KM.Ru | Юрий Филатов, Олег Кассин | 20.11.2008 |
Рассмотрев апелляционную жалобу Геннадия Сальникова, судья А.В.Криворучко постановление мирового судьи Зайцевой О.Ю. о наложении на Геннадия Сальникова административного взыскания оставил в силе.
Сам Геннадий Сальников намерен обжаловать и это решение в вышестоящих судебных инстанциях, защищая свои права и конституционные права православных граждан. Все подробности произошедшего наш корреспондент узнал у другого организатора и участника Крестного хода 4 ноября 2008 года — сопредседателя движения «Народный Собор» Олега Кассина.
— Это было уже второе судебное заседание, — говорит Олег Кассин.- Первое состоялось чуть ранее — 4 ноября, в тот же день, когда вице-президента «Бородино-2012» Геннадия Павловича Сальникова как главного организатора Крестного хода на праздник «Казанской» Божией Матери доставили в отделение милиции, откуда отвезли в суд. Мировой судья Ольга Зайцева тогда вынесла постановление о признании его виновным в нарушении установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и присудила ему штраф в 1000 рублей.
— Почему было обжаловано это решение?
— Геннадий Павлович не считает себя виновным. Его деловой репутации этим решением суда нанесен ущерб, сумма штрафа для него как пенсионера весьма значительна. Более того, он утверждает, что 4 ноября 2008 года выполнял свой гражданский и конституционный долг, предпринимая максимум усилий для предотвращения любых возможных провокаций. И я как очевидец тех недавний событий на Пушкинской площади считаю так же. Как и многие сотни других свидетелей происходящего, я готов где угодно подтвердить правоту его слов. Вице-президент «Бородино-2012» сообщил суду, что прибыл на место предполагаемого проведения Крестного хода с одной главной целью — сообщить собравшимся о полученном им буквально накануне предписании из мэрии Москвы о запрете планировавшегося Крестного хода по Бульварному кольцу Москвы. Выполняя свой конституционный и гражданский долг, он предпринял все меры, чтобы не допустить возможных столкновений многих сотен собравшихся в православный праздник верующих с сотрудниками милиции, избежать возможных провокаций со стороны третьих лиц.
— А какие юридические доводы он приводил в свою защиту?
— Мировой судья Зайцева, вынося 4 ноября в отношении Сальникова обвинительное решение, в качестве доказательной базы опиралась на протоколы и рапорт, составленные сотрудниками милиции. А в этих документах указано, что 04.11.2008 г. в 16.00 Сальников Г. П. принимал участие в составе группы лиц в шествии без подачи уведомления в органы исполнительной власти. Да еще один сотрудник милиции на суде показал, что Сальников передвигался в группе граждан, имел при себе икону и, цитирую дословно, «… напевал церковные песни». Причем, видимо, для большей убедительности вины задержанного, сотрудники милиции в протоколе задержания указали, что он имел при себе «флаг церковного содержания», чего в действительности не было. Этот эпизод был исключен в ходе следствия из обвинения.
На основании этих фактов судьей Зайцевой было вынесено обвинительное решение. При этом судьей не было принято во внимание то, что в действительности вице-президент «Бородино-2012» еще 30.09.2008 г. в соответствии с законом направил уведомление на имя мэра Москвы Ю.М.Лужкова о планируемом проведении 4 ноября 2008 года Крестного хода. В своем постановлении судья указала, что в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Законом города Москвы № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», шествие — это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения общественного внимания к каким-либо проблемам.
Вице-президент «Бородино 2012» заявил суду, что организаторы Крестного хода не планировали привлекать внимание к каким-либо проблемам, а хотели лишь, реализовав свое Конституционное право о свободе передвижения, пройти в православный праздник Казанской Божией Матери по Бульварному кольцу с молитвой к Царице Небесной, с молитвой за возрождение России и единство ее народов. И этого не было позволено сделать!
— На ваш взгляд, все-таки было нарушение со стороны верующих или нет?
— Конечно нет. Возьмите, к примеру, ту же свадьбу. Идет по улице большая шумная толпа с цветами и просто радуется, ликует, не выражая никаких требований. Или сотрудники крупной фирмы с воздушными шариками в руках организованно передвигаются на корпоративную вечеринку. Их же никто не задерживает. И никто это несанкционированным шествием не называет. А почему тогда православных, так же точно идущих по бульвару, только с иконами, не выражая при этом никаких требований, а только молящихся, в православный праздник можно хватать и привлекать к административной ответственности? Как вообще можно запрещать людям ходить по улице и молиться? Православная церковь учит, что молиться можно в любое время и в любом месте. А Конституция у нас для чего гарантирует различные права и свободы? По существу, действия московских властей, запретивших Крестный ход, являются откровенным «правовым нигилизмом» — тем самым, с которым в своих выступлениях президент России Дмитрий Медведев призывает сейчас активно бороться. Что касается милиции, стоявшей в оцеплении и блокировавшей Крестный ход, то было видно, что многим из сотрудников правоохранительных органов откровенно противно выполнять этот приказ. Многие из них стояли красные от стыда, опускали головы, прятали глаза, жаловались нам, что они люди подневольные.
— Получается, что человек предпринял все меры для обеспечения порядка и помощи милиции, а его за это еще и судят?
— Именно так. К тому же особо хочу остановиться на еще одном моменте. В суде Геннадий Сальников выразил свое возмущение действиями группы лиц в штатском, задержавших его в грубой форме. Причем задержание было проведено в тот самый момент, когда он по согласованию с милицией и священноначалием уводил верующих с места противостояния на территорию находящегося недалеко от Пушкинской площади храма Успения Божией Матери в Путинках. В результате этого «несанкционированного» шествия, организованного президентом «Бородино-2012», многие сотни возмущенных верующих по его просьбе организованно уходили с бульвара на молебен в храм. Фактически он урегулировал тем самым назревавший серьезный конфликт. При этом неизвестные лица в штатском, схватившие Сальникова без всяких объяснений, не представились ему по установленной законом форме, не предъявили ему при задержании своих документов. Данный факт готовы подтвердить десятки свидетелей, наблюдавших за этой безобразной сценой. Представляете — несколько здоровенных лбов внезапно набрасываются на пожилого человека, выкручивают ему руки и волокут куда-то. А тот и не думает даже сопротивляться, а лишь судорожно сжимает в руках икону, боясь уронить ее на землю. У него до сих пор синяки на руках остались. Интересно, что это за новое спецподразделение такое по борьбе с пенсионерами в Москве появилось? И милиционеры ли это вообще?
— Да, фото пожилого человека с иконой, которого хватают, словно опасного вооруженного преступника, обошло весь Интернет…
— Понимаете, в той накаленной обстановке подобные действия неизвестных в штатском вполне могли спровоцировать серьезный конфликт верующих с милицией, которого так стремился не допустить Сальников. И только дисциплина и выдержка организаторов Крестного хода, их нежелание поддаваться на провокации позволили избежать этого. Геннадий Павлович на суде заявил, что, будучи законопослушным гражданином, сам бы по первому требованию милиции подчинился приказу пройти в отделение без применения в отношении него — пожилого человека со слабым здоровьем — физического насилия.
— И какова была реакция суда на эту информацию?
— Судья Криворучко, рассматривавший апелляционную жалобу, заявил по данному поводу, что Сальников вправе обжаловать действия задерживавших его лиц, обратившись в суд либо другие органы.
Кстати, это было не единственное задержание православных в тот день. Уже вечером мне позвонила из милиции и обратилась за помощью группа православных верующих, задержанных ОМОНом в момент прохождения по набережной возле Кремля. Около полусотни верующих решили самостоятельно пройти с иконами и деревянным крестом в православный праздник по улице и прочитать молитву. И их за это задержали. Все не поместились в автобусе, так что взяли только 13 человек. Я видел на одном из сайтов фотографии, которые они сделали, находясь в отделении. Чудовищные снимки! Пожилые православные люди сидят за решеткой, сжимая в руках деревянный крест на шесте, за который их, собственно говоря, и задержали. Какую общественную опасность они представляли? У милиции что, дел больше нет никаких, кроме как молящихся православных по улицам отлавливать? К счастью, в отделении сотрудники милиции отнеслись, в отличие от их коллег из ОМОНа, к задержанным с пониманием и после взятия объяснений отпустили их всех домой. Вот так Москва в величайший православный праздник за один день превратилась для православных в Рим времен императора Нерона — гонителя христиан.
При этом напомню, что регулярно на протяжении ряда лет московские власти ежегодно перекрывают центр Москвы для проведения ирландского праздничного шествия в честь «праздника святого Патрика». Удивительная толерантность по отношению к ирландцам, всякого рода сектантам, свободно собирающимся толпами на свои праздники в московских парках и скверах — и неоправданная жесткость по отношению к православным. Чем русские православные хуже католиков-ирландцев? К тому же вряд ли в Ольстере власти любого города стали бы перекрывать его центр ради проведения там небольшой группой русских православных Крестного хода в честь, например, праздника преподобного Сергия Радонежского.
Примечательно, что московские власти разрешили 4 ноября сразу несколько откровенно политических мероприятий: «Русский марш» Сергея Бабурина, митинги ЛДПР, «Единой России» и «Наших». Почему же мирное, неполитическое шествие так напугало московские власти, что они бросили против него ОМОН?
— Есть ли у Крестного хода на Казанскую в День народного единства перспективы пройти в следующем году без запретов и эксцессов?
— Думаю, да. Так или иначе, но в результате этого конфликта оказалась актуализирована серьезнейшая проблема. В величайший православный праздник — на Казанскую Божию Матерь в Москве до сих пор нет официального Крестного хода! А ведь эта традиция существовала на протяжении почти трех столетий. Прервана она была лишь в 1917 году. Начало ей было положено еще в начале ХVII века. Тогда, после освобождения Москвы от польских интервентов, по просьбе князя Дмитрия Пожарского патриарх Филарет благословил совершать 22 октября (4 ноября по новому стилю) Крестный ход из Успенского собора Кремля в домовую церковь князя Пожарского — Введенский храм на Большой Лубянке, построенный в 1514—1518 годах. В этом храме находилась чудотворная Казанская икона, бывшая при ополчении. Этот Крестный ход относился к числу «Больших», наиболее важных священных шествий в первопрестольной столице. В 1636 году был освящен Казанский собор, построенный Дмитрием Михайловичем Пожарским в память о победе над смутой. Казанскую икону торжественно перенесли в новопостроенный храм. Храмовым праздником нового собора стал день 22 октября, когда служилась литургия и совершался Крестный ход из Успенского собора вдоль стен Кремля в Казанский собор. Тогда же патриарх распорядился совершать Крестный ход и в церковь Введения Божией Матери во Храм на Лубянке, где она находилась ранее. В 1924 году Введенскую церковь на Лубянке снесли большевики, а в 1936 году — и Казанский собор на Красной площади. В 1990—1993 году Казанский собор восстановили, был оформлен порядок богослужения в Кремлевских соборах. Но возрождение древней московской традиции — Большого крестного хода из Успенского собора в Казанский — так и не состоялось.
На мой взгляд, вслед за восстановлением Казанского собора пришло время восстановить, возродить и эту традицию. Есть же сейчас в Москве Крестный ход из Кремля до Славянской площади в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И хотя на Лубянке Введенская церковь снесена, зато там есть освободившееся другое место — участок земли в центре площади, где ранее стояла статуя Дзержинского. Недавно движение «Народный Собор» выступило с инициативой установить в Москве памятник патриарху Гермогену — духовному вождю народного ополчения 1612 года, призывавшему к освобождению Москвы от польских интервентов и принявшему от них за это мученическую смерь. Думаю, что этот памятник можно было бы разместить, например, в центре Лубянской площади. В этом случае и маршрут возрожденного Крестного хода на Лубянку, а затем в Казанский собор имел бы логическую историческую преемственность.
К великому позору Москвы в этом году она стала едва ли не единственным большим городом в России, где на Казанскую не было Большого крестного хода, более того — он был запрещен. Даже в столице Татарстана — Казани состоялся многотысячный Крестный ход.
Мы очень надеемся, что в будущем году закон и здравый смысл наконец победят и в Москве и что родившаяся год назад «снизу» инициатива возродить почти 300-летнюю традицию Крестного хода в Москве на Казанскую получит официальную поддержку Церкви и ведущих политических и общественных сил страны. Тогда Крестный ход, в котором пройти по Москве, молясь за Россию и ее народ, смогут вместе люди разной этнической принадлежности, социального положения и политических симпатий, станет центральным событием Дня народного единства в столице.
Справка KM.RU
«Мы с иконами и хоругвями остановились перед оцеплением и в течение полутора часов пели тропари иконе Казанской Божией Матери и молились Пресвятой Богородице, — свидетельствует еще один участник Крестного хода главный редактор ИА „Русская линия“ Анатолий Степанов.- В это же время велись переговоры с милицейскими чинами, которые заявляли, что Крестный ход запрещен властями Москвы, поэтому никакого дальнейшего движения не будет. Таким образом, власти Москвы не позволили русским православным людям в святой день Казанской иконы Божией Матери и освобождения Руси от польского нашествия освятить Москву».