Русская линия | 06.12.2008 |
Александр был вторым сыном в семье. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Владимиро-Суздальский (+ 1226), один из авторов житий нескольких святых Киево-Печерского Патерика и «Сказания о святой чудотворной церкви Печерской Киевской, како создася, украсися и освятися». Святитель Симон покоится в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. От благодатного старца-иерарха и получил княжич Александр первое благословение на ратное служение.
В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского (+ 1246), и в феврале 1229 г. Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 г. Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 г. юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250).
С ранних лет Александр сопровождал в походах отца. В 1235 г. он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. А в 1236 г. Ярослав уезжает в Киев, «посадив» Александра самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 г. Александр взял в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки утверждают, что княгиня в святом Крещении тоже приняла имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Эта икона постоянно была потом при Александре, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским (+ 1276), и перенесена в Кострому.
Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, «крестоносцами». В этот грозный час и воздвигнут был на княжение Александр — воин-молитвенник, подвижник и строитель земли Русской. Сказано: «Без Божия повеления не было бы княжения его».
Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. «Король римской веры из Полуночной страны», Швеции, собрал в 1240 году великое войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (т. е. князя) Биргера. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, — я уже здесь и пленяю твою землю».
Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И, памятуя псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил князя и воинство на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами, которые теперь нередко цитируются, даже в популярных фильмах: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов, — ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.
Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князяю, святой Александр повелел никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, повел войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал князя Александра Невским.
В 1242 г. немцам удалось захватить Псков. Александр, выступив в зимний поход, освободил город, почитавшийся домом Святой Троицы, а 5 апреля 1242 на льду Чудского озера года сошелся в поединке с войском Тевтонского ордена. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Крестоносцы были полностью разгромлены. Современники ясно понимали историческое значение Ледового побоища: прославилось имя кн. Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».
Настало время оградить Русь и с Востока. В 1242 г. святой Александр Невский со своим отцом выехал в Орду, дабы превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников; и здесь нужна была «кротость голубя и мудрость змеи».
За эту священную миссию кн. Ярослав отдал о жизнь. Заключив союз с ханом Батыем, он должен был, однако, ехать в 1246 г. в Монголию, в столицу всей кочевой империи. Батый искал поддержки у русских князей, желая отделиться с Золотой Ордой от Монголии. А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен; скончался в мучениях, лишь на 10 дней пережив св. мученика Михаила Черниговского, с которым когда-то едва не породнился. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, стал его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).
Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра Невского. Многие в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели князья Михаил Черниговский, Даниил Галицкий, брат святого Александра, Андрей. Но Александр хорошо знал о судьбе Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 г. крестоносцами, и собственный опыт учил его не доверять Западу. Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию — унией с Римом.
Когда в 1248 г. послы Римского папы явились прельщать и Александра, он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: «Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем». Уния означала отказ от Православия, обречение самих себя на духовную смерть. В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый, Андрей бежал в Швецию искать помощи у тех самых разбойников, которых с помощью Божией громил на Неве его великий брат. Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи.
В 1256 г. умер хан Батый, а вскоре был отравлен и Сартак. Александр в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 г. стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное Александром Невским историческое призвание Руси.
В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.
Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути из Орды Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник скончался 14 ноября 1263 г., завершив жизненный путь принятием иноческой схимы с именем Алексий.
Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Нетленное тело князя девять дней несли к Владимиру. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра Невского.
Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 г. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.
Мощи его покоились в Успенском соборе Владимира, а теперь — в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петербурге. И сегодня, по молитвам православных, князь Александр Ярославич города «ограждает молением» и православным христианам «на сопротивныя споборствует».
На снимках: памятник А. Невскому в Переславле-Залесском, на фоне Спасо-Преображенского собора, где княжича крестили; дворик рядом с Собором — здесь были княжьи терема, где родился княжич Александр (слева в кадре — купола церкви А. Невского, справа — церкви Иконы Богородицы Владимирской).
Подготовлено по материалам православных сайтов.
Фото Станислава Минакова, август 2008, Переславль-Залесский
http://rusk.ru/st.php?idar=113563
|