Русская линия | Галина Резапкина | 19.12.2008 |
Ассоциативная память извлекла из запасников этот случай во время чтения учебника Бунеевых по литературе «Путь к станции «Я» для 7-го класса. Интерес к книге был подогрет случайной фразой мамы семиклассницы о том, что дети скачивают из интернета полную версию «Синей травы» — дневника наркоманки, фрагмент из которого изучается на уроке. Неплохая рекомендация! А еще говорят, что современные дети мало читают! Заинтригованная, отправляюсь в Интернет за «Синей травой». Анонимный отзыв на книгу:
«Бьет по мозгам сильно, конечно. Но впечатление неоднозначное — своему 12-летнему сыну, скорее всего, читать не дам. Если мне стало страшновато, то подросток может запомнить в этой книге совсем другое — прикольные улеты и свободный подростковый секс под наркотиками».
Сильно сомневаюсь, что это — подлинный дневник пятнадцатилетний американской наркоманки. Слишком литературно, слишком смачно описаны ощущения американской школьницы, употребляющей наркотики, потерявшей девственность и озабоченной возможной беременностью, ушедшей из дома и испытавшей самые страшные унижения и надругательства за дозу наркотика.
Действительно, о чем еще думать нашим семиклассницам. До ЕГЭ и профильного класса дожить еще надо… Бедные дети! Уж лучше пусть прогуливают уроки и получают двойки за невыученные уроки, чем изучают такую литературу!
Подростки должны ответить на вопрос, «что же подтолкнуло героиню вступить на ужасный путь, приведший ее к гибели?» По мнению авторов, «трагедия героини прежде всего в боязни индивидуальности, в слабости характера, в неспособности сопротивляться обстоятельствам» (Е.Барова, Методические рекомендации к учебнику, с.94).
Ложные посылки, уводящие от истинных причин трагедии!
«Героиня Д.п.н., к сожалению, не нашла себе серьезного занятия, может быть, как раз потому, что в ее жизни в целом все было благополучно, а проблемы ее носили несколько надуманный характер» (Е.Барова, Методические рекомендации к учебнику, с.94).
Как-то все неубедительно. А что мешала героине найти серьезное занятие? Что можно считать серьезным занятием в 15 лет? Что такое благополучие и как его отсутствие или присутствие соотносится с подростковыми проблемами? И самое главное — что надо делать, чтобы это не случилось ни с тобой, ни с твоим другом? Авторы вступили на очень скользкую тропу, по которой не смогли ни сами пройти, ни детей провести.
Многие люди наивно считают, что самое лучшее воспитание — это запугивание. Прочитает подросток о страшном конце сверстника, который не слушался родителей — и будет слушаться. Возможно, да. Только надо знать, для какого психотипа допустимо такое воздействие, в какой форме и в каком возрасте. Иначе получится обратный эффект.
Это — как прививка. Качественная, сделанная в нужный момент и по всем правилам здоровому ребенку — поможет. Если нарушено одно или несколько условий — последствия могут быть серьезнее теоретически возможной болезни.
Авторы уверяют, что чтение такой литературы — своего рода профилактика наркомании, а также алкоголизма, нежелательной беременности и спида. Это справедливо для определенной категории подростков, например, тревожно-мнительных. Демонстративных подростков, которых хотят быть в центре внимания любой ценой, даже ценой своей жизни, такое чтиво может спровоцировать на поступки, от которых взрослые так неуклюже стараются их оградить. Причем демонстративных сейчас намного больше, чем 10−15 лет назад.
Из методических рекомендаций Е. Баровой узнаем, что «учебник «Путь к станции «Я» представляет собой совершенно новый этап в работе авторов…. учебник помогает подростку, отроку постичь себя, причем не только через великолепные образцы художественной литературы, но и через форму, логику и композицию самой учебной книги».
Сквозной персонаж, ведущий подростков по своих дневниковых записей — студент Алексей (вероятно, он лет на пять-шесть старше учеников, которым адресован учебник). В юности пять лет — целая вечность. Алексей по замыслу авторов ищет смысл жизни и вовлекает в это занятие семиклассников.
Кроме «Синей травы» семиклассники должны прочитать фрагменты «Былого и дум» Герцена, наводившего тоску еще на их родителей; «Детства» Толстого и Горького; «Мне скоро шестнадцать» М. Цветаевой (семиклассникам, кстати, на три года меньше); Ш. Бронте «Джен Эйр»; жесткий рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки»; «Слепой музыкант» В. Короленко; дневник Анны Франк «Погибель"… Не уверена, что все эти тексты семиклассники станут разыскивать в интернете и библиотеках с таким же энтузиазмом, как «Дневник пятнадцатилетней наркоманки».
Читать и анализировать в течение года произвольно выхваченные отрывки из чужих дневников и мемуаров — удовольствие на любителя. Должна же быть в этом какая-то сверхзадача? Что объединяет авторов разных эпох и стран, собранных на страницах учебника, который, по замыслу авторов, должен помочь подростку пройти путь до станции «Я» через полустанки «Я и детство», «Я и другие», «Я и мир»?
Герои большинства текстов, включенных в хрестоматию, трагически погибают в подростковом возрасте. Остальные испытывают нравственные потрясения, которые накладывают отпечаток на всю их жизнь.
Главы из книги Л. Кассиля «Ранний восход. Дневник Коли Дмитриева». «Учитель может сообщить учащимся, что в 1949 году Лев Кассиль попал на выставку произведений Коли Дмитриева, трагически погибшего в 15 лет 12 августа 1947 года. Писатель был настолько поражен и пленен увиденным, что решил написать о юном художнике книгу…». Текст начинается с четвертой главы второй части. Вопросы к тексту: Объясни, как ты понимаешь смысл названия глав и т. д. Но для этого нужно читать текст целиком, что не предполагается!
Смерть предстает в поэтизированном виде. О серьезных вещах говорится мимоходом, вскользь: «Не сотвори себе кумира!.. Вся история человечества — это построение и разрушение памятников». Рядом неразборчивый ксерокс с картины Босха «Вавилонская башня"… И вопросы к тексту: «Нужны ли людям кумиры? Есть ли кумиры у тебя? За что ты их любишь?» Из контекста занятий учащимся должно быть понятно, что творить кумиров — плохо. А почему плохо? А что хорошо?
Из заключения Российской академии образования о работе экспериментальной площадки Российской академии образования «Образовательная система «Школа 2100»» и использовании ее в широкой практике: — учебники формируют у ученика целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач…»
Целостная система знаний подростка о себе и своем месте в мире на страницах учебника выглядит очень однобоко и безрадостно: конфликты, болезни, грязь, насилие, непонимание окружающих, смерть… Зачем все это? Чтобы вогнать читателей в депрессию, откуда — один шаг до раскрытого окна? Филологам очевидна убойная сила слова: предсмертные стихи Есенина спровоцировали эпидемию самоубийств.
Раздел Я и Я. На шмуц-титуле — фрагмент работы Дали «Рождение человека». Человек мучительно выбирается из яйца. А смысл? Посмотрим, что думают по этому поводу классики.
Стихотворение А. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный». Вопросы к учащимся: О каком душевном состоянии поэта говорят строки стихотворения? Найди философские размышления поэта о жизни. Что его заставляет страдать? В чем видит поэт свое предназначенье? Попробуй доказать на примере прочитанных тобою произведений А.С.Пушкина справедливость последних строк второй строфы.
Последние строки второй строфы звучат так:
…Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?…
Непонятно, что ребята должны здесь доказывать.
Предвкушаю анализ знаменитого поэтического диалога Пушкина и митрополита Филарета. Интересно, что думают о нем школьники, как воспринимают стихотворение «Дар напрасный, дар случайный», написанное поэтом в свой 29-й день рождения, блистательный ответ митрополита и ответный ход Пушкина — стихотворение «В часы забав иль праздной скуки»? Считают ли они ответ митрополита Филарета пародией на пушкинские стихи или палинодией, то есть отрицанием того, что сказано в оригинальном тексте?
Ничего этого нет. А есть примитивные и сумбурные методические рекомендации к уроку «Дар напрасный? Дар случайный?»: «Мы не видим противоречия в содержании 2-й и 3-й строф: поэт страдает именно потому, что такой человек, как он, осознающий свой талант, богатство духа, не может найти применения себе в «однозвучном шуме жизни».
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Вопросы, заданные поэтом в минуты уныния, тяжелыми гроздьями повисают над бедными головами семиклассников. Вероятно, чтобы закрепить полученный эффект — стихотворение Н. Огарева «Хандра»:
Бывают дни, когда душа пуста:
Ни мыслей нет, ни чувств, молчат уста,
Равно печаль и радости постылы,
И в теле лень, и двигаться нет силы.
Напрасно ищешь, чем бы ум занять, —
Противно видеть, слышать, понимать,
И только бесконечно давит скука,
И кажется, что жить — такая мука!
Затем — «Пока горит свеча» А. Макаревича, лучшая, на мой взгляд, песня «Машины времени», которая в стихотворном виде теряет многое, если не все. Вряд ли когда-нибудь Андрей Вадимович мечтал попасть в учебник литературы для 7-го класса. Итоговой работой по данной теме должно стать лирическое размышление «Бывают дни…». Чтобы задать мыслям ребят правильное направление, водитель по учебнику студент Алексей читает любимое место из дневника Печорина: «Что ж? Умереть так умереть: потеря для мира небольшая: да и мне самому порядочно уже скучно».
Уверена, что такая литература придется по вкусу поклонникам модного сейчас в молодежной среде эмо-стиля — унылым подросткам в черном, которые видят вокруг только мерзость, отгораживаются от мира длинными черно-красными челками и периодически режут себе вены таким образом, чтобы их было несложно спасти.
Авторы учебника не обманули. В книге есть и «строгая логическая последовательность, оригинальность композиции, единство нравственной проблематики, наличие внутренней ассоциативной и смысловой взаимосвязи всех разделов».
«Логично» и «последовательно» детей ведут в трясину уныния. «Нравственная проблематика» сводится к актуализации негативных переживаний. Есть в учебники и светлые станицы, такие, как «Алые паруса» А.Грина. Но они растворяются в массе тенденциозно подобранных литературных произведений, моделирующих картину мира, в котором не хочется жить. Герои произведений, с которыми невольно будут идентифицировать себя семиклассники, представлены жертвами и мучениками, как на кощунственной картине В. Овчинникова «Св.Себастьян», приведенной в качестве иллюстрации к «Дневникам Адриана Моула» С.Таунсенд. Вообще интересно, изучают ли русскую литературу в английских и американских школах в таком объеме, как русские дети — англоязычную?
Большинство иллюстраций отвратительного качества, которое нейтрализует «воспитательное» воздействие картин Босха, Ван Гога, Гойя, Дали, Пикассо…
Но, судя по ответу директора департамента государственной политики в образовании И.И.Калины на обращение родителей по поводу качества учебной литературы, в жизни все не так плохо, как в этом учебнике:
«В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» выбор учебников из утвержденных федеральных перечней, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, относится к компетенции и ответственности образовательного учреждения. Учебную литературу выбирает школа, и это должен быть выбор, согласованный с органом общественного управления образовательным учреждением (Советом школы, попечительским советом, общим собранием, педагогическим советом), а также с учетом мнения родительской общественности».
Галина Владимировна Резапкина, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления (Москва), преподаватель Института практической психологии личности при МГУ
http://rusk.ru/st.php?idar=113611
Страницы: | 1 | 2 | Следующая >> |