Русская линия
Русская линияПротоиерей Георгий Городенцев04.12.2008 

Некоторые современные литургические проблемы новообращенных христиан
Слово пастыря в Рождественский пост

В наше время при обращении человека из атеизма в православие часто происходит следующее. Новообращенный приходит в Церковь, под которой он, как правило, понимает храм Божий, и обнаруживает, что основным видом деятельности в Церкви, т. е. в храме, для него предполагается и предлагается регулярное присутствие за богослужением, что его зачастую тяготит. Молодой христианин оказывается неготовым в течение длительного времени выстаивать службу, и причин этому несколько.

1. Во-первых, человек, достаточно долго проживший в миру и воспитанный в рамках массовой культуры, поэтому любящий развлечения, которые она предлагает — телевизор, кино, театр и т. п., также вначале воспринимает богослужение как некое скучноватое зрелище, нечто вроде оперы. Такое мнение — крайне ошибочно и вредно. Участие в православном богослужении не зрелище и не развлечение, а подвиг, поэтому и относиться к нему следует как к роду христианского подвижничества.

Неосновательна и инстинктивная попытка неофита найти внутреннее сходство между современным мирским искусством и богослужением. На самом деле они, по сути, диаметрально противоположны. Произведение современной массовой культуры, например, кинофильм, при всем его внешнем разнообразии и динамичности, по своей духовной сущности весьма духовно ограничено, совершенно однообразно и тягуче монотонно: по сути в нем эксплуатируются всего лишь три основные страсти — сластолюбие, сребролюбие, славолюбие, да еще гнев и уныние. Вот и все кино! Поэтому, например, поднаторевший в постоянном смотрении последнего зритель может в самом начале фильма предсказать его конец. Так что и смотреть не надо, эти предсказания, как правило, с некоторыми вариациями оправдываются.

А православное богослужение, особенно Божественная литургия, при всем своем внешнем единообразии и кажущейся монотонности, по сути, духовно безгранично, т.к. чрез него открывается иной, невидимый безграничный мир. И христианин, обладающий хоть малой толикой духовного зрения, может этот мир почувствовать или даже узреть. Чему есть многие примеры из житий святых, когда они во время богослужения сподоблялись Божественных видений.

Что же касается новообращенного, еще не обладающего способностью к литургической созерцательности, и из-за этого испытывающего во время богослужения психологический дискомфорт, то ему надо проявить терпение, твердо помня, что присутствие за Божественной литургией это не развлечение, а христианский подвиг, в котором, как и во всяком подвиге, необходима добродетель терпения. Следует также помнить и то, что по мере стойкого упражнения в последней, у христианина начинает появляться вышеупомянутое духовное зрение, когда он во время богослужения ощущает присутствие иного мира и испытывает очищающие духовные переживания. Тогда-то церковная служба перестанет быть для него скучной, ибо для него откроется небо. И хотя вначале ему откроется лишь, образно выражаясь, ничтожно малая часть духовного небосвода, может быть одна самая малая его звезда, это чувство так глубоко и высоко, что молодой христианин, испытавший оное, пойдет, если ему представится выбор, за этой звездой от всей души в храм, а не на «Звездные войны». Что в наше время можно считать определенным духовным преуспеянием.

Однако это произойдет лишь в том случае, если подвижник будет подвизаться в соответствии с законами христианской аскезы. Ибо, как говорит апостол: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим.2,5). Впрочем, последнее зависит не столько от новообращенного, сколько от тех добрых христиан, которые хотят привести его в Церковь. Вот здесь-то и кроется вторая причина, по которой наши неофиты иногда никак не могут воцерковиться.

2. В наше время подавляющее большинство христиан очень любят добрые дела, думая спасти чрез них свою душу. Одним из таких спасительных дел для нас мнится обратить к православной вере отступившего от нее, что действительно так. Ибо, как говорит апостол Иаков: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5,19−20).

Однако, как учат святые отцы, при совершении любого доброго дела мало собственно только его совершить (отклонение от делания добра — это лишь первое искушение диавола). Необходимо, чтобы доброе дело было сделано по Христу, в частности, с рассудительностью, как советует апостол Петр: «Покажите… в добродетели рассудительность» (2 Пет.1,5). Тогда человек сможет избежать второго искушения от диавола. Третьего искушения он избежит, если после творения добра не впадет в гордость.

Если второе и третье условие добродетели не соблюдается, то это и значит, что человек подвизается незаконно (2 Тим.2,5) и безрассудно. Тогда к его доброму делу обязательно примажется бес, который и посоветует «доброжелателю» в нашем конкретном случае привести новообращенного первый раз в храм на причащение, хотя тот к нему совершенно не готов. И чтобы это обязательно было на архиерейской службе (которая раза в два длиннее обычной), «желательно» в 1-ю Неделю Великого поста.

Такой безрассудный «делатель добра» подобен некомпетентному командиру, который ставит необстрелянного новобранца на самый опасный участок фронта. Для новообращенного такое «воцерковление» может закончиться тяжелой душевной травмой, шрам от которой, даже если он ее перенесет, останется у него надолго. А сам «обративший» вместо приятных ему вышеприведенных слов апостола Иакова (Иак.5,19−20) рискует услышать гневное прещение Господа Иисуса Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случается, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф.23,15).

Между тем, в древней Церкви среди верующих существовал разряд оглашенных, которым запрещено было присутствовать на Литургии верных. Памятником чему и в наше время остался возглас: «Оглашении, изыдите», — после которого оные выходили из церкви, и таким образом совершали куда более легкий подвиг, чем верные, присутствуя всего лишь за одной третью богослужения. Церковь к тому же хранила в строгой тайне все то, что происходило в храме после этого возгласа, чем пробуждала в оглашенных настоятельное желание узнать эту тайну.

3. Существует еще одно довольно странное обстоятельство, которое мешает современному человеку воцерковиться. Бывает так, что ему становится плохо в церкви, он начинает задыхаться, у него болит голова и т. д.

Эти физические расстройства могут быть кажущимися. Связанными с тем, что человек жил до этого ненормально — в атеизме, что, впрочем, казалось ему вполне естественным. Поэтому попытка начать по настоящему нормальную, церковную жизнь приводит к тому, что она вначале кажется ему болезненной и неестественной. Подобно тому, как если бы кто-то очень долго прожил в темном погребе. Когда он в первый раз выйдет на свет Божий, это причинит боль его ослабевшему зрению. Но со временем, если он будет делать эти опыты постепенно и осторожно, его зрение окрепнет, и он уже сам не захочет возвращаться в темный, мрачный и тесный погреб атеизма.

Поэтому в такой ситуации можно посоветовать молодому христианину проявить терпение и рассудительность в своем подвиге, совершая его постепенно.

Однако такие физические расстройства, особенно головные боли, могут быть не кажущимися, а вполне реальными болезнями. Дело в том, что, по моему мнению, когда человек долго живет в неверии, бесы специально внедряют в его тело такие недуги, которые в обычных условиях и болезнями-то не считаются, но зато потом, при его возможном обращении к вере, они обострятся и будут препятствовать ему присутствовать за богослужением. Это нечто вроде мины замедленного, направленного действия.

Например, есть болезни, связанные с затрудненным кровообращением и отсюда недостатком кислорода, поступающего в мозг. Что вызывает сильную головную боль. В миру такой недуг может проявляться не очень часто и остро. К тому же в случае приступа больной может принять лекарство. А теперь представим, что он пришел на богослужение. Понятно, что в замкнутом пространстве храма, переполненного верующими, процент кислорода в воздухе уменьшается. Это, соответственно, создает дополнительный дефицит этого вещества в крови больного христианина, обостряя его болезнь. Возникает сильная головная боль, которая может перейти в очень неприятный приступ. А теперь еще представим, что болящий хотел причаститься! Можно ли принимать лекарство, ведь перед причащением нельзя ничего есть и пить?! Возникает коллизия.

Как же поступать христианину в таком случае? Во-первых, терпеть болезнь, помня, что она наказание за долголетнее пребывание в атеизме или за другие грехи. Во-вторых, просить Господа, Божию Матерь, своего Ангела-Хранителя и всех святых, особенно тех из них, которые прославились даром исцелений, помочь в недуге. Такая молитва особенно действенна во время приступов болезни. И, если это действительно молитва, она не может быть не услышана, и помощь придет: болезнь ослабеет, а болящему христианину будет указано лекарство (часто таким действенным лекарством бывает святая вода), которое ему поможет, или врач, который его вылечит. Ибо в такой ситуации не грех обращаться и к обычным врачам.

Также болящему необходимо проявить рассудительность при выборе церкви, в которую он собирается пойти. Лучше, чтобы это был достаточно просторный храм с не очень большим количеством молящихся. В советское время такой практически невозможно было найти, сейчас, когда снова открыты многие церкви, это, хотя и трудно, но все же возможно.

4. Наконец, существует еще одна причина, по которой новообращенному трудно пребывать за богослужением. Это отсутствие у него благочестия, в частности, элементарной христианской грамотности — знания последования богослужения, его символического значения, а также полное незнание церковно-славянского языка и отсюда непонимание того, что поется и читается за службой.

Это можно исправить самостоятельным изучением соответствующей духовной литературы, объясняющей последование богослужения, его символическое значение, особенности церковно-славянского языка (подобные книги и брошюры в наше время, слава Богу, в достаточном количестве имеются в церковных лавках) или путем посещения воскресной или иной духовной школы, где изучаются все вышеназванные вещи. И соизмерением, опытной поверкой изученного своим подвигом присутствия за божественной службой.

Проходя такой подвижнический путь, молодой православный христианин всегда должен помнить, что, хотя яд бывшего неверия, оставшийся в его душе, весьма душевреден и лишь с большим трудом удаляется, однако и награда у Бога за этот подвиг также весьма велика. Так что, несколько перефразируя слова блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, можно сказать: «Хоть люта зима атеизма, да сладок рай».
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской Духовной семинарии

http://rusk.ru/st.php?idar=113558

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Ksenija    16.12.2008 10:37
Цитата:
  Благодарю Вас за замечание. Но не вижу повода.  


Я удивилась бы если бы Вы этот повод увидели. Потому что для того, чтобы судить о том, что Церковь считает ЗАКОННЫМ, а что НЕЗАКОННЫМ браком нужно почитать послания Апостола Павла, о том, что неверующий супруг освящается верующим, вспомнить жития святых, которые в своей земной жизни были не венчаны, и познакомиться с «ОСНОВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви», где сказано:
«Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак». »… Более того, Определение Священного Синода также говорит об уважении Церкви даже «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере».

Но, понятно, что это постановление Синода Вы тоже не читали.
И поскольку реальные документы и установления Церкви остаются вне Вашего внимания, Вам остается только глубокомысленно советовать Василию «попить холодной воды».
  Александр Б. из Москвы    16.12.2008 10:26
Нет, Вы не так поняли. Совсем не так… Сложно Вам с нами, с "пацанами"…
Буду вам премного признателен, если Вы подскажете, в каком храме С.-Петербурга служит о. Александр Захаров. Или только в Сологубовке? Если имеете счастье брать у него благословение, то передавайте ему поклон от меня, незнакомого ему москвича, автора листка "О монархии, народоправстве и любви", который я скомпоновал несколько лет назад на основе его книги "К кому нам идти?", и на распространение которого я получил чуть позже его заочное благословение.
  Lucia    16.12.2008 10:20
А мои реплики так же учтивы? Да мне-то что, считаете, что дети имеют право воровать – никто с Вами не спорит. У каждого свои дети.
  диакон Евгений    15.12.2008 23:56
Цитата:
  Покойный Святейший Патриарх Алексий на Епархиальном собрании г.Москвы говорил, обращаясь к присутствующим, – " …хватит воровать…".  


враньё.
  Василий Ч.    15.12.2008 23:51
Я же не говорю Вам так, когда Вы вставляете свои чрезвычайно полезные реплики в других беседах?
  Lucia    15.12.2008 23:15
Попейте холодной воды. Я не к Вам обращалась,к тому же отвечала на определенный вопрос.
  Александр Соколов    15.12.2008 22:20
Покойный Святейший Патриарх Алексий на Епархиальном собрании г.Москвы говорил, обращаясь к присутствующим, – " …хватит воровать…".
Такая вот педагогика.
  Василий Ч.    15.12.2008 21:59
Аж слеза наворачивается, – "не украла ни одной конфеты".

И что, если ребенок взял конфету без спросу, то о дальнейшей педагогике говорить уже бессмысленно??
Потому что ребенок – ВОР??

Даюсь диву и преклонясь перед Вашей феноменальной способностью уловить основную мысль противников вина "ПОСКОЛЬКУ ВСЕ ДЕТИ ВОРЫ".

Собственно, "противникам вина" ничего не остаётся, как молча признать, что именно эта, озвученная Вами, мысль и была у них основной.
  М.Яблоков    15.12.2008 19:22
Не надо раньше времени постригать Luciю в монахини, она нужна на форуме РЛ… :-)))
  Lucia    15.12.2008 18:57
Нет. я Мария. Увы, я не украла ни одной конфеты. И родители знали, что я нчего не возьму без спросу. Потому ничего не прятали. Но теперь я поняла основную мысль противников вина. "Поскольку все дети воры, значит, они будут воровать вино и тайком пить его, значит. нужно, чтоб дома его не было. А остальное нужно запирать от них в железный ящик как от крыс."
А я думаю так – если дети воры., то о какой дальнейшей педагогике мы говорим?

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика