Русская линия
Русская линия Сергей Чесноков19.12.2008 

«Нужно изучать науку народосбережения»
Интервью с Сергеем Чесноковым

Запись прямого эфира передачи «Обратный отсчет» с Сергеем Чесноковым 12 декабря 2008 г. на радио «Образ». Ведущие — Анна Карташова и Виктор Петров. Публикуется с сокращениями.

Логотип радио "Образ"— Мы обсуждаем последние политические, социальные и культурные новости из жизни Нижнего Новгорода и не только. Обсуждаем мы как всегда не одни. Сегодня у нас в студии журналист, кандидат исторических наук, полномочный представитель в Приволжском федеральном округе общероссийской общественной организации «Союз православных граждан» Сергей Чесноков. Сергей, здравствуйте!

— Здравствуйте!

— Мы бы хотели, чтобы Вы, Сергей, сами о себе рассказали, что должны знать люди о Вас.

ЧУВСТВО ЖИЗНИ


— Итак, кто же такой Сергей Чесноков?

— Я бы сказал, что во мне борются ученый, педагог и общественный деятель. Я являюсь преподавателем Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Помимо этого являюсь кабинетным ученым, публикую свои материалы в научных сборниках, популяризирую их на общероссийских сайтах, в газетах. С 2004 г. занимаюсь общественной деятельностью в рамках нижегородского отделения Союза православных граждан, где сначала был пресс-секретарем, а с недавнего времени мне поручили возглавить эту организацию.

— А какие основные цели организации?

— Возрождение православия в России и сопредельных республиках, на Украине, в Белоруссии.

— А какие методы Вашей работы?

— И просветительская деятельность, и акции, и мероприятия. В прошлом месяце газету начали заново издавать. В 2004—2005 годах мы печатали газету «Пасхальный огонь», а сейчас выходит уже второй номер газеты «Вифлеемский глас», которая посвящена демографической тематике и такой болезненной для нашего общества проблеме как аборты и защита семейных ценностей.

— Мы бы хотели, чтобы наши слушатели узнали о Вас побольше, и приготовили несколько вопросов, своеобразный блиц-опрос. Итак, начинаем. Сергей, кто оказал на Вас самое главное влияние в жизни?
— Отец. Хотя отцов у православного бывает много: у меня есть отцы духовные и философские, исторические и общественные — всех не перечесть.

— Преподаватели или ученые?

— Скорее классики. Мне близко выражение, что если стоим на плечах гигантов, то сами становимся немного выше. Я сторонник опираться на классические образцы.

— Продолжите, пожалуйста, фразу: «В жизни нет ничего хуже, чем…».

— Аборт. Это страшное явление, и мы до сих пор не осознаем, насколько глубоко втянуты в это явление.

— Сергей принес нам первый номер газеты «Вифлеемский глас», в котором эта тема занимает первостепенное значение. И мы понимаем, почему именно эту проблему он назвал — именно этой темой Сергей сейчас занимается как журналист.

— И как ученый и как общественник.

— В людях я больше всего ценю…

— Верность… своим взглядам, взятым обязательствам. Наверное, так.

— Идеальный отдых для вас это…

— В источнике искупаться. Занимает немного времени, а энергией заряжаешься надолго. Потому что в здоровом теле — здоровый дух.

— А где, если не секрет?

— У нас, к сожалению, в самом Нижнем Новгороде купален нет, только в пригороде, и народ, побывав неоднократно в Дивееве, испытывает в этом несомненную потребность.

— Чем не тема для следующего номера, что в городе нет оборудованных источников?

— Конечно, хотя мы не закругляем газету на Нижний Новгород, и будем обсуждать эту проблему, но в общечеловеческом плане, поскольку это могла быть национальная программа оздоровления. И здесь действительно у нижегородцев есть чему поучиться, поскольку Дивеево впереди России всей.

— Три любимых фильма.

— Последнее время я смотрю сербское кино. Отдельные фильмы я бы не стал выделять.

— Какое у вас самое яркое детское воспоминание?

— Как-то раз с родителями, будучи в Алжире, переходили пропасть над шумящим морем. Внизу белые волны бились о черные скалы. Перешеек — 50 сантиметров.
— Сколько вам было лет?

— Мне было немного — 9. Братику, который был меня младше на 7 лет — 2 годика всего, но поскольку родители были в тот момент абсолютно счастливы и не замечали опасности, то и у меня осталось фантастическое чувство красоты и радости жизни. Теперь, когда я нередко возвращаюсь к этому детскому впечатлению уже сознательно, то понимаю, что родители передают своим детям главное — свой образ жизни. Если они не боятся, то и дети не боятся, если они чего-то не делают, то и дети этого не будут делать.

— Красивая зарисовка получилась. Даже напоминает отрывок художественного произведения. Ваш рассказ, наверное, один из самых интересных среди тех ответов, которые мы слышали на наш традиционный вопрос.

— Это были римские развалины, развалины старинного города Типаза, поэтому для меня это впечатление детства еще и воспоминание об Империи, соприкосновение с Вечным Римом.

— Ваша любимая фраза?

— Делай, что должен, а там будь, что будет. Это один из средневековых рыцарских девизов.

ГЛАВНОЕ


— Откуда такое название — Союз православных граждан?

— Оно появилось стихийно, как и сама организация в связи с протестом православных граждан против показа фильма «Последнее искушение Христа». Потом был протест против строительства в традиционно православной Москве кришнаитского храма, по размеру большего, чем Храм Христа Спасителя. На этой волне была создана организация, которая потом уже начала осмыслять свою идеологию.

— Создание организации потребовало времени? Чтобы собрались активисты для защиты интересов Православия?

— Наша Церковь традиционно формулировала свое положительное учение в ответ на вызов со стороны ересей. Наша организация строилась по аналогичному принципу. Появлялись вызовы православному правосознанию…

— Возникала и соответствующая реакция?

— Да. Одновременно внутри Союза на протяжении многих лет зрело такое направление деятельности как движение в защиту жизни. Небольшая горстка людей, собиравшаяся вокруг медико-просветительского центра «Жизнь», пыталась донести до остального общества смысл той проблемы, которая, на мой взгляд, является корневой для нашего общества — это проблема абортов.

— Это не идет в разрез с государственной политикой? Во многих государствах и у нас, в частности, аборт законодательно разрешен.

— Государство сейчас повернулось лицом к этой теме, и самые серьезные политики с самых высоких трибун стали заявлять о том, что численность нашего населения стремительно сокращается. Понадобилось пятнадцать лет, чтобы донести эту проблему до людей. Тихим голосом — а мы и свою газету назвали «Вифлеемский глас», подобно тому, как известный фильм об УЗИ во время аборта называется «Безмолвный крик», ведь младенец, который гибнет в утробе матери, даже не может ничего сказать, возразить. «Вифлеемский глас» это выражение этого крика. Поэтому на обложке второго номера мы разместили слова о том, что эта газета издается для того, чтобы настал тот день, когда такая газета будет не нужна. Чтобы это беззаконие на нашей русской земле прекратилось. Это же самоубийство — мы убиваем себя своими собственными руками, перечеркиваем все многовековые труды наших предков, ведь если не будет граждан, то о каком возрождении России можно говорить, о каком православии можно говорить, если не будет носителей этой идеи?!

— А по России Ваше движение сильно распространено?

— Специфика организации в том, что в нее входит очень много организаций, не по принципу прямого подчинения, а соработничества, союзничества. Например, радио «Радонеж», или центр «Жизнь», который сам уже имеет филиалы в десятках субъектах РФ и недавно оформился в общероссийскую организацию. Общественная работа в защиту жизни имеет сетевой характер. Возникают группы единомышленников и ведут работу по мере сил, естественно, во взаимодействии со священноначалием Русской Православной Церкви.

— А как вступить в Союз?

— Мы не партия, у нас нет жесткого членства. Название у нас для людей, которые с нами сотрудничают — союзники. Вставайте с нами плечом к плечу и будете нашими союзниками. Надеюсь, вы почувствовали специфику этого слова.

— Готовясь к нашей встрече, мы просмотрели много форумов в Интернете и встретили такую точку зрения — православные, отстаивающие консервативные позиции, препятствуют прогрессу в России, и хотят истребить инакомыслящих.

— Известный философ Константин Леонтьев еще в конце XIX века отмечал, что люди чаще всего не думают, какой смысл имеют те понятия, которые они употребляют. Слово консерватизм (охранительство) само по себе бессмысленно, поскольку нуждается в определении — что именно тот или иной деятель консервирует (охраняет). Можно консервировать православные, сатанинские, протестантские, либеральные ценности. А соответственно консерваторами можно назвать носителей всех вышеописанных идеологий. А что касается прогресса-реакции, то медики уточнили бы, что прогресс — это когда болезнь развивается, прогрессирует. И напротив, реакция — это здоровый ответ организма на болезнь, на вирусы. Это выздоровление.

— А что такое православные ценности?

— Я не могу говорить о православных ценностях вообще, поскольку, не будучи священнослужителем, не уполномочен на выступление от лица всей Церкви. Наша организация объединяет православных граждан. Мы говорим о православных гражданских ценностях. Первой ценностью является жизнь самого гражданина. И мы защищаем эту жизнь там, где ее не защищает государство. Государство защищает человека только с момента его рождения. Здесь конечно тоже имеется немало моментов, когда православные ценности нуждаются в защите. Но мы, когда встал вопрос о выборе главного направления работы, решили отказаться от многих проектов, чтобы заняться главной проблемой нашего общества — незащищенностью человека до его рождения. Пока мы не заострим внимания общества на этом вопросе, и другие вопросы вряд ли будут решаться. Если в самом истоке жизни такое страшное искривление всех понятий о нравственности, то чего удивляться, что впоследствии все это как снежный ком нарастает. И люди действительно не знают: почему к другому ушла его женщина, почему жена болеет, а муж пьет, почему дети не слушаются, а попадают под чужое дурное влияние.

— То есть Ваша организация начала с самого что ни на есть начала, с защиты человеческой жизни еще до рождения. Конечно, непростая задача вам предстоит, но возможно, когда вам удастся ее решить, то, думается, будут появляться следующие не менее важные задачи.

— А они уже сейчас появляются. Ведь если аборт не сделан, то возникает вопрос, в какой семье ребенок будет воспитываться, в какие ясельки пойдет, чему его научать в школе.

О ПАТРИАРХЕ


— Сергей, недавно мы проводили в последний путь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II… Cкажите, пожалуйста, а поддерживал ли Патриарх деятельность в защиту жизни?

— Второй номер нашей газеты открывается замечательными фотографиями патриаршего фотографа Юрия Клиценко, на которых Патриарх изображен с детьми. На первую полосу мы вынесли новость с названием: «Скончался глава Российского движения в защиту жизни». Это действительно так, поскольку именно Патриарх поддерживал и покрывал своим омофором это молодое движение, причем нужно ведь понимать, что оно набирало силу в стране, где десятилетиями был разрешен аборт по желанию женщины и где общественно мнение было не на стороне ребенка. Святейший Патриарх, пожалуй, единственный из политиков российского масштаба смело высказывался против абортов. Он приходил в Государственную Думу, выступал против проектов растления молодежи, против программ рекламирующих презервативы, инициировал конференции по демографической проблеме. Они каскадом прошли по всем регионам России, в них участвовала власть и это личная заслуга Святейшего. В результате негативное отношение к защитникам жизни было переломлено, и сегодня власть обратилась лицом к проблеме вымирания русского народа. И когда однажды Путин задался вопросом, что может быть национальной идеей, Святейший Патриарх сказал, что такой идей должна быть поддержка семьи. И сейчас это озвучивается с самых высоких трибун, и прошедший год был назван Годом семьи.

— То есть Патриарх имел четкую позицию, Вы хотите сказать, что и сегодняшняя просемейная политика государства это его заслуга?

— Это плоды его трудов. Кто еще кроме Церкви выступал против абортов? Кто еще защищал младенца в утробе матери? Никто. Эксперты, медики, депутаты не находили аргументов против доводов демократов о праве женщины на аборт, а Патриарх не боялся высказаться против. В частности, сохранилось много его высказываний и интервью, которые мы опубликовали в своей газете, где он высказывался дословно: «Церковь никогда, ни при каких обстоятельствах не может дать благословения на аборт». Он говорил о необходимости поддержки семьи, о том, что в православных семьях, несмотря на их незавидное подчас благосостояние детей рождается больше. Значит дело не в благосостоянии. «Кризис, — как он выражался, — не в кошельках, а в душах людей».

О КОНСТИТУЦИЯХ И ДЕКЛАРАЦИЯХ


— Сегодня День конституции. Сергей, как Вы относитесь к предложениям увеличить срок полномочий Президента и депутатов Госдумы?

— Для меня как историка это не просто существенные изменения — это тенденция, которую можно только приветствовать. Тот факт, что День конституции перестал отмечаться как государственный выходной, свидетельство о переносе акцента с формальной стороны дела (конституция) на реальную — ее гаранта. Это убеждает в том, что мы вовсе не случайно все чаще слышим разговоры о своеобразии гражданского общества в России, о суверенной демократии, что выходной день 12 декабря отменен, празднование 4 ноября набирает силу год от года. Помимо конституции должен быть гарант. И помимо полномочий он должен еще иметь время, чтобы справиться с теми задачами, которые он перед собой ставит.

— То есть, по Вашему мнению, увеличение срока оправдано?

— Оправдано, и я бы приветствовал и дальнейшее увеличение сроков.

— Куда уж больше?

— Я смотрю на все со своей колокольни, а именно: как заниматься решением демографической проблемы? Нужно вкладывать силы и средства в то, что окупится не через два, не через четыре года, а через десятилетия. А соответственно, если глава государства будет меняться через два, четыре года, то этому человеку не будут привлекательными те проекты, лавры от которых пожнут его преемники, а не он сам. Он будет вкладывать в краткосрочные проекты. А у нас в обществе накопилось немало проблем, которые с наскока не решишь, шапками не удастся закидать.

— В каких поправках нуждается конституция? Один нижегородский политолог предложил внести поправку о сокращении зарплат чиновников.

— Главная поправка, которую бы я внес — это поправка, касающаяся защиты жизни человека до рождения. Это вопрос о правовом статусе эмбриона человека. Недавно в Нижнем Новгороде проводилась акция «Защитим права крыс». У нас готовы защищать права кого угодно — и крыс, и собачек, и пташек. Может быть, это все и нужно, но в то время, когда младенцы гибнут миллионами, все эти праздные разговоры оказываются настолько второстепенными. Если не кощунственными.

— А если внести поправки в конституцию, не подорвет ли это авторитет ее, как незыблемого документа?

— Из истории мы видим, что все конституции это изобретения человеческие, когда-то писались, кем-то принимались, и почему бы им не нуждаться в дальнейшем усовершенствовании, модификации? Это не есть нечто данное раз и навсегда, и не нужно делать идола из конституции.

— На этой неделе была еще одна дата — это 60-летие декларации прав человека.

— Я бы не стал рекламировать эту декларацию, поскольку особенно в современном изводе она защищает такие вещи, с которыми православная совесть не может смириться. И митрополит Кирилл, нынешний Местоблюститель Патриаршего престола, на Всемирном русском народном соборе 2006 года предложил альтернативную православную декларацию, в которой говорилось о защите права на нормальную жизнь — религиозную и семейную. Всего несколько десятилетий назад педерастия считалась болезнью, извращением, а сейчас это называют однополым браком. В итоге это может привести к тому же финалу, что и в штате Калифорния, где губернатор Арнольд Шварценеггер запретил раздельные туалеты для мальчиков и девочек, и стал учить с первого класса тому, что якобы существуют множество альтернативных форм брака. Брак человека и собачки? Это что ли декларация должна защищать? Скорее теперь надлежит защищаться от таких деклараций. В итоге разного рода меньшинства сегодня оказываются более защищенными, чем люди с нормальной психологией и ориентацией.

— Если вернуться к всеобщей декларации прав человека, 60-летие которой мы отмечаем, то там записано: «Все люди рождаются свободными…». Отчет начинается опять-таки именно с рождения. Получается, что недоработана опять-таки декларация.

— В этой связи мне бы хотелось вспомнить о другой утрате этой недели — 8 декабря прошли похороны крупнейшего отечественного эмбриолога, профессора кафедры эмбриологии биологического факультета МГУ Попова Дмитрия Васильевича. В нашей газете рядом с некрологом мы опубликовали подписанный им документ 1993 года, где заявлено, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия, а соответственно и защищаться она должна именно с этого момента. В некоторых странах, например, в Скандинавии так дело и обстоит. И там особенно развита наука эмбриология, поскольку государство несет ответственность не только за жизнь матери, но и за жизнь ребенка.

— Как думаете, многие ли знают об альтернативной, православной декларации прав человека?

— Думаю, что нет. И здесь широкая нива для нас — работников средств массовой информации.

КРИЗИС ИЛИ СУД?


— Касаясь в этой связи такой волнующей всех темы как кризис, процитирую слова комиссара ООН по правам человека о том, что кризис может привести к ухудшению ситуации по правам человека в мире.

— Уж куда хуже. Если взять официальную статистику и посмотреть, сколько людей умирает на планете от абортов в год, то мы увидим страшную цифру — 60 миллионов! За все 7 лет Второй мировой войны погибло 55 миллионов человек. Это опять-таки официальная цифра, почему и можно сопоставлять, неофициальная цифра неизмеримо больше, поскольку даже не возможно учесть сколько людей гибнет от абортивной контрацепции, внутриматочных спиралей. Поэтому для меня скорее удивительно, что этот кризис не наступил раньше, нежели то, что он сейчас начинает наступать. Люди слишком запутались… Смотрите, какой парадокс: во время кризиса людей увольняют, хотя по нормальной логике вещей должны были бы наоборот трудоустраивать с утроенной силой. Чем не постабортный синдром?

— Все организации должны на что-то существовать. Как отразился кризис на Вашей деятельности? Наверное, стало труднее работать?

— Скорее наоборот. Люди начали нас слышать. Раньше мы говорили, а у людей в ушах была вата. А кризис, по-видимому, заставил людей задуматься, о том, что все временно, временна и работа, и мир, что совсем недавно казался таким уютным. Но человеку ведь и не нужно считать, что этот мир вечный. Соответственно кризис возвращает людям истинную оценку всех вещей.

— Очередной раз я слышу интересное мнение о том, что кризис, несмотря на весь свой негатив, имеет и положительные стороны.

— Современный кризис это ведь не есть кризис православных ценностей. Это западные, либеральные, материалистические ценности не выдержали проверку на прочность. А, соответственно, люди начинают спрашивать, — а какие ценности есть еще? Люди, надеюсь, начали терять веру в золотого тельца. Это можно только приветствовать.

— Мы спрашиваем всегда прогноз — когда закончится кризис.

— Думаю, что не скоро. Нужно настроиться на долгий период, если же закончится раньше — и слава Богу. Кризис носит системный характер. Думаю, что он не кончится, пока не произойдет пересмотр ценностей до самых основ бытия, а именно вплоть до вопроса о массовых преступлениях против еще не рожденной жизни. С греческого языка слово «кризис» переводится как суд. Суд Божий, конечно же.

О НАРОДОСБЕРЕЖЕНИИ


— Как Вы оцениваете инициативу о создании региональных молодежных парламентов?

— Позитивно, как и всякую инициативу по самоорганизации граждан. Сейчас происходит усиление вертикали власти, а ведь традиционно в России сильная власть всегда опиралась на крепкие самоуправляющиеся общины. Не было же столько чиновников. А все почему? Когда требовалось починить мост или колодец, то они решали вопрос своими силами — искали мастеров, скидывались им на работу или же делали все сами. Сейчас некая апатия. Люди думают, что чиновники должны за них что-то решить. На самом деле не нужно никого ждать, нужно действовать, собираться вокруг церкви, там, где общины уже сложились вокруг авторитетных священников. Молодежные организации сейчас активно сотрудничают с Церковью и в связи с кризисом, я думаю, это сотрудничество будет все более развиваться. Нужно переходить к конкретным делам. Пускай маленьким, но конкретным.

— Мы не можем не затронуть еще одну тему — 11 декабря исполняется 90 лет со дня рождения Александра Солженицына.

— Я не разделяю его взглядов, но, конечно о человеке покойном не хотелось бы говорить плохо…

— Может быть, Вы бы тогда рассказали об эпохе Солженицына?

— Это была эпоха диссидентства, когда люди из самых благих побуждений противостояли государству, власти и мы знаем, чем это закончилось. Государство (это был Советский Союз) развалилось, массы людей оказались пострадавшими — целые семьи впали в нищету, мужчины спились, женщины и девушки оказались на панели — и конечно, диссиденты вложили во все это не последнюю лепту. Последнее, покаянное слово Солженицына, сказанное на самом закате его жизни, когда он увидел уже «лихие 90-е», я вижу в его идее о необходимости народосбережения как национальной программы. О том, что главным богатством государства является народ, а не прибыль. Слава Богу, что эта идея Солженицына была поддержана Владимиром Путиным.

Еще Аристотель говорил о том, что наука о прибыли — это хрематистика. Наука народосбережения — это экономика. У нас же произошла подмена понятий. В современных вузах под видом экономики изучается банальнейшая хрематистика, учащая о наживе ради наживы и создающая общество потребления, логичным следствием чего являются массовые аборты. Именно эта наука сейчас и претерпевает кризис. Поэтому главная наука, которую нам бы надо было в условиях кризиса изучать — это наука народосбережения.

— Человек на время оказался забыт.

— Сейчас вспомнили. Владимир Путин и Дмитрий Медведев говорят о том, что бизнес должен быть социально ответственным, что целью всех приоритетных национальных проектов является выход из демографического кризиса.
— Ну что ж будем надеяться, что кризис обратит внимание власти на нужды простого человека, его духовные потребности, а не только на извлечение чистой прибыли.

http://rusk.ru/st.php?idar=113609

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru