Русская линия | Протоиерей Георгий Городенцев | 04.12.2008 |
Неосновательна и инстинктивная попытка неофита найти внутреннее сходство между современным мирским искусством и богослужением. На самом деле они, по сути, диаметрально противоположны. Произведение современной массовой культуры, например, кинофильм, при всем его внешнем разнообразии и динамичности, по своей духовной сущности весьма духовно ограничено, совершенно однообразно и тягуче монотонно: по сути в нем эксплуатируются всего лишь три основные страсти — сластолюбие, сребролюбие, славолюбие, да еще гнев и уныние. Вот и все кино! Поэтому, например, поднаторевший в постоянном смотрении последнего зритель может в самом начале фильма предсказать его конец. Так что и смотреть не надо, эти предсказания, как правило, с некоторыми вариациями оправдываются.
А православное богослужение, особенно Божественная литургия, при всем своем внешнем единообразии и кажущейся монотонности, по сути, духовно безгранично, т.к. чрез него открывается иной, невидимый безграничный мир. И христианин, обладающий хоть малой толикой духовного зрения, может этот мир почувствовать или даже узреть. Чему есть многие примеры из житий святых, когда они во время богослужения сподоблялись Божественных видений.
Что же касается новообращенного, еще не обладающего способностью к литургической созерцательности, и из-за этого испытывающего во время богослужения психологический дискомфорт, то ему надо проявить терпение, твердо помня, что присутствие за Божественной литургией это не развлечение, а христианский подвиг, в котором, как и во всяком подвиге, необходима добродетель терпения. Следует также помнить и то, что по мере стойкого упражнения в последней, у христианина начинает появляться вышеупомянутое духовное зрение, когда он во время богослужения ощущает присутствие иного мира и испытывает очищающие духовные переживания. Тогда-то церковная служба перестанет быть для него скучной, ибо для него откроется небо. И хотя вначале ему откроется лишь, образно выражаясь, ничтожно малая часть духовного небосвода, может быть одна самая малая его звезда, это чувство так глубоко и высоко, что молодой христианин, испытавший оное, пойдет, если ему представится выбор, за этой звездой от всей души в храм, а не на «Звездные войны». Что в наше время можно считать определенным духовным преуспеянием.
Однако это произойдет лишь в том случае, если подвижник будет подвизаться в соответствии с законами христианской аскезы. Ибо, как говорит апостол: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим.2,5). Впрочем, последнее зависит не столько от новообращенного, сколько от тех добрых христиан, которые хотят привести его в Церковь. Вот здесь-то и кроется вторая причина, по которой наши неофиты иногда никак не могут воцерковиться.
2. В наше время подавляющее большинство христиан очень любят добрые дела, думая спасти чрез них свою душу. Одним из таких спасительных дел для нас мнится обратить к православной вере отступившего от нее, что действительно так. Ибо, как говорит апостол Иаков: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5,19−20).
Однако, как учат святые отцы, при совершении любого доброго дела мало собственно только его совершить (отклонение от делания добра — это лишь первое искушение диавола). Необходимо, чтобы доброе дело было сделано по Христу, в частности, с рассудительностью, как советует апостол Петр: «Покажите… в добродетели рассудительность» (2 Пет.1,5). Тогда человек сможет избежать второго искушения от диавола. Третьего искушения он избежит, если после творения добра не впадет в гордость.
Если второе и третье условие добродетели не соблюдается, то это и значит, что человек подвизается незаконно (2 Тим.2,5) и безрассудно. Тогда к его доброму делу обязательно примажется бес, который и посоветует «доброжелателю» в нашем конкретном случае привести новообращенного первый раз в храм на причащение, хотя тот к нему совершенно не готов. И чтобы это обязательно было на архиерейской службе (которая раза в два длиннее обычной), «желательно» в 1-ю Неделю Великого поста.
Такой безрассудный «делатель добра» подобен некомпетентному командиру, который ставит необстрелянного новобранца на самый опасный участок фронта. Для новообращенного такое «воцерковление» может закончиться тяжелой душевной травмой, шрам от которой, даже если он ее перенесет, останется у него надолго. А сам «обративший» вместо приятных ему вышеприведенных слов апостола Иакова (Иак.5,19−20) рискует услышать гневное прещение Господа Иисуса Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случается, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф.23,15).
Между тем, в древней Церкви среди верующих существовал разряд оглашенных, которым запрещено было присутствовать на Литургии верных. Памятником чему и в наше время остался возглас: «Оглашении, изыдите», — после которого оные выходили из церкви, и таким образом совершали куда более легкий подвиг, чем верные, присутствуя всего лишь за одной третью богослужения. Церковь к тому же хранила в строгой тайне все то, что происходило в храме после этого возгласа, чем пробуждала в оглашенных настоятельное желание узнать эту тайну.
3. Существует еще одно довольно странное обстоятельство, которое мешает современному человеку воцерковиться. Бывает так, что ему становится плохо в церкви, он начинает задыхаться, у него болит голова и т. д.
Эти физические расстройства могут быть кажущимися. Связанными с тем, что человек жил до этого ненормально — в атеизме, что, впрочем, казалось ему вполне естественным. Поэтому попытка начать по настоящему нормальную, церковную жизнь приводит к тому, что она вначале кажется ему болезненной и неестественной. Подобно тому, как если бы кто-то очень долго прожил в темном погребе. Когда он в первый раз выйдет на свет Божий, это причинит боль его ослабевшему зрению. Но со временем, если он будет делать эти опыты постепенно и осторожно, его зрение окрепнет, и он уже сам не захочет возвращаться в темный, мрачный и тесный погреб атеизма.
Поэтому в такой ситуации можно посоветовать молодому христианину проявить терпение и рассудительность в своем подвиге, совершая его постепенно.
Однако такие физические расстройства, особенно головные боли, могут быть не кажущимися, а вполне реальными болезнями. Дело в том, что, по моему мнению, когда человек долго живет в неверии, бесы специально внедряют в его тело такие недуги, которые в обычных условиях и болезнями-то не считаются, но зато потом, при его возможном обращении к вере, они обострятся и будут препятствовать ему присутствовать за богослужением. Это нечто вроде мины замедленного, направленного действия.
Например, есть болезни, связанные с затрудненным кровообращением и отсюда недостатком кислорода, поступающего в мозг. Что вызывает сильную головную боль. В миру такой недуг может проявляться не очень часто и остро. К тому же в случае приступа больной может принять лекарство. А теперь представим, что он пришел на богослужение. Понятно, что в замкнутом пространстве храма, переполненного верующими, процент кислорода в воздухе уменьшается. Это, соответственно, создает дополнительный дефицит этого вещества в крови больного христианина, обостряя его болезнь. Возникает сильная головная боль, которая может перейти в очень неприятный приступ. А теперь еще представим, что болящий хотел причаститься! Можно ли принимать лекарство, ведь перед причащением нельзя ничего есть и пить?! Возникает коллизия.
Как же поступать христианину в таком случае? Во-первых, терпеть болезнь, помня, что она наказание за долголетнее пребывание в атеизме или за другие грехи. Во-вторых, просить Господа, Божию Матерь, своего Ангела-Хранителя и всех святых, особенно тех из них, которые прославились даром исцелений, помочь в недуге. Такая молитва особенно действенна во время приступов болезни. И, если это действительно молитва, она не может быть не услышана, и помощь придет: болезнь ослабеет, а болящему христианину будет указано лекарство (часто таким действенным лекарством бывает святая вода), которое ему поможет, или врач, который его вылечит. Ибо в такой ситуации не грех обращаться и к обычным врачам.
Также болящему необходимо проявить рассудительность при выборе церкви, в которую он собирается пойти. Лучше, чтобы это был достаточно просторный храм с не очень большим количеством молящихся. В советское время такой практически невозможно было найти, сейчас, когда снова открыты многие церкви, это, хотя и трудно, но все же возможно.
4. Наконец, существует еще одна причина, по которой новообращенному трудно пребывать за богослужением. Это отсутствие у него благочестия, в частности, элементарной христианской грамотности — знания последования богослужения, его символического значения, а также полное незнание церковно-славянского языка и отсюда непонимание того, что поется и читается за службой.
Это можно исправить самостоятельным изучением соответствующей духовной литературы, объясняющей последование богослужения, его символическое значение, особенности церковно-славянского языка (подобные книги и брошюры в наше время, слава Богу, в достаточном количестве имеются в церковных лавках) или путем посещения воскресной или иной духовной школы, где изучаются все вышеназванные вещи. И соизмерением, опытной поверкой изученного своим подвигом присутствия за божественной службой.
Проходя такой подвижнический путь, молодой православный христианин всегда должен помнить, что, хотя яд бывшего неверия, оставшийся в его душе, весьма душевреден и лишь с большим трудом удаляется, однако и награда у Бога за этот подвиг также весьма велика. Так что, несколько перефразируя слова блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, можно сказать: «Хоть люта зима атеизма, да сладок рай».
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской Духовной семинарии
http://rusk.ru/st.php?idar=113558
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Следующая >> |