Русская линия | Протоиерей Георгий Городенцев | 14.11.2008 |
Это заметили очень многие, и не только в России, но и за рубежом. Так, сербский военно-политический обозреватель и журналист Мирослав Лазанский написал очень интересную статью с симптоматичным названием «Россия — это не Сербия». Уже в самом этом названии явный намек на то, что если Сербия без настоящего боя сдала свое кровное Косово, то Россия с боем отстояла, в общем-то, не свое Цхинвали. Но еще интереснее Мирослав заканчивает статью. Подчеркивая необычайно быструю победу русских, он не без иронии замечает в поскриптуме: «Миша Саакашвили должен был продержаться хотя бы на день дольше. Я был в отпуске далеко от Белграда. Мне нужен был день, чтобы вернуться, день на получение российской визы, день на билеты и деньги от редакции, и не менее дня на аккредитацию в Москве, еще день, чтобы добраться до Кавказа. А русские все сделали за пять дней. Очень быстро. Моя поездка не состоялась…»
Кто же спас Южную Осетию? Этот вопрос задает в прекрасной передаче на радио «Радонеж» православный журналист Виктор Саулкин и дает на него замечательный ответ: «Ответ, почему, не имея подавляющего превосходства, российские войска за четыре дня перемололи отборные грузинские бригады и разгромили профессиональную армию Саакашвили, мне кажется, ясен всем, кто в эти дни узнал о подвиге майора Дениса Ветчинова. Подвиг русского офицера стал широко известен, потому, что майор Ветчинов спас жизнь сразу нескольким журналистам. Колонна оперативной группы 135-го мотострелкового полка в которой находилась штабная группа командующего 58-й армией генерал-лейтенанта Анатолия Хрулева, пробиваясь в Цхинвал на помощь миротворцам попала в засаду на окраине города. «За мужество и героизм» как сказано в указе, майор Денис Ветчинов награжден званием Героя России посмертно. В наградном листе, по-видимому, написано: «Получив тяжелые ранения, остался в строю и продолжал вести бой». Что стоит за этими словами, мы знаем от тех, кто обязан жизнью Денису Ветчинову. Когда колона 135-го полка попала под шквальный огонь и бойцы посыпались с брони, заместитель командира полка по воспитательной работе майор Ветчинов, подобрав пулемет убитого грузинского спецназовца, организовал круговую оборону вокруг журналистов. Журналист «Комсомольской правды» Александр Коц рассказывает: «Выцветший горный камуфляж, потертая кепка, прорезиненные берцы, винтовка с оптикой… На замполита он был похож меньше всего. Скорее — на матерого спецназовца со спокойным взглядом. Когда нашу колонну обстреляли в Цхинвали, он сначала организовал круговую оборону вокруг командующего 58-й армией и журналистов. А когда стало совсем жарко и мы начали вдоль забора прорываться из-под огня — он шел первым, шаря взглядом по земле в поисках растяжек. Майор поднялся к дороге на секунду — посмотреть, не едет ли из города какая-нибудь броня. И, тут же упал как подкошенный — очередью ему перебило ноги. В это время на журналистов выскочил грузинский спецназовец. «Я журналист», — крикнул ему Александр Коц. «А я — киллер», — ответил грузин и выстрелил в него из подствольного гранатомета. Александр падая, получив ранение, видел, как грузин собирается его добить. «Я ждал, что он меня в спину начнет добивать, — рассказывал журналист. — А он не добивает. Я голову назад оборачиваю, а он уже мертвый лежит. Майор его завалил». «И этот грузин добил бы всех нас, если бы майор, превозмогая боль, не навел на него свой ствол», — скажет потом спасенный Ветчиновым Александр Коц. Получив тяжелое ранение в голову, Денис Ветчинов продолжал прикрывать огнем безоружных журналистов и раненых. «Он прикрыл меня собой», — говорит военкор «Вестей» Александр Сладков. Прикрывая журналистов огнем, майор уничтожил еще одного грузинского спецназовца, пытавшегося забросать группу раненных гранатами. Денис Ветчинов вел бой, получив 8 пулевых ранений, среди них смертельное в голову. Нас эвакуировали вместе, но до госпиталя замполит не доехал. Обороняя терявших сознание бойцов и журналистов, он получил ранение в голову. Спасибо тебе, Майор, и прости. Третий тост теперь всегда — за тебя».
После этого рассказа В. Саулкин делает следующий вывод:
«Русские солдаты и офицеры разгромили и разогнали банды грузинских «киллеров», сведенные в армейские бригады и спасли Южную Осетию. Героически, стойко сражались в Цхинвале осетинские ополченцы, готовые умереть, но не уйти со своей земли. Но спас Южную Осетию Русский солдат. Русский солдат, который и пришел когда-то на Кавказ, чтобы не вырезали, не истребили полностью турки и персы предков нынешних грузин и армян. Как некогда он же спас от резни болгар, сражаясь под Плевной и на Шипке. Как спас в 45-м весь мир, освободив Европу».
Еще раз скажу, прекрасные слова! Однако мне хотелось бы добавить к ним то, что обязательно нужно добавить, и что я не нашел ни в одной публикации по осетинским событиям. Для этого я просто приведу некоторые высказывания великого русского патриота и очень, очень компетентного специалиста по военным вопросам Александра Васильевича Суворова. Его тетрадь «Капральских бесед» начинается словами: «Молись Богу, от него победа!» Каждую свою победу нал неприятелем Суворов приписывал Подателю всех благ, и тотчас спешил в церковь, где на клиросе пел вместе с певчими. Его слова «Мы — русские, с нами Бог!» вошла в анналы русского патриотизма.
Вот что забыли православные авторы публикаций о войне в Южной Осетии! И что всегда раньше помнили русские люди — любая победа над врагом, тем более такая блистательная, дается православному русскому воинству Богом, Ему за это следует воздать славу и хвалу! И это утверждение нисколько не противоречит рассказу о героическом подвиге майора Дениса Ветчинова и другим славным подвигам российских солдат и офицеров. Ведь их героизм, как это совершенно очевидно из вышеприведенного рассказа, является следствием исполнения заповеди Божией: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13). Эта заповедь вошла в плоть и кровь русского человека, особенно воина, став как бы частью его природы, из которой ее не смогли вымарать даже десятилетия атеизма. И это значит, что через исполнение этой заповеди Господь Бог действовал в наших солдатах, подавая им победу. Хотя, впрочем, история показывает, что не всегда готовность положить душу свою за друзей своих приводит к выигрышу земного сражения. Иногда она остается лишь духовной победой, что помнят, например, сербы, отмечая день проигранной ими Косовской битвы 1389 года и подвиг во время ее царя Лазаря. Для победы же в конкретном земном сражении необходима еще и воля Божия на это. Поэтому достойно исследования и то, почему же Всевышний даровал победу российскому воинству, а не грузинам и их покровителям американцам?
По моему мнению, на это есть две причины. Во-первых, как я и писал в статье «Кризис русского патриотизма», Господу неугодно стремление Америки к мировому господству, следствием чего является неуемное желание американцев лезть во все районы мира, зачастую расположенные за десятки тысяч километров и миль от их территории, надуманно объявляя все это зоной собственных «жизненных интересов». Поэтому такое поведение США делает их уязвимыми в этих самых районах. Так, к примеру, всегда можно спросить американцев: а что это вы здесь, собственно, делаете? И в той или иной форме проскандировать: «Янки, гоу хоум», — или как оно там, короче — «Янки, убирайтесь домой!» Ведь в этих районах мира, которые вы считаете своими, живут люди, у которых есть свои совершенно законные интересы на эту землю, потому что это их земля!
Что и отмечали очень многие публикации до и после войны в Южной Осетии, замечая, что если Кавказ для России — это часть ее территории, поэтому дестабилизация оного непосредственно угрожает безопасности России, то для США Грузия — это, как и сами американцы на официальном уровне заявляли, даже не союзник, а всего лишь их клиент. Их интересы там минимальны. Поэтому ни США, ни НАТО не стали до конца сражаться за Саакашвили даже до последнего грузина, что и привело их всех в конечном счете к поражению.
Вторая причина этого поражения — национальная гордыня грузинского народа, как совершенно правильно заметил в другой своей радиопередаче («Падение Грузии, или почему православные грузины стреляли в православных русских?») уже упоминавшийся В. Саулкин: «К страшному греху братоубийства грузин привело омрачение сердец национальной гордыней. Не гордостью, а именно гордыней. Нежелание смириться с тем, что Грузия существовала все это время и благоденствовала, благодаря России. Россия не требует от Грузии благодарности, хотя она была бы естественной, если бы грузинский народ оставался христианским народом. Россия лишь желает, чтобы Грузия не была плацдармом для войны с Россией на Кавказе… Причины, которые побудили православных грузин стрелять в русских солдат, чьи прапрадеды когда-то спасли грузин от истребления, коренятся в обычных грехах, свойственных человеку. Не желают грузины признать, что процветание Грузии в СССР, ее заметное в сравнении с русскими регионами благополучие не являлась плодом особого таланта и трудолюбия. Не может смириться гордый народ с тяжелыми материальными условиями…
Православный христианин в попущенных Богом скорбях и искушениях прежде всего ищет нравственный урок, желая увидеть свои грехи, принести покаяние и исправиться. Человек, не желая каяться или хотя бы осознать свои грехи, обычно занимается самооправданием. Нераскаянность приводит к желанию обвинить в своих бедах других. Виноваты все — соседи, коллеги по работе, плохие условия, но только не я. И упорство в грехах приводит к еще большему духовному падению. Хотя внешне такой человек может продолжать ходить в храм, и даже молиться. В том, что Грузия после развала СССР (в котором она, кстати, очень активно участвовала) осталась нищей страной, и в Тбилиси часто не было света, а в домах топили буржуйки, конечно, по мнению многих грузин, оказалась виновата Россия».
Дело том, что в отступлении от Царя Небесного и Царя земного Николая II, отступлении, вызвавшем все наши прошлые и нынешние бедствия, виноваты все народы бывшей Российской Империи. Одни виноваты в этом больше, другие — меньше, одни на пятьсот динариев, другие на пятьдесят (ср.Лк.7,41). И пусть русский народ согрешил именно на все пятьсот, но он приносит за свой грех покаяние, за что грех этот ему и прощается. А грузины, хотя они согрешили, может быть, и меньше, чем русские, всего лишь на пятьдесят динариев, но покаяния у них, несмотря на известный одноименный фильм, не видно. И более всего это отсутствие реального покаяния выражается у них в желании оправдать себя и обвинить во всех своих бедах, начиная от 1917 года, Россию и русских.
Но раз нет покаяния, а есть самооправдание и обвинение других, то и Господь не снимает вины за содеянный грех, но наказует еще строже — прописная истина со времен Адама, который в своем грехе обвинял Еву, а она — змия, Бог же строго наказал их всех (Быт.3,1−19). Вот в чем действительная причина нынешних бедствий грузин, в свой национальной гордыне, помноженной на общесоветский атеизм, забывающих православие. Эта причина отнюдь не Россия, а наказание Божие и их нежелание это наказание понять и принять. Из этой же обоймы наказания Господня и победа России в осетинской войне, соответственно являющаяся для Грузии страшным поражением. И если вразумления у грузин не будет, то наряду с их тяжелым материальном положением и этим поражением последуют новые наказания Божии. Впрочем, Господь и Божия Матерь ждут их покаяния.
Как правильно говорит В. Саулкин: «Грузинам сегодня необходимо не клясться в верности «демократическим ценностям» цивилизации, которая именует себя «постхристианской», а вспомнить о истинах Евангелия и верности Христу Спасителю. Вспомнить, что русские, грузины, осетины, сербы, греки — это, прежде всего, братья во Христе, это народы, чьи поместные Церкви являются частью Единой, Соборной и Апостольской Церкви. Царица Небесная ждет, что древний христианский народ Ее Земного Удела — Иверии, поймет, кто вселяет в его сердце вражду к братьям, опомнится, отрезвит свой ум, покаянием очистит сердце и обратится с братской любовью к народу Дома Пресвятой Богородицы, народу избравшему для своей страны высокое имя — Святая Русь. И молитва к Матери Божией вновь объединит в братском единстве грузин и русских. Иверия — Земной Удел Пресвятой Богородицы, как и Святая Гора Афон. На Русской же Земле Царица Небесная избрала себе три Земных жребия — Киево- Печерскую Лавру, Почаевскую Лавру и последний Свой Земной Удел — Дивеево. Великое счастье и великая милость для народов, живущих на такой земле. Но и великая ответственность. Пресвятая Богородица спаси нас!»
Итак, возвращаясь к вышесказанному, вот две основные причины, из-за которых, по моему мнению, Господь наш Иисус Христос даровал победу в южноосетинской войне России. Но то, что оная дарована Богом, делает ее гораздо больше, чем простой успех в ограниченном, локальном конфликте. Так, например, многие считали, что Россия, выиграв обычными военными средствами сражение, полностью проиграла информационную войну, войну, как они говорили, «шестого поколения». На мой взгляд, такое мнение — это очень большая ошибка.
Что имеют в виду, когда говорят, что русские проиграли информационную войну? Речь обычно идет о той фантастической по масштабам компании лжи, которые как по команде (а может быть, именно по команде) развязали западные СМИ в связи со всеми этими событиями. Сюда входит и полное молчание их во время агрессии Грузии, и начало комментария этих событий с момента вступления в войну 58-ой армии, и телевизионная картинка грузинских «Градов», обстреливающих мирное Цхинвали, под комментарий диктора, вещающая о том, что «большая и агрессивная» Россия напала на «маленькую и миролюбивую» Грузию… и т. д. и т. п.
А чего же иного ожидали вы, господа православные?! Уж для кого-кого, а для вас такая реакция западных СМИ на события в Осетии не должна была быть неожиданностью. Ведь православные, да и другие российские публицисты уже неоднократно писали о процветающей уже много веков на Западе русофобии, поэтому позиция последнего этом конфликте была абсолютно прогнозируема. Об этой русофобии и проистекающей из нее постоянной лжи на Россию пишет, например, Максим Калашников в статье «Пять веков информационной войны», название которой говорит само за себя.
Конечно, на этот раз западные лжецы, лицемеры и фарисеи превзошли самих себя. Особенно «приятно» было видеть Кандолизу Райс, которая обвиняла РФ в агрессии в то время, когда российские войска уже выведены с территории Грузии, а американские и НАТОвские ведут агрессивную войну в Афганистане и Ираке, где счет жертв идет на сотни тысяч. При этом эта черная ворона не переставала каркать свои ничтожные проклятия в адрес России, когда рушился основной столп Америки — ее финансовая система!
Но как говорит псалмопевец Давид Богу: «Тии проклянут, Ты же благословиши». Давида проклинал именами своих ложных богов язычник Голиаф, но, как известно из библейской истории, последнему это мало помогло, ибо с Давидом был Бог истинный. Так точно и с Россией. Поскольку с ней Бог, то и проклятия ее врагов — ничтожны, и информационная война, развязанная протии нее, обернулась совершенно неожиданным результатом.
Во-первых, не все и на Западе в век интернета оказались в стаде баранов, ведомых их лживыми СМИ. Появляются сообщения, что и там опросы в Интернете дают неожиданные для кукловодов результаты, когда, например, 90% опрошенных утверждают, что в войне виновата Грузия. Но не это самое главное. Крайне важно другое, а именно то, какое влияние эта компания лжи оказала на россиян. Вот этого кукловоды совершенно не учли, вот тут-то они полностью прокололись. А в противовес им российские СМИ сделали очень точный и правильный ход в информационной войне, показав россиянам, как Запад комментирует войну в Южной Осетии.
У русских это вызвало шок, который стал для них настоящей шоковой терапией. Вот что пишет по этому поводу в статье «Простит ли Россия американцев и европейцев» политический обозреватель РИА Новости Дмитрий Косырев:
«Главный вопрос сейчас в том, забудет ли Россия очередной, далеко не первый шок изумления от того, как американцы и европейцы реагировали на всю цепочку событий, называемых «грузинским конфликтом». Я говорю пока что скорее об ощущениях наблюдателя, в отсутствие точных опросов общественного мнения.
Какие-то иллюзии в отношении Запада у кого-то еще были. 8 августа, через несколько часов после того, как российские войска остановили массовое убийство гражданского населения в Цхинвале, мои друзья — руководство небольшой московской PR-компании — собрались на срочное совещание. Обсуждалась идея устроить поездку российских солдат на открытых автомобилях по Европе, так, как это было с Юрием Гагариным: цветы, приветствия, улыбки. «В конце концов, когда это была настолько очевидна роль нашего солдата как защитника человеческих жизней?» — спрашивали друг друга эти энтузиасты, возрастом лет по 20−30. Ну и, понятное дело, обсуждали то, кто даст на это мероприятие денег и сколько из них останется в виде прибыли.
Слушая их, на краткое время я и сам поверил, что в этот раз уж точно никому не придет в голову ни одного аргумента, чтобы осудить Россию за спасение осетин от побоища. Хотя мог бы вспомнить, как это было раньше: чеченские террористы напали на Дагестан — виноваты русские солдаты, начавшие после этого ликвидацию бандитского государства на Северном Кавказе. Террористы захватили школу в Беслане — виноват оказался российский спецназ, зачем-то решивший штурмовать эту школу. Будь мои юные друзья чуть опытнее, могли бы догадаться: Россия виновата всегда.
Но то, что произошло в этот раз, зашкаливает за все пределы пристойности. Несколько недель европейской и американской публике ее свободные СМИ преподносили картину, в которой попросту не было никакого массового убийства нескольких сотен человек в Цхинвале до того, как туда вошли, наконец, российские войска, остановившие убийства. А было только беспричинное нарушение Россией границ суверенной демократической Грузии — захотелось прогуляться по стране и собрать там американское оружие.
Ну, а дальше, понятное дело, факты начали просачиваться и через железный информационный занавес, и главная песня изменилась: кто начал драку — дело прошлое, давайте не будем об этом говорить, есть тема получше — непропорциональное применение силы Россией.
Ну как же это не будем? Как раз будем. О том, как давили танками осетинских женщин, жгли детей, спрятавшихся в доме, и так далее. И почему убийц Европа до сих пор считает «своими», а тех, кто их остановил — нет. Обо всем этом разговор еще впереди. А пока он о том, насколько терпеливо российское общество к американо-европейской лжи и лицемерию…»
И далее Д. Косырев делает очень интересный вывод: «Итак, подводим итоги. Советская эпоха парадоксальным образом породила несколько поколений людей, у которых «Запад», «заграница» вызывали восхищение, смешанное с комплексом неполноценности («у них от товаров ломятся полки»). Мнение Запада было важным. Начиная с 90-х иллюзии развеивались. Сейчас, после позорной реакции Запада на Осетию, эта эпоха уже окончательно закрыта. На десятилетия вперед европейцы и американцы лишились, в глазах российской публики, своего морального превосходства. Из этого и надо исходить. Понятно, что о проевропейской, прозападной оппозиции в России можно теперь забыть надолго. Процесс этот начался еще в 1999 году, после Югославии, а сейчас он закончен. После западной реакции на Осетию говорить в России о «европейских ценностях»? О свободе СМИ? О демократии — такой, как у Саакашвили?»
Что это означает? Какой-то западный деятель сказал о России очень правильные слова (цитирую по памяти), что это не та страна, которую можно победить вторжением извне. Только внутренние раздоры могут погубить ее, сделав жертвой внешних захватчиков. Но как мы видим, Запад сам своим лицемерным, своекорыстным и эгоистическим поведением начал консолидировать российское гражданское общество еще с 90-х годов, поставив жирную точку на внутренних раздорах в России (т.е. на серьезной «проевропейской, прозападной оппозиции») своим позорным поведением во время событий в Южной Осетии. А это и означает, что Россия силой Божией побеждает своего геополитического противника, в том числе побеждает его и в информационной войне.
Существует еще один очень важный духовный аспект этого дела, который, по крайней мере, во второй раз за последние сто лет не учитывает материалистический Запад. Он второй раз в истории становится на одни и те же грабли, почему моя статья и называется «Грабли-2». «Грабли» — римейк, потому что первый раз такую ошибку совершил Гитлер. Прикинув материальные потери советской армии, он 22 июня 1941 года, вероломно нарушив соответствующий договор, неожиданно напал на СССР. Действительно потери советской армии в людях и технике за вторую половину 41-го оказались необычайно велики. И что же с этого? Проходит всего год, и русские начинают бить немцев в хвост и гриву, закончив войну в Берлине. Почему? Вранье либеральных историков на тему: закидали немцев трупами — мы не принимаем, т.к. трупами закидывают не врага, а могилы. На более детальный анализ этой лапши, которую вешают нам на уши, у меня нет времени и места. Надеюсь, с Божией помощью когда-нибудь в отдельной статье выскажусь об этом.
Так почему же наши победили в 45-м? Одной из важнейших причин этой победы было то, что для русского человека в войне важны не столько материальные, сколько духовные факторы, в частности, вопрос о справедливости самой войны. Слово «справедливость», в сущности, состоит из слова «правда». Оно означает, что мы с правдой — с-праведливость. Вот что важно для победы русского воина, а отнюдь не материальные факторы. Впервые это кредо сформулировал еще св. благоверный князь Александр Невский, когда вышел с малочисленной дружиной на бой против большого шведского войска. Тогда святой князь сказал: «Не в силе Бог, а в правде», — и с Богом, и с правдой, которая состояла в том, что он сражался за Православие и Святую Русь, наголову разгромил сильного противника.
Эту истину понял И.В.Сталин, сказавший о войне с фашистами: «Наше дело правое — мы победим». Фактически он, насколько возможно для атеиста, перефразировал слова св. Александра Невского. И когда дело русских действительно стало правым, что было связано с обращением народа к православной вере и восстановлением почти уничтоженной Русской Православной Церкви, тогда СССР стал побеждать Германию.
Аналогично теперь, во время событий в Южной Осетии русские почувствовали свою правоту, свою правду и неправду Запада, в чем не последнюю роль сыграла шаблонно проведенная последним компания информационной войны против России. И в этом, т. е. в осознании своей правды русскими, и в том, что с ними Бог, залог победы России в нынешнем противостоянии с Западом.
В связи с этим малоубедительными выглядят доводы западных СМИ и некоторых наших аналитиков о том, что де Российская Федерация это уже не то, что СССР времен Брежнева, мол, территории, оружия и людей у них меньше и т. д., поэтому, мол, ей трудно будет тягаться с Америкой и Европой… Но и у Советского Союза в 43-м не было столько территории, оружия и людей, как летом 41-го, но тогда сражение было проиграно, а с 43-го пошли победы. Потому что, повторяю, для русских в войне не так важны материальные факторы, как духовные — помощь Божия и правда.
Еще один момент в связи с этим, мнение, что Запад, точнее Америка отомстили России за победу в осетинской войне экономическим кризисом. Зерно правды в этом мнении есть. Было время, когда США экспортировали товары; потом они только потребляли оные, экспортируя уже одни ничем не обеспеченные бумажки-доллары, а теперь они экспортируют кризис, точнее, кризисы.
Однако другие компетентные люди вполне обоснованно утверждают, что, во-первых, кризис произошел бы и без этой войны и победы России в ней. Во-вторых, если для Запада и особенно Америки он подобен смертельной болезни, то для России это, по ряду причин, что-то вроде насморка или не очень большой простуды. Поэтому если этот кризис и есть та хваленая месть США в перманентной войне против РФ, то нынешние ограниченные негоразды в экономике последней обернутся пирровой победой для первой.
Так что на вопрос Владимира Евсикова, который он вынес в заглавие своей статьи «Дарует ли Господь победу России в следующей войне?», можно ответить положительно. Дарует, если в этой войне будет задействованы те же духовные факторы, что и в предыдущей.
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской Духовной семинарии
http://rusk.ru/st.php?idar=113509
Страницы: | 1 | |