Русская линия | Виктор Шестаков | 18.10.2008 |
— Значит, для «свидомых» украинцев Гоголь представляет опасность?
— Сегодня мы видим две тенденции украинского отношения к Гоголю. Первая, назовем ее «гиперсвидомая», представляет собой тупое и полное отрицание Гоголя. Этой тенденции следуют писатель Яворивский и министр Луценко. Ныне покойный Павел Штепа, автор скандальной книги «Московство» (в которой «украинцы — круглоголовые, а москвины — длинноголовые»), отказывает Гоголю в украинстве. Сей «антрополог» утверждает, что смешанные браки «благородных круглоголовых укров» с «признаками европейской расы» и москалей, имеющих «первичные признаки монголоидной расы», порождают ублюдков, ярким представителем которых и является Гоголь. Причем это не дневник из сумасшедшего дома, это официально признанная книга, изданная специально также на русском языке, и именно её пытался вручить, как ценный дар, представитель Ющенко в Крыму на 50-летие симферопольской библиотеки им. А.С.Пушкина.
Но есть вторая тенденция. О том, что Гоголь — «украинец», начинали говорить еще в конце XIX века. Первые украинские переводы сделал Мыхайло Старицкий, которого поддержал родоначальник украинского театра Мыкола Садовский. М. Драгоманов и С. Ефремов утверждали, что Гоголь только писал по-русски, а думал, якобы, «по-украински», пробуждая украинскую национальную сознательность. Теперь появились более радикальные украинизаторы Гоголя, по логике которых любыми путями, пусть даже посредством чудовищных извращений, надо сделать Гоголя «своим», то есть — вырвать его из русского языка, русской культуры и самого понятия «русскости». Совершить это можно посредством издания произведений Гоголя, в которых все слова и понятия подменены и русский Гоголь становится козаком и украинцем.
— Для чего это делается?
— Это прагматичный расчет, помноженный на ментальную зависть. Объективно говоря, мастеров пера, каким был Николай Васильевич, даже с учетом Тараса Шевченко, в украинской литературе просто не было и не будет. Гоголя знает весь мир, а Шевченко — только в диаспорах. Поэтому отдавать Гоголя «москалям» крайне невыгодно. Украинизаторы это отлично понимают, и при традиционно дремлющей российской культурной политике борьба за Гоголя еще будет серьезной.
— А как же вопрос опасности Гоголя?
— Гоголь действительно опасен для «свидомих украинцев», но опасен для публики читающей. А если изолировать читателя от «русского Гоголя», то он перестанет быть опасным. Где читают Гоголя более всего? — В школе. Школа — это самый простой инструмент влияния на мозги, что Украина демонстрирует почище, чем при Сталине. Если из программы изъять ненужное, дети не узнают, что Гоголю принадлежат слова: «Перед нами громада — русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его… Какие страшные необработанные поля и пространства вокруг вас…». Всё извратят, и Тарас Бульба вскоре может стать католиком или униатом, который борется с москалями.
— Известно, что Гоголь был не только литератором, но и историком…
— Да, историком, и еще каким! Как историк, Гоголь вдвойне опасен для «державников». Когда в 1830−35 годах Николай Васильевич жил в Санкт-Петербурге, он трудился преподавателем истории в Санкт-Петербургском женском патриотическом институте, а в 1834−35 годах был еще и адъюнкт-профессором на кафедре общей истории в Санкт-Петербургском университете.
История была заметной частью его жизни: он серьезно исследовал работы историков Шлейцера, Миллера и Гердера, пишет статьи «О движении народов в конце V века», «О преподавании всеобщей истории», историческую характеристику «Аль-Мамун». Он собирался серьезно заниматься наукой в Киеве, о чем писал А. Пушкину, и родная история вызывала у Гоголя большой интерес.
— Гоголь занимался и малороссийской историей?
— Безусловно, причем в этом отношении Гоголь-историк неуместен в современной украинской историографии. Он писал: «До сих пор нет у нас полной и удовлетворительной истории малороссийского народа. Я не называю историей множество компиляций, составленных из разных летописей, без строгого критического взгляда, без общего плана и цели, большей частью неполных и не указавших доныне этому народу места в истории мира…»
Николай Васильевич мотивирует свой выбор: «Я решился принять на себя этот труд и представить сколько можно обстоятельств: каким образом эта часть отделилась от России, какое получила она политическое устройство, находясь под чужим владением, как образовался в ней воинственный народ, означенный совершенной оригинальностью характера и подвигов, каким образом он три века с оружием в руках добывал права свои и упорно отстоял свою религию, как наконец, навсегда присоединился к России».
Замечательная работа Николая Васильевича «Взгляд на составление Малороссии», в которой автор рассуждает об ужасах, никчемности и раздробленности, красочно описывает присоединение Южной Руси к Литовскому государству. Из статей Гоголя следует, что политическое объединение Киевской Руси было прервано татарским нашествием, и в XIV—XV вв.еках опустевшая территория Поднепровья вновь заселяется выходцами из Литвы, и прежде всего из России — с северо-восточных княжеств, то есть Русь оставалась Русью, а не превратилась вдруг в Украину. Скорее всего, именно идеи Гоголя озвучил впоследствии М. Погодин, с которым он был знаком. И выводы Гоголя ставят под сомнение всю систему легитимизации нынешней украинской государственности по схеме Киевская Русь — Козаччина — Украина.
По сути, это едва ли не первое в российской историографии объективное описание малороссийской истории, которое принадлежит не какому-то третьеразрядному сочинителю вроде Конисского, а великому русскому писателю и серьезному ученому малороссийского происхождения. Позиция Гоголя — образец для колеблющихся между единорусской и самостийной ориентацией украинского интеллигента.
— То есть, Гоголь-историк не уступает Гоголю- литератору?
— Это равновеликие вещи. Хотя историк Ф. Витберг в своей статье «Гоголь как историк» в «Историческом Вестнике» за август 1892 года утверждает, что Гоголь был весьма оригинальным мыслителем, могущим добиться значительных результатов в науке, если бы не занялся сочинительством, где добился, конечно, большего.
— Гоголь известен и как православный подвижник…
— Православие Гоголя — тема серьезных диссертаций. «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», — говорил он о себе. Его вера — действительно отдельный разговор, он много размышлял над этим, а незадолго до смерти совершил паломничество в Иерусалим. Но лозунги защиты Православия у Гоголя яркие, взять хотя бы «Тараса Бульбу».
Слова Гоголя в статье «Несколько слов о нашей церкви и духовенстве» актуальны и сегодня: «Напрасно смущаетесь вы нападениями, которые теперь раздаются на нашу Церковь в Европе. Зачем хотите вы, чтобы наше духовенство, доселе отличавшееся величавым спокойствием, столь ему пристойным, стало в ряды европейских крикунов и начало, подобно им, печатать опрометчивые брошюры?»
— Гоголя как-то назвали лучшим «пиарщиком» Малороссии.
— Да так оно и есть на самом деле. Кто лучше Гоголя передал весь колорит малороссийского быта, менталитета, природы, обычаев? В своей статье «О малороссийских песнях» он пишет: «Они надгробный памятник былого, более нежели надгробный памятник: камень с красноречивым рельефом, с историческою надписью. Песни для Малороссии все: и поэзия, и история, и отцовская могила». Разве это говорил не патриот? Лично я больше верю малоросу Гоголю, нежели «украинцам» малковичам, штепам, луценкам и прочим яворивским. Да и для имиджа Малороссии Гоголь сделал гораздо больше, нежели вышеупомянутые для имиджа Украины.
— Но ведь и для имиджа России?
— Да, безусловно! «Поблагодарите Бога, прежде всего, за то что вы русский!», — говорит писатель в статье «Нужно любить Россию». Кстати, ко всем своим землякам, страдающим ущербным и неполноценным сознанием, он обращается с таким предупреждением: «Нет, вы еще не любите Россию. А не полюбивши Россию, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгореться вам любовью к Богу, не спастись вам… Все живете вы в иностранных журналах и газетах. А не в земле своей…»
Что же касается откровений писателя о России, то иногда поражаешься его пророчествам: «Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая покорилась бы ему!…». Как вперед глядел, через века.
— Под занавес разговора, как можно прокомментировать грядущий юбилей и подготовку к нему?
— Кривить душой не буду — подготовка безобразная. Судя по недавнему заявлению российских писателей, в России, увы, тоже. Украина государственная молчит. В Полтаве все идет по накатанной еще с советских времен схеме. Колхозный взгляд на Гоголя приведет к колхозному размаху празднования — ряженые гоголи, черти, солохи, вышиванки, вареники, китайские шарики и сотни литров пива. Какие-то деньги выделяются, какие-то разворовываются, что-то ремонтируют. Но разве этого достойна личность, о которой В. Розанов сказал: «Ни один политик мира, ни один политический писатель не сделал в политике столько, сколько Гоголь!»
Печальна позиция России, где так и не появился музей Гоголя, где на могиле не установлен крест согласно с завещанием. Возвращаясь к теме Гоголя-историка, в условиях усугубляющихся украинско-российских отношений, в условиях начавшейся фальсификации гоголевских текстов Россия просто обязана массово издать «Тараса Бульбу» и «Арабески», включающие исторические статьи и записки Гоголя! Это предлагает Русская община Полтавской области и Объединение «Русское содружество». Мы обратились с соответствующими предложениями к России. Ждем ответа…
Делается катастрофически мало. А то что делается, мягко говоря, не дотягивает до истинного величия Гоголя.
Аксаков сказал о Гоголе: «Жизнь его представляет такую великую, грозную поэму, смысл которой останется долго неразгаданным». Было бы хорошо, чтобы в России скорее разгадали этот «смысл жизни Гоголя"…
Газета для соотечественников «Русская правда»
Получено Русской линией в рассылке Информационного Центра Всеукраинского Объединения «Русское Содружество»
http://rusk.ru/st.php?idar=113431
Страницы: | 1 | |