Известия | Игумен Иннокентий (Павлов) | 22.04.2005 |
В частности, высказывалось предположение, что новый папа возьмет себе имя знаменитого предшественника, тем самым обозначив преемственность курса. В то же время из истории мы знаем: когда новый понтифик берет другое имя, это должно указывать, что курс предшественника претерпит некоторые коррективы. Достаточно вспомнить, что Лев XIII, взявший имя великого реформатора католической церкви Льва Великого, обозначил этим изменение курса своего предшественника Пия IX, который был не слишком адекватен вызовам своего времени. В свою очередь, преемник Льва XIII Пий X, взяв указанное имя, тем самым обозначил, что его курс будет реакционным (во всех смыслах). Как известно, Пию X преемствовал Бенедикт XV, имя которого и взял новый римский понтифик, что очевидно для многих стало неожиданностью. Поэтому есть смысл сказать несколько слов о понтификате Бенедикта XV.
Бенедикт XV был папой с сентября 1914 года по январь 1922 года. Его понтификат проходил на фоне Первой мировой войны, революционных переворотов в России и устройства послевоенной Европы, когда развалилась Австро-Венгерская империя с католическим по преимуществу населением. Таким образом, этому папе пришлось отвечать на очень серьезные вызовы времени и заботиться об устройстве католической церкви в новых исторических условиях. При этом очень важно отметить, что у него была вполне осмысленная восточная политика. Иными словами, он понимал, что католики — это не только те, кто называются римо-католиками (практикующие латинский обряд), но и католики восточных обрядов, и прежде всего греко-католики (т.е. униаты). Именно при этом папе прозелитизм получил мощный импульс. Например, был открыт Восточный институт в Риме, где стали готовить квалифицированные кадры для восточных католических церквей. Также папа одобрил создание Русской коллегии в Риме для подготовки греко-католического духовенства для России. А в 1917 году он утвердил создание российского греко-католического экзархата — церкви православной по своему исповеданию, российской по своей культурной и духовной традиции, но при этом находящейся в единстве с римским епископом и таким образом возвращенной к состоянию апостольской церкви, т. е. церкви неразделенной.
В связи с этим остается думать, что и новый папа — Бенедикт XVI — внесет коррективы в восточную политику Святого престола. И вместо бесполезного «диалога глухих», каковым в течение 40 лет был диалог с Московской патриархией, озаботится полноценным возрождением российской греко-католической (униатской) церкви. Благо желающих в нее войти будет немало.