Русская линия | Протоиерей Евгений Соколов | 09.10.2008 |
— Действия российских солдат… Как их оценить?
— Российская армия выступила как армия-защитница, оберегающая своих сограждан, своих миротворцев, защищающая слабый народ от агрессии вражеской стороны. Недопустимо было не вмешиваться. Нет большей любви, чем жизнь за брата отдать — свои жизни за мирное гражданское население отдали больше сотни русских солдат. Может быть только уважительное отношение к армии, которая проявила мужество и волю, и что не мало важно — умение воевать. Мы можем гордиться такой армией!
— Есть мнение, что мы проиграли эту войну. Потеряли миллиарды долларов на падении курса акций…
— Прежде всего, этого мнения придерживаются клеветники России. Падение курса акций, вывоз капитала из России — явления преходящие, кратковременные. Хочу напомнить читателям, что есть так называемая «пятая колонна» в лице средств массовой информации, руководители которых не скрывают свои симпатии к Америке, западному образу жизни и мышления. Насаждая, пропагандируя и всячески поддерживая их… От этой «пятой колонны» нам надо решительно избавляться. Если мы сейчас посмотрим передачи по центральным телеканалам, то увидим явных врагов России. Зачем их приглашают? Если нужна дискуссия, спор, то этого можно добиться иначе. Почему власть не принимает по отношению к ним никакого прещения, остается загадкой…
— Война в Южной Осетии — всего лишь один из эпизодов противостояния России и Запада?
— То, что Запад всегда пытался чужими руками нагнетать напряженность в России, не секрет. Запад всегда искал союзников среди врагов России. Посмотрим на позицию по отношению к нам Польши, Чехословакии, прибалтийских стран, нынешнего руководства Украины. Как ведут себя эти страны и их правительства? Обратите внимание на риторику политических элит Прибалтики. Нас обвиняют в том, что мы лишили их свободы, притесняли их в составе СССР. Скажем так, не смогли обеспечить им ту сытость, какая была в Западной Европе. Не будем утверждать обратного, однако справедливости ради надо вспомнить — русский язык преподавался везде, граждане Эстонии, Литвы, Латвии имели возможность в подлиннике читать Пушкина, Достоевского, Толстого, слушать оперы Мусорского, Чайковского. Более того, участвовать в созидании общей культуры… И что же? Они предпочли сытое корыто духовным ценностям.
Да, конечно, в их землях небезболезненно насаждалась советская идеология и вместе с ней государственность. И в то же время этим странам была дарована возможность прикоснуться к великой русской культуре, возрастать от неё. Сегодня они считают себя свободными. К чему же привела эта свобода? К чему угодно, только не к высокой духовности! Достаточно, вспомнить, как они относятся к русским, русскому языку, нашей культуре. Как они мстят!.. Простите, но все говорит о духовной деградации населения, обменявшего духовность на сытость. Запад же всегда умело использовал тех, для которых сытость стоит на первом месте. Противостояние между Западом и Россией всегда было и будет, мы всегда останемся для них людьми второго сорта. Не надо питать надежд! В этом плане обидно, то, что православные грузины не смогли отличить правду ото лжи и тоже поддались уловке, позволив себе, сытость в обмен на духовность…
— Некоторые оценивают войну только с позиции ценности человеческой жизни. Критикуют действия правительства, мнение Церкви…
— Вспоминаю диалог между известным публицистом Максимовым и юмористом Жванецким. Жванецкий высказал мысль, что жизнь человеческая неизмеримо выше любых ценностей, и что, даже солдат, попав в плен, может ради сохранения жизни рассказать о линии обороны своей армии. Говорил Жванецкий так, будто не понимал, что если солдат раскроет эту секретную информацию, то через два-три дня вместо одной жизни будет положены сотни или даже тысячи, потому что противнику известны места расположения целых частей. Рассуждать так, как рассуждают эти люди, не только грех, это преступление!
Да, жизнь человеческая уникальна, она дана по воле Божьей, но дана для того, что бы мы исполнили Его волю. Каждый из нас уйдет, кто-то от болезни, кто-то на войне. Смерть — это самое важное событие для человека, потому что смерть — это встреча с Богом. Человек, который умирает на войне ради спасения ближнего, уходит в вечность в высочайшем духовном состоянии. Это подвижники, и говорить что-то об их смерти, тем более рассуждать о ценности их жизни мы не вправе. Но это с охотой делают те, кто прячется в окопах, или сидит в московских кабинетах. Эти люди сами не способны пожертвовать своей жизнью даже ради самых близких им людей. Можно ли всерьез воспринимать мнение тех, кто не знает смысл человеческой жизни?
— Какой нравственный урок должен вынести каждый из нас, общество, Церковь и государство из событий на Кавказе?
— Эта беда должна подтолкнуть наш народ к осознанию своей национальной идеи. Что мы защищаем? Территорию, границы, власть, или может быть нечто иное? От чего мы должны обороняться? Если на территории царит беззаконие и нечестие, есть ли смысл защищать эту территорию? Конечно, нет! Надо понять, что наша национальная идея — беречь главное духовное сокровище мира на той территории, что даровал нам Бог… Беречь Православную Веру! И конечно, очень важно, чтобы наши руководители, наконец, поняли: главное условие и смысл существования нашего государства — это хранить Православие, как дарованную нам Веру от Бога. Чтобы эту веру уберечь, конечно же, необходимы охрана государственных границ, сильная армия, но в первую очередь — развитие духовных, интеллектуальных и материальных сил общества. Именно в таком порядке: сначала духовных, затем интеллектуальных, и только затем, материальных.
Беседовал Дионисий Данилов
Впервые опубликовано: http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/2/943
http://rusk.ru/st.php?idar=113393
Страницы: | 1 | |