Русская линия | Владимир Цыганков | 31.10.2008 |
Каждому этапу лечебно-реабилитационного процесса может соответствовать та или иная предпочтительность (и соотношение) биологических, психосоциальных и духовных воздействий. Такой подход мы назовем комплексным. Он, на наш взгляд, является наиболее эффективным методом преодоления алкогольной зависимости.
Комплексный подход объединяет медицинскую, психологическую, социальную, духовную модели болезни и лечения в единую биопсихосоциодуховную модель преодоления алкогольной зависимости, что является особой методологической установкой, дающей возможность избегнуть альтернативности (биологическое, психологическое, социальное или духовное) в подходе к страждущему человеку и открывающей возможности достичь наивысшей эффективности лечебно-реабилитационных воздействий.
Комплексный подход в оказании помощи людям с алкогольной зависимостью подразумевает крепкий союз врачей, психологов и священников, которые выступают как «соработники у Бога» (1Кор., 3, 9).
* * *
Биологические предпосылки к развитию алкоголизма стали известны уже достаточно давно, когда обнаружились расположенные на поверхности нервных клеток головного мозга опиатные рецепторы и были выделены нейромедиаторы , воздействующие на эти рецепторы: дофамин, энкефалины, эндоморфины (эндорфины) и др. Оказалось, что все психоактивные вещества (ПАВ), например алкоголь, нарктотики, имитируют действие нейромедиаторов, стимулируют их выработку и задерживают распад. При этом мозг постепенно отвыкает вырабатывать медиаторы сам, и поэтому человеку требуются все большие дозы ПАВ. Без допинга мозг не может сразу восстановить свою прежнюю активность, в результате чего резко ухудшается настроение и самочувствие. Нарушения метаболизма составляют основу второго стержневого синдрома зависимости — синдрома отмены, или алкогольного абстинентного синдрома.
Основной целью биологического компонента лечебно-реабилитационных мероприятий при алкоголизме, как и при любом другом хроническом заболевании, является формирование и максимальное продление терапевтических ремиссий, то есть периодов полного воздержания алкоголезависимых людей от употребления спиртного.
Течение ремиссии принято подразделять три этапа:
1) становления ремиссии;
2) стабилизации ремиссии;
3) сформировавшейся ремиссии.
Для каждого из этих этапов необходимо использование определенных терапевтических подходов, при применении которых возможно проведение дифференцированного и максимального индивидуализированного лечения.
Этап становления ремиссии особенно важен, поскольку именно в этом периоде выздоровления создаются предпосылки для возвращения алкоголезависимого человека к трезвому образу жизни, хотя во многих случаях сохраняются нарушения, обусловленные хронической алкогольной интоксикацией. Речь идет о комплексе вегетативных и психопатологических симптомов, затрудняющих формирование ремиссии и создающих прецеденты для рецидивов алкоголизма. Психические расстройства проявляются в этом периоде преимущественно аффективными [1] и астеническими нарушениями, нередко оформляющимися в сложный симптомокомплекс патологического влечения к алкоголю. Вегетативные расстройства на этом этапе ремиссии имеются у всех пациентов, хотя они не всегда выявляются клинически.
На этот этап ремиссии падает также проведение мер по купированию алкогольного абстинентного синдрома. В период становления ремиссии, длящейся от одного до трех, реже шести месяцев, нередко приходится наблюдать затяжные депрессивные, астено-депрессивные, тревожно-депрессивные, депрессивно-ипохондрические, дисфорические, астенические состояния. Во всех этих состояниях присутствуют аффективные нарушения преимущественно снижения настроения.
На этапе стабилизации ремиссии , длящемся от одного до полутора лет, может возникать патологическое влечение к алкоголю, сопровождающееся аналогичными, перечисленными выше аффективными и астеническими психопатологическими состояниями. Поэтому выздоравливающие нуждаются в лечебных воздействиях, направленных на купирование нередко затягивающихся и непосредственно связанных с патологическим влечением аффективных нарушений и астенических расстройств.
На этапе сформировавшейся ремиссии возможны ухудшения состояния под влиянием неблагоприятных внешних факторов или спонтанно, что приводит к возобновлению на то или иное время патологического влечения к алкоголю. Так же могут иметь место аффективные нарушения, провоцирующие это влечение, которые связаны с недостаточно стойкой компенсацией состояния в ремиссии и возникают чаще в ответ на внешние перегрузки или на фоне соматических заболеваний.
На этапах становления и стабилизации ремиссии обращается особое внимание на астенический синдром, который встречается у пациентов со всеми формами зависимости от психоактивных веществ. Астенический синдром (греч. astheneia — бессилие, слабость) — психопатологическое состояние, которое проявляется повышенной утомляемостью, ослаблением или утратой способности к продолжительному физическому и умственному напряжению. У пациентов наблюдаются раздражительная слабость, выражающаяся повышенной возбудимостью и быстро наступающей вслед за ней истощаемостью, аффективная лабильность с преобладанием пониженного настроения, с чертами капризности и неудовольствия.
Первые проявления астенического синдрома — повышенная утомляемость и раздражительность, сочетающиеся с нетерпеливостью и постоянным стремлением к деятельности даже в обстановке, благоприятной для отдыха («усталость, не ищущая покоя»). Нередко наблюдаются головные боли, расстройства сна в виде постоянной сонливости или упорной бессонницы, вегетативные нарушения. Отмечается изменение психического состояния в зависимости от атмосферного давления: при его падении повышается утомляемость, усиливается раздражительная слабость. Астенические расстройства, как правило, развиваются исподволь, нарастая по интенсивности. В тяжелых случаях они могут сопровождаться аспонтанностью, пассивностью, апатией.
Астенический синдром характерен для алкоголезависимых людей, находящихся в состоянии абстиненции. Ослабление внимания и памяти, затруднения в словесном выражении мыслей, психическая неуравновешенность и другие симптомы, характеризующие астению, вызывают чувство собственной несостоятельности и беспомощности, могут спровоцировать алкогольный срыв.
Примечательно, что в клинической картине алкоголизма астенические расстройства можно обнаружить и спустя длительное время после отказа от спиртного. В терапии и профилактике астенического симптомокомплекса неоценимую услугу могут оказать лекарственные травы, фитосборы, фитонастойки. Они также являются высокоэффективным средством в очищении организма от шлаков и токсинов (сердечно-сосудистой системы, легких, печени и желчного пузыря, желудочно-кишечного тракта, почек, мочеточников, мочевого пузыря, повышении защитных сил организма, восстановлению дефицита витаминов и микроэлементов, лечении дисбактериоза, печеночной недостаточности).
Важное место в терапии хронического алкоголизма занимают антидепрессанты. Основной задачей терапии является подавление стержневого расстройства синдрома зависимости — патологического влечения к алкоголю. В клинической структуре синдрома патологического влечения, как правило, присутствует симптоматика депрессивного круга — снижение настроения, нарушения сна, раздражительность, тревога. В многочисленных исследованиях была выявлена тесная связь патологического влечения к алкоголю, его обострения и редукции с усилением и ослаблением депрессивных и дисфорических расстройств. В основе этой связи лежит общность основных нейромедиаторных механизмов депрессии и патологического влечения к алкоголю. Антидепрессанты воздействуют на разные нейромедиаторные системы, приводя в конечном итоге к нормализации катехоламинового обмена.
Сегодня существует достаточно большой арсенал антидепрессантных средств. Как правило, они являются веществами синтетического происхождения и оказывают влияние как на нервную систему, так и на другие системы организма. Многие из них обладают побочными отрицательными действиями, а также создают условия своеобразного «порочного круга», когда без применения лекарств пациент не может обойтись. На наш взгляд, растительные антидепрессантные лекарственные средства более безопасны, дешевы и доступны в сравнении с синтетическими рецептурными средствами.
Потенциальные возможности фитотерапии очень велики: ведь почти каждое растение обладает широким диапазоном лечебных свойств (например, болеутоляющее, тонизирующее и гипертензивное; кардиотоническое, гипотензивное и седативное; противовоспалительное, отхаркивающее и потогонное; улучшающее аппетит и пищеварение; бактерицидное, бактериостатическое, фунгицидное, фитонцидное и т. д.).
В случаях, когда без синтетических лекарственных веществ лечение невозможно, применение растительных препаратов в комбинации с химиотерапевтическими способствует более легкому течению болезни и позволяет избежать осложнений. При хронических заболеваниях ежегодная фитопрофилактика снижает частоту и тяжесть обострений, а некоторым больным обеспечивает многолетнюю ремиссию.
* * *
Для сохранения психического здоровья человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, принадлежать к определенной социальной группе, иметь близкие доверительные отношения со значимыми людьми, реализовывать Богом данный творческий потенциал.
Если личность может свободно и гармонично реализовывать свое предназначение в земной жизни, то она здорова, находится в состоянии психологического комфорта, способна эффективно решать жизненные задачи.
Известно, что алкоголизм влечет за собой разрушительные последствия для психического здоровья — например, проявления агрессивности, неприятие инакомыслия, сужение сферы жизненных интересов, эмоциональную экспрессию или тупость, а также имеет продолжение в функциональных расстройствах нервной системы, различных органических поражениях.
Остановимся на наиболее типичных признаках психического нездоровья:
В сфере психических процессов:
- неадекватное восприятие себя, своего «я»;
- нелогичность;
- снижение когнитивной активности;
- хаотичность (неорганизованность) мышления;
- категоричность (стереотипность) мышления;
- некритичность мышления;
- повышенная внушаемость.
К психическим состояниям нередко относят:
- чувственную тупость;
- беспричинную злость;
- враждебность;
- ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств;
- повышенную тревожность.
К свойствам личности можно отнести:
- зависимость от вредных привычек;
- уход от ответственности за себя;
- утрату веры в себя;
- пассивность.
В целом нездоровая личность достаточно дезинтегрирована, ей присущи утрата интереса, любви к близким, пассивная жизненная позиция. В плане самооуправления она отличается неадекватностью самооценки, ослабленным (вплоть до утраты) самоконтролем, ослаблением воли. Ее социальное неблагополучие проявляется в неадекватном восприятии окружающего мира, дезадаптивном поведении, конфликтности, враждебности, эгоцентризме (выливающемся в жестокость и бессердечность).
Православная психологическая помощь желающим выздоровления от алкоголизма помогает:
- мобилизовать внутренние ресурсы, овладеть эффективными способами преодоления конфликтов;
- смягчить действие хронически накапливающегося стресса и депрессии;
- распознать неосознаваемые дезадаптивные установки, чрезмерно развитые неконструктивные формы психологических защит и выработать конструктивную систему совладающего поведения (копинг-поведения);
— изменить жизненный уклад нормализовать отношения в семье и с окружающими людьми, установить адекватное отношение к себе, своему «я».
Для неверующих (потерявших веру) такая психологическая помощь помимо психотерапевтической значимости может стать «предшествующей евангелизацией» (этот термин был предложен в 1968 году Френсисом Шеффером), когда человеку создаются предпосылки для обретения живой евангельской веры в Бога, познания Заповедей Божиих, удаляются препятствия к покаянию.
Зависимые от алкоголя люди, обращающиеся в православные лечебно-реабилитационные программы, имеют весьма неопределенные представления о том, чего им хочется от психотерапии. Конечно, конкретная программа психотерапии зависит от индивидуальных особенностей больного и стадии развития заболевания, но все же можно выделить и общие направления, по крайней мере, следующие:
1. Самопознание . Познать себя — зачастую означает сделать первый шаг на пути к исцелению. Бремя многих проблем (в том числе и алкоголизма) человек возлагает на себя сам , по доброй воле, однако обратившийся за помощью может и не понимать, что многое он видит в ложном свете, действует, исходя из неправильных установок или ведет себя самоубийственно.
Выздоравливающему предлагается положить начало самопознанию, осознать, что от алкогольной зависимости (страсти) невозможно избавиться только лишь собственными силами. В процессе психотерапии зависимому человеку очень важно оценить собственное духовное состояние. Признание собственной немощи открывает человеку путь к спасению. Неведение, нежелание признать свою болезнь делает человека неисцелимым никакими средствами. Именно потому апостол Иоанн указывает: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1, 8). Признать свою немощь — признать истину. Над этим признанием следует немало потрудиться, поскольку страсти узнаются с трудом. В процессе познания себя, своих немощей, человек открывает свою душу для духовного преображения.
По мере осознания невозможности спастись собственными силами, по мере понимания, что зависимость — смертельная болезнь души, по мере переживания за свое гибельное состояние человек начинает видеть нужду в Спасителе, обретает веру в Него. Такая вера действительно спасает. Подчеркнем, что уповать лишь на собственные силы в избавлении от зависимости крайне опасно, поскольку самонадеянность неизбежно приводит к фиаско — нередко уверенный в себе «трезвенник» неожиданно для самого себя превращается в запойного алкоголика. Этот духовный закон мы часто наблюдаем на судьбах разных самонадеянных людей.
2. Общение в группе выздоравливающих . В течение многих десятилетий как практики, так и исследователи пытаются найти ответ на вопрос: что делает групповое общение эффективным в преодолении алкогольной зависимости? К настоящему времени в поисках ответа было выполнено множество исследований. Можно утверждать, что воздействие группы опирается на три важнейших компонента: чувства, мышление и поведение. Участники группового общения обнаруживают свои подлинные чувства и учатся правильно выражать их. Эмоциональный катарсис составляет важную часть воздействия в группе, но он во многих случаях недостаточен. Не менее важно понять свою жизненную ситуацию, смысл переживаний. Итак, участники группы должны выполнить и определенную познавательную работу. Наконец, в какой-то момент важнейшим становится реальное действие , поведение, которое и является проводником позитивных личностных изменений.
3. Обучение и изменение поведения . Поведение в большей мере есть результат обучения. Психологическая, психиатрическая помощь, стало быть, должны помочь выздоравливающим в их попытках оставить неэффективные формы поведения и научиться новым, эффективным. Такое обучение происходит как в рамках индивидуальных психотерапевтических сессий, так и в процессе групповой психотерапии. Особое значение придается обучению навыкам общения с целью научить алкоголезависимых людей преодолевать психоэмоциональное напряжение, налаживать связи с людьми и обустраивать свою жизнь.
4. Самореализация . Это процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его собственного личностного потенциала. Потребность самореализации выступает в гуманистической психологии как высшая человеческая потребность, главный мотивационный фактор. В христианской психологии этот термин употребляется с одним существенным дополнением — должна происходить не столько самореализация, сколько Христореализация. Другими словами, цель бытия человека состоит в том, чтобы найти полноту во Христе, достичь предела своих возможностей, полностью раскрывая в себе образ и подобие Божие.
5. Духовная направленность . Выздоравливающие часто отказываются понять и допустить, что алкоголизм имеет духовные корни. Следовательно, православный психолог или православный психотерапевт становится духовным наставником, который направляет подопечных на путь духовного возрастания. Вместо диалога между подопечным и православным психологом (психотерапевтом), последний стремится к «трилогу», а это значит, что в центре эффективной помощи людям он ставит Бога.
Как отмечалось выше, процесс психотерапии в комплексной лечебно-реабилитационной программе преодоления алкогольной зависимости основан на сбалансированном использовании когнитивных, эмоциональных и поведенческих механизмов.
Познавательный аспект психотерапии (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание) помогает пациенту понять:
- связь между духовными, психогенными факторами и возникновением, развитием алкогольной зависимости;
- какие ситуации вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление симптоматики;
- особенности своего поведения и эмоционального реагирования в различных ситуациях, их повторяемость, степень адекватности и конструктивности;
- как воспринимается его поведение другими, как реагируют окружающие на те или иные особенности поведения, проявления эмоций и как оценивают их, какие последствия имеет такое поведение;
- существующее рассогласование между собственным образом «я» и восприятием себя другими;
- собственные потребности, стремления, мотивы, отношения, установки, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности;
- характерные защитные психологические механизмы;
- внутренние психологические проблемы и конфликты;
- более глубокие причины переживаний, способов поведения и эмоционального реагирования, начиная с детства, а также условия и особенности формирования своей системы отношений;
- собственную роль, меру своего участия в возникновении, развитии и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также того, каким путем можно избежать их повторения в будущем.
Эмоциональный аспект психотерапии помогает пациенту:
- получать эмоциональную поддержку со стороны психотерапевта или группы, пережить положительные эмоции, связанные с принятием, поддержкой и взаимопомощью;
- пережить в рамках психотерапевтического процесса те чувства, которые он часто испытывает, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у него в реальной жизни и с которыми он не мог справиться;
- пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;
- научиться искренности в чувствах к себе и другим людям;
- научиться более точно понимать и принимать, а также вербализовать собственные чувства;
- раскрыть свои проблемы с сопутствующими им переживаниями (зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными);
- модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими;
- произвести эмоциональную коррекцию своих отношений.
Поведенческий компонент психотерапии должен помочь пациенту:
- увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
- приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;
- преодолеть неконструктивные формы поведения, проявляющиеся в процессе психотерапии, в том числе связанные с избежанием субъективно сложных ситуаций;
- развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью;
- закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.
Процесс психотерапии протекает как индивидуально, так и в групповой форме . Несмотря на то, что отдельно взятому человеку в группе уделяется внимания меньше, чем при индивидуальной работе, успехи группового имеют ряд преимуществ:
1. Групповой опыт противодействует отчуждению. Участники группового общения помогают друг другу избегать непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживают, что другие переживают сходные чувства. Для многих людей такое открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором. После того как участник выслушивает других членов группы и обнаруживает, что он не одинок в своих страданиях, он открывается для окружающего мира, и начинается процесс, который Ирвин Ялом называл «Добро пожаловать к людям», или «Мы все в одной лодке».
2. Группа отражает общество в миниатюре , делает для каждого участника группового общения очевидными такие скрытые факторы, как манипулирование людьми, стремление изменить их, а не себя, постоянно действующие эгоцентрические наклонности и прочее. Участники получают возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности закономерности общения, поведения других людей и самих себя, не осознаваемые в житейских ситуациях.
3. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Если в реальной жизни подобное экспериментирование обычно связано с риском непонимания и неприятия, то группа выступает в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям — и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.
4. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое «отражение в глазах других людей».
Возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом.
* * *
Уровень социального здоровья имеет свою специфику рассмотрения. Основной акцент здесь делается на полноценном выполнении человеком своих социальных функций. Соответственно, социальное здоровье определяется как количество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества. Среди факторов, оказывающих особое влияние на состояние социального здоровья, ведущая роль, по общему признанию специалистов, отводится семейным отношениям и профессиональной деятельности.
Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости.
Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам веры, психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость, что зачастую и наблюдается в семьях с созависимыми отношениями.
Нарушения в сфере социального здоровья могут быть обусловлены доминированием определенных личностных свойств:
- неадекватное восприятие социальной действительности;
- снижение интереса близким, к окружающему миру;
- отсутствие направленности на общественно полезное дело;
- отсутствие альтруизма;
- неспособность сопереживать другим людям;
- безответственность перед другими и нежелание брать необходимую ответственность за других;
- корыстолюбие;
- отсутствие демократизма в общении.
Отрицательным социальным последствиям злоупотребления алкоголем посвящено большое число работ. Являясь во многом следствием социально-экономического и духовно-нравственного неблагополучия в обществе, алкоголизм, в силу присущего ему разрушительного потенциала, значительно усиливает негативные социальные процессы.
Социальная помощь включает в себя обеспечение социальной поддержки посредством развития взаимодействия, общения и согласия в рамках семьи и общества (включая церковную общину). У православных лечебно-реабилитационных учреждений имеется магистральное направление в социальной работе — предоставление возможности людям, выздоравливающим от алкогольной зависимости, трудиться в качестве волонтеров во славу Божию , не получая жалования.
Отказаться от употребления спиртного для выздоравливающих недостаточно. Нужно приобрести, помимо всего прочего, еще какое-то новое жизненное занятие. Им вполне может оказаться поддержка православного дела помощи зависимым людям своим личным безмездным трудом и пожертвованиями. Принцип «Помогая другим, я, тем самым помогаю и себе» образует прочную основу, на которой зиждется социальное и нравственное выздоровление каждого алкоголезависимого человека.
Задача выздоравливающих в социальном компоненте программы — осознать себя в качестве одной из составляющих в грандиозном миропорядке, найти и реализовать данные Богом способности, в том числе через передачу обретенного с Божией помощью опыта трезвости другим выздоравливающим.
Помощь страждущим от алкоголизма людям, служение высоконравственному делу утверждения трезвости приносят огромную радость и неподдельное счастье. Поэтому на этапе социального выздоровления каждый трезвенник убеждается в истинности высказывания: «за счастьем человек бежит, а оно у него под ногами лежит».
* * *
При полном принятии значения совокупности клинических, психологических, социальных и биологических факторов опытное знание о человеке подвижников христианского благочестия, отцов и учителей Церкви, запечатленное в их творениях < >, содержит категории и понятия, которые отличают его от аналогичной области знания — как от современной научной психотерапии и психологии, так и от инославных религиозных систем».
Говоря о православной психотерапии следует различать две ее формы, взаимопроникающие друг в друга: научно-практическую (медицинскую, психологическую) и церковную. В первом случае все виды помощи (консультирование, диагностика, лечение (или коррекция), профилактика, реабилитация) осуществляется профессиональными врачами и психологами в диапазоне психокоррекционных, психотерапевтических и общемедицинских мероприятий с учетом не только патогенеза заболеваний, но и действия страстей, и оттого такая помощь является мостом, приводящим в Церковь. В связи с этим теоретико-методологическая база вышеуказанных видов помощи аккумулирует как знания естественных наук, так и святоотеческих принципов и подходов. Во втором случае речь идет о практике пастырского душепопечения и церковных Таинствах.
Православная психотерапия видит источник многих болезней как в психосоматических особенностях человека, так и в его страстях — она рассматривает человека не только как больного, но и как страждущего грешника.
Страсти имеют как внутреннюю, так и внешнюю обусловленность и носят телесно-душевно-духовный характер. Поэтому задача православной психотерапии — наряду с врачебной и психологической помощью содействовать страждущему в осознании и активном преодолении страстных механизмов болезни.
В «Психотерапевтической энциклопедии» также отмечается: «Страсти — категория, отсутствующая в психологической, да и в философской науке. Суть заключается в том, что если в человеке не осуществляется реализация человека как образа и подобия Божия и даже благая жизнь в мире, то единственной конкретной причиной являются именно страсти, сообщающие ложные, превратные направления всей жизнедеятельности и лишающие природной по сотворению способности».
Важнейшим принципом преодоления страстей есть противопоставление им добродетелей и связанных с ними позитивных духовно-психических состояний. Каждая страсть имеет противоположную ей добродетель; гордость — смирение, сребролюбие — милосердие, блуд — воздержание, малодушие — терпение, гнев — кротость, ненависть — любовь. Преп. Исаак Сирин указывает: «Страсти отвращать лучше памятованием добродетелей, нежели сопротивлением, потому что страсти, когда выступают из области своей и воздвигаются на брань, отпечатлевают в уме свои образы и подобия. Брань сия приобретает великую власть над умом, сильно возмущая и приводя в смятение помышления. А если поступить по первому, сказанному нами правилу, то не оказывается в уме и следа страстей по отгнании их».
Таким образом, православный подход в преодолении алкогольной зависимости, подразумевает не борьбу с алкоголизмом (страстью спиртному), а стремление к трезвой жизни, которое постепенно усваивается при удалении от дурных компаний и пагубных форм провождения времени, а также усвоение трезвенных убеждений. Такие убеждения формируются в личном общении с православными врачами, психологами, священниками. Кроме того, огромное значение имеет общение в психотерапевтических группах, чтение духовной и трезвенной литературы, просмотр специально подобранных аудио- и видеоматериалов, церковная и домашняя молитва, пост, как разумная форма самоограничения, покаяние, участие в Богослужениях.
Одним из действенных церковных способов преодоления алкогольной зависимости является обет трезвости.
Непременным условием для выздоровления от алкогольной зависимости является полное воздержание от спиртного . Но где взять силы, чтобы не сойти с пути трезвости и не «сорваться» вновь в гибельную алкоголизацию? Чтобы получить духовные силы сохранять трезвость Православная Церковь предлагает спасительное средство — духовно и психологически подготовившись, пройдя необходимое лечение, принять церковный обет трезвости, который дается алкоголезависимым человеком Богу в присутствии священника. Чин обета трезвости совершается в храме, в торжественной обстановке. Принимающему обет трезвости необходимо исповедоваться и причаститься.
Обет трезвости дается человеком добровольно на срок, согласуемый со священником, принимающим обет трезвости. Обычно он дается на следующие сроки: один месяц, три месяца, полгода, год, три годя, пять лет, десять лет, на всю жизнь.
Мы считаем совершенно неправильной и вредной ту современную практику, когда человек приходит в храм и ему сразу же (да еще и на всю жизнь!) настоятельно рекомендуют принять обет трезвости.
Обет — это не магическое средство, призванное побыстрее решить все проблемы алкоголизма, а духовное средство спасения человека, ступень к самоусовершенствованию, отнюдь не заменяющее собой необходимое (и долгосрочное!) лечение.
Наш десятилетний опыт практической работы свидетельствует о том, что церковный обет трезвости алкоголезависимый человек может давать на этапе стабилизации ремиссии или сформировавшейся ремиссии, то есть, как минимум через полгода или год после начала наркологического лечения и участия в специализированной психотерапевтической программе.
Конечно, и одно лишь духовное влияние на личность страждущих дает некоторые результаты: можно указать на конкретных людей, которые «без всякого лечения», дав обет трезвости, воцерковляясь, уже много лет сохраняют трезвый образ жизни. Однако, нужно помнить, что таких людей в приходе храмов насчитывается немного (как правило несколько человек, в лучшем случае — несколько десятков), а тех, кому подобный подход в момент обращения в храм оказался не по силам — тысячи.
Они остаются в плену алкоголизма, прежде всего, потому, что им не разъяснили духовный смысл церковного обета трезвости, не подготовили к данному духовному акту психологически (а это за один сеанс, а тем более за 10−20 минут беседы сделать невозможно!), не направили на путь лечения болезненных нарушений, которые имеют также и биологическую основу , а значит, требующие специальных медицинских знаний и усилий, чтобы купировать нарушения метаболизма, справиться с абстинентным синдромом и обострениями синдрома патологического влечения, нормализовать соматоневрологические нарушения, скорректировать психоподобные расстройства. В таком болезненном состоянии, конечно, очень трудно привести человека к Церкви, подготовить к таинству покаяния, ввести в литургическую церковную жизнь, дать верное понимание духовной сути церковного обета трезвости.
Церковный обет трезвости благотворно сказывается на духовном росте.
Душа, окрыленная обетом, словно перелетает на высшие ступени своего восхождения к Богу. А Господь любит тех, кто дает обеты от всего сердца, посылает им всяческую помощь, укрепляет их Своей благодатью. Вспомните, как плакала святая праведная Анна о своей бездетности, но лишь только дала она обет — посвятить свое дитя Богу — как явился посланник, Архангел Гавриил, и возвестил ей великую радость — о рождении от нее Пресвятой Богородицы.
Но, прежде чем давать церковный обет трезвости, надо взвесить силу искренности своего намерения и степень своей готовности, что нужно обязательно обсудить как со священником, так и с лечащим врачом и психологом.
Если в и человеческих взаимоотношениях нарушители своих обещаний теряют доверие и уважение, тем более страшно не исполнить обещанного Богу. За неисполнение обетов, за забывчивость нашу, Господь посылает болезни и скорби, чтобы вразумить и вернуть нас к доброму намерению нашему. Христианин должен вообще очень осторожно давать обещания, и то в условной форме, с оговоренностью «если Бог даст». Но уж если дано обещание, то все должно быть сделано, чтобы в точности его исполнить.
В заключение хочется отметить, что принципы помощи алкоголезависимым людям, которые были изложены в данной статье, используются нами в лечебно-реабилитационных программах петербургских Школ трезвения, которые действуют в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре и в приходе храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ.
Примечания:
1 — Аффективные нарушения (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — эмоции, отклоняющиеся от нормы по их адекватности, выражению (прежде всего их усиление или снижение), взаимопереходам, по течению, по рассогласованию между ними и интеллектуальной репрезентацией.
2 — Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб: Питер, 2006.
http://rusk.ru/st.php?idar=113468
Страницы: | 1 | |