Русская линия
Русская линияИгумен Анатолий (Берестов)03.12.2008 

Духовно-нравственное воспитание молодого поколения россиян как наилучший фактор предотвращения наркотизации российского сообщества

20 октября сего года на третьем заседании Общественного совета Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, посвященном вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения юных россиян как залога их дальнейшего здорового бытия в современном обществе, было заслушано 2 сообщения. Одним из докладчиков на данном мероприятии, проведение которого возглавил недавно назначенный на этот пост директор Госнаркоконтроля Виктор Петрович Иванов, был иеромонах Анатолий (Берестов) — доктор медицинских наук, профессор, руководитель Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, член Общественного Совета при Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, член Национального антикоррупционного комитета Российской Федерации. Публикуем полный текст его выступления.

Иеромонах Анатолий (Берестов)Вопрос борьбы с нарастающей проблемой злоупотребления наркотическими средствами и психотропными препаратами, как показал мировой опыт, чрезвычайно сложен. Стратегия противодействия этому злу во многом зависит от позиции государства, то есть всех властных структур, тогда как тактика зависит от позиции общества, всех его слоёв.

Несмотря на то, что ситуация с каждым годом не становится лучше, приходится признать, что решительной борьбы с наркоманией и наркомафией в масштабе всего государства, с ее причинами и последствия, должным образом не ведется. При этом в практически недееспособном состоянии находится система пропаганды здорового образа жизни, как в телесном, так и в духовном отношении. Отсутствует единая программа действий, не разработан в полном объёме и не утверждён единый закон профилактики наркотической зависимости, не готов проект концепции профилактики и реабилитации лиц с наркотической зависимостью. Вместе с тем, отдельные представители государственных служб, наоборот, своими неосознанными или же наоборот, просчитанными действиями, способствуют распространению наркомании, увеличению смертности среди наркозависимых, откровенно мешают ведению социально приемлемой профилактики и реабилитации наркозависимых. В стране продолжает активно функционировать легальный (слабо контролируемый соответствующими федеральными службами и ведомствами) наркорынок, на 40−50% насыщающий потребность потребителей наркотических средств. В данном случае подразумевается свободная продажа в аптеках лекарственных препаратов, содержащих малые количества наркотиков, в основном кодеина и его солей в смеси с неактивными ингредиентами. Министерство здравоохранения и социального развития упорно сопротивляется отмене свободной, безрецептурной продажи лекарственных средств, содержащих в смеси наркотические препараты, и не способствует контролю их продажи по рецептам специального образца. За последние годы резко возросли объёмы свободной продажи в торговых палатках населённых пунктов и на территории рынков семени мака, обогащённого маковой соломой, морфием или опием, а по последним данным — метадоном.

В связи со значительной цифрой экономического ущерба от последствий наркотизации российского общества, возникает вопрос: почему же у нас в стране наркомания получила столь угрожающую по темпам роста и охвату населения проблему, которая способна прямо или косвенно уничтожить каждого в отдельности и всё государство в целом. Известно, что в советское время наркомании как социального явления не было. Существовали лишь небольшие группы потребителей наркотиков, главным образом, в криминальных структурах, в так называемых «богемных» группах. Стабильно регистрировались случаи медицинской наркомании у пациентов, ставших зависимыми от приёма медицинских препаратов, содержащих морфий или его производные (чаще всего «Омнопон»), либо с целью снижения порога чувствительности при хроническом болевом синдроме, либо в связи с возможностью беспрепятственного доступа к местам хранения лекарственных средств данной группы — медицинские работники. Общее количество выявленных случаев было ничтожно мало в сравнении с тем, что сегодня фиксируется российской наркологической службой.

После распада Союза Советских Социалистических Республик и последующей ликвидации так называемого «железного занавеса» в стране резко возросло влияние западной деструктивной культуры в виде рок- и техномузыки, сексуальной вседозволенности, порнографии, гомосексуализма, наркомании и многих других пороков современного общества. При отсутствии существенного духовного и религиозного влияния со стороны семьи, Церкви и школы, это прозападное мыщление стало воздействовать и на процесс воспитания детей, подростков и юношества. Большое значение в этом сыграло отсутствие государственной идеологии, уничтожение официальных детских и юношеских организаций, совершенно никем и ничем не регулируемое влияние средств массовой информации на молодёжь, главным образом телевидение видео-индустрии и Интернет-связи.

.Таблица 1 К чему это всё может привести, показано на таблице 1. В результате духовно нравственного разложения общества проявились такие тяжелые общественные духовные пороки, как крах семьи, падение рождаемости, сексуальная революция с растлением населения, в первую очередь детей, проституция, развитие гомосексуализма и привитие населению толерантного отношения к нему; падение духовно религиозного состояния населения привело к развитию суррогатной духовности с появлением в обществе тоталитарных деструктивных сект, различных видов оккультизма особенно магии и колдовства, что особенно сильно ударило по психическому и нравственному состоянию детей, подростков и молодежи. Стала развиваться прозападная масс-культура. Подростки и молодежь стали увлекаться поп музыкой. Однако хорошо известно, что музыкальные предпочтения современной молодежи, живущей идеологией гедонизма, происходят из соответствующего жизненного мира (инфантильного). Приведем основные его черты. Прежде всего, он характеризуется ориентацией на немедленное удовлетворение сиюминутных потребностей, будь то требование материнского молока, или удовлетворение сиюминутных потребностей, будь то требование материнского молока, или денег у матери же на приобретение источника удовольствия как цели бытия. Очень редко, но всё же встречается локализация целей в будущем и связь их с вневременными ценностями, чаще же локализация в настоящем. Ему присущи также неприятие ответственности, обвинение других, а не себя в промахах и ошибках, совершаемых от порывистой необдуманности и высокой эмоциональности. Осознанность смысловых ориентиров, как и критичность, рефлексия, регулирующая роль мировоззрения у них совершенно снижены. Всё это — психология девиантов, проявляющаяся и в том, что присущие им ценности с содержательной стороны часто «ДУБЛИРУЮТ ПОТРЕБНОСТИ». Но это же является и признаком педагогической запущенности и депривации духовности, понимаемое именно в религиозном смысле.

Музыкальными потребностями молодежи описанного жизненного мира (на современном этапе общественного развития), как правило, являются техно-, электронная музыка, тяжелый рок и др, доставляющие им удовольствие. Известно, что достижение цели по типу «всё сразу» есть реализация инфантильной установки личности. Она же — главная установка гедонизма и наркоманического склада личности. Психологически такая установка означает отказ от целеполагания, переживание состояния иллюзорной вседостигнутости и всереализованности, когда всё, к чему можно стремиться, уже дано непосредственно.

Происходит внедрение постхристианской культуры, суррогатной духовности в виде деструктивной сектантской религиозности и оккультизма. Спасаясь от такой реальности, наш народ стал массово уходить в различные зависимости. Стали процветать алкоголизм, в том числе детский и юношеский, наркомания, игровая и др. зависимости.

Эти духовные пороки настолько изменили образ жизни современного человека (особенно это коснулось детей и молодежи), что уже грозят самому его существованию. Наши дети и подростки вынуждены жить в агрессивной для них социальной среде. Воспитываясь в условиях лишения духовности и традиционной культуры, потери семейных ценностей, они духовно программируются на ведение сугубыми здорового (греховного) образа жизни с формированием особого духовно психологического стереотипа образа жизни и поведения, который формирует у них аддиктивное поведение (см. табл.2).

Таблица 2. Механизмы формирования аддиктивного (зависимого) поведения


Таблица 2Таким образом, «фактор спроса» на наркотические вещества во многом зависит от дефектов семейного и школьного образования, депривации духовности, что проявляется в виде общественных духовных пороков развития, девиантного и аддиктивного развития детей и подростков. Огромное значение имеет также незанятость детей, брошенность их на произвол судьбы, отсутствия какого бы ни было отсутствия положительного влияния со стороны государства и общества. Но мы, к сожалению, не оказываем никакого серьёзного противодействия наркодельцам и фактору сбыта (кроме деятельности правоохранительных органов). Если серьезно говорить о профилактики наркомании среди детей и подростков обязательно необходимо учитывать вышеуказанный фактор.

В настоящее время создано множество профилактических программ против наркомании для детей и подростков, однако, как это не странно не одна из программ не учитывает развитие духовности, нравственности, образования среди детей и юношества. Государство, к сожалению, судя по запоздало принимаемым решениям, слабо обеспокоено вымиранием детей, юношества, не способствует созданию условий их нормального воспитания, духовного и интеллектуального развития.

В одном из своих выступлений на собрании Московской епархии Святейший Патриарх Московской и всея Рус и Алексий II сказал: «Мы должны осознать, что против нашего народа ведется хорошо спланированная бескровная война, имеющая своею целью уничтожить его. В западных странах работает мощная индустрия растления, поставляющая в Россию в огромных количествах порнографическую продукцию, проповедуется разврат во всех его видах, явочным порядком легализуется жизнь по образу Содома и Гоморры. В России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, контрацептивов, обогащающий зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый в нашей стране демографический кризис и приводит к вырождению и вымиранию нашего народа невиданными темпами.

Мы не видим, чтобы кто-либо, кроме Церкви, всерьез противостоял этой смертельной угрозе. Это обязывает нас, духовенство, монашествующих, верных чад Русской Православной Церкви, бороться за спасение нашего народа, нашей страны, организовывать национальное сопротивление действиям, вызывающим нравственную деградацию молодого поколения россиян. Каждый священник должен считать своим первым долгом проповедь бескомпромиссного противостояния нравственному растлению. Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей».

Таблица 3Безусловно, это священный долг каждого из нас. Если мы в своей повседневной жизни будем следовать христианским заповедям и жить по вере, завещанной нам сотнями предыдущих поколений — православной, то это гарантирует нас от дальнейших социальных потрясений (см. табл.3).

Прислушается ли Правительство России и всё общество к предложениям Русской Православной Церкви, оформаленным в концепцию, или нет, во многом зависит от сохранившейся в народе духовности и понимания остроты ситуации.

Как известно, выделяют три типа профилактики наркомании. 1) Первичная профилактика-недопущение употребление наркотиков детей и подростков, не употребляющих наркотики в настоящее время. 2) Вторичная профилактика — работа с эпизодически употребляющими наркотики или потенциально склонными к употреблению (так называемая группа риска). 3) Третичная профилактика — направлена на лечения и реабилитацию активно употребляющих наркотики, т. е. больных наркоманией, и профилактика рецидивов после активно проведенных лечения и реабилитации.

Естественно, что главное значение мы должны придавать первичной профилактике, ибо на сегодняшний день лечение и реабилитация лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, в медицинских учреждениях дает положительный процент только в пяти-шести процентах. Если учесть, что лечение проходит в лучшем случае каждый десятый наркозависимый, то получим эффективность медицины, равную 0,5 — 0,6 процентов.

Чтобы улучшить текущую ситуацию с употреблением психоактивных веществ в молодёжной среде, необходимо признать, что для грамотного осуществления первичной и вторичной профилактики наркомании имеет большое значение организации детей, подростков и юношества, специальные молодежные детские организации типа пионерской и комсомольской. Предположительно (условно) можно назвать эту организацию «Витязи России». В наше время этим органом вполне может быть Комитет по делам молодежи при правительстве РФ. Необходимо объять этой организацией все школы, ПТУ, колледжи, высшие учебные заведения и все государственные частные предприятия. Целесообразно было бы для (Витязей России) иметь специальную форму и может быть давать присягу на верность организации и Родины. Практика показала, что при работе с группами риска, очень хорошее воздействие оказывает военно-патриотическая работа с ними в сочетании с духовным воспитанием. Очень хорошо подростки воспринимают патриотическую деятельность святых Русской Церкви преподобного Сергия Радонежского, святых князей Александра Невского, Дмитрия Донского, Даниила Московского и других святых. Поэтому каждая местная (школьная) и другая подобная организация должны оформляться священнослужителем или православным мирянином. В этом детско-молодежном объединении молодые люди в обязательном порядке должны воспитываться в идеалах традиционной нравственности веры и культуры. Должна прививаться любовь к близким, толерантность к верующим других традиционных религий, патриотизм, формироваться навыки здорового образа жизни в духе целомудрия. Необходимо восстановить детские учреждения типа пионерских домов. Для этого необходимо придать им новые идеологию и статус, а также, учитывая кризис духовности, культуры и образования, строить работу с детьми, развивать высокую духовность и культуру на традиционных наших основах, в прошлом лучших в мире духовности, культуры и образования. Работа в этих детско-юношеских организациях обязательно должна строиться и на массовом введении физической культуры и спорта, причём именно в государственном масштабе. Нельзя на это жалеть денежных средств и усилий. Это сторицей окупится в падении наркотизации и алкоголизации детей, юношества и всего общества. Можно в чём-то поступиться, но не пожалеть денег на это чрезвычайное ванное дело.

Другим важным моментом в профилактики наркомании является борьба за здоровую полноценную семью. В настоящее время Россия переживает крах семьи. Ежегодно распадается 60−70% первично заключаемых браков и 60% вторично заключаемых браков. Ежедневно без одного из родителей из-за распада брака остаются около полутора тысяч людей, это почти пол миллиона детей в год. А за десять лет — наиболее важный период в воспитании детей эта цифра уже составляет пять миллионов. Кроме того, рождается огромное количество внебрачных детей и у нас имеется такое социально уродливое явление — социально сиротство. Это огромная армия детей пополняет криминальный и мир наркозависимых.

Криминальная и наркотическая ситуации значительно ухудшатся у нас в стране в случае принятия закона о ювенальной юстиции. Это создаст крайне тяжелое положение для воспитания детей в семье и школе. Родители будут лишены возможности нормального воспитания детей в семье. Школа будет лишена возможности нормального воспитательного процесса. Семья и школа лишатся превентивного наказания детей в воспитательных целях. Безусловно, это значительно осложнит профилактику наркомании, приведет к расширению процесса наркотизации детей и подростков, не позволит нормальному проведению в жизнь закона о принудительном лечении в случае его принятия. Семья и общество потеряют рычаги морального воспитательного значения детей и подростков. Необходимо всеми доступными мерами препятствовать принятию этого уродливого в социальном плане закона.

Учитывая, что наркомания имеет экономическую основу в виде рыночной экономики, а последняя предполагает элемент конкуренции, мы не можем, естественно, предложить ей конкуренцию в виде предложения каких-то новых «нейтральных» или «полезных» наркотиков. Но мы можем противопоставить ей сильную конкуренцию в виде усиления работы с детьми, подростками и молодёжью по пропаганде здорового образа жизни (как в телесном, так и в духовном отношении), заинтересованности спортом и физической культурой, развитием военно-патриотического воспитания их, вовлечением в кружки и клубы, православно ориентированные исторические элективные курсы, повествующие об истории России с позиций традиционных для нашего Отечества морально-нравственных установок.

Но вся эта работа должна лежать в компетенции государства, т. е. определённых его ведомств — органа, отвечающего за работу с молодёжью, министерств образования, спорта, здравоохранения, обороны. Параллельно необходимо усилить роль и влияние Церкви и других традиционных религий в воспитании детей и молодёжи, развивая духовность, духовно-нравственные и патриотические ценности.

Эту работу с детьми необходимо проводить не только и не столько в школе, сколько всем обществом. Чрезвычайно важно уделить большое значение летней работе с детьми, организации правильного отдыха и досуга, не оставляя детей наедине с улицей.

Если мы не создадим для подрастающего поколения благоприятных во всех отношениях условий, мы не сможем управлять воспитанием детей в духе созидания нравственности, духовности и добродетели, и совершим грубейшую и непоправимую в историческом отношении ошибку. Мы разрушили детский мир, теперь наша задача восстановить его. Если общество, Президент, Правительство, Члены Государственной Думы и Совета Федерации не поймут это и не пойдут по этому пути, то настоящей профилактической работы нам не создать. Хорошо если мы не только поймем и своевременно осознаем такие, казалось бы, простые вещи, но и приступим к реализации вышеупомянутых проектов.

Иначе говорить об успехах демографической политики и росте народонаселения России нам в скором времени вряд ли придётся.
Благодарю за внимание!
Помоги нам Бог!

http://rusk.ru/st.php?idar=113549

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  соц.реалист    04.12.2008 21:36
Цитата:
  Решение в оттоке жителей города в село.  


Село пьёт и погибает, а Вы туда ещё рекомендуете изнеженных городом и заведомо порченых той, "цивилизованной" жизнью с культом "золотого тельца", молодых относительно здоровых людей направлять. А куда, не задумывались? Чем они там заниматься будут без идей о возрождении земледелия и скотоводства в былых, некогда, великих масштабах, без нотки патриотизма в своей русской душе, но с неуёмной жаждой наживы на всём, что возможно, и смрадным духом гедонизма в сердце и разуме?

Как без привития основ православного вероисповедания, любви к своему Отечеству и его богатейшему живоносному прошлому, село то подымем, не думали реально?!
  Александр Наумцев    04.12.2008 07:14
Реальному:
Можно и Вашу идею реализовать.
Но дело ведь не столько в идее о том, как идти к цели – хороших путей может быть несколько и все они могут вести к одной и той же, правильной цели. Но если путем – любым – пойдет допустим пьяный, или психически больной человек, то к цели он вряд ли доберется. Разве что случайно, чудом, то есть по Божьему промыслу.

Вот и здесь – дело в людях, которые бы пошли тем или иным путем – спасать молодежь и страну. А не осваивать бюджеты, выделенные на спасение молодежи. И похоже, мы сегодня как народ психически(то есть душевно) больные, и до верной цели доберемся разве что чудом, Божиим промыслом. Впрочем, на Руси и не так погано бывало – и ничего, помогал Господь, когда вновь обращались люди Его к нему.

Даст Бог, достучится отец Анатолий до сердец власть предержащих – и дадут Там старт проекту по спасению России, найдут кристально честного "безбашенного" подвижника, кто будет СЛУЖИТЬ делу и России, поручат ему этот проект И …. Да поможет нам Бог! Более сказать нечего. Будем капать нашими капельками на ржавую мельницу когда-то Великой Святой Руси – даст Бог, и закрутится оно снова.

С праздником Введения Богородицы всех! Скоро Рождество!
С нами Бог, прорвемся. И село поднимем и молодежь организуем, и всех детей в Африке от голодной смерти спасем. Нам бы только запрячь, а там держись, мировая закулиса – мало не покажется , .)
  Александр Наумцев    04.12.2008 06:48
Спаси Господи за публикацию этого очень интересного доклада.
К сожалению третья иллюстрация плохого разрешения – не удается прочесть надписи на схеме. Уверен, читатели были бы вам очень признательны за публикацию иллюстраций несколько бОльшего разрешения.

Сердечно поздравляю сотрудников Русской линии с праздником Введения Богородицы!
  реальный    04.12.2008 00:00
Класская программа красивые схемы, аргументированный подход. Безусловный профессионализм. Вот только поможет ли? Изменить человека не просто. Самый простой ход изменить среду. Все описанные средства для городской среды. Наркомания городское явление. Решение – уменьшение городского насления за счет увеличения сельского. Сколько денег требуется чтобы создать в городах клубы по интересам для всей молодежи! На порядки меньше требуется чтобы молодые были заинтересованы в сельской жизни. Дешевое жилье, кредиты под сельское хозяйство, транспортные сети, инфраструктура. Причем две последние позиции в основном есть.На селе человек так занят, что у него нет проблемы свободного времени. Решение в оттоке жителей города в село. Не единственное, но ключевое. И самое дешевое. Нужно заинтересовать молодых в сельской жизни. Если молодой семье на селе предложить пособие на ребенка, ежемесячно в тысячу рублей это будет серьезный стимул для перетока желающих иметь детей на село. Если сделать для сельских родителей пособие на ребенка две тысячи – молодой народ из городов будет уходить. Конечно при условии возможности построить дешевый деревянный дом и кредита под сельхоздеятельность, хотя бы техникой и горючим. Это реальное дело, а не патриотические клубы. Все селяне патриоты без клубов. Автору, который очевидно тусуется в верхах, подойти бы с этой проблемой к министрам сельхозхозяйства и соцобеспечения. Это целевое вложение в сельское хозяйство и в народ.Все вложения в борьбу с накоманией – это чистые затраты. Все вложения в село- это не только затраты но и прибыль, в том числе человеческим капиталом. Если предложение интересно, готов попробовать его развернуть

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика