Время новостей | Кирилл Василенко | 22.04.2005 |
Идея об организации единого муфтията всея Руси давно обсуждается в среде мусульман. Как известно, сегодня в нашей стране действует несколько исламских религиозных организаций, которые откровенно конкурируют друг с другом и претендуют на лидерство и близость к власти. Сложные межмусульманские отношения отразились даже на названиях религиозных организаций. Так, Центральное духовное управление мусульман России под руководством Талгата Таджуддина переименовалось в прошлом году в Центральное духовное управление мусульман Святой Руси. А глава Духовного управления мусульман европейской части России Равиль Гайнутдин в последнее время предпочитает представляться главой Совета муфтиев России.
Примечательно, что последняя нашумевшая размолвка между лидерами крупнейших мусульманских объединений случилась как раз на почве просвещения. Совет муфтиев России высказался за светский проправительственный вариант преподавания истории религий в школе, а муфтий Талгат Таджуддин пообещал вместе с Московским патриархатом отстаивать необходимость введения уроков веры для школьников.
Глава Совета муфтиев одобрил в целом идею создания единого духовного центра мусульман России с верховным муфтием во главе. «Сегодня происходит консолидация религиозных организаций, понимание вертикали мусульманской духовной власти, — заявил Гайнутдин вчера журналистам. — У нас нет никаких глобальных противоречий, когда мы решаем насущные проблемы». Однако муфтий все же счел необходимым заметить, что «это не должно быть как указ сверху, а сами наши духовные управления должны решить вопрос об избрании муфтия».
Учитывая, что надежды на консолидированный выбор единого лидера в мусульманской среде нет, слова Равиля Гайнутдина скорее выдают серьезное опасение, что этот лидер может быть именно назначен. Кстати, когда в 2003 году его оппонент Талгат Таджуддин выдвинул идею об избрании верховного лидера мусульман всего мира, нынешний глава Совета муфтиев назвал коллегу по вероисповеданию «потерявшим рассудок». По мнению Равиля Гайнутдина, «невозможно заставить всех мусульман перейти в духовное подчинение одному человеку хотя бы потому, что в исламе существуют разные течения».