Русская линия
Русская линия Петр Маслюженко19.12.2008 

«За бессмертную душу и черствую корку..»

15 декабря, в день кончины выдающегося русского поэта Бориса Чичибабина, по традиции, у его могилы на 2-м городском кладбище Харькова собрались его друзья, поэты, члены Международного фонда памяти Чичибабина, сотрудники библиотеки Чичибабин-центра.

Могила Бориса ЧичибабинаПри зажженных свечах заупокойный православный молитвенный чин возгласила сестра Наталья (Коцюба), затем собравшиеся, среди которых присутствовали вдова поэта Лилия Карась-Чичибабина, глава чичибабинского фонда, бывший мэр Харькова Михаил Пилипчук, педагог Ольга Оконевская, внук заслуженной артистки Украины Александры Лесниковой Ростислав Давидчевский, литераторы Нина Виноградова, Владимир Стариков, Илья Риссенберг, Владимр Яськов, Алексей Бинкевич, и другие, хором прочли знаменитые стихи Чичибабина — «Красные помидоры» («Кончусь, останусь жив ли…»).

В тот же день в библиотеке Чичибабин-центра состоялся вечер, посвященный памяти Б. Чичибабина (скончавшегося в 1994 г.) и А. Лесниковой, скончавшейся 11 августа с.г. на 82-м году жизни.

В своем вступительном слове Л. Карась-Чичибабина напомнила о встречах харьковской интеллигенции, проходивших в начале 1960-х в девятиметровой квартирке поэта, в доме на углу улицы Рымарской и Бурсацкого спуска, о многолетней и теплой творческой дружбе Чичибабина и Лесниковой, рассказала, что наконец-то получено разрешение на захоронение урны с прахом артистки — поблизости от чичибабинской могилы.
«Хоть бы ты меня читала на своих концертах!» — обращался поэт в своих строках к известной всему Советскому Союзу исполнительнице русских литературных призведений, прежде всего поэзии. И она — читала! Да еще как!

Собравшиеся сошлись во мнениях, что город простился с выдающейся Лесниковой странновато, можно сказать почти никак, соответственно нынешнему времени забвения родной истории и культуры.

Поэт Ирина Евса прочла известные чичибабинские стихи 1965-го года, посвященные А. Лесниковой, поделилась своими впечталениями об уникальном даровании известной харьковской чтицы. «Редко чтецу удается прочесть поэтическое произведение адекватно тексту и автору, — почеркнула И. Евса, — Однако Лесниковой это всегда удавалось. Ее выступления неизменно вызывали волнение слушателей».

Александра ЛесниковаСтанислав Минаков прочел вслух реплику на кончину А. Лесниковой, присланную из Нью-Йорка бывшим чичибабинским студийцем Юрием Милославським. Вот фрагмент ее: «…Во мне воспроизводится сохраненный в подспудных моих областях этот ее — голос. Определения „грудной“, „бархатный“, „задушевный“ — формально подходя по существу, нам не помогут. Сегодня-то я знаю, что Александра Петровна была уникальной носительницей того, что в науке зовется „европейским фонетическим стандартом“, свойственным старой (но это не о Лесниковой!), былой, чуть было не отмененной Русской Культуре. Так пел Шаляпин. Так читали Есенин и Ахматова. Потом произошли известные события. И „стандарт“ был утрачен. Желающим предлагается обратиться к историческим звукозаписям, и они тотчас же уразумеют, о чем здесь идет речь, без необходимости вникать в фонологию. Короче, вот так, по-прежнерусски, никто больше не умел. Будь он хоть народный артист и трижды лауреат. Исчезло, словно и не было никогда. И только Александра Петровна Лесникова, Прекрасная Дама Харьковской Цивилизации, не то унаследовала, не то обрела этот голос-дар и по неизреченной и незаслуженной милости с нами поделилась….»

Кстати, весной 2009-го года исполняется 45 лет со дня создания знаменитой литературной студии, проработавшей 2 года и закрытой по спецуказанию КГБ. Хорошо бы Харькову отметить эту дату, пригласить студийцев, устроить памятный вечер. Тем более что некоторые из них, как тот же Ю. Милославский, Раиса Гурина (Беляева), Александр Верник, стали профессиональными литераторами, а кое-кто и заменитостями.

О сакральности чичибабинских текстов говорил в своем выступлении И. Риссенберг, назвавший поэта псалмопевцем и прочитавший стихи Чичибабина и собственное приношение памяти поэта.

В заключение была продемонстрирована видеозапись получасовой телепередачи — А. Лесникова читала стихи Б. Чичибабина.

г. Харьков

На снимках: могила Б. Чичибабина, 15 февраля 2008 (фото Станислава Минакова); А. Лесникова.


Борис Чичибабин

АЛЕКСАНДРЕ ЛЕСНИКОВОЙ

Пью за Хьюза, Хикмета и Гарсиа Лорку,
за бессмертную душу и черствую корку
вместе с добрым вином, чей крепителен норов,
спирт воловьей работы и бешеных споров.

За стихи, что от шпиков таились под спудом,
за пропавших во тьме и за выживших чудом,
за влюбленных пришельцев из лагерной школы,
чудаков с чердаков, чьи певучи глаголы,

за дарующих радость везде и всечасно,
за тебя, раз ты к этому делу причастна,
и, запомнив навек горячо и подробно,
за твою красоту, Александра Петровна!

Нас печали качали и грозы растили.
Хорошо, что мы — дети метельной России,
но не худо и то, что у солнца и сини
нам сподобилось жить на степной Украине.

От бедовых голов далека беззаботность.
Нас пугает покой, неизвестность зовет нас.
Но, волнуясь, не раз припаду и присяду,
и послушаю русскую Шехерезаду.

О, язычница Севера, ясное чудо!
В наши трезвые сны ты зачем и откуда?
Как поют нам твой голос, осанка и облик!
Ночь запутала хмель в волосах твоих теплых.

О тебе не умолкнут хмельные помины
в миллионах сердец россиян с Украины,
не забудет никто, перед памятью жалок,
как любили тебя в переполненных залах.

Неуклончивый друг мне судьбою подарен,
и за дружбу с тобой я судьбе благодарен,
и люблю твой талант, задушевный и вещий,
и свищу тебе в лад свои лучшие вещи.

<1965, 1990>

Об Александре Лесниковой

А.П. Лесникова родилась 15 мая 1927 г. в селе Зарубинка Топкинского района Новосибирской области. После окончания в 1949 г. Харьковского театрального института она связала свою судьбу с Харьковской областной филармонией, в которой проработала до конца жизни (почти 60 лет!).
Большие темные глаза, свет которых всегда живой, всегда новый. Голос, глубокого и теплого настроя. Жест — скупой и точный, вытекающий из мысли, — словно жест пианиста, знающего расчет и точность своего удара.
В Ленинграде, девочкой, ее прозвали «книжкина дочка». Оставаясь одна в запертой квартире, она вспоминала прочитанное ей вслух. Во Дворце пионеров пошла в студию художественного чтения. В годы Великой Отечественной войны в эвакуации в Омске четырнадцатилетняя пионервожатая (родилась-то в семье «комиссара»!) Саша Лесникова, мечтавшая попасть на фронт, читала в стихи раненым в госпитале.
В Харькове, куда семью в 1943 г. вызвал отец, А. Лесникова пошла в Библиотечный институт. Затем — в Театральный институт, открытый в Харькове в первый год его освобождения от фашистских захватчиков.
На актерском факультете (класс профессора А. Б. Глаголина) сыграла Аксюшу в «Лесе» А. Н. Островского, Катарину в «Укрощении строптивой» В. Шекспира, Меланью в «Детях солнца» М. Горького.
Прочитав известную статью В. Г. Белинского «„Гамлет“, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», Лесникова поняла, в чем принципиальное отличие искусства чтеца от искусства драматического актера. Белинский писал так: «…Между поэтом и актером, вследствие индивидуальности их искусств, есть и большая разница. Чем выше поэт, тем спокойнее творит он: образы и явления проходят перед ним, вызываемые волшебными заклинаниями его творческой силы, но они живут в нем, а не он живет в них; он понимает их объективно…
Актер, напротив, живет жизнью того лица, которое представляет. Для него существует не идея целой драмы, но идея одного лица, и он, понявши идею этого лица объективно, выполняет ее субъективно… Он уже — не он, он уже живет не своею жизнию, но жизнию представляемого им лица».
…В шумной институтской семье все звали ее Шурочка, Саша. Знали о пристрастии студентки актерского факультета к художественному чтению. В кабинете сценической речи около магнитофона чаще всех можно было встретить кареокую, темноволосую девушку. Она читала от имени Катюши Масловой, и лицо ее напоминало героиню Толстого.
В 1947 г. в институте для студентов читал Д. Н. Журавлев. Это определило ее окончательный выбор. Лишь однажды осмелилась прочитать Лесникова (уже будучи артисткой филармонии) Дмитрию Николаевичу — «Трубочиста» Горького. И навсегда запомнила его совет: «Не отводите глаза, читайте тому, кто перед вами».
Первая гастрольная поездка Лесниковой была в Днепропетровск и Донбасс (1952). Затем последовали гастрольные поездки по всей Украине, Сибири, Дальнему Востоку.
Прочитанное А. Лесниковой — будь то «Гадюка» А. Толстого, философская «Трава забвения». В. Катаева, или романтик Сент-Экзюпери, — всегда зримо.
Гражданственность, дыхание высокого порыва — все это умеет донести А. Лесникова через отдельные, казалось бы, незначительные подробности.
«…Иногда в голову лезут странные мысли — тихо, доверчиво произносит Лесникова слова Э. Межелайтиса. — Зачем нужна поэзия? Помогает ли она кому-нибудь? Все великие художники, как безумцы, мечтают о духовно чистом, благородном, совершенном человеке…»
Репертуар Лесниковой был богат и разнообразен. Она создала около 20 сольных программ. Читала Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Л. Толстого, А. Толстого, Горького, Чехова, Паустовского, Рыльского, Эренбурга, Есенина, Цветаеву, Мандельштама, Светлова, Грина, Полевого, Сельвинского, Левитанского, Чичибабина, Шекспира, Гейне, Бернса, Доде, Лондона.
«От сердца к сердцу» — назвала она программу, посвященную Победе над фашистской Германией, созданной на основе документов, писем, публикаций, отрывков из речей и выступлений на конференциях сторонников мира, которые удивительным образом сочетаются со стихами…

http://rusk.ru/st.php?idar=113610

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Людмила Андреевна    24.12.2008 12:59
В восресенье 21 декабря слушала передачу Харьковского радио, в ней Алдександра Лесникова читала Бориса Чичибабина. Не знала, что ее уже нет. Пусть живет в наших сердцах этот замечательный голос, это душевное прочетние русского слова. Упокой, Господи, душу почившей рабы Твоея.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика