Русская линия
Русская линия Сергей Чесноков09.10.2008 

Юные голоса древней Руси

Они выглядят как обычный хор, пока не запоют. Вдруг вас волной накрывает удивительный звук — необыкновенно богатый, мелодически мощный и при этом чрезвычайно искренний.
Люк Хардинг (Гардиан. 13.09.2007)

«Юные голоса древней Руси», «Полнокровные русские голоса», «Сретенские музыканты», «Триумфальное выступление в библиотеке Конгресса США», «Вальс в Бостоне», «Русские в Нотр Дам де Пари», «Священное звучание и первозданная красота"… Достаточно просмотреть только заголовки отечественных и зарубежных публикаций о хоре Сретенского монастыря, чтобы понять: перед нами уникальное явление современной русской музыкальной культуры.

Действительно, молодые ребята (а средний возраст участников коллектива — менее 30 лет) в последние три года не устают поражать своими талантами ценителей музыки и в России, и за рубежом. Куда бы ни приезжал этот хор, слушатели, изголодавшиеся по настоящему искусству, уставшие от пошлости и мелкоты музыкальных тем современной эстрады, буквально рвутся на их концерты, раскупая все билеты.

То же происходит и за границей, где залы встречают сретенцев не просто овациями, но аплодируя стоя. А ведь западная публика, как правило, скупей на эмоции, чем в России.

Высокую оценку хор получил от известного композитора Александры Пахмутовой. Александра Николаевна была необыкновенно удивлена тем, что ее композиции могут исполняться без оркестра, а капелла; была поражена точностью и выразительностью аранжировок ее музыки.

А на одном из концертов боец спецподразделения, лично спасший более тысячи людей, сказал сретенцам слова, которые потрясли их до глубины души: «Вы делаете дело даже более значимое, чем мы: вы спасаете души!»

Почему — монастырский?

Эпизод времен начала ХХ века. «Русский сезон» в Париже. Билеты на русский балет раскуплены подчистую, но по вечерам парижане — те, кому не досталось билетов, — безо всякой тени сожаления и обиды спешат на другое, не менее интересное представление. Куда? На пристань. «Ведь там русские поют…» Спускается солнце, и на палубах кораблей, на которых прибыли гастролеры российского императорского балета, собирались простые русские моряки и от души пели многоголосием.

Сегодня в нашей жизни мало осталось настоящего. Слишком многое приобрело оттенки дешевого театрального шоу. В этих условиях только Церковь оказывается хранительницей традиций, а потому неудивительно, что центрами развития отечественной хоровой традиции оказываются именно храмы и монастыри.

Хоровая традиция, когда в храме пели прихожане, когда песни исполняли простые люди (потому и называют эти песни «народными»), сегодня в значительной степени прервана. Ныне, чтобы хорошо исполнить то, что в обыденной жизни без особого напряжения пели наши предки, нужно, как минимум, обладать высшим музыкальным образованием. Нужно, как в Сретенском хоре, иметь в активе вокалистов из Московской академии хорового искусства, Московской консерватории, Академии музыки им. Гнесиных. Но и этого, чтобы получилось подлинно традиционное хоровое звучание, еще недостаточно.

Во-первых, нужно, чтобы пение славило Бога, чтобы душа певчего переживала, творила, передавала дух церковных песнопений молящимся. Во-вторых, необходима атмосфера соборности, без которой хоровая культура ущербна, неистинна. Эту атмосферу и создает храмовое и монастырское пение.

Замечательный хор — это лишь одно из направлений той миссионерской и просветительской работы, которую ведет Сретенский монастырь. Здесь особо современным звучанием наполняются пушкинские слова о том, что «мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением» (Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10-и т. Т. 7. С. 277).

При монастыре действует семинария (в которой преподают как профессора светских вузов, так и известные богословы), одно из крупнейших в стране церковных книжных издательств, первый по рейтингу посещаемости православный интернет-портал — «Православие.Ру» (Pravoslavie.ru). Высокий творческий потенциал хора органично влился в интеллектуальную и культурную среду духовной школы. Многие монашествующие и студенты поют в составе хора за богослужениями. В свою очередь, певчие занимаются вокалом с насельниками монастыря, учащимися Сретенской семинарии и прихожанами.

Сретенский хор, помимо регулярных служб в Сретенской обители, поет и на особо торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах. Хор бывал в «горячих» точках (например, в Чечне). Часто поет на освящении храмов (пел на освещении Иверского собора на Валдае, храма Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне, церквей мученицы Татианы при МГУ, великомученицы Екатерины в Риме).

Хор-летописец

Сретенский монастырь — это древнейшая православная обитель, расположенная в самом центре Москвы, на улице, ставшей в XX веке печально знаменитой, — на Большой Лубянке.

Основан монастырь в 1397 году в память события, о котором летописные источники сообщают как о чуде. Когда в 1395 году знаменитый завое­ватель Тамерлан, разо­рив Рязань и Елец, опу­стошая все вокруг, направился к Москве, святитель Киприан, первосвятитель Московский, повелел, чтобы великая православная святыня, заступница земли Русской — Владимирская икона Божией Ма­тери была принесена из Владимира в Москву.

В тот самый час, когда жители Москвы встретили икону и мо­лились пред нею, Тамерлан, как повествуют летописи, задремал в своем шатре. Вдруг во сне он увидел грозное явление Величественной Жены, повелевшей ему оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, гонимый страхом непобедимый хан на следующий день повернул на юг, оставив беззащитную Москву нетронутой. Это было 26 августа (8 сентяб­ря по новому стилю). В память избавления от врага на месте встречи (по-славянски — сретения) чудотворного образа Богородицы и был основан Сретенский монастырь.

Когда размышляешь о творческом пути Сретенского хора, поневоле вспоминается акафист Владимирской иконе Божией Матери — свидетельнице самых важных событий истории государства Российского, вплоть до назревавшей в октябре 1993 года гражданской войны — тогда икона была передана Святейшему Патриарху для соборной молитвы пред нею об умирении враждующих.

Сегодняшняя жизнь монастыря необычайно насыщенна и отражает жизнь Церкви. Поэтому и применительно к хору можно сказать, что это — хор-свидетель, хор-летописец.

Где бы еще выпускники светских музыкальных вузов смогли увидеть то, что видели на своем веку сретенские хористы?!

На мой вопрос, что особенно запомнилось за время их необычайно яркого миссионерского служения, регент хора Никон Жила ответил:

— Самое главное, о чем будем рассказывать своим детям и внукам, — это объединение Русской и Русской Зарубежной Православных Церквей. Думается, что вселенская значимость этого события долго еще до конца не будет понятна даже самим участникам, бывшим, в прямом смысле, душой этого объединения.

Творческие люди говорят образно. И от одного из таких рассказов на меня до сих пор веет ледяным холодом русской истории… Так, после теракта в Беслане сретенские хористы встали на клирос Успенского собора Московского Кремля, чтобы петь на панихиде, видеть бесстрастные лица бойцов «Альфы», рядом с которыми был президент России В.В. Путин.

Международное турне

Один из обратившихся к Православию инославных — чернокожий священнослужитель англиканского вероисповедания — отметил:

— Я увидел, как сильна эта вера, если она исцеляет даже такие болезни, как раскол.

Действительно, в западном мире пока еще неизвестно об уврачевании какого-либо церковного раскола, подобном тому, что осуществилось 17 мая 2007 года, на праздник Вознесения Господня, когда был подписан Акт о восстановлении канонического общения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей.

На Троицу, то есть через десять дней после подписания этого исторического документа, архимандрит Тихон, один из активных участников процесса воссоединения, поведал своим прихожанам о произошедшем словами одного из троицких песнопений: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Эти слова он назвал ключевыми для понимания этого исторического события.

— Когда я впервые увидел этих независимых людей, уверенно шедших в аэропорту нам навстречу, то понял, что никакие силы мира сего не способны были заставить их подчиниться Московской Патриархии. Состоявшееся объединение было преклонением перед Целым, перед Христом, — сказал отец Тихон.

Была Троица, и в соборе Сретенского монастыря, в котором звучали эти слова, пахло скошенной травой и русскими березами. Слова живого свидетеля объединения сливались с пением церковного хора, со словами молитв Святому Духу, и перед глазами вставали образы русского Зарубежья, истосковавшегося по этим жертвенным русским березкам.

Через некоторое время началась подготовка к миссионерской поездке делегации Московского Патриархата, с иконой Божией Матери «Державная» и хором Сретенского монастыря, по храмам Русской Православной Церкви Заграницей.

В одном из пунктов православного Символа веры исповедуется, что Церковь — соборная. Днем рождения Церкви считается Троица, Пятидесятница, когда, по церковному преданию, Святой Дух сошел на апостолов. Не на кого-то одного, а на всех вместе, в чем, собственно, и состоит тайна соборности. «Дух дышит идеже хощет» (Ин. 3: 8), и в деле объединения Церквей дыхание братского примирения слышалось не в последнюю очередь и в выступлениях Сретенского хора. Ведь что такое православный хор, как не самый лучший и живой символ соборности?

Объехав, словно крестным ходом, по всему русскому зарубежью, Сретенский хор вобрал в себя, в свои песнопения всю боль, всю неразделенную тоску русского рассеяния, соединил своим творчеством «расстоящаяся», стал сотворцом духовного пространства процесса воссоединения.

— Мои дети поют песни с вашего диска, — признался священник Троицкого собора Торонто Вячеслав Давыденко. — И вот теперь получили возможность увидеть живьем то, что для них было как сказка. Такие праздничные богослужения, как сегодня, мы могли прежде видеть только на картинке или по телевизору.

Восстановить связь времен

8 сентября 2007 года, престольный праздник Сретенского монастыря, хор встретил при большом стечении верующих в Свято-Троицком соборе канадского Торонто.

По преданию, Владимирская икона была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. Перенесение этой великой святыни в Москву означало очередную веху в ее возвышении как столицы, а потому понятно, что сам монастырь стоит у истоков укрепления отечественной государственности.

Международное турне, посвященное объединению Церквей, проходило с другой иконой Божией Матери — «Державной», к которой в русской эмиграции совершенно особое, трепетное отношение. Прибытие этой великой святыни всеми воспринималось как настоящее чудо, которое они удостоились видеть собственными глазами как зримое доказательство изменений, происходящих в России.

С образом Божией Матери «Державная» и с программой «Шедевры русского хорового пения» хор объехал США, Канаду, Австралию, Швейцарию, Германию, Англию и Францию. И действительно, везде происходила встреча России старой и новой, прошлого и настоящего. Много было запоминающихся событий.

Началось турне с участия хора в торжествах, посвященных 40-летию архиерейской хиротонии предстоятеля Русской Зарубежной Церкви приснопамятного митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра. Праздничная Божественная литургия состоялась в знаменитом своей миссионерской деятельностью в годы холодной войны Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

11 сентября, в годовщину трагических событий 2001 года, когда террористы группировки «Аль-Каида» напали на Нью-Йорк и Вашингтон, унеся жизни множества ни в чем не повинных людей, после молебна и крестного хода протоиерей Виктор Потапов по-английски провозгласил заупокойную ектенью по жертвам терактов. А затем по-церковнославянски, как это положено по уставу Церкви, хор пропел погибшим «Вечную память» — словно воинам, на поле брани павшим.

А в Швейцарии в небольшом, окруженном горами городке Вивей на берегу Женевского озера московская делегация и хор встречались с епископом Амвросием (Кантакузеном). Потомок древнего византийского рода, владыка много сделал для воссоединения Церквей. В маленькой швейцарской церквушке «немалый» Сретенский хор (в его составе — 41 хорист) пел для одного человека, сидевшего в инвалидной коляске. Хор пел так же вдохновенно, как перед огромными аудиториями. И негромкая благодарность епископа Вевейского певчим была не менее дорога, чем бурные овации, прозвучавшие через пару дней после триумфального концерта в лондонском Кэдогэн Холл.

Чем стала поездка для самого хора? Вероятно, испытанием на прочность.

В таком боевом режиме, когда после многочасовых перелетов хористы пели утром на службах, вечером на концертах, коллектив еще теснее сплотился, еще более укрепил свой дух и профессионализм.

Ребята покорили самые известные музыкальные площадки мира: зал Библиотеки Конгресса США в Вашингтоне, Авери Фишер Холл в Линкольн-центре Нью-Йорка, где стулья выставляли прямо на сцену, Маджестик Театр Бостона, Центр искусств Торонто, Симфони-центр Чикаго, Девис Симфони Холл Сан-Франциско, в Сидней Таун Холл, Берлинер Дом, Кэдогэн Холл Лондона. Чрезвычайно искушенная публика… Хор получил сильнейший толчок к новым творческим трудам, поискам и удачам.

Миссионерство

Хор является своего рода живым организмом, в котором нет ничего выдуманного, нарочитого.

Восемь басов (в том числе два октависта), семнадцать первых и вторых теноров, каждый из которых — настоящая находка для любого хора. Собственные композиторы и аранжировщики: Федор Степанов, Александр Амерханов, Андрей Полторухин, Роман Масленников. Первоклассные солисты: Дмитрий Белосельский, Евгений Ставинский, Евгений Либерман, Андрей Башков, Антон Сергеев, Вячеслав Воробьев, Александр Корогод, Алексей Татаринцев. Дмитрия Белосельского критика нередко ставит выше некоторых других всемирно известных российских исполнителей. Но в хоре все его участники являются послушным инструментом в руках регента Никона Степановича Жилы.

«Казалось, — писал американец Бэрримор Ширер, — что господин Никон Жила управляет певцами, словно большим органом, в котором есть полный набор теноров и басов, управляет виртуозно — лишь одними кончиками пальцев» (Wall Street Journal).

По оценке дирижера оперного оркестра Сан-Франциско, профессионального певца Томаса Бюссе, хоральная аранжировка известного романса Ф. Абта на стихи Ивана Тургенева «Утро туманное» позволяет хору «показать, на что способны тенора с легчайшим пианиссимо на высоких нотах. Даже профессиональные американские хоры вынуждены прибегать к фальцету на таких высоких нотах, но русские владеют достаточной техникой, чтобы вытянуть их».

Решающую роль здесь играет клиросная практика. Никакая концертная деятельность не заменит той спаянности, которая возникает во время регулярного участия хора в монастырских богослужениях.

Часть хора и, разумеется, его основа, — семинаристы, студенты Сретенской семинарии и выпускники Московской духовной семинарии и академии. Сам регент хора, выпускник «Гнесинки», вырос в семье священника и с самого раннего детства пел в хорах Троице-Сергиевой лавры. Именно в этом духовном знаменателе отличительная особенность хора Сретенской обители.

Дискография хора включает в себя как альбомы духовной музыки, так и записи русских народных, казачьих песен, дореволюционных и советских городских романсов: ««Кто ны разлучит от любве Божия». Песнопения новомученикам и исповедникам Российским» (2002), «Вижу чудное приволье» (2002), «Всенощное бдение» (2003), «Песнопения Страстной седмицы» (2004), «Божественная литургия» (2005), «Любимые песни. Альбом для друзей» (2006), «Воскресение Христово видевше» (2007), ««О, дивное чудо! Древо жизни над Русью воздвизается…» К 1020-летию Крещения Руси» (2008). Эти альбомы сразу же становятся популярными, стремительно расходятся во время концертов. Многие записи, сделанные непосредственно во время богослужений, доступны на сайте Сретенского монастыря «Православие.Ру».

По отзывам прессы, Сретенский хор — один из наиболее профессиональных. Вместе с тем это хор строго церковный. Его концертная деятельность (хотя и проходящая с огромным успехом) для него является отнюдь не главной. Даже в международных поездках (как в случае с международным турне, посвященном объединению Русской и Русской Зарубежной Православных Церквей) основной акцент делался на богослужении. Для сравнения: в этом турне хор участвовал на 21 богослужении и дал всего 12 концертов. Не случайно покойный первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр называл пение Сретенского хора исключительно молитвенным.

Сама древность монастыря, которой от службе к службе последовательно приобщаются хористы, дает тот особый эффект, что возникает во время концертов. Это эффект присутствия в церкви. «В это легко верилось в Эвери Фишер Холле, матовые стены которого, казалось, осветились ликами икон во время концерта! Так велика была ассоциативная мощь звуков…» (Бэрримор Ширер. Wall Street Journal).

Неудивительно, что слушатель одного из концертов в Америке канадец Джордж Саттэн признавался:

— После вашего концерта мне захотелось пойти и на богослужение, где вы поете. Ведь если здесь, в светском зале, испытываешь такой подъем духовности, каково же будет в церковных стенах!

Таким образом, концертная деятельность оказывается не просто логичным дополнением деятельности богослужебной, а ее продолжением, проповедью, деятельностью миссионерской. Подобно колокольному звону, концерты и дискография хора Сретенского монастыря зовут слушателей в храм, поскольку и сами они являются зрелыми плодами напряженной молитвенной жизни монастыря. Новый альбом записывается, когда чаша переполнена и творчество переливается через край.

Выступления Сретенского хора — это всегда спелая гроздь, роскошный, ломящийся от всевозможных яств духовный пир, ведь, по слову евангелиста Матфея: «От избытка сердца глаголют уста» (Мф. 12: 34). Не потому ли с таким радушием встречают Сретенский хор во всех уголках мира? Не потому ли и появляются отзывы, подобные мнению Томаса Бюссе: «Я бы назвал Сретенский хор одним из лучших, если не лучшим из того, что я лично слышал в этом жанре» (San Francisco Classical Voice).

Духовная жизнь коллектива

Прежде Россия «от и до» была православной, а основой православного богослужения был хор. Сегодня Православие, а с ним и хоровая культура, возрождаются в стране. Такое явление, как Сретенский хор, — это свидетельство подлинного возрождения культуры, преодоление тех вывихов, что существуют в современном представлении о творчестве. Понятно, что на таком пути ждет и немало искушений.

Работа внутри подобного коллектива — это духовный путь для каждого из его участников, это — служение.

Современная культура нашептывает молодому талантливому человеку: ты молод, ты силен, у тебя все получится, жизнь коротка, торопись прославиться, выйти «в люди». Традиционная же культура, напротив, предлагает старые, как мир, вечные рецепты: доброе вино должно настояться… нельзя срывать еще незрелый плод… недостаточно укоренившееся растение может не выдержать студа и зноя… каждому цветку нужен умелый садовник…

В той или иной степени хористы отрекаются от своего личного творчества, умирают для своего «я». Тем самым они воскресают со Христом на богослужении, с героем русского эпоса на концертах. Ведь подлинная поэзия, отраженная в русской песне, рождается через сострадание, в котором «эго» умирает. Под пение хора Сретенской обители не страшно и на смерть пойти.

— Религиозный аспект присутствует и в народных песнях, ведь часто в них говорится о смерти и страдании, — сказал наместник монастыря архимандрит Тихон за чашкой чая автору одной из публикаций в британской прессе.

Мотив умирания и воскресения наиболее ярко предстает в русских казачьих песнях, которых не случайно так много в репертуаре Сретенского хора. Одна из таких песен «Любо, братцы, любо…», пожалуй, наиболее любима публикой в исполнении хора и его солиста Дмитрия Белосельского.

— Это своего рода диалог со смертью, — так прокомментировал ее отец Тихон. — Песня о казаке, собирающемся в бой, из которого, он знает, что не вернется. Он знает, что пуля ударит его в грудь, товарищи оставят его, а жена выйдет за его лучшего друга. Его кости растащат по степи коршуны и вороны…

В таких песнях духовное и, прежде всего, монашеское сливается со светским и, в первую очередь, воинским. И разорвать эту взаимосвязь невозможно. Неразрывна она — как земля и небо.

Настоящий монах, отец Тихон считает, что такие песни вовсе не пессимистичны, а, напротив, являются гимном победы над смертью.

— Здесь нет места депрессии, — уверен ученик псковских старцев. — Это очень реалистичный взгляд на жизнь и смерть. Если, конечно, вы верите в Бога…

Песенный репертуар хора составлен по благословению архимандрита Тихона, поскольку, по его мнению, в России богатая романсовая и песенная традиция, она развивалась и в советский период истории, в то время как церковная музыка была под запретом. По его мнению, при атеистическом режиме молитвенные чувства сублимировались в музыку. Сегодня необходимо восстановить связь времен.

Сретенский хор руководствуется в своем творчестве принципом соборности в его церковном, традиционном понимании.

Но, исполняя древнерусские и византийские распевы, хор открыт всему новому. Он принимает участие во многих интересных проектах, таких как «Страна воскресения», в котором совместно с хором Третьяковской галереи в сопровождении видеопроекции фресок Дионисия из Ферапонтова монастыря, сделанных фотохудожником Юрием Холдиным, были исполнены «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова. У хора много планов, постоянно поступают разнообразные предложения.

И верится, что главные творческие успехи у коллектива еще впереди. Сретенский хор — это удивительный мостик, где прошлое встречается с будущим, где явственно ощущается связь времен.
Сергей Чесноков , кандидат исторических наук (Нижний Новгород)

Впервые опубликовано: http://choir.pravoslavie.ru/82.htm

http://rusk.ru/st.php?idar=113392

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика