Русская линия
Русская линия Александр Слесарев12.12.2008 

Католическая православная церковь Португалии

Публикацией данной статьи мы продолжаем изложение малоизвестной истории неканонических церковных образований, пребывающих ныне в состоянии раскола и не имеющих признания со стороны Вселенского Православия. Интерес к означенной проблематике во многом обусловлен тем обстоятельством, что изучение истории схизматических группировок приоткрывает малоизвестные, но весьма примечательные страницы новейшей церковной истории.

Возникновение «Католической Православной Церкви Португалии» самым непосредственным образом связано с именем архимандрита Женевской и Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) Иоанна (Роша) (в миру Эдуардо Энрико Пинто да Роша). В 1966 г. португалец Эдуардо Энрико Пинто да Роша, ранее являвшийся римо-католическим монахом, с именем Иоанн присоединился к Русской Православной Церкви Заграницей. Воцерковляясь, он прожил девять месяцев в афонском монастыре Хиландар, после чего архиепископом Женевским и Западноевропейским Леонтием (Бартошевичем) был рукоположен во иеромонаха и вскоре возведен в достоинство архимандрита. Проходя свое пастырское служение в Париже, архимандрит Иоанн (Роша) тесно соприкасался со священнослужителями Сен-Денийской епархии РПЦЗ, именуемой «Французской Православной Церковью». Яркой отличительной чертой данной православной епархии, возглавлявшейся епископом Сен-Денийским Иоанном-Нектарием (Ковалевским), было совершение всех богослужений по древнему западному (галликанскому, т. е. древнему французскому) обряду. Наиболее последовательным сторонником существования западной богослужебной традиции в Русской Зарубежной Церкви был архиепископ Брюссельский и Западноевропейский (позднее Сан-Францисский) Иоанн (Максимович), ныне прославленный в лике святых. После его кончины, последовавшей в 1966 г., «Православная Церковь Франции» встретила непонимание со стороны епископата РПЦЗ, что привело ее к разрыву канонической зависимости от Русской Зарубежной Церкви и положило начало абсолютно независимого существования [1].

Ярчайший пример плодотворного миссионерского служения в инославной среде священнослужителей Сен-Денийской епархии подвиг священника Иоанна на организацию православной миссии в парижской общине португальских эмигрантов. В 1968 г. архимандрит Иоанн приезжает в Португалию, где его высокая миссионерская активность привела к образованию целого ряда православных общин, объединенных впоследствии в Португальскую Православную Миссию Русской Православной Церкви Заграницей. Трудами архимандрита Иоанна на португальский язык были переведены богослужебные тексты, а также открыта иконописная школа. Уже к 1972 г. число новообращенных в Португалии приблизилось к пятистам человек, духовным окормлением которых занималось шесть португальских православных священнослужителей. В 1974 г. Португальская Православная Миссия была преобразована Португальский Экзархат Русской Православной Церкви Заграницей, а архимандрит Иоанн (Роша) назначен епископским администратором Экзархата. В 1976 г. Португальский Экзархат получил официальную государственную регистрацию под названием «Православная Католическая Церковь Португалии» [2].

Несмотря на весьма позитивные результаты миссии, деятельность архимандрита Иоанна (Роша) не нашла одобрения у его правящего архиерея архиепископа Женевского и Западноевропейского Антония (Бартошевича). Данное обстоятельство побудило архимандрита Иоанна к смене церковной юрисдикции. Не имея канонического отпуска от своего правящего архиерея, он был принят посредством крещения и перерукоположения в старостильный «флоринитский» Синод Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции, возглавляемый «архиепископом Афинским и всея Эллады» Авксентием (Пастрасом) [3]. В новой церковной юрисдикции «Православная Католическая Церковь Португалии» сохранила статус Экзархата, а архимандрит Иоанн получил титул Экзарха. 17 июня 1978 г. архимандрит Иоанн (Роша) принял пострижение в великую схиму, во время чего был наречен Гавриилом (Габриэлем). 18 июня 1978 г. состоялось рукоположение архимандрита Гавриила (Роша) во «епископа Лиссабонского, Экзарха „флоринитского“ Синода Церкви ИПХ Греции в Португалии». Хиротонию возглавил «архиепископ Афинский и всея Эллады» Авксентий (Пастрас) в сослужении «митрополита Коринфского» Каллиста (Макриса), «митрополита Пирейского и Саламинского» Геронтия (Маргиолиса) и «митрополита Мегаридского» Антония (Фанасиса). Вскоре «епископ Лиссабонский» Гавриил получил от «архиепископа» Авксентия титул Экзарха Западной Европы. Спустя шесть лет решением иерархов «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции «епископ» Гавриил (Роша) возглавил новообразованную митрополию Западной Европы, которой 14/27 сентября 1984 г. был дарован Томос, предоставляющий права автономного существования. Учреждение Западноевропейской автономии повлекло за собой изменение титулатуры «епископа» Гавриила, который стал именоваться Первоиерархом «Православной Церкви Португалии», «митрополитом Лиссабонским и Португальским». Согласно традиции славянских Поместных Православных Церквей «митрополит» Гавриил был удостоен права ношения белого клобука. Новообразованная автономная церковная структура уже к моменту своего учреждения обладала достаточным количеством епископов, поскольку в 1984 г., совместно с Синодом «архиепископа» Авксентия, «епископ» Гавриил рукоположил «епископа Коимбрского и Авеирского» Тиаго (Иакова), «епископа Миланского и Аквилейского» Евлогия (Хесслера), «епископа Туринского» Грегорио (Басолини) и «епископа Эворского и Сетубальского» Теодоро [4].

Спустя год после учреждения Западноевропейской митрополии отношения «митрополита» Гавриила с иерархами «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции резко обострились. Данное обстоятельство побудило его в том же 1985 г. обратиться к другой греческой старостильнической юрисдикции, именуемой «Синодом Противостоящих» Церкви ИПХ Греции, с предложением о присоединении. Получив отказ, португальская юрисдикция начала диалог с Польской Православной Церковью по вопросу канонического объединения при условии автономного самоуправления [5].

В январе 1989 г. состоялось установление «межцерковного» общения между «Православной Церковью Португалии» и «Украинской Православной Церковью США и Рассеяния» («УПЦ США и Рассеяния»), являвшейся одним из направлений неканонической Украинской Автокефальной Церкви, существующей в условиях эмиграции [6]. Со стороны украинской группировки соглашение о взаимном признании подписал «Первоиерарх» данной юрисдикции «архиепископ Филадельфийский, митрополит „УПЦ США и Рассеяния“ Мстислав (Скрыпник). В 1990—1993 гг. „митрополит“ Мстислав в звании „Патриарха“ возглавлял Украинскую Автокефальную Православную Церковь, активно возрождавшуюся на территории Украины усилиями националистически ориентированных политиков и священнослужителей.

Перспектива развития отношений между „Православной Церковью Португалии“ и „УПЦ США и Рассеяния“ оказалась недолговечной. После достаточно длительного периода переговоров с португальскими иерархами Собор Епископов Польской Православной Церкви в августе 1990 г. принял решение о включении „Православной Церкви Португалии“ в свою каноническую юрисдикцию на правах автономии. Через месяц после этого делегация Польской Православной Церкви посетила Португалию, во время чего 26 сентября 1990 г. состоялось торжественное провозглашение установившегося церковного единства между двумя Церквями. Весьма важно отметить, что священноначалие Польской Церкви в вопросе признания каноничности португальской иерархии, восходящей к „флоринитской“ ветви греческого старостильничества, руководствовалось принципом икономии, в силу чего весь португальский клир был принят в сущем сане [7].

По состоянию на 1990 г. португальская юрисдикция в составе Польской Православной Церкви располагала 4 епархиями, окормлявшими около 50 тысяч верующих [8], а епископат включал в себя следующих иерархов (в скобках указаны даты епископских хиротоний):

1. Гавриил (Роша), митрополит Лиссабонский и Португальский (18 июня 1978 г.);
2. Тиаго (Иаков), архиепископ Коимбрский и Авеирский (17 марта 1984 г.);
3. Теодоро (Феодор), епископ Эворский и Сетубальский (30 сентября 1984 г.);
4. Джоао (Иоанн), епископ Сельвийский и Портимайский;
5. Хризостом, епископ Рио-де-Жанейро и Олианда;
6. Бенедикт, епископ Порто и Виго.

Вхождение „Православной Церкви Португалии“ в состав Польской Православной Церкви не было одобрено некоторыми португальскими архиереями, которые, обособившись, учредили независимую церковную структуру под названием „Православная Автономная Митрополия Западной Европы и Америки“ („Священный Миланский Синод“). Возглавил новообразованную псевдоцерковную юрисдикцию „архиепископ“ Миланский Евлогий (Хесслер), возведенный в достоинство „митрополита“. Данный раскол резко сократил численность последователей „Православной Церкви Португалии“, которых в 1994 г. насчитывалось уже только 12 тысяч человек [9].

В декабре 1991 г. иерархами Православной Церкви Португалии» был рукоположен «епископ Сельвийский и Портимайский Иоанн (Рибеиро), в 1993 г. возведенный в достоинство архиепископа. После того, как 18 февраля 1997 г. упокоился духовный руководитель православных христиан Португалии митрополит Гавриил (Роша) местоблюстителем митрополичьего престола «Православной Церкви Португалии» стал старейший по хиротонии иерарх архиепископ Коимбрский и Авеирский Тиаго. На Поместном Соборе «Православной Церкви Португалии», состоявшемся 8 июня 1997 г., новым Первоиерархом данной церковной юрисдикции был избран возведенный в сан митрополита архиепископ Сельвийский Иоанн (Рибеиро). Торжественная интронизация нового Предстоятеля состоялась 15 июня 1997 г. при непосредственном участии митрополита Варшавского и всея Польши Василия (Дорошкевича) [10].

По состоянию на 2000 г. «Православную Церковь Португалии» представляли следующие иерархи [11]:
1. Иоанн (Рибеиро), архиепископ Лиссабонский, митрополит всея Португалии, Испании и Бразилии;
2. Тиаго (Иаков), архиепископ Коимбры и Авеиро;
3. Хризостом, архиепископ Рио-де-Жанейро и Олианда-Рецифе;
4. Теодоро, епископ Евройский и Сетубальский;
5. Бенто, епископ Порто и Виго, викарий Лиссабонской епархии;
6. Амвросий, епископ Меиндо;
7. Иосиф, епископ Аквитанийский, викарий Лиссабонской епархии;
8. Дамаскино, епископ Оссонобский.

Несмотря на то, что «Православная Церковь Португалии» обрела свое каноническое существование в лоне Автокефальной Польской Православной Церкви, ее дальнейшая история снова привела к уклонению в раскол. В результате данного разделения, произошедшего в 2001 г., большинство иерархов и рядовых священнослужителей, за исключением бразильских епископов и некоторых европейских приходов, вышли из юрисдикции Польской Церкви и снова вернулись к независимому бытию в состоянии отчужденности от Единой Церкви Христовой. После своего отделения данная юрисдикция стала именоваться «Католическая Православная Церковь Португалии» (Igreja Catolica Ortodoxa de Portugal). В настоящее время «Католическая Православная Церковь Португалии» в численном отношении занимает в Португалии второе место после Римо-Католической Церкви [12].

Весьма примечательным является то обстоятельство, что даже после раскола 2001 года в составе Польской Православной Церкви сохранилась «митрополия Португалии, Испании и Бразилии». Согласно официальному веб-сайту Польской Православной Церкви, по состоянию на октябрь 2008 г. в ее юрисдикции находились следующие иерархи и церковные структуры, ранее подчинявшиеся «Православной Церкви Португалии»:

В Бразилии:
1. Хризостом, архиепископ Рио-де-Жанейро и Олианда-Рецифе;
2. Амвросий, епископ Рецифе.
В их ведении находятся 5 храмов и 1 церковная миссия, которые обслуживают 2 протоиерея, 1 игумен и 2 иерея. Коме того, в состав митрополии Португалии, Испании и Бразилии юрисдикции Польской Православной Церкви входит женский монастырь святых архангелов Михаила и Гаврила во Франции, возглавляемый игуменьей Еленой, и храм святой Варвары на острове Сардиния (Италия) [13].

Независимая «Католическая Православная Церковь Португалии» располагает 5 епархиями (4 в Португалии и 1 в Бразилии), 127 приходами (в Португалии, Испании, Бразилии и Африке), 7 монастырями, с проживающими в них двумя сотнями монашествующих. Паства Португальской Церкви насчитывает более 60 тысяч верующих португальцев, испанцев, бразильцев, арабов и африканцев. С 1976 г. в Лиссабоне действует Православная Богословская Академия имени святителя Мартина Турского, имеющая в настоящее время филиалы в Рио-де-Жанейро и Ресифи. Отличает эту Церковь ярко выраженная миссионерская направленность, проявляющаяся в активной издательской деятельности, в организации православных теле- и радиопередач, в широкой благотворительности [14].

По состоянию на 2007 г. Синод «Католической Православной Церкви Португалии» составляли следующие иерархи:

1. Иоанн (Рибеиро), архиепископ Лиссабонский, митрополит всея Португалии, Испании и Бразилии;
2. Тиаго (Джеймс, Иаков), архиепископ Коимбры и Авеиро (Португалия);
3. Теодоро, епископ Еворский и Сетубальский;
4. Бенто, епископ Порто и Виго, викарий Лиссабонской епархии;
5. Иосиф, епископ Аквитанийский, викарий Лиссабонской епархии;
6. Дамаскино, епископ Оссонобский.

По состоянию на октябрь 2008 г. Синод «Католической Православной Церкви Португалии» составляли следующие иерархи:

1. Иоанн (Рибеиро), архиепископ Бражский и Лиссабонский, митрополит и Первоиерарх Португалии, Испании и всей Бразилии;
2. Теодоро, архиепископ Еворский и Сетубальский, секретарь Священного Синода;
3. Дамаскино, епископ Коимбры и Авейро;
4. Пауло, епископ Сильвийский и Сетубальский;
5. Тиаго (Джеймс, Иаков), бывший архиепископ Коимбры и Авеиро (на покое) [15].

Путь исторического становления «Православной Церкви Португалии» был омрачен частыми расколами ее иерархов, которые и в настоящее время представляют альтернативные каноническому Православию церковные структуры. В частности, Португальским Синодом были рукоположены следующие архиереи, ныне пребывающие в различных раскольнических группировках (в скобках первая дата соответствует архиерейской хиротоний, а вторая — переходу в другую юрисдикцию):

В «Православной Автономной Митрополии Западной Европы и Америки»:

1. Евлогий (Хесслер), архиепископ Миланский (9 сентября 1984−1990 гг.);
2. Грегорио (Басолини), епископ Туринский (23 сентября 1984 г.);
3. Вигилий (Морал), епископ Парижский (31 октября 1987−1996 гг.);
4. Виктрис, епископ Лозаннский (3 мая 1998 г.);
В «Православной Церкви Италии»:
Антонио (де Россо), епископ Априлиа и Латиума (30 сентября 1986 г.).


Первоиерарх «Православной Церкви Португалии» митрополит Иоанн (в миру Марио Мануэл Лопес Рибеиро) родился 10 мая 1956 г. В 1982 г. поступил послушником в православный монастырь и был посвящен во иподиакона, а спустя два года принял диаконский сан. В 1986 г. был возведен в достоинство архидиакона. В 1991 г. архидиакон Марио Мануэл Лопес Рибеиро принял монашеский постриг с именем Иоанн, после чего был посвящен во пресвитера. Весьма примечательно, что уже в день своей священнической хиротонии иеромонах Иоанн был возведен в сан архимандрита и получил назначение на должность настоятеля Спасо-Преображенского монастыря. Спустя полгода, 14 декабря 1991 г., архимандрит Иоанн (Рибеиро) был хиротонисан во епископа. В достоинство архиепископа возведен в 1993 г., а в 1995 г. принял пострижение в великую схиму. Предстоятелем «Православной Церкви Португалии» избран 8 июня 1997 г., а 15 июня этого же года состоялась его интронизация.
Митрополит Иоанн является доктором богословия и ректором Православной Богословской Академии имени святителя Мартина Турского (Лиссабон, Португалия), доктором богословия Православного Богословского Института имени святого Льва Великого (Париж, Франция), доктором богословия (honoris causa) Варшавской Православной Духовной Семинарии (Варшава, Польша), доктором философии Глобального Религиозного Образования (Массачусетс, США). Владеет португальским, испанским, итальянским, французским и английским языками [16].
Александр Валерьевич Слесарев, преподаватель Минской Духовной Семинарии, кандидат богословия

Примечания:

1 — Более подробное изложение истории деятельности епископа Иоанна-Нектария (Ковалевского) по организации «Православной Церкви Франции» приводится в нашей статье «Французское Православие западного обряда: исторический путь от церковной миссии к расколу», опубликованной ранее на веб-сайте Нижегородской Духовной Семинарии.
2 — History of The Orthodox Catholic Church of Portugal // Orthodox Catholic Church of Portugal [Электронный ресурс].- 2008.- Режим доступа: http://www.igrejaortodoxa.pt/english/history-history_church_of_portugal.html — Дата доступа: 18.10.2008.
3 — Старостильный раскол возник в Элладской Православной Церкви сразу после проведения церковной календарной реформы, произошедшей в 1924 г. и предполагавшей замену юлианского календаря так называемым новоюлианским, фактически совпадающим с используемым в гражданской жизни календарем григорианским. За свою восьмидесятилетнюю историю старостильный раскол проявил высокую динамику дробления и образования новых псевдоцерковных структур, претендующих на статус Поместной Православной Церкви. По состоянию на октябрь 2008 г. существует 10 независимых старостильнических юрисдикций в Греции, 1 в Румынии, 1 в Болгарии, 3 на территории Западной Европы и 5 в Соединенных Штатах Америки.
4 — Циркулярное письмо архиепископа Женевского и Западно-Европейского Антония (Бартошевича) (РПЦЗ) клирикам вверенной ему епархии, извещающее об архиерейском указе № 607 от 28 октября/10 ноября 1978 г., касающемся архимандрита Иоанна (Роша) (на французском языке). Архив автора; Мосс Владимир. Православная Церковь на перепутье (1917−1999).- СПб.: Алетейя, 2001.- С. 299; Evlogios (Hessler), metropolitan of Milan. Apostolic succession.- Milan: Chiesa Metropolitana Autonoma Dell’Europa Occidentale e Delle Americhe, б.г.- Р. 4; The Holy Synod of Milan. // The Authonomos Orthodox Metropolia of Western Europe and America [Электронный ресурс]. — 2007. — Режим доступа: http://www.orthod.net/Synod-Photos.htm — Дата доступа: 12.09.2005; History of The Orthodox Catholic Church of Portugal // Orthodox Catholic Church of Portugal [Электронный ресурс].- 2008.- Режим доступа: http://www.igrejaortodoxa.pt/english/history-history_church_of_portugal.html — Дата доступа: 18.10.2008.
5 — Chrysostomos, bishop of Etna and Exarch in America for the Synod of Old Calendarist Greek Orthodox Bishops under Mitropolitan Cyprian of Oropos and Fili. The Old Calendar Greek Church: A Critical Evaluation / The Old Calendar Orthodox Church of Greece.- Etna, California: CTOS, 1994.- Р. 69.
6 — Письмо архиепископа Филадельфийского, митрополита «УПЦ США и Рассеяния» Мстислава (Скрыпника) от 17 января 1989 г. архиепископу Миланскому Евлогию (Хесслеру) («Православная Церковь Португалии»). Фотокопия письма (на английском языке) опубликована на веб-сайте «JURISDICCIONES ORTODOXAS DEL SIGLO XX» Режим доступа: http://www.w3.org/TR/REC-html40«
7 — Парфенчик Андрей. Жизнь Православной Церкви в Польше с 1970 по 2000 год: дипл. работа.- Жировичи, 2002.- С. 47−50.
8 — Парфенчик Андрей. Указ. соч.- С. 49−50; Evlogios (Hessler), metropolitan of Milan. Apostolic succession… Р. 3.
9 — Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. В 2 т.- Т.II.- М., 1994.- С. 197.
10 — History of The Orthodox Catholic Church of Portugal // Orthodox Catholic Church of Portugal [Электронный ресурс].- 2008.- Режим доступа: http://www.igrejaortodoxa.pt/english/history-history_church_of_portugal.html — Дата доступа: 18.10.2008.
11 — Информация подтверждается Православным Церковным Календарем Польской Автокефальной Церкви на 2000 год (Kalendarz Prawoslawny. Rok 2000.- Warszawa, 1999.- Р. 9−10).
12 — Мишель (Ля Рош), митрополит Парижский. Православное папство: Исторические корни папизма Константинопольского Патриархата и его церковное противоборство с Московским Патриархатом.- Париж: Издательство «Презанс», 2005.- С. 103.
13 — Koscielne jednostki zagraniczne // Prawoslawie w Polsce [Электронный ресурс].- 2008.- Режим доступа: http://www.orthodox.pl/glowna.htm — Дата доступа: 30.09.2008.
14 — Парфенчик Андрей. Указ. соч.- С. 50−51.
15 — The Holy Metropolitan Synod // Orthodox Catholic Church of Portugal [Электронный ресурс].- 2008.- Режим доступа: http://www.igrejaortodoxa.pt/english/estructure-saint_synod.html — Дата доступа: 18.10.2008.
16 — Рrimate biografy // Orthodox Catholic Church of Portugal [Электронный ресурс].- 2008.- Режим доступа: http://www.igrejaortodoxa.pt/english/primate_biografy.html — Дата доступа: 18.10.2008.

http://rusk.ru/st.php?idar=113584

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика