Русская линия | Сергей Скатов | 10.10.2008 |
Климу — моему сыну — посвящается
«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него…»
Псалтирь (126:3)
ДОМОСТРОЙ
ВЫ МОЖЕТЕ ПЕРЕРЫТЬ горы литературы, но не найдете того единственного и жизненного важного пособия, где молодым бы присоветовали, как создать семью, как выстроить между собой отношения, как поделить обязанности, права и ответственность, дабы, в конечном итоге, взрастить во всех смыслах полноценных детей.
Вместо этого — Семейный кодекс, с которым муж и жена досконально знакомятся, как правило, лишь подав заявление на развод. Поваренные книги, да «Советы молодой хозяйке». Руководства по сексу (как поудобней прилечь, где целесообразней погладить). Велеречивые, набившие оскомину «консультации» всяких там сексологов, психологов, психиатров, в общем, «специалистов» практически в каждом массовом печатном и электронном издании. Телевизионные ток-шоу «о странностях любви». И прочее, прочее.
При этом семья чаще всего отожествляется с браком, а этим словом, как шутят, хорошее дело не назовешь.
Выйти замуж — значит, заключить договор, в том числе на законном основании (брачный), совершить сделку — «составить партию», которую завсегда можно «переиграть». Соответственно, мужья и жены, полюбовники — всего лишь партнеры.
Любить — чувствовать «непреодолимое», сметающее все преграды на своем пути физическое влечение друг к другу («заниматься любовью»).
Консультации вышеназванных «специалистов» сводятся, как правило, к тому, что любой семейный союз неповторим, уникален, а посему нуждается в индивидуальном подходе. Словом, барахтайтесь, ребята, в семейных своих дрязгах, кто как может. Ребята и барахтаются…
Между тем наши предки не знали и малой толики этих проблем. Их жизнь, в том числе семейная, была строго регламентирована, и строгость эта давала чувство уверенности, стабильности, душевной и внешней гармонии.
Правда, «стандарты», которыми на протяжении столетий руководствовались наши прапрапра- и прочие бабушки и дедушки, современным Ромео и Джульеттам вряд ли понравятся. Скорее, страху нагонят. И, тем не менее, если бы не стародавние те традиции, не явиться бы нам, как нетрудно догадаться, на этот свет.
И потом — так ли уж стародавние? Менее ста лет минуло с тех пор, как в России зашатались, стали утрачивать свою силу былые основы. Срок, по историческим меркам, ничтожный… Свод норм и правил семейной жизни находим в Священном Писании, в других христианских текстах. Христианство не так давно пропитывало все поры русской, российской — как частной, так и общественной, государственной жизни, было неотторжимо от сознания народного.
Что это за нормы и правила? Православным верующим объяснять не нужно, а остальным поясню.
Семья на Руси испокон веков понималась как «Малая церковь».
Еще апостол Павел в одном из посланий упоминает супругов Акилу и Прискиллу — «сотрудников моих во Христе» и приветствует «домашнюю их церковь» (Рим. 16:4).
По свидетельству евангелиста, говорил Иисус Христос: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»(Мф. 18:20). Не случайно священнослужителя мы называем «отцом», «батюшкой», себя — «духовными детьми» нашего духовного наставника.
«Малая церковь», как и «большая», проникнута Вселенской, Божественной любовью: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Иоан. 4:8).
«…живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» (Еф. 5:2).
«…возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мар. 12:31).
При этом признается верховенство мужа, «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:23). «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа»(1Кор. 11:8).
Муж — мужчина был создан Господом «по образу Нашему по подобию» (Быт. 1:26). Был создан первым и с определенной целью — «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15), чтобы владычествовал человек «над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26).
Женщина была создана от плоти мужской и мужчине в помощь: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28).
И еще сказал: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).
Семейные узы, освященные Церковью, в буквальном смысле священны и потому нерасторжимы: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены» (1Кор. 7:10,11).
Жена дана мужу одна, равно как муж жене:«Если бы Бог хотел , — говорил св. Иоанн Златоуст, — чтобы жену оставляли и брали другую, то сотворил бы одного мужчину и много женщин ».
Единственная причина для развода — прелюбодеяние супруга: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф.5:32).
Блуд пресекается одной из основополагающих заповедей Моисеевых: «…не желай жены ближнего»(Исх. 20:17).
Прелюбодейство — один из смертных грехов. Во избежание блуда, «каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа»(1Кор. 7:2).
«Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною» (Прит. 5:15−19).
При наличии четкой семейной иерархии, главенстве мужа: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25).
«…и не будьте к ним суровы»(Кол. 3:19).
Ублажай, муж, жену, «оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 7:3,4).
В то же время: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены», «…как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:22−24), «…жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33). Не в смысле — трясись перед супругом, как осиновый лист, но почитай, уважай. Слушайся его, у него учись: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим. 2:11,12).
«…сварливая жена — сточная труба» (Прит. 19:13).
«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет. 3:7). Апостол Петр, принимая, как данность, слабость жены перед мужем, мужа предостерегает: хрупок «немощный» сосуд, но в этом нет его вины, и если не обращаться с ним бережно, «благоразумно"…
Следует иной раз и приревновать дражайшую! Ведь одно из имен Господа — Ревнитель: « Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх. 34:14).
Ревность не грех сама по себе, но — грешно в некоторых случаях не проявлять ревности, остаться равнодушным…
В качестве же награды или назидания: «Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его» (Прит.12:4). «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов»(Прит. 31:10).
Определены взаимоотношения «отцов» и «детей»: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:18−21).
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»(Исх.20:12).
На первый взгляд может показаться, что мужу только и остается, как Господу Богу молиться, да ласками жену ублажать, что само по себе «обоюдоостро», а еще направо и налево команды раздавать… Далеко это не так.
Достаточно сказать, что на мужа возложена основная и, разумеется, тяжелейшая обязанность — материально семью обеспечивать: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»(1Тим. 5:8). Вот так, не больше не меньше, — ОТРЕКСЯ ОТ ВЕРЫ!
Все эти наставления — россыпью по Священному Писанию.
Но существовала на Руси собственная нравоучительная литература, посвященная «Малой церкви», где принципы построения семейного счастья излагались подробным образом и с привязкой к русским нашим обычаям. Главной книгой — в полном смысле учебником семейной жизни являлся «Домострой».
Авторство «Домостроя», а точнее, его составление и редактуру, приписывают известному церковному и государственному деятелю середины XVI в. священнику Сильвестру.
Новгородец по рождению, Сильвестр приехал в Москву в 1542 г. Книгочей, человек для того времени весьма образованный, замечен был молодым Иоанном Грозным, им приближен, входил одно время в состав «Избранной Рады» — по сути, тогдашнего правительства… По форме книга — это обращение Сильвестра к своему сыну Анфиму, эмоциональное, полное неподдельных переживаний за судьбу любимого чада. Сильвестр так и обращается к Анфиму: «Милое мое чадо дорогое! Послушай наставление отца твоего, тебя родившего и воспитавшего в добром поучении и в божьих заповедях…»
Позже, с XIX в., с первыми веяниями в России «демократических» идей, кто только и как это средневековое произведение не склонял, а само название — «Домострой» стало нарицательным, олицетворением самодурства, мракобесия, дремучего невежества.
Современники Сильвестра и многие последующие поколения так не считали: на протяжении веков «Домострой» усердно переписывался и переиздавался. А вот хулители книги, вероятно, ее текст в глаза не видели. В противном случае поразились бы рационализму, практичности советов, рекомендаций, запретов и позволений, охватывающих практически весь быт русской православной семьи. Не говоря уже о языке, коим книга написана, местами просто великолепном.
Судите сами (привожу названия лишь некоторых главок-статей): «Как христианам веровать…», «Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий…», «Как воспитать своих детей в поучениях разных и страхе божьем», «Как детям любить и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем», «Как жене с мужем советоваться каждый день и обо всем спрашивать…», «Как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и Богу угодить и к мужу своему приноровиться…», «Наказ женам о пьянстве и о хмельном пить», как «жить по средствам», «рукодельничать», «кроить», «сохранить порядок домашний», «огородом и садом заниматься», «сохранять в погребе», «держать на сеновалах сено и лошадей в конюшнях», «готовить на кухнях»и так далее, и так далее…
Хозяин в доме — муж, мужчина. А потому: «Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым».
Как конкретно детей воспитывать: «…заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец — сыновей, а мать — дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их…». Но и — «…страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей». А как вы думали? Ежели слов дитё не понимает? ПОКОЛОТИТЬ — но «разобравшись» и «поучая», его же, дитятки, спасения ради.
«Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение […] в малом послабишь — в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою».
«И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда». Как видим, высочайшая мера ответственности в случае небрежения родительскими обязанностями — «в день Страшного суда».
А с неблагодарных детей и на бренной земле спросится: «Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем. Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью […] ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит». Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери». Приводятся слова пророка Исайи: «Кто насмехается над отцом и укоряет старость матери, — пусть склюют его вороны и сожрут орлы!»
Хорошая жена — «дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь».
Хорошая жена милосердна: «Милость свою обращает на убогого, и плоды трудов подает нищим». Трудолюбие ее отличает: «Собрав шерсть и лен, все, что нужно, исполнит руками своими, будет словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богатства. И встанет средь ночи, и даст пищу дому и дело служанкам. От плодов своих рук преумножит богатство. Препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело. И чад своих поучает, как и служанок, и не гаснет светильник ее всю ночь: руки свои простирает на труд, утверждает персты на веретене». Поэтому пусть «не беспокоится о доме своем ее муж: самые разные одежды нарядные приготовит и мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим».
Такая жена — «добрая, трудолюбивая, молчаливая — венец своему мужу». «Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире».
Но вновь оговоримся: «благословен» будет муж «такой жены» только в том случае, если обеспечивает семью, и уж никак не сидит на шее ее (« Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1Тим. 5:8)).
Не знаю, поколачивал ли сына, «чадо дорогое», Сильвестр, но вырос Анфим достойным человеком, получил образование, служил дьяком в Смоленске. А был дьяк на Руси высокопоставленным чиновником.
Вот так-с, дорогой читатель, жили наши предки.
И «неслабо» жили, если практически каждая «добрая, трудолюбивая, молчаливая» была достойна звания «Мать-героиня» (учреждалось таковое у нас в советский период, да куда-то подевалось).
А теперь вновь окунемся в несуразную нашу действительность.
ПОКОЛЕНИЕ «МНЕ»
«СМЕРТЬ ЗАПАДА» — так называется книга Патрика Дж. Бьюкенена, известного американского политолога и политика, советника президентов Никсона и Рейгана, дважды выступавшего в качестве кандидата в президенты США от Республиканской партии. В США книга вышла в 2002 г., на русском языке — в 2003 г… Смерть Западу потому, что его народы перестали воспроизводить себя.
Уровень рождаемости по Европе в среднем — 1,4 ребенка на женщину.
В 1960 г. люди европейского происхождения составляли четверть населения планеты, в 2000 г. - одну шестую , а к середине XXI в. они «закроют» лишь десятую часть человечества.
Все меньше доля «белого» населения и в Америке, которую П. Бьюкенен также относит к Западу
Как известно, Америка — страна переселенцев, мигрантов*, большинство их долгое время представляли выходцы из Старого Света. Сегодня ситуация в корне изменилась.
Если в 1960 г. в США насчитывалось 16 млн американцев не-европейского происхождения, то сейчас их80 млн . Ежегодно сюда прибывает 1 млн легальных и 500 тысяч нелегальных мигрантов. «Нелегалов» насчитывается уже более9 млн , и подавляющее их большинство — из стран Азии, Латинской Америки. Однако новые мигранты, как правило, на «новой Родине» не ассимилируются и не собираются этого делать. Что также характерно для стран Западной Европы.
В Германии «проблемы» с турецкими мигрантами, во Франции — с арабами из Алжира, в Великобритании — с выходцами из Пакистана, других стран Британского содружества… П. Бьюкенен констатирует: «Как кажется, Европа не может остановить эмиграцию и помешать пришлым занимать рабочие места, освобождающиеся по мере того, как сходит с исторической сцены военное поколение».С 1993 по 1999 гг. численность нелегальных мигрантов на территории Евросоюза возросла до полмиллиарда , то есть в 10 раз за 6 лет!
В 1995 г. население Европы, включая жителей европейской части России, было соизмеримо с населением Африки. К 2050 г. на одного европейца придется более трех африканцев.
Бизнесу нужны дешевые рабочие руки, профсоюзам — дополнительные членские взносы, политикам — избирательные голоса… Массовая, поощряемая «сверху» миграция извне негативно сказывается на рынке труда, создает дополнительное напряжение в обществе.
И все-таки основные причины депопуляции европейских народов П. Бьюкенен видит в духовной сфере. Сменились нравственные ориентиры — изменилось общество.
Автор напоминает, что в XIX в. профсоюзы боролись против привлечения женщин к труду, за зарплату, на которую мужчина мог бы содержать семью. К концу XX в. требования изменились: одинаковая оплата за одинаковый труд! Десятки миллионов женщин вышли на работу. Они лишили миллионы мужчин их рабочих мест. Средняя зарплата женщин значительно повысилась, но, соответственно, понизилась и зарплата мужчин. Работа стала центром женского бытия.
Современные так называемые «свободные» женщины могут завести ребенка, но — без риска прервать карьеру. Это будет один, два ребенка, что, как мы не раз уже указывали, недостаточно для воспроизводства нации. И — могут прервать беременность: 6 тысяч абортов в отдельных штатах на всю Америку в 1966 г., 200 тысяч в 1970 г., 600 тысяч в 1973 г… Наконец, Верховный суд признал аборт одним из конституционных прав каждой американской женщины: число абортов вскоре выросло до 1,5 млн в год. Каждая третья беременность теперь кончается абортом.
А еще были созданы эффективные противозачаточные таблетки: «Однажды историки назовут их „таблетками, погубившими Америку“».
Воинствующие феминистки, объединившись в организации, во всеуслышание стали заявляли: «Брак — это пережиток рабства!». На этом фоне более половины браков , заключаемых в США, кончаются разводом, 26 процентов населения Америки — одиночки: «Брак вышел из моды» — констатирует П.Бьюкенен.
В то же время все более популярны и влиятельны представители так называемых «альтернативных» взаимоотношений полов.
Политик-педофил, соблазнивший 16-летнего подростка, с триумфом переизбран в Сенат… Сенатор выступил против назначения посла — известного гомосексуалиста и были осмеян в Сенате… Хиллари Клинтон, жена президента, приняла участие в гей-параде…
Бойскауты не допускают гомосексуальных отношений? Их травят в газетах, в судебных инстанциях. Верховный суд штата Нью-Джерси постановляет: «гонения» бойскаутов на гомосексуалистов «противоречит устранению дискриминации в обществе». В ряде штатов власти не допускают бойскаутов на территорию школ…
В некоторых штатах уже регистрируются однополые браки, а в Техасе — даже человека с животным…
Поколение «мне"… Не знаю, кто придумал это определение, но, по-моему, очень верно. Поколение, которое живет по своим, „иным“ ценностям, в корне отличным от тех, что исповедовали десятки, сотни предшествовавших поколений, — для себя, во имя себя и ради себя. Живет одним днем, не заглядывая далеко вперед. А зачем? От жизни нужно получать удовольствия! Не перенапрягаясь! Дети требуют хлопот и затрат — без них комфортней. А потому в жизненные планы не входят.
В Америке, как и в Западной Европе, это поколение в полный голос заявило о себе в 60-е-70-е гг. прошлого столетия, когда общество всецело разделило идею потребления. П. Бьюкенен пишет, что в детстве у него и его сверстников была одна нянька — телевизор, с ним было гораздо веселей, чем с родителями. И призыв у этой няньки был тоже один: „Хочешь — бери!“. Одновременно велась и ведется системная работа по расставанию с „ненавистным прошлым“.
„Нигде более не найти такой всепоглощающей ненависти к своей стране у образованных людей, как в Америке“ — поражается автор. И вновь приводит конкретные примеры.
Так, 500-летие высадки Христофора Колумба на континенте, которое пришлось на 1992 г., осталось незамеченным: ООН сначала хотела отметить знаменательное событие, да вдруг „передумала“, воспротивился и американский Национальный Совет Церквей.
Как пишет П. Бьюкенен, существуют „влиятельные идеологические круги“, которые изо всех сил „стараются из сознания вытравить все, что можно было бы найти положительного в американской истории (то же самое, собственно, относится и ко всему западному миру)“.
Школьный совет Нового Орлеана лишил одну из школ имени Вашингтона. Оскверняются, разрушаются памятники легендарным военоначальникам, которые, по мнению современного политического истеблишмента, имели взгляды „не те, что полагается“. В школьном преподавании запрещены книга „Приключения Гекльберри Финна“ М. Твена (выведенный в ней образ негра Джима современным „книголюбам“ показался излишне „расистским“).
Идет тотальное наступление на христианские ценности („Дехристианизация Америки“ — так у П. Бьюкенена отдельная глава и называется). Из публичных библиотек изъяты Библии — решением Верховного суда США. Молодым спортсменам запрещено перекреститься перед выступлением на студенческом соревновании. В 2001 г. в судебном порядке было решено: „Убрать в штате Индиана с лужайки перед мэрией города Эллхарта стеллу с высеченными на ней Десятью заповедями“.
» Лишите народ веры , — бьет тревогу автор, — и он перестанет воспроизводить себя, а на освободившиеся территории придут иностранные солдаты и эмигранты ".
П.Бьюкенен не видит панацеи от свалившегося на Запад хронического заболевания, а потому окончательный его диагноз безрадостен: «Вероятно, как бывает с любой цивилизацией, время Запада, действительно, на исходе. Его смерть предрешена обстоятельствами, и нет уже никакого смысла в предписывании больному новых лекарств. Пациент умирает, тут уже ничего не поделаешь».
Читатель, не находите, что очень даже все это применимо к российским нашим реалиям?
Нам, конечно, до американского «уровня потребления» ой как далеко. И однополые браки наши ЗАГСы пока не регистрируют. Мэр Лужков — он так вообще против самых «невинных» парадов извращенцев… И в то же время: «голубых» да «розовых» у нас в правительстве, среди политиков, на телеэкранах хоть отбавляй. Разводов и одиноких — не перечесть. По абортам — здесь мы давненько опережаем Америку (миллионы в год!). Ненависти к славной российской истории, к традиционным духовным ценностям, к Православию у иных «свободолюбивых» интеллектуалов и политиков хоть отбавляй.
Присутствует у нас и ярко выраженный ТИП ГРАЖДАНИНА (ГРАЖДАНКИ), семья и дети которому «побоку» и «свободой» которого обеспокоен Председатель Совета Федерации С.Миронов. Широко присутствует!
Зато мигранты всех племен и народов одолевают Россию: взяли моду «легально» и «нелегально» у нас рожать, того и гляди, «выправят» демографическую ситуацию! И все более «мягки», «либеральны» законы, принимаемые верховной властью в отношении них (в чьих интересах, и дураку понятно).
К нам этот ТИП пришел с некоторым запозданием, где-то в 70-х. А набрал силу в 80-х.: всем и вся вдруг захотелось много-много сортов колбасы и прочих «прелестей» (вновь взгляните на «крест России» — когда отмечен впервые резкий и неуклонный спад рождаемости?).
Как такое могло случиться? Ведь были мы за «железным занавесом», и на протяжении 70-ти лет советская власть с детсадовского горшка вдалбливала нам дух коллективизма, самопожертвования во имя общества и коммунистической идеи — будущего «рая на Земле»?
А вы вспомните!
Н.Хрущев, посетив Америку, приказал: «Догнать и перегнать!». Идиотский лозунг, изначально пораженческий!
Зачем было кого-то догонять?! По уровню рождаемости мы уже тогда США опережали! В конце концов, кто первым отправил человека в космос? Да, быт наш был куда скромнее в сравнении с американским, но мы уверенно шли вперед, и шли своей, своим потом и кровью выстраданной дорогой!
Тем не менее, хрущевская Программа КПСС, принятая в 1961 г., четко определила — «все более полное удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей».
Но что значит — «все более ПОЛНОЕ»? Что значит — «РАСТУЩИХ»? Какова степень полноты? И где предел роста? Программа КПСС не пояснила.
Не пояснила и Конституция СССР 1977 г., которая высшей целью общественного производства признала также: «Наиболее полное удовлетворение растущих потребностей"… И пошло, и поехало!
Никакой Госплан был не в силах «растущих потребностей» рассчитать (возможно ли это в принципе?). Помню, зубные щетки из продажи пропали — что творилось!
А «потребности» росли, как на дрожжах, — цель поставлена! В итоге, в погоне за миражами и с учетом «местной специфики», мы построили не «общество потребления», как в разлюбезной Америке, но «общество распределения».
Холодильники битком набиты, а на прилавках — пусто: хитроумным торговцам было выгодней из любого товара сотворить дефицит, торговать «из-под полы». Махровым цветом расцвело взяточничество. Предметом вожделения, торга стала книга («для престижу» ею забивали сервант), жвачка, джинсы, видеомагнитофон, теплое кресло в начальственном кабинете, личный автомобиль, загородная дача, поездка за рубеж. Высокие чины, партийные боссы, их домочадцы на работе и в быту подавали не лучшие примеры: с трибун говорилось одно, подразумевалось — другое, делалось — третье. Во всеобщей всеми осознаваемой лжи терялись общие цели, ориентиры, смысл продвижения вперед — семьи, общества, государства.
А ведь, признаем, в материальном плане «в застольно-застойные» времена мы жили так, что большинство населения, те времена заставшие, по сию пору с ностальгией вздыхает!
Бесплатные медицина и образование, жилье, копеечные квартплата и электроэнергия, дешевые и качественные продукты питания. Я, школьник, пол-лета проведу у бабушки в деревне, пол-лета — у тетки в Сочи (железнодорожные расценки тоже были какие-то смешные). Студентом ездил в стройотряды: за месяц-полтора летом мог заработать столько, что обеспечивал себя на год, да еще родителям денег давал (плюс стипендия — не чета нынешней). Молодой специалист, знал, что рано или поздно получу бесплатное жилье. На скромную зарплату начинающего журналиста мог позволить себе и ресторан, и путевку в черноморский санаторий….
Были недостатки, были! Кто спорит? Значит, скорректировать следовало что-то — в экономике, в душах. Отказаться нужно было от заплесневелых марксистско-ленинских догм, как это сделал, к примеру, Китай, вставший на рельсы «рыночной экономики», но не утративший завоеваний (в буквальном смысле) социализма. Плодятся китайцы, в отличие от некоторых, и размножаются! Да так, что с рождаемостью борются!
Где-то читал, что пророчил поэт Константин Симонов: «Испытание войной мы прошли. Предстоит испытание сытостью». Воины мы всегда были славные, а вот «сытость» оказалась не по плечу…
Сегодня трезвомыслящие аналитики сходятся во мнении: объективных предпосылок к развалу СССР не было. Были — субъективные. СССР рухнул, когда и «верхам», и «низам» невтерпеж стало «распределять», а захотелось подняться ступенью выше — «потреблять». Но, прежде чем всех пригласили к общему столу, кое-что, и существенное, было «перераспределено». Народу в итоге достались крохи.
Обман скоро выявился. Однако за десятилетия поднялось уже не одно поколение «мне». Оно воспроизводит самоё себя, правда, во все меньших «масштабах». И конца и краю этому «убывающему воспроизводству» не видно!
Хотя… Если хорошенько вглядеться… «Край» очевиден.
Четверо родили двоих, двое — одного…
(Продолжение следует)
Сергей СКАТОВ,
член Союза журналистов России,
координатор Движения «Народный Собор»
г. Н. Новгород — г. Москва
Июль — сентябрь 2008 г .
Примечание:
* - В отношении переселенцев употребляются различные схожие по содержанию и звучанию термины: иммигрант от лат. immigrans — вселяющийся; эмигрант от лат. emigrans — выселяющийся; мигрант от лат. migrans — переселяющийся; автору предпочтительней последний термин.
http://rusk.ru/st.php?idar=113396
|