Русская линия | Священник Георгий Скубак | 22.11.2008 |
Для большинства днепропетровцев не секрет, что нынешний Севастопольский парк существует на месте бывшего одноименного кладбища. Именно на этом месте в тогдашнем губернском городе Екатеринославе более 150 лет назад в братской могиле хоронили умерших от ран русских и украинских воинов — участников Крымской войны 1853−1856 годов. По данным днепропетровских историков и краеведов место упокоения здесь обрели около 5 тысяч героев Русско-турецкой войны. В 1863 году на кладбище была построена небольшая часовня, но вскоре, уже в октябре того же года, в Екатеринославе побывал с визитом сын императора Александр ІІ цесаревич Николай Александрович, и по его личному приказу часовня была перестроена и освящена в честь святого праведного Лазаря Четверодневного. В этом ее и уникальность — перестраивали храм полностью на средства царской семьи. Средств император и его благоверная супруга не пожалели: кладбищенская церковь вышла просторной и крепкой.
В советские времена (в 30-е годы XX столетия) церковь была закрыта и испытала ощутимых разрушений от рук новейших варваров, а уже в послевоенное время, когда в 1949 году вышло постановление горисполкома о ликвидации Севастопольского кладбища, Лазаревский храм и могилы героев были варварски уничтожены. На территории кладбища был создан парк, официальное открытие которого приурочили к 100 годовщине обороны Севастополя — 1955 года. Именно на месте бывшего расположения Лазаревськой церкви был построен монумент защитникам Севастополя. Это официальная версия.
Но местные жители, ссылаясь на рассказы прадедов, до сих пор считают: во времена атеизма сакральное сооружение не удалось разрушить, и церковь до сих пор похоронена под памятником героям. Под куполом мемориала — колокольня. Многие из старожилов, живущих в нагорном районе областного центра, придерживаются той точки зрения: уже после войны, когда на этом месте место кладбища решили сделать парк, ее просто решили уничтожить. Трижды закладывалась взрывчатка, и церковь трижды взрывали, но… искусство зодчих было сильнее напоров вандалов. И тогда представители нового режима решили пойти по другому пути — просто засыпали храм курганом и поставили на нем памятник. Этот факт подтвержден и в новом историческом исследовании «Провинциальная столица. Екатеринослав-Днепропетровск». «Мемориал — наполовину церковь» — считает автор-краевед.
Городские историки не противоречат, но, впрочем, и не подтверждают информацию в полной мере. По официальным документам, храм праведного Лазаря Четверодневного был сильно поврежден во времена Великой Отечественной войны. Опасаясь разрушения, священнослужители даже богослужения совершали под стенами храма. После закрытия кладбища храмовые подвальные помещения использовали как братскую могилу для перезахоронения. В дальнейшем — разбили парк, а памятник архитектуры прослужил фундаментом для мемориала. Эта практика была довольно часто распространена в советское время, достаточно вспомнить московское метро, которое было построено и облицовано за счет разрушенных московских храмов.
Разговоры о необходимости восстановления Свято-Лазаревского кладбищенского храма ведутся в Днепропетровске не первый год. На карту Днепропетровских храмов его, как запланированное строительство, внесли еще в 2000 году. В этом году уже был установлен крест, который символизирует начало возрождения утраченной святыни.
Но, к сожалению, процесс тормозится через существование нескольких проектов реконструкции парка. Ни один из них еще не утвержден. Место будущего храма также четко не определено. Разрушать мемориал нельзя — он охраняется законом. Но как только начнется перестройка парка, историки займутся раскопками и обещают поставить точку в истории уничтожения Лазаревской церкви.
http://rusk.ru/st.php?idar=113528
|