Русская линия | Андрей Широков | 25.10.2008 |
По мнению представителей православно-патриотической общественности, данное переименование, которое, по сообщениям СМИ, было осуществлено по настоянию президентского окружения, является важным этапом на пути создания «единой поместной церкви» и формирования на Украине «единого гуманитарного пространства» на основе идей русофобии и шовинизма.
Кроме того, для верующих УПЦ, рассматривающих факт предательства, совершенного Иваном Мазепой, как следствие его аморального и порочного образа жизни, героизация преданного анафеме гетмана недопустима с точки зрения нравственных ценностей Православия.
Неудивительно, что решение о переименовании улицы Январского восстания вызвало неоднозначную реакцию и стало предметом дискуссий в СМИ. Достойную уважения позицию заняли авторы одного из наиболее популярных и массовых киевских изданий газеты «Сегодня», выступив в защиту жителей улицы Январского восстания и православных верующих, для которых ее новое название является неприемлимым.
Организованные в связи с данным событием акции протеста, участниками которых были многие верующие канонической Украинской Православной Церкви, также освещали печатные издания левопатриотической направленности.
Многочисленные националистические СМИ заняли предсказуемую для себя позицию, обвинив представителей православно-патриотической общественности и священноначалие канонической Украинской Православной Церкви, осудивших решение о присвоении улице Январского восстания имени Мазепы, в связях с государственными структурами Российской Федерации.
Например, авторы интернет-издания «Украина сегодня» www.ua-today.com, выйдя за рамки приличий, один из материалов по данной теме выпустили под характерным заголовком «Московские гэбисты в рясах будут „молиться“ против Мазепы под секретариатом Ющенко».
Показательным является высокий уровень информационной поддержки, которую в период переименования улицы Январского восстания обеспечили украинским националистам СМИ, связанные со структурами Запада, в частности украинская служба Би-Би-Си. В своих выступлениях на Би-Би-Си, функционер комиссии по переименованиям и памятным знакам при Киевской городской государственной администрации Максим Стриха, историк Владимир Сергийчук, а также преподаватель Киево-Могилянской академии лжесвященник «киевского патриархата» Юрий Мицик, говорили о фигуре Мазепы, как об идеале украинского государственного деятеля.
В целом, представители раскольнических структур, в своем стремлении дать высокую оценку деятельности Мазепы, позволяли себе кощунственные высказывания, ставя имя анафематствованного гетмана рядом с именем Христа, примером чему могут служить материалы «протоирея» Леонтия Никитенко, опубликованные «религиозно-просветительским» интернет-изданием www.apologet.kiev.ua. Интересно, что табличка с именем гетмана Ивана Мазепы появилась на стене одного из зданий принадлежащего раскольникам Свято-Феодосиевского храмового комплекса, которое выходит на улицу Январского восстания, задолго до ее официального переименования.
Необходимо подчеркнуть, что многие выступления в поддержку данного переименования были основаны на сфальсифицированных данных о финансировании Мазепой работ по возведению возле Киево-Печерской Лавры двух церковных объектов — Свято-Никольского собора Пустынно-Николаевского монастыря, а также упомянутого Свято-Феодосиевского храма.
Поэтому сегодня особую актуальность приобретает информация о подлинной истории этих храмов, строителями которых выступали киевский военный губернатор князь Голицын и белоцерковский полковник Карп Мокиевский. Складывается ощущение, что если распространение несоответствующих действительности сведений о деятельности Ивана Мазепы не будет пресечено, в скором времени мы станем свидетелями того, как на его счет будут записаны объекты типового гражданского строительства, появившиеся на улице Январского восстания в советский период.
Очень показательна история другого храма находившегося на данной улице и получившего известность как Военно-Николаевский собор, средства на строительство которого действительно выделялись гетманом Мазепой. Украинские националисты недоумевают до сих пор, почему для возведения этого храма, гетман «войск Их Пресветлого Царского Величества запорожских», не пожелал воспользоваться услугами «местных кадров» и пригласил знаменитого московского архитектора Иосифа Старцева.
Безупречное состояние и особое богатство Свято-Никольского собора, нашедшее отражение на фотографиях дореволюционного времени, объяснялось исключительной заботой военного ведомства, в распоряжение которого храм поступил в первой половины 19 века. Нет нужды говорить о том, что в Военно-Никольском храме, где, согласно традиции, совершалось благоговейное поминовение воинов, положивших жизнь за Веру, Царя и Отечество, ничто не напоминало о вероломном поступке Мазепы. Это признает такой известный киевский историк и публицист как Александр Анисимов, автор документального исследования «Скорбное бесчувствие», который, в целом симпатизируя личности гетмана, тем не менее называет Свято-Никольский храм «символом военной славы России».
Глубоко символично, что после окончания Великой Отечественной войны в непосредственной близости от того места, где находился Военно-Никольский храм, был создан мемориальный комплекс, включающий могилы погибших воинов, в частности, героев боев за Киев.
Примечательно, что улица известна не только своими православными храмами, но также и другими объектами культурного наследия, которые напоминают нам о выдающихся государственных деятелях Российской Империи, оставивших свой след в истории Киева. Одним из них является Михаил Кутузов, который, также как и строитель Свято-Никольского собора Пустынно-Николаевского монастыря князь Голицын, некоторое время занимал должность киевского военного губернатора и проживал в здании, расположенном под двадцать девятым номером.
Следует отметить, что результатами деятельности великого русского полководца пользуется и современное украинское государство, распоряжаясь территориями, освобожденными от турок при непосредственном участии Михаила Кутузова.
Кроме того, в числе памятников русской истории и культуры, сохранившихся в пределах улицы, необходимо назвать установленный в 1899 году бронзовый бюст А. С. Пушкина, уникальность которого заключается в том, что он является одним из немногих скульптурных произведений, сохранившийся в городе с дореволюционного времени.
Дискуссия, связанная с процессом переименования улицы Январского восстания лишний раз демонстрирует, что для представителей власти любые напоминания об общих корнях ныне разделенных Украины и России, а также русском прошлом современной украинской столицы, являются нежелательными.
Так, провластные СМИ, неоднократно высказываясь против возвращения улице Январского восстания ее исторического названия Никольская, приводили возражение киевских чиновников, что в настоящее время на карте города уже имеются такие названия как Притиско-Никольская, Никольско-Слободская, а также Никольско-Ботаническая.
Между тем, наличие в одном населенном пункте целого ряда похожих названий, причины появления которых представляют большой интерес и заслуживают отдельного внимания, было характерной особенностью городов дореволюционной России. Например, в 70-е годы 18 века, спустя 70 лет после провала аферы гетмана Мазепы, верные своему долгу малороссийские казаки, поселившись в Ставропольском укреплении, дали начало городу Ставрополь. Несмотря на то, что со временем этот город утратил свой статус административного центра казачьего края, причудливые названия его улиц — 1-ая, 2-ая и 3-я Станичная, служили напоминанием об участии наших православных предков в освоении южнорусских земель.
Что касается Киева, то здесь возникновение топонимов, которые объединяет использование популярного на Руси имя Николай, в значительной степени связанно с почитанием Святителя Николая Мирликийского и является отражением традиционной системы взглядов и ценностей нашего народа. Не подлежит сомнению, что данная группа киевских топонимов, выступая неотъемлемой частью нашего культурного наследия, остро нуждается в защите от посягательств со стороны украинских националистов.
Сегодня от них можно услышать, что поскольку протяженность улицы Январского восстания увеличилась в советский период и выходит за пределы первоначальных границ Никольской улицы, то возвращение ее исторического названия нецелесообразно. Ясно, что в устах представителей политических сил, выступающих против канонического Православия и не отличающихся особой любовью к прошлому, связанному с так называемым «колониальным» периодом истории Украины, подобная «сверхконсервативная» аргументация выглядит весьма странно.
Принятие решений о переименовании под воздействием подобных аргументов, может привести к ревизии названий целого ряда улиц в исторической части города, которые установились в своих современных границах сравнительно недавно. Таким образом, Киев рискует остаться без таких топонимов церковного происхождения, как, например, улица Петропавловская, которая, сохранив свое историческое название, была значительно расширена и продлена в советские годы.
В настоящее время большинство верующих поддерживает мнение священноначалия УПЦ, изложенное в заявлении Священного синода по поводу переименования улицы Январского восстания от 14 октября 2007 года, в котором предлагается подчеркнуть значение места, где находится Киево-Печерская Лавра, присвоив улице новое название Лаврская.
Опрос верующих УПЦ и жителей улицы , проведенный 11 октября сего года представителями ВОО «Православный выбор», лишний раз продемонстрировал крайнюю непопулярность ее нового названия и подтвердил необходимость борьбы с топонимом, увековечивающими одиозное имя Мазепы.
При этом, многие киевляне помнят о прецеденте, когда, после присвоения проспекту Советской Украины имени Георгия Гонгадзе, улице, ранее уже переименованной в его память, было возвращено ее старое название. Таким образом, пока в системе управления города существует возможность отмены того или иного решения, требования православной общественности о ликвидации топонима, связанного именем Мазепы, а также недопущения его повторного появления, могут получить практическое осуществление.
Андрей Широков Андрей, ВОО «Православный выбор»,
г. Киев
http://rusk.ru/st.php?idar=113452
|