Русская линия
Накануне.ruПротодиакон Андрей Кураев22.04.2005 

Самое агрессивное воздействие на культуру вообще идет со стороны хамства

Современная пресса его называет по-разному и церковным шоуменом, и главным пиарщиком православия. То, чего у него на самом деле в достатке, так это дара красноречия и способности логически и аргументировано рассуждать. Его всегда приходят послушать не только верующие, но и светские люди. Он всегда собирает на пресс-конференции журналистов, которые хотят узнать его оценку происходящих в мире событий. Накануне сей православный оракул посетил Екатеринбург. Не воспользоваться случаем и не поговорить с клириком на самые разнообразные темы, было бы с нашей стороны непростительной оплошностью.

Итак, ниже мы публикуем интервью с Андреем Кураевым — профессором Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующим кафедрой основного богословия и апологетики, старшим научным сотрудником кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, клириком московского храма во имя Святого Иоанна Предтечи на Пресне и диаконом.

Вопрос: Скоро соберется конклав для выбора нового папы. Какие прогнозы Вы можете дать, как полагаете, кто будет избран? (Интервью мы записывали аккурат накануне известия о выборах нового понтифика, коим, как известно, стал немец Йозеф Ратцингер — от редакции).

Андрей Кураев:Я думаю, что Римская Католическая Церковь возьмёт тайм-аут при избрании нового папы. Выбрав папой Иоанна Павла II, католики поставили эксперимент с папой неитальянцем, а славянином, не человека из «большой Европы».

Отношение к предыдущему папе было разное. Среди немцев он был непопулярен, итальянцы тоже хотели бы видеть папой итальянца. Когда говорят, что папой может стать афро-ватиканец или нигериец, то это наверняка больше PR-акция Ватикана, который хочет представить Католическую Церковь всемирной и открытой для всех.

Если второй раз подряд будет избран не человек из «старой Европы», то это, скорее, будет воспринято как знак капитуляции. Это будет означать, что римско-католическая церковь готовит себе запасной вариант где-нибудь в третьем мире и то, что Европа для Ватикана окончательно потеряна.

Эти нотки не раз звучали из уст самого Иоанна Павла II. В частности сказанная им фраза в адрес Франции: «Франция! Что же ты сделала со своим крещением?!» Франция, которая в средние века называлась «старшей дочерью церкви», сейчас — самая светская и даже антицерковно настроенная страна Европы. Поэтому папа объявил Францию для католической церкви объектом миссионерской деятельности. Также дела обстоят и во многих других западноевропейских странах.

Утрата влияния на европейские дела это главная проблема сегодняшнего католического мира. Если папой станет человек из третьего мира — это будет означать перенос интересов Ватикана в третий мир. А это для католиков будет звучать как возглас: «Смиритесь с утратой Европы!» Поэтому, скорее всего, новым папой станет «итальянский» кардинал.

Вопрос: А кто Вам больше всего импонирует из всех кандидатов?

Андрей Кураев: Личную мою симпатию среди кандидатов на Папский престол вызывает немецкий кардинал Йозеф Ратцингер. Ратцингер очень умный и честный человек.

В своей книге приводит образ восприятия церкви в современной жизни. За час до начала представления в цирке начался пожар. Все артисты, спасаясь, выбежали на улицу прямо в своих костюмах. Среди них был клоун. И вот он бежит по улице и кричит о том, что в городе начался пожар. А люди веселятся: ах, как хорошо играет этот шут! Люди аплодируют. Но это, на самом деле, правда, а не шутка. И только когда огонь перекинулся на дома граждан, они поняли, что это не было шуткой клоуна.

Это и есть образ церкви в современном мире. Люди реагируют на наши одежды, которые кажутся им слишком «шутовскими», либо слишком старыми, либо слишком экстравагантными. Порой, многие полагают, что мы повторяем какие-то странные речи, или как будто «шутим».

Когда мы говорим о серьезной угрозе, которая висит над человеком, нас не воспринимают серьезно. Поэтому любой современный священник должен учитывать тот факт, что все, что было очевидным раньше, сегодня требует четкой аргументации и доказательств.

Вопрос: Посетит ли новый папа в Россию и почему до сих пор этого не произошло?

Андрей Кураев: Политика папы Иоанна Павла II была не лишена личных, иррациональных факторов. Кароль Войтыла — поляк и молодость его прошла в Польше в те времена, когда там происходили погромы и разорения православных церквей и храмов — великолепнейших по своей красоте. Ведь они строились в конце прошлого века, когда Польша была самым западным рубежом Российской Империи и своеобразным форпостом православного мира. Туда специально приглашали самых лучших мастеров, художников и архитекторов, которые когда-то были в те времена.

Десять лет назад один итальянский кардинал в приватной беседе мне так и сказал: «У нашей Церкви не было бы проблем в отношениях с Московской патриархией, если бы папой был итальянец». Думаю, что на этот раз новый папа не будет поляком.

Другим ограничением может стать и то, что дипломаты Ватикана сами для себя сформулировали условия папских визитов. Ватикан решил, что каждый визит папы должен становиться «визитом мира», который не обострял бы существующие религиозные разногласия во время визита. А для этого они решили, что необходимо, чтобы приглашение понтифику исходило не только от правительства страны, но и от религиозной общины превалирующей в данной стране. Это означает, что для приезда папы в Россию требуется приглашение также и от Российской Православной Церкви. Это ограничения, которые разработчики ватиканской политики сами себе установили.

На волне национального возрождения униатской украинской церкви в Западной Украине конца 80-х годов начались захваты православных храмов.

Дошло даже до того, что детей православных священников избивали на улицах и требовали передать их отцам незамысловатое послание: «Чемодан-вокзал-Россия!» Так как униаты соблюдают православные обряды, но подчиняются Ватикану, мы ждали, что папа даст нравственную оценку этих событий и осудит погромщиков. Но этого не произошло. Надо ли еще объяснять — почему папа так и не побывал в России?

Вопрос: В Вашей миссионерской практике проходит много встреч и бесед с разными людьми. Не несут ли подобные встречи признаков современного «пиара»?

Андрей Кураев: Некоторые считают меня маловером, некоторые — фанатиком. Но фанатизм я понимаю по-другому. Изначальное значение слова «фанатик» — это «смертник», то есть человек, способный умереть ради своей идеи.

Я очень не хотел бы сорваться до уровня пропаганды православия. Я получил отвращение к пропаганде еще с советских времен. У меня есть средство собственного контроля — это то, что я постоянно выступаю в молодежной аудитории, особенно если это — университетская среда. А молодежь очень чувствительна к подобным вещам и поэтому, если она почувствует в отношении себя какую-нибудь пропаганду, то немедленно продемонстрирует и даст знать своим недоверием.

Вопрос: Как Вы относитесь к тому, что у РПЦ появляются свои сетевые информационные агентства?

Андрей Кураев: Я считаю, что чем больше у церкви способов передать свою точку зрения, тем лучше.

Вопрос: Из каких, по Вашему мнению, источников должно происходить финансирование СМИ РПЦ?

Андрей Кураев: Не знаю, я не специалист по финансовым вопросам.

Вопрос: Россия многоконфессиональная страна. Какое влияние агрессивней для православной культуры?

Андрей Кураев: Считаю, что самое агрессивное воздействие на культуру вообще идет со стороны хамства. Сейчас появилось множество людей, называющих себя сюрреалистами или авангардистами. И множество тому примеров. К примеру, выставка — «Осторожно, религия!» показала, что для тех, кто ее организовывал, никаких нравственных ограничений принципиально не существует. Одно дело, когда человек нецензурно бранится в силу того, что он так просто разговаривает, другое дело писатель, который пишет и издается.

Вопрос: Сегодня государство готовится к празднованию Дня Победы. Насколько, по Вашему мнению, это была война разных духовных начал, нежели война идеологий?

Андрей Кураев: Противостоящая нам идеология была радикально антихристианской, это было язычество, оккультизм. Если на пряжках обычного солдата Вермахта была надпись «С нами Бог!», то на пряжках солдат СС ее не было. У СС, основы нацистского режима, там были рунические знаки — молнии.

Я не разделяю того пафоса, с которым празднование предстоящей даты преподается. В этом шоу чувствуется какая-то неправда. 60 лет — это большой срок. Победили Гитлера не мы, не те, кто сейчас будет создавать эту шумиху. Победили наши отцы и деды…

Если бы мы, нынешние россияне, были перенесены в 41-й — скорость продвижения немцев ограничивалась бы только проходимостью наших дорог. Может, это и предвзятое, но это мое мнение…

Владимир Трофимов

21.04.2005

http://nakanune.ru/articles/izvestnyjj_pravoslavnyjj_missioner


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика