Русская линия
Русская линия08.12.2008 

Из Топлу в Феодосию

Это был сложный переход. Трое суток через Грушевский перевал. На восток. Духовенство, прихожане, казаки. Почти шестьдесят километров — за трое суток, и все время в гору. Крестный ход из Топлу в Феодосию, под иконами из женского монастыря к раннехристианским храмам Карантинной бухты Феодосии…
.
.Впервые по этому маршруту прошли верующие в 1890 году. В годы советского лихолетья крестный ход был запрещен. И только в 2005-м его снова восстановили православные.

…Казаки Феодосии, Судака, Кировского, Белогорска, Старого Крыма ежегодно сопровождают крестоходцев по святым местам. В этом году к ним присоединились общины Совета атаманов Крыма. Свой духовный центр в село Грушевка Кировского района перенесли казаки атамана Олега Ревуна и «Соболя» Вадима Иловченко.

— По пути крестного хода находится дорогой нам храм — в селе Грушевка. Там служит священник отец Марк, который окормляет нашу общину, — рассказывает участник перехода атаман спецподразделения «Соболь» Вадим Иловченко. — Наша задача сейчас показать жителям восточного Крыма, насколько серьезно сейчас возрождается православие в Крыму.
Тем более такие ходы роднят нас с нашими братьями-казаками Феодосийского региона, дают возможность пообщаться, обсудить планы на будущее. Мы уже не один год работаем вместе — единым фронтом выступили против десанта НАТО в восточном Крыму, участвовали в фестивалях казачьей культуры, которые организовывал атаман региона Борис Степанов. Сам крестный ход — чрезвычайно важное событие, он связывает несколько важнейших христианских святынь.

— Казаки и православие, православие и казаки — можно писать без пробелов, это нераздельные понятия, — комментирует происходящее войсковой старшина Олег Маковский. — Наши казаки-запорожцы из отдельной пластунской сотни уже не первый год охраняют обитель. Именно благодаря монастырю многие наши бойцы стали настоящими крымчанами и окрепли в православии еще больше. В этих местах по-другому нельзя — святость этих мест чувствуешь каждой частью своей души.

В окружении фруктовых садов, зеленых лесов, высоких гор — село Тополевка. Отсюда вышли крестоходцы в направлении Феодосии. В прошлом веке эта греческая деревушка носила название Топлу, что означает «место, страна, местность».

Неподалеку, на склоне горы Каратау, находится Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь. Судьба этой обители очень интересна.

Расположен монастырь в живописном месте: вокруг — густой лес, сквозь который виднеются обрывы скал, рядом очень красивая долина реки Мокрый Индол. Еще в средние века христиане строили здесь свои святыни. До сих пор в окрестностях Тополевки сохранились развалины древней греческой церкви, в которой еще в XIX веке проводились службы в день Святого Пророка Ильи.

Место для Топловского монастыря выбрал архиепископ Иннокентий во время его путешествия по Крыму. В общении архиепископ Иннокентий был прост и добр, отличался необыкновенной смелостью. Во время Крымской войны Владыка находился рядом с солдатами, участвовал в совещаниях командования, лично исповедовал и причащал адмиралов Истомина, Корнилова и Нахимова. Однажды во время совещания в палатку попала бомба, военные тут же упали на пол, боясь осколков. Один лишь архиепископ остался сидеть спокойно, с укором говоря: «Господа, но я же с вами». Взрыва не последовало…

Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий обратился в Святейший синод с ходатайством об устройстве монастыря в урочище Топлу, так как это место особо чтимо в народе и удобно для основания иноческой обители. Однако Крымская война помешала осуществлению этих планов.

В пятидесятых годах XIX века у источника святой Параскевы поселилась болгарская девушка Константина. Она жила в соседнем селении Кишлав (ныне село Курское), была простой, богобоязненной и трудолюбивой девушкой. Однажды, когда месила тесто для хлеба, услышала голос Господа и ушла из дома. Семь лет жила одна в Кизилташской пещере, питаясь скудным подаянием, одетая в рубище. После того, как там появились странствующие богомольцы, Константина перешла в Топлу. Она мечтала и неутомимо молилась об основании женской обители и церкви во имя святой Параскевы. Ради осуществления своей мечты ходила по окрестным селам, пытаясь собрать средства на строительство церкви. Людям, которые говорили, что на открытие монастыря нет денег, она объясняла, что деньги на людях. На собранные ею средства у источника построили часовню. Поселившиеся здесь несколько сестер читали по усопшим псалтырь, служили молебны. Константина до конца своей жизни оставалась при монастыре. Никто точно не знал, сколько ей лет, но казалась она очень старой; некрасивая, маленькая, вся в морщинах, она привлекала внимание блеском своих черных глаз. Была неграмотной, не знала молитв и молилась своими словами. Перед смертью Константина приняла постриг с именем Параскевы. Она умерла в 1874 году и была похоронена в лесу у монастыря, над холмиком установили скромный памятник, который напоминал сестрам о первой потрудившейся духом молитвы и веры к созиданию их обители и сооружению храма во имя святой преподобномученицы Параскевы. К сожалению, могила ее не сохранилась, после закрытия обители она была разорена и уничтожена. Но сохранилась память об этой удивительной женщине, подвижнице, стараниями и горячими молитвами которой родились на крымской земле два монастыря — Кизилташский и Топловский Троице-Параскевиевский монастырь, пользующиеся заслуженной любовью и уважением. Не раз окрестные жители обращались в монастырь за помощью и всегда получали ее: деньгами, продуктами или лекарствами. Все больше женщин стали принимать постриг в этой обители. Если в день открытия монастыря здесь нашли приют 7 сестер, то к 1917 году их стало 241. В 1924 году закрыли монастырские храмы, что вызвало недовольство не только монахинь, но и жителей окрестных деревень.

Возрождение единственного в Крыму женского монастыря началось в 1992 году, когда собрание верующих сел Учебное и Тополевка решило создать православную общину храма «Всех скорбящих Радость». Они обратились в Совет министров Крыма и к председателю Белогорского Совета народных депутатов с просьбой вернуть храм, в котором в то время находился спортзал и бильярдная. Первую Божественную литургию 8 августа 1992 года совершил архимандрит Филипп (Стецюренко), преподаватель Одесской семинарии, ему помогали протоиерей Алексей Емельяненко, благочинный Белогорского округа, настоятель Никольского храма в городе Белогорске и священник Владимир Карпец, настоятель Успенского храма в городе Старый Крым. В храме провели молебен с водосвятием. 8 июля 1993 года Совет по делам религий при Кабинете министров Украины зарегистрировал устав Топловского женского монастыря преподобной мученицы Параскевы. Его настоятельницей стала монахиня Алевтина (Латай), возведенная в сан игуменьи. Это на ее плечи легли тяжелые заботы о восстановлении обители. Она управляла монастырем до 1996 года, а затем отправилась на покой в Покровский монастырь в Киеве. Ее сменила старшая сестра-монахиня Рафаила (Краснова). А в 1998 году в истории монастыря в четвертый раз появилось имя Параскевы.

Новая игуменья Параскева (Нина Михайловна Тищенко) родилась 19 сентября 1946 года в Черкасской области. Окончила Черкасский педагогический институт, изучила три иностранных языка: английский, французский и испанский. Преподавала в школе и в сельскохозяйственном техникуме. В Топловский монастырь приехала впервые в храмовый праздник, ступила на плиты перед храмом и вдруг поняла, что это ее дом. Сначала осталась послушницей, выполняла любую работу, а в 1997 году приняла постриг в Топловском монастыре. В 1998 году ее возвели в сан игуменьи. Владыка Лазарь отслужил Божественную литургию прямо под сенью высоких деревьев. К этому дню из Одесского Свято-Михайловского монастыря привезли в подарок пять икон: Спасителя, Богородицы, Николая Чудотворца, Божией Матери Касперовской и Целителя Пантелеимона. В монастыре хранится и другая святыня: ковчежец с мощами Киево-Печерских святых в виде креста. Он сделан в 1989 году по заказу архимандрита Василия (Златолинского), ныне архиепископа Запорожского и Мелитопольского. Частицы мощей находились в ларце с двойным дном и попали к отцу Василию, когда он жил в Средней Азии. 3 мая 1994 года Владыка Лазарь передал святыню в Параскевиевский монастырь. Святые мощи несли торжественным крестным ходом из Старого Крыма в Тополевку.

В монастырь приезжают и в будни, и в праздники не только совершить омовение в целебной воде, но и принять участие в богослужении, помолиться, получить благословение, а иной раз — спасительное слово или совет.

Особый интерес вызывает у паломников «Пещерка Константины», хотя экскурсоводы поясняют, что Константина жила не здесь, а в устроенной собственными руками землянке. Проникнуть в пещерку в складке оврага довольно сложно: нужно протискиваться лежа. Внутри она напоминает крест, высота — в рост человека. Очевидно, здесь уединенно молились схимницы…

…В этом году маршрут остался неизменным, точно так же в 1890 году шли православные в Феодосию — от церкви к церкви — от прихода к приходу — и везде слова православной молитвы. С каждым разом остановок все больше — восстанавливаются храмы восточного Крыма. Грушевская церковь, Старокрымская, Первомайская, приход в Насыпном и феодосийские храмы Карантина уже открыты для верующих. Здесь свое «Хождение за три моря «писал Афанасий Никитин, здесь похоронен адъютант Суворова — участник Альпийского похода, здесь над расстрельной ямой в память о всех казаках, уничтоженных коммунистическим режимом, установлен поклонный крест. В завершение крестного хода из Топлу в Феодосию участники шествия увидели радугу на безоблачном и ясном небе.

Впервые опубликовано в газете «Русичи»,
г.Севастополь

http://rusk.ru/st.php?idar=113565

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Мекердычева Вера Васильевна    09.03.2009 13:46
С большим интересом и радостью в душе прочла о крестном ходе. Сама я из Таганрога. В 2005г. будучи в Петербурге в Соборе Александра Невского я в восхищении стояла (время потерялось) перед старинной иконой Св. великомученницы Параскевы Пятницы. Осенью этого же года (отношу это к воле провидения) я посетила раннехристианский храм Карантинной бухты Феодосии, Топловский монастырь. С особой силой ощущается дух раннего христианства в этих поистине святых местах.
Спасибо. С помощью Вашей статьи я как бы вновь соприкоснулась с этими святыми местами.
С уважением,
Вера М.
  Речнов А.А.    08.12.2008 00:50
Спасибо за публикацию.
Детство прошло в Добролюбовке (Булганак).
На слуху от бабушки села Грушевка, Кишлав, Льговка.
Хотелось бы узнать по подробнее о современных православных приходах
и монастырях в этой части (степной, восточной) Крыма: Белогорска, Старого Крыма (похоронен дядя).
Буду рад полезным ссылкам.

С уважением Александр.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru