Русская линия
Русская линия Николай Бурляев10.10.2008 

Культурная революция — мутация русского духа

И вновь наступила пора ожиданий, надежды на позитивные сдвиги в российской культуре. Служа искусству 50 лет, я невольно наблюдал за развитием нашей культуры на протяжении половины столетия. Наблюдал, размышлял, делал выводы.

Попробуем проанализировать динамику развития (или деградации) российской культуры и составной её части кинематографа в последние 23 года, со времени «перестройки» всей нашей жизни.

Николай БурляевПерестройка высвободила скрытую энергию и агрессивный напор серой «творческой» массы. Окрылённые «перестройкой» подняли головы те представители «творческой интеллигенции» и кинематографа, которые прежде были не столь заметны. Они провели Пятый Съезд кинематографистов СССР, на котором предали анафеме выдающихся мастеров экрана и провозгласили наступление эры свободы, демократии и вседозволенности. Наступил великий перелом в судьбе культуры, в судьбе самой России — надругательство над великим советским кинематографом, которым по праву гордились не только все мы, но и передовые умы мирового кинематографа.

Когда в России грянула «перестройка», великий итальянский режиссер Федерико Феллини говорил великому русскому режиссеру Андрею Тарковскому: «Что же вы делаете? Ведь мы когда-то глядели на вас и удивлялись, что можно вот так свободно, за государственный счёт, работать в кино… Когда у тебя стопроцентное финансирование и ты можешь делать то, что ты хочешь. У вас мощнейший прокат, ваши фильмы видят миллионы зрителей. Но вы пошли по нашему пути. Вы полезли в рынок… Я, Феллини, никому здесь в Италии не нужен. Я умираю, и умирает мой зритель…»

Последний руководитель Госкино СССР Филипп Тимофеевич Ермаш рассказывал мне о том времени, когда он был призван в Кремль на ковёр к М. Горбачеву и «главному прорабу перестройки» А.Яковлеву. Ф.Т.Ермашу было объявлено: «Давай план перестройки кинематографа». Он ответил: а зачем перестраивать то, что прекрасно работает. Кинематограф приносит государству огромные деньги — 6 миллиардов рублей в год. Кинематограф — вторая статья дохода госбюджета. Прокат отлажен. Успешно работает принцип «госзаказа». Ермаш не представил «плана перестройки кинематографа», за что и был отстранен с поста руководителя Госкино СССР.

Поставили выдвиженца ЦК партии Камшалова, который выполнил «задание партии», прислушался к голосу разбушевавшихся кинематографистов, безудержно требовавших свободы, самоокупаемости, самофинансирования, считая, что именно тогда в их карманы потекут барыши. Один из тогдашних ретивых лидеров кино-перестройки бросил клич: «Ассу — в массы, деньги — в кассу»! Кинематографисты, телевидение, а вслед за ними и власть начали заигрывать с подрастающим поколением. За сто лет до этих событий умный государственный муж Победоносцев говорил, что плохо и слабо то государство, которое заигрывает с молодежью. С нею нельзя заигрывать — ее надо вести за собой. Аналогичное заявление сделал ещё ранее, в 1826 году и А.С.Пушкин. На вопрос государя Николая Павловича: «С чего бы та начал реформы?» — великий поэт ответил: «С о б р, а з о в, а н и я, ибо неокрепшие души пойдут за любым водителем».

В «перестройку» эти «неокрепшие души» пошли за новыми водителями. Те, кто постарше, помнят, что было 20 лет тому назад, каким стал наш кинематограф, наши афиши, похожие больше на ругательства. В те годы я выписал из афиши названия фильмов, обрушенных на «перестраивающихся» зрителей и неокрепшие души: «Месть», «Поджигатели», «Бабник», «Псы», «Шакалы», «Живодёр», «Метастазы», «Чокнутые», «Только для сумасшедших», «Кома», «Шок», «День казни», «Палач», «Автопортрет в гробу», «Катафалк», «Распад», «Нечистая сила», «Бес», «Сатана», «Нелюдь», «Бля"…

Открыли все заслоны и для западного мутного теле и кино-потока, хлынувшего во все щели российского эфира и проката. То, что было непристойным до «перестройки», о чем и говорить-то в слух было не прилично, порочно и патологично, — стало заполнять телеэфир. В программах «Про это» и «про то» — про все! Про голубых, про розовых… Россию начали приучать к тому, что это нормально. Надо быть «толерантными», терпимыми ко греху. Нужно говорить обо всем. Ведь «эти» — они тоже люди, у них тоже есть «права"… Ну, хорошо, взрослые понимают «что к чему», имеют духовный иммунитет. А неокрепшие души?.. Новое поколение формировалось под агрессивным влиянием чужебесия. Именно в те годы радио «Свобода» откровенно признавалось: «Цель перестройки в том, чтобы произошла мутация русского духа. Нужно русских выбить из традиций».

Именно эту п р о г р, а м м у м у т, а ц и и р у с с к о г о д у х, а , вольно или невольно начали выполнять руководители российского государства, чиновники от культуры, топ-менеджеры теле и кино-компаний и частных прокатных фирм. Старались изо всех своих «демократических» сил, вовсе не заботясь о том, какое влияние оказывает их деятельность на неокрепшие души. Моя партнёрша по фильму «Иваново детство» актриса Валентина Малявина как-то призналась мне, что зэки в зоне говорили ей о том, что многому научились, глядя кино. Экран помогал им понять про жизнь то, что они про неё поняли; относиться к людям так, как они начали к ним относиться — убивать, грабить, насиловать, пить, колоться. Экран — это величайшая сила, изощрённый и могущественный учитель. Экран — это духовно-стратегическое оружие государства. Плохо то государство, которое не понимает этого. Но на «заре перестройки» государство, обремененное множеством проблем, подумало: «Да ладно, делайте вы со своим кино, что хотите. Требуете самофинансирования, самоокупаемости, свободы — извольте. Творите, что хотите. У нас и без вас проблем по горло».

Прошли годы, и при такой «культурной политике» оказалось, что проблем у руководства государства и у всего общества стало гораздо больше. Начали зашкаливать показатели преступности, алкоголизации народа, наркомании, проституции, гомосексуализма, самоубийств… Появилась такая преступность, о которой раньше не было речи: педофилия, детская проституция, разгул геев, лесбийских забав и прочих модных извращений, раскручиваемых раскрепощённым «голубым экраном», пробуждавшим и будоражившим низменные инстинкты.

На смену Камшалову в Госкино назначили нового Председателя — А.Н.Медведева, человека умного, образованного, знающего кинематограф и кинематографистов, но, как оказалось, — не Дон Кихота. Не решился А.Н.Медведев восстать против «мутации русского духа», вступить в бой с ветряными мельницами младореформаторов, не стал менять то, что менять было необходимо. Деградация русской культуры продолжилась…

Затем кресло Председателя Госкино занял бывший директор «Ленфильма» А.А.Голутва, многие годы помогавший замечательным «ленфильмовским» режиссёрам А. Сокурову, А. Герману, Л. Бобровой, но не сумевший помочь кинематографу, не восставший против ветряных мельниц младореформаторов, извращающих пути русской культуры. Кинематографисты помнят те тревожные дни, когда решили уничтожить Госкино России, подмять Комитет кинематографии под Министерство культуры. Кинематографисты, осознавая угрозу, нависшую над судьбой российского кинематографа, возвысили свой голос в СМИ, проводили митинги. В эти дни я навестил А.А.Голутву и сказал ему: «Ни в коем случае не соглашайтесь на ликвидацию Комитета, боритесь до последнего. Мы вам поможем. Если сдадитесь — сомнут и вас, и всех нас за одно…» А.А.Голутва сдался на волю победителя…

Наступила «эпоха Швыдкова», поставленного младореформаторами у руля Российской культуры. Эпоха системного вытеснения культуры на панель доходного промысла. «Делайте деньги, — было объявлено всем деятелям культуры. — Вы этого хотели. Вы это получили: cамоокупаемость, самофинансирование, свобода… Ищите деньги, где хотите… Мы, конечно, будем поддерживать из государственного бюджета отдельные проекты, но только на одну треть, а прочее — ищите сами. Государство должно дистанцироваться от кинематографа…»

Началась «культурная революция». Печальная эпоха вытеснения культуры в рынок. Выдающиеся деятели русской культуры обратились к Президенту с требованием уберечь культуру от Швыдкова и его «культурной революции». Обращение подписали В.Г.Распутин, Г. В.Свиридов, В.М.Клыков, В.Н.Ганичев, десятки писателей, учёных, кинематографистов и других деятелей культуры. Под обращением была и моя подпись.

Нехотя и нескоро Швыдкова переместили с поста Министра культуры в кресло Руководителя Агентства по культуре и кинематографии. Назначили нового Министра культуры А.С.Соколова, но все рычаги власти и все бюджетные средства оставили в руках Руководителя Агентства по культуре. Попробовал, было, новый Министр возвысить свой голос против м у т, а ц и и и очевидных безобразий, коррупции и мздоимства, процветавших в Швыдковском ведомстве… Но А.С.Соколову дали понять, что «сор из избы» выносить не гоже. Чтобы удержаться в кресле Министра, пришлось согласиться с требованием начальства. Должность Министра культуры стала иллюзорно-представительской, своеобразной ширмой для деятельности «Руководителя Агентства по культуре».

В личной беседе с М. Швыдким, состоявшейся 4 июля 2006 года в его Агентском кабинете, я объяснил ему, почему требовал его отставки с поста Министра культуры. «Вовсе не потому, — сказал я — что я плохо отношусь лично к Вам. Я с интересом следил за Вами, как за одарённым театроведом, когда Вы занимались своей прямой профессией… Но я бы потребовал отставки любого Министра, если бы он, как Вы начал осуществлять процесс системного вытеснения культуры, искусства, кинематографа в рынок. Лично для меня, служащего искусству уже около полувека, понятия Искусство и рынок — не совместимые понятия. У культуры — иные задачи: не делать деньги всеми дозволенными и недозволенными методами, но поднимать дух нации, укреплять этот дух, воспитывать, вести за собою поколения, которые примут от нас Россию с ее величайшими традициями. Задача министра культуры, на мой взгляд, и состояла в отстаивании перед вышестоящим руководством приоритета культуры в жизни страны. Вы же, публично, говорили на Пленуме Союза Кинематографистов, о том, что «Государство должно дистанцироваться от кинематографа». На это я получил ответ, что всё это идёт сверху: от Грефа и Кудрина… Возникает вопрос, «А вы-то где были, г-н министр?..» Россия давно дивится на «младореформаторов», загоняющих Россию в «капитализм», запихивающих в рынок «всё и ещё две вещи». Но не все туда входит, господа, не всему там место. Рынок для культуры — вырождение и смерть.

Без отрыва от производства г-н Швыдкой стал телевизионным шоуменом. Выплеснув на экран телевидения свою «культурную революцию», занимался провокацией, недопустимой для чиновника столь высокого ранга. Одни названия его передач чего стоили: «Пушкин безнадёжно устарел», «Без мата нет русского языка», «Патриотизм — прибежище негодяев…»

Постепенно плоды «культурной революции» г-на Швыдкова стали очевидными для многих. Реституция — разбазаривание национального достояния, удушение выдающихся деятелей культуры. Например, Евгения Светланова. Всемирно признанный дирижер был удалён господином Швыдким с поста руководителя оркестра. Не пережив этой пощёчины, великий дирижёр, вскоре после своего увольнения, скончался. Выдающийся танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев был лишён поста руководителя Большого Театра. Выдающийся музыкант Е. Чернушенко был освобождён от должности ректора Санкт-Петербургской консерватории. Несмотря на постановление Президента В.В.Путина, требовавшего сохранить и поддержать Государственный академический концертный оркестр «Боян», возглавляемый народным артистом СССР А.И.Полетаевым, этот уникальный оркестр был изгнан из занимаемого помещения на улицу. Можно продолжать этот список до бесконечности.

Но самое главное — начали удаляться из кинопроцесса и из жизни тысячи деятелей кинематографа, театра, культуры, люди, принесшие на алтарь отечества всю свою жизнь, на чьих фильмах и образах воспитывались многие поколения людей. Тысячи киноактеров — гордости нашей страны — остались буквально без корки хлеба, с мизерной пенсией в 3000 рублей, которой едва хватало на квартплату. О питании уже и речи не было. Им приходилось буквально просить у окружающих кусок хлеба. Имена называть не буду, но поверьте, это величайшие имена, известные всей России и миру. Радость созидания сменилась тревогой выживания. Актеры умирали, и не на что их было похоронить: Георгий Вицин, Борис Новиков, Люсьена Овчинникова, Тамара Носова, Геннадий Корольков… Незадолго до смерти тяжело болевшей Клары Румяновой, я навестил её. Во время нашей последней встречи патриотка России Клара Михайловна Румянова, критически относившаяся к Америке и американскому кинематографу с детской радостью сообщила мне новость: «Американцы назвали меня королевой российской анимации». А в любимой ею России «королева российской анимации» умерла, и у её гроба не было ни одного представителя Агентства по культуре.

Как-то я задал вопрос одному высокопоставленному чиновнику Минкульта: почему Агентство по культуре два года ни копейки не выделяет на Международный Театральный форум «Золотой Витязь»? Ведь «Золотой Витязь» практически выполняет заказ государства. (Все мы помним, как в прошлом году Президент в обращении к Федеральному Собранию говорил о культуре, о том, что ее развитие возможно только при опоре на традиционные духовно-нравственные ценности. Именно этим и занимается «Золотой Витязь»). Так почему же нас душат? Меня спросили: «А вы им что-нибудь откатываете?»

— Нет, — признался я.

— Ну, вот вам и ответ.

Печально, но факт.

Была создана коллегия Агентства по культуре, набранная из людей приближенных к руководству агентства, которая фактически стала ширмой для того, чтобы 2−3 лица принимали решение о том, что запускать, а что нет. Помню, сколько заявок и сценариев православной киностудии «Отечество» было отклонено. Например, заявка на фильм о православном маршале Жукове — такой образ Жукова оказался не нужным Агентству. И заявка на документальный фильм о вымирающем народе российского севера. От этого народа осталось всего насколько сотен человек и об исчезновении этого народа с лица земли следует не только говорить, но кричать! Но и это оказалось неинтересно чиновникам Агентства. Не нашёл отклика в сердцах чиновников и проект художественного фильма по повести В.Г.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и многое, многое другое…

Самое печальное, что удалось г-ну Швыдкому на посту министра культуры — это подготовленный им и доведённый до подписи Президента указ об акционировании и приватизации кинематографа. Этим указом был подписан приговор государственному кинематографу. Начали на законном основании уничтожать государственные киностудии, передавая их акционерам и в частные руки. И так погибла киностудия Центральная студия документальных фильмов, летописная кузница нашего Отечества. Ее больше нет. И этим мы обязаны г-ну Швыдкому. Уничтожена Киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького. Я некогда работал в штате этой Киностудии, помню её расцвет, когда там кипела большая творческая жизнь, работали выдающиеся режиссёры С. Герасимов, Л. Кулиджанов, С. Ростоцкий, М. Донской, М. Хуциев, В. Шукшин, Т. Лиознова… Киностудия создавала замечательные фильмы для детей и юношества. Недавно зашёл на некогда родную студию — пустота, разруха как после войны. Огромная кинофабрика отдается в аренду телекомпаниям. Фильмы для детей не снимаются. Дошло до того, что в этом году на очередной Кинофорум «Золотой Витязь» мы не могли найти ни одного детского фильма. Уничтожены все периферийные киностудии. Угроза нависла и над Ленфильмом, и над Леннаучфильмом. Работает указ об акционировании и приватизации. Остался нетронутым только Мосфильм, но указ-то существует, и до Мосфильма когда-нибудь руки, не дай Бог, дойдут.

Итак, вступил в должность новый Министр культуры. Появилась надежда… Хотя заместителями министра оставлены всё те же «птенцы гнезда Швыдкова», люди, в большинстве своём, далёкие от веры и высокой духовности. А разве могут руководить Русской Культурой люди, «дистанцирующиеся» от Бога. Да и самого Швыдкова не обидели: вновь назначили на тёпленькое местечко — Специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам культуры и связям с зарубежными странами. Назначение тревожное, свидетельствующее о нежелании державной власти отказаться от «культурной революции» от «рёва-люцифера» и заняться к у л ь т у р н ы м в о з р о ж д е н и е м России.

И всё же надежда появилась. Бой за душу человека продолжается. Ведь если в программном документе, Послании Президента РФ к Федеральному Собранию 2007 года уделено столь же серьёзное внимание культуре, как и экономике и обороне, так возможно и средства в культуру будут вкладываться не меньшие, чем в оборону. Собственно культура и есть — оборона народной души, а значит — оборона нашей державы.
Возможно ли возрождение Российской культуры?
Вполне возможно.
Что для этого нужно?
Прежде всего — н о в, а я к у л ь т у р н, а я п о л и т и к а.

Признание культуры — приоритетом государственной политики. Придание Министру культуры Российской Федерации статуса Вице-премьера Правительства РФ.

Принятие «З, а к о н, а о к у л ь т у р е». Ведь существуют же законы об образовании, о физкультуре и спорте, а закона о культуре — нет! Хотя закон о культуре следовало бы принять первым.

Провозглашение нового Н, а ц и о н, а л ь н о г о п р о е к т, а в области культуры и духовного развития государства . Существенное увеличение бюджетного финансирования культуры. Строительство по всей России центров национальной культуры.

Выведение культуры из рынка.

Утверждение системы государственного заказа. Не унизительное «частичное финансирование» — «одну треть дадим, а все прочее ищите сами», а Государственный заказ со 100% финансированием программ и проектов, работающих на традиционные духовно-нравственные установки государства.

Прекращение государственной поддержки проектов носящих характер «демократической вседозволенности», наносящих вред нравственным основам и душе подрастающих поколений.

Учреждение экспертных советов , курирующих российский телевизионный эфир.

Возвращение крупнейших киностудий России в государственное управление и прежде всего — Киностудию детских и юношеских фильмов имени Горького. Детская душа нуждается в водительстве не Гарри Поттеров, боевиков и заморских ужастиков — эта душа нуждается в традиционных примерах наших русских героев и подвижников, глядя на жизнь которых, на сказания о которых, наши дети захотят быть сильными, любящими, способными служить великой и прекрасной России.

Позаботиться о воссоздании государственного кинопроката и государственных кинотеатров , ибо сегодняшний российский прокатный бизнес на 90% занят вестернизацией нашего экрана и понижением духовного и нравственного уровня народа.

Хочется надеяться, что новый министр культуры А.А.Авдеев проявит волю и мужество в борьбе за российскую культуру, в поединке с ветряными мельницами «торгующих во храме», «мутирующих русский дух», «выбивающих нас из традиций».
Николай Петрович Бурляев, заслуженный артист России, кинорежиссер, президент Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой витязь»

http://rusk.ru/st.php?idar=113395

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Филимонов    12.10.2008 14:23
Действительно, сколько можно выдвигать проекты о том, как все плохо, и как "на самом деле надо"! Если бы мы были Народом в подлинном смысле этого слова, то такие проблемы давным-давно уже были бы решены и более не возникали. А так, сколько бы мы ни писали жирным шрифтом о "Провозглашении нового Национального проекта", так все это на стадии провозглашения проектов и останется. Поэтому нужны не причитания с провозглашениями, а самоорганизация и самостоятельное действие, ожидая не подачек от кого бы то ни было, а помощи от Господа и Святых Его, ведь кроме них никому не нужны ни мы, ни Россия.
  Максим Антипов    10.10.2008 12:23
…Как же все-таки укоренилось в нашем сознании – уповать на "доброго барина", который вот-вот явится и "нас рассудит"… Надеялись на министра Соколова, теперь будем смотреть за деяниями г-на Авдеева, защитит ли он нас, сирых?..
…Некогда я узнал от православного писателя Владимира Николаевича Крупина, что православный кинорежиссёр Николай Петрович Бурляев имеет где-то в средней полосе России собственный павильон для съёмки православного кино (где даже храм присутствует!). За мною дело не стало – подписал и передал для Н. Бурляева через В. Крупина подготовленный мною к печати сборник рассказов замечательного донского прозаика Романа Кумова, скончавшегося в самом начале Гражданской войны. Рассказы Кумова – идеальный материал для экранизации, не требующий миллионных вложений.
Минуло восемь лет, но от Николая Петровича – ни единой весточки… Отсюда мораль: чем чаще мы будем сами внимать просьбам "малых сих", тем скорее на нас обратят внимание и "сильные мира сего"…

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика