потерявшей девственность и озабоченной возможной беременностью, ушедшей из дома и испытавшей самые страшные унижения и надругательства за дозу наркотика.

Действительно, о чем еще думать нашим семиклассницам. До ЕГЭ и профильного класса дожить еще надо… Бедные дети! Уж лучше пусть прогуливают уроки и получают двойки за невыученные уроки, чем изучают такую литературу!

Подростки должны ответить на вопрос, «что же подтолкнуло героиню вступить на ужасный путь, приведший ее к гибели?» По мнению авторов, «трагедия героини прежде всего в боязни индивидуальности, в слабости характера, в неспособности сопротивляться обстоятельствам» (Е.Барова, Методические рекомендации к учебнику, с.94).

Ложные посылки, уводящие от истинных причин трагедии!
«Героиня Д.п.н., к сожалению, не нашла себе серьезного занятия, может быть, как раз потому, что в ее жизни в целом все было благополучно, а проблемы ее носили несколько надуманный характер» (Е.Барова, Методические рекомендации к учебнику, с.94).

Как-то все неубедительно. А что мешала героине найти серьезное занятие? Что можно считать серьезным занятием в 15 лет? Что такое благополучие и как его отсутствие или присутствие соотносится с подростковыми проблемами? И самое главное — что надо делать, чтобы это не случилось ни с тобой, ни с твоим другом? Авторы вступили на очень скользкую тропу, по которой не смогли ни сами пройти, ни детей провести.

Многие люди наивно считают, что самое лучшее воспитание — это запугивание. Прочитает подросток о страшном конце сверстника, который не слушался родителей — и будет слушаться. Возможно, да. Только надо знать, для какого психотипа допустимо такое воздействие, в какой форме и в каком возрасте. Иначе получится обратный эффект.

Это — как прививка. Качественная, сделанная в нужный момент и по всем правилам здоровому ребенку — поможет. Если нарушено одно или несколько условий — последствия могут быть серьезнее теоретически возможной болезни.

Авторы уверяют, что чтение такой литературы — своего рода профилактика наркомании, а также алкоголизма, нежелательной беременности и спида. Это справедливо для определенной категории подростков, например, тревожно-мнительных. Демонстративных подростков, которых хотят быть в центре внимания любой ценой, даже ценой своей жизни, такое чтиво может спровоцировать на поступки, от которых взрослые так неуклюже стараются их оградить. Причем демонстративных сейчас намного больше, чем 10−15 лет назад.

Из методических рекомендаций Е. Баровой узнаем, что «учебник «Путь к станции «Я» представляет собой совершенно новый этап в работе авторов…. учебник помогает подростку, отроку постичь себя, причем не только через великолепные образцы художественной литературы, но и через форму, логику и композицию самой учебной книги».

Сквозной персонаж, ведущий подростков по своих дневниковых записей — студент Алексей (вероятно, он лет на пять-шесть старше учеников, которым адресован учебник). В юности пять лет — целая вечность. Алексей по замыслу авторов ищет смысл жизни и вовлекает в это занятие семиклассников.

Кроме «Синей травы» семиклассники должны прочитать фрагменты «Былого и дум» Герцена, наводившего тоску еще на их родителей; «Детства» Толстого и Горького; «Мне скоро шестнадцать» М. Цветаевой (семиклассникам, кстати, на три года меньше); Ш. Бронте «Джен Эйр»; жесткий рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки»; «Слепой музыкант» В. Короленко; дневник Анны Франк «Погибель"… Не уверена, что все эти тексты семиклассники станут разыскивать в интернете и библиотеках с таким же энтузиазмом, как «Дневник пятнадцатилетней наркоманки».

Читать и анализировать в течение года произвольно выхваченные отрывки из чужих дневников и мемуаров — удовольствие на любителя. Должна же быть в этом какая-то сверхзадача? Что объединяет авторов разных эпох и стран, собранных на страницах учебника, который, по замыслу авторов, должен помочь подростку пройти путь до станции «Я» через полустанки «Я и детство», «Я и другие», «Я и мир»?

Герои большинства текстов, включенных в хрестоматию, трагически погибают в подростковом возрасте. Остальные испытывают нравственные потрясения, которые накладывают отпечаток на всю их жизнь.

Главы из книги Л. Кассиля «Ранний восход. Дневник Коли Дмитриева». «Учитель может сообщить учащимся, что в 1949 году Лев Кассиль попал на выставку произведений Коли Дмитриева, трагически погибшего в 15 лет 12 августа 1947 года. Писатель был настолько поражен и пленен увиденным, что решил написать о юном художнике книгу…». Текст начинается с четвертой главы второй части. Вопросы к тексту: Объясни, как ты понимаешь смысл названия глав и т. д. Но для этого нужно читать текст целиком, что не предполагается!

Смерть предстает в поэтизированном виде. О серьезных вещах говорится мимоходом, вскользь: «Не сотвори себе кумира!.. Вся история человечества — это построение и разрушение памятников». Рядом неразборчивый ксерокс с картины Босха «Вавилонская башня"… И вопросы к тексту: «Нужны ли людям кумиры? Есть ли кумиры у тебя? За что ты их любишь?» Из контекста занятий учащимся должно быть понятно, что творить кумиров — плохо. А почему плохо? А что хорошо?

Из заключения Российской академии образования о работе экспериментальной площадки Российской академии образования «Образовательная система «Школа 2100»» и использовании ее в широкой практике: — учебники формируют у ученика целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач…»

Целостная система знаний подростка о себе и своем месте в мире на страницах учебника выглядит очень однобоко и безрадостно: конфликты, болезни, грязь, насилие, непонимание окружающих, смерть… Зачем все это? Чтобы вогнать читателей в депрессию, откуда — один шаг до раскрытого окна? Филологам очевидна убойная сила слова: предсмертные стихи Есенина спровоцировали эпидемию самоубийств.

Раздел Я и Я. На шмуц-титуле — фрагмент работы Дали «Рождение человека». Человек мучительно выбирается из яйца. А смысл? Посмотрим, что думают по этому поводу классики.

Стихотворение А. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный». Вопросы к учащимся: О каком душевном состоянии поэта говорят строки стихотворения? Найди философские размышления поэта о жизни. Что его заставляет страдать? В чем видит поэт свое предназначенье? Попробуй доказать на примере прочитанных тобою произведений А.С.Пушкина справедливость последних строк второй строфы.
Последние строки второй строфы звучат так:
…Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?…

Непонятно, что ребята должны здесь доказывать.

Предвкушаю анализ знаменитого поэтического диалога Пушкина и митрополита Филарета. Интересно, что думают о нем школьники, как воспринимают стихотворение «Дар напрасный, дар случайный», написанное поэтом в свой 29-й день рождения, блистательный ответ митрополита и ответный ход Пушкина — стихотворение «В часы забав иль праздной скуки»? Считают ли они ответ митрополита Филарета пародией на пушкинские стихи или палинодией, то есть отрицанием того, что сказано в оригинальном тексте?

Ничего этого нет. А есть примитивные и сумбурные методические рекомендации к уроку «Дар напрасный? Дар случайный?»: «Мы не видим противоречия в содержании 2-й и 3-й строф: поэт страдает именно потому, что такой человек, как он, осознающий свой талант, богатство духа, не может найти применения себе в «однозвучном шуме жизни».

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Вопросы, заданные поэтом в минуты уныния, тяжелыми гроздьями повисают над бедными головами семиклассников. Вероятно, чтобы закрепить полученный эффект — стихотворение Н. Огарева «Хандра»:

Бывают дни, когда душа пуста:
Ни мыслей нет, ни чувств, молчат уста,
Равно печаль и радости постылы,
И в теле лень, и двигаться нет силы.
Напрасно ищешь, чем бы ум занять, —
Противно видеть, слышать, понимать,
И только бесконечно давит скука,
И кажется, что жить — такая мука!

Затем — «Пока горит свеча» А. Макаревича, лучшая, на мой взгляд, песня «Машины времени», которая в стихотворном виде теряет многое, если не все. Вряд ли когда-нибудь Андрей Вадимович мечтал попасть в учебник литературы для 7-го класса. Итоговой работой по данной теме должно стать лирическое размышление «Бывают дни…». Чтобы задать мыслям ребят правильное направление, водитель по учебнику студент Алексей читает любимое место из дневника Печорина: «Что ж? Умереть так умереть: потеря для мира небольшая: да и мне самому порядочно уже скучно».

Уверена, что такая литература придется по вкусу поклонникам модного сейчас в молодежной среде эмо-стиля — унылым подросткам в черном, которые видят вокруг только мерзость, отгораживаются от мира длинными черно-красными челками и периодически режут себе вены таким образом, чтобы их было несложно спасти.

Авторы учебника не обманули. В книге есть и «строгая логическая последовательность, оригинальность композиции, единство нравственной проблематики, наличие внутренней ассоциативной и смысловой взаимосвязи всех разделов».

«Логично» и «последовательно» детей ведут в трясину уныния. «Нравственная проблематика» сводится к актуализации негативных переживаний. Есть в учебники и светлые станицы, такие, как «Алые паруса» А.Грина. Но они растворяются в массе тенденциозно подобранных литературных произведений, моделирующих картину мира, в котором не хочется жить. Герои произведений, с которыми невольно будут идентифицировать себя семиклассники, представлены жертвами и мучениками, как на кощунственной картине В. Овчинникова «Св.Себастьян», приведенной в качестве иллюстрации к «Дневникам Адриана Моула» С.Таунсенд. Вообще интересно, изучают ли русскую литературу в английских и американских школах в таком объеме, как русские дети — англоязычную?

Большинство иллюстраций отвратительного качества, которое нейтрализует «воспитательное» воздействие картин Босха, Ван Гога, Гойя, Дали, Пикассо…

Но, судя по ответу директора департамента государственной политики в образовании И.И.Калины на обращение родителей по поводу качества учебной литературы, в жизни все не так плохо, как в этом учебнике:

«В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» выбор учебников из утвержденных федеральных перечней, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, относится к компетенции и ответственности образовательного учреждения. Учебную литературу выбирает школа, и это должен быть выбор, согласованный с органом общественного управления образовательным учреждением (Советом школы, попечительским советом, общим собранием, педагогическим советом), а также с учетом мнения родительской общественности».

Галина Владимировна Резапкина, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления (Москва), преподаватель Института практической психологии личности при МГУ

http://rusk.ru/st.php?idar=113611

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Галина Резапкина    20.12.2008 14:07
Братья и сестры! Я недавно на этом сайте, такое чувство, что люди здесь умные и осторожные :) Все чаще думаю о том, что в дополнении к критике надо предлагать другие варианты – талантливые, яркие программы и хрестоматии, которые без занудства будут учить детей любви к Богу и людям. Если кто "дозреет" до участия в создании если не учебника, то факультативного курса (литература+ искусство+ история+… ) – пишите.
  Lucia    20.12.2008 13:47
Я думаю, всем нам стоит попытаться. Все мы учились понемногу и что-то поняли. Отчего не поделиться?
  Ирина Павлова    20.12.2008 13:00
Полностью с Вами согласна, примерно неделю назад написала про этоже в своем блоге!
Представляете :) я хотел спросить, может ссылками обменяемся? e-mail в комментарии.
  Василий Ч.    20.12.2008 01:06
Я же сказал, что не вернусь :-))
Учебники писать не пробовал, но думаю – смог бы :-)))

Только надо прочитать хотя бы учебник по написанию учебников какой-нибудь.
Или дореволюционный образец. :-))

Благословляете?
  Lucia    19.12.2008 23:27
А Вы можете написать хороший учебник? Или хотя несколько глав? Вы же специалист в определенной области. Или хотя бы книжку для детей. Потому что все они. посвященные телу, здоровью, анатомии и написанные для детей, не очень хороши.
  Провинциал    19.12.2008 18:03
Прошу простить, если чем-либо обидел.
Я вполне уважаю Вас, как собеседника, независимо от расхождения (возможного) во взглядах.
Я согласен с тем, что ныне православию учат (там, где возможно) плохо. Учение в православных школах (воскресных и нет) не дает зачастую для души ребенка ничего, улица его быстро захватывает, и он пускается во все тяжкие, насмехаясь на верующими. Примеры имеются.
Причины, правда, не только в обучении, но и в воспитании (особенно в семье) и в окружении.
Не согласен с Вами в том, что для хорошего обучения и развития необходимо нарушать или изменять каноны. Они – от апостолов и свв. отцов. Они в принципе НЕ МОГУТ мешать. Я знаю замечательных детей, воспитанных в воскресных школах и кадетских заведениях в полной строгости канонов. И знаю людей с двойной совестью и совершенно неправославных, вышедших из семинарий и духовных школ. Несмотря на либерализм, доведенный почти до ереси в обучении. Это наоборот – развращает.
Приходилось читать отчет об инспекции Киевской духовной академии 19-го века. Там прямо говорится о разлагающем либерализме, результатом чего стало грубое нарушение семинаристами и обучающимися священниками элементарных норм жизни, вплоть до неверия и атеизма. Священники ели колбасу и пили водку перед богослужением, молодые семинаристы занимались непристойным сочинительством и блудом. Куда уж либеральнее! Каноны им мешали?
Кому же они ныне мешают, чему и как?
Я полагаю совершенно не связанными два вопроса: плохое православное обучение (литература) и соблюдение канонов.
Еще раз: не обижайтесь!
  Провинциал    19.12.2008 12:54
Не унывайте! Что невозможно человеку – посильно Господу. Он одних людей вразумляет, других приводит к самоуничтожению. У нас есть обетования святых о возрожденной России.
  Василий Ч.    19.12.2008 11:33
Цитата:
  А истина полна сама по себе. Живая горячая вера и слово от души сделают любой учебник читаемым. Это элементарно, достаточно почитать лучшие произведения этого рода из дореволюционных изданий.
 


Вы меня не поняли, к сожалению.
А я с Вами полностью согласен.

Совершенно верно, что ЖИВАЯ ГОРЯЧАЯ ВЕРА И СЛОВО от души сделают любой учебник читаемым.

Но одной ЧИТАЕМОСТИ мало. Понимаете?

Ругать плохие учебники можно до бесконечности.
И это надо делать.
И учиться по дореволюционным изданиям тоже МОЖНО (в принципе, при наличии ЖИВОЙ ВЕРЫ).

Но я должен констатировать (думайте что хотите – но констатировать с сожалением, хотя я никакой не обновленец и не дегенерат), что собственно ТВОРЧЕСТВО православных авторов сейчас преследуется по закону среди православных же. Остаётся копмиляция и переписка.

Здесь я очень небольшой специалист.
И занимать обсуждение своими мыслямит здесь не намерен.
И уважения к себе требовать тоже.
Можете не уважать.

Выводы делаю из того, КАК учат в Православных школах Православные учителя, и КАК после ТАКОГО обучения дети могут себя потом в жизни реализовать.
Даже после перехода в обычную школу…

Это не глумление и не осуждение. Это перекос, который НАДО исправлять. А до исправления перекоса надо еще дорасти.
Потому что мы сейчас (я, в частности) – сами дети.

И вообще, сложно это словами передать.
Всё – ушёл. Больше сюда не вернусь.
  Максим Антипов    19.12.2008 11:00
Эх, если бы дело заключалось лишь в дегенератах, то им бы явно никто не позволил гадить в людские души, тем более – детские…
Зло куда страшнее – всеобъемлющая коррупция, разросшаяся на теле государства, словно плесень.
На примере Минобразования видно, что существуют несколько кланов авторов, которые из года в год выводят "учебники", словно муха – опарышей. И гранты (государственные, разумеется) предоставляются исключительно этим кланам, и никому иному! Пишу это со знанием дела (работаю редактором в крупном издательстве).
С кланом Бунеевых лично не сталкивался. Но следует иметь в виду, что их ближайший родственник (которого доводилось лицезреть уже лично, да и общаться тоже!) в 1970-1980-х годах служил в западноевропейской резидентуре КГБ и являлся непосредственным начальником – догадайтесь-ка – КОГО?
Как говорится, при социализме у нас было всё плановое, а ныне – клановое… Силы же православных слишком слабы и разрозненны, лично я не верю, что здесь можно – до Второго Пришествия – что-либо изменить к лучшему…
  М.Яблоков    19.12.2008 10:17
Дегенераты всё никак не могут самовыразиться… совершенно верно.

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru