Русская линия
Православие на Дальнем Востоке Василий Жуков02.10.2008 

Претензии епископа Диомида — богословская дискуссия или имущественный спор?

Конфликт на Чукотке перешел на новый уровень развития. Если первые полтора-два месяца конфликт исчерпывался богословскими спорами, то сейчас сторонники запрещенного в священнослужении епископа Диомида, бывшего управляющего Анадырского и Чукотского епархией, пытаются всеми силами присвоить церковное имущество, выдавая его за личное имущество владыки Диомида. Или попросту посчитав собственность Церкви своей личной, которую якобы пытаются отобрать у них сторонники архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка, временно управляющего Чукотской епархией.

«Клад епископа Диомида»

Основные споры развернулись вокруг контейнера TRIU 2 780 737 белого цвета, стоявшего на территории храма Преображения Господня. К этому контейнеру приверженцы опального епископа проявляли особый интерес: «диомидовцы» организовывали дежурства (в роли дежурных выступали маленькие дети) и несколько раз пытались его вывезти (самая первая попытка состоялась еще 7 июля). Во время последней попытки незаконного вывоза контейнера 18 августа на временно управляющего Анадырской и Чукотской епархии архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка было совершено нападение, в котором, как это ни прискорбно, участвовало двое священников и женщина, небезызвестная московская журналистка Г. Н. Симонова.

6 сентября этот контейнер был вскрыт (после того, как из Морского порта г. Анадыря поступили документы, устанавливающие право собственности на контейнер Анадырской епархии). Вскрытие производилось специально созданной для этого комиссией в присутствии представителей правоохранительных органов и понятых, а также нескольких сторонниц запрещенного архиерея. Одной из них, бывшим главным бухгалтером Анадырской и Чукотской епархии монахиней Марией (Турта), представлявшая по доверенности своего бывшего шефа, в качестве доказательства того, что в контейнере находилось личное имущество епископа Диомида, предъявила договор дарения, не имеющий юридической силы, на контейнер, и некоторые документы (накладные на поставку пластиковых окон и холодильной установки), прямо к сути дела не относящиеся. Что характерно, опись имущества, находившегося в контейнере, монахиней Марией предъявлена не была.

Каково же было удивление присутствовавших, когда из контейнера начали выносить церковные свечи (общим весом в полторы тонны!), канистры и ящики с вином, несколько комплектов престолов и жертвенников, канистры с растительным маслом, церковная утварь. Надписи на упаковках свидетельствовали о том, что это имущество принадлежит именно епархии, а не кому-либо лично.

Но самая интересная находка — более пяти килограммов ювелирных изделий из драгоценных металлов — была обнаружена в одной из невзрачных коробок под деревянными пасхальными яйцами. И если тогда, когда из контейнера вытаскивали свечи, вино и другие товары, стоявшие рядом монахини из числа приверженцев епископа Диомида позволяли себе оскорбительные выходки как по отношению представителей Анадырской епархии, так и в адрес сотрудников правоохранительных органов и понятых, то, увидев золото и серебро, они замолчали, быстро все отфотографировали и ушли.

Золотые и серебряные изделия переписывались около четырех с половиной часов. В настоящее время они находятся на экспертизе в ОБЭП г. Анадыря.

Фальшивая доверенность

Может быть, менее масштабный, но не менее примечательный эпизод произошел 9 сентября. В епархиальное управление Анадырской епархии позвонил сотрудник Издательского совета Русской Православной Церкви, который сообщил, что им только что был принят факс из Чукотской епархии. Факсимильное сообщение было доверенностью на имя некоего А. Н. Поминова (о нем известно, что он является либо являлся в 2006 г. адвокатом одной из московских контор и представлял интересы епископа Диомида в Москве) на получение церковных календарей на Чукотскую епархию. Документ был подписан следующим образом: «Епископ Анадырский и Чукотский Диомид». Он был тут же отправлен факсом в Анадырскую епархию.

Удивляет в этом событии несколько аспектов. Во-первых, примечательно само отношение бывших руководителей епархии к церковному имуществу — несмотря на то, что оплата календарей была произведена еще 28 мая этого года, права распоряжения этим имуществом после передачи дел епархии бывшее епархиальное руководство не имеет. Тем не менее, оно считает себя вправе его присвоить. Во-вторых, епископ Диомид с конца августа более не находится в Анадыре, и это подтвердили его же сторонники (сообщение сайта Диомид. инфо от 7.09.2008). Кто же тогда подписал эту доверенность? На блоге true_anadyr можно сравнить подпись на доверенности и подпись епископа Диомида на документе, подписанном им в бытность его управляющим Анадырской епархией (см. рис. 2 и 3 сообщения «Будет ли пытаться адвокат получить товар по фальшивой доверенности?»). В-третьих, на переговорах 8 июля 2008 года монахиня Мария (Турта), передав печати Анадырской епархии и трех храмов, на вопрос о том, все ли печати переданы, ответила утвердительно. На присланной же в Издатсовет доверенности стоит печать, похожая на настоящую, но, тем не менее, имеющую заметные отличия. В этом также можно убедиться на указанных выше рисунках.

Очевидно, что и в этом случае совершен неправомерный поступок.

Вскрытие храмов с целью незаконного присвоения церковного имущества

Постепенно становится известно и о вопиющих поступках клириков, подчиняющихся епископу Диомиду. Известно, по крайней мере, о четырех их попытках проникновения в храмы поселков округа с целью присвоения собственности приходов, две из которых удались.

20 августа в пос. Марково объявился находящийся под запретом священник Василий Мезенцев. Группа прихожан и глава сельского поселения предотвратили попытку вынесения им церковной утвари и имущества. Храм был опечатан по просьбе прихожан.

25 августа в пос. Усть-Белая иеромонах Спиридон (Бахарев) при содействии казначея местного прихода вынес из храма иконы и утварь. Об этом епархиальной канцелярии сообщил председатель приходского совета ограбленного храма. После этого по просьбе прихожан храм также был опечатан.

2 сентября стало известно об аналогичных действиях священника Александра Белого, который при содействии старосты прихода в пос. Беринговский похитил финансово-хозяйственную документацию общины данного населенного пункта, а также золотые и серебряные ювелирные изделия из иконной лавки храма. Ранее этот же священник попытался сделать подобное в с. Кончелан, но храм успели опечатать перед попыткой грабежа.

Хочется отметить, что в данной ситуации неоценимую помощь в противодействии незаконным поступкам запрещенных клириков неоценимую помощь оказали прихожане храмов указанных поселков, и администрации населенных пунктов, главы которых по просьбе прихожан опечатывали храмы.

Автомобиль без документов

Одной из последних новостей в этом деле стало вскрытие 11 сентября еще одного контейнера, находящегося на территории Преображенского храма г. Анадыря. Вскрытие проводила комиссия, созданная распоряжением временно управляющего епархией для проверки имущества, находящегося в нем, и составление его описи. Соблюдение правопорядка обеспечивалось сотрудниками анадырского ОВД, на вскрытии присутствовали понятые.

В контейнере оказался грузопассажирский микроавтобус УАЗ-22 069, принадлежащий Анадырской епархии, но без ПТС, свидетельства о государственной регистрации и ключей. Примечательно, что, сдавая архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку административные и финансово-хозяйственные дела Анадырской епархии, бывший главный бухгалтер епархии монахиня Мария (Турта) обязалась передать и всю документацию на имеющиеся у епархии транспортные средства и ключи от них. Ввиду укрывательства ею документов на автомобиль и ключей от него на нее было подано заявление на имя начальника УВД Чукотки.

***

Уже давно заметно, что для находящихся здесь сторонников бывшего чукотского архипастыря, не захотевших сотрудничать с прибывшим в июле временно управляющим епархией и посему самоустранившихся от законного распоряжения епархиальным имуществом, именно вопрос распоряжения церковной собственностью является определяющим в их претензиях. Сотрудник Миссионерского отдела Русской Православной Церкви иеромонах Агафангел (Белых), комментируя эту ситуацию, заметил: «Для анадырских приверженцев владыки Диомида нет разницы между епархиальной или храмовой собственностью с одной стороны, и своей личной — с другой. То, что новые епархиальные власти вскрывают контейнеры, инвентаризируют имущество и пользуется им в рамках текущей церковной деятельности, они воспринимают как отнятие этого имущества у них лично, а себя, а не Анадырскую епархию, — единственными законными владельцами этой собственности, на деле принадлежащей Церкви».

Вдвойне прискорбно, что основным способом отстаивания своих интересов в этом имущественном споре, которые избрали анадырские «диомидовцы», стали попытки его незаконного присвоения. Это сопровождается потоками клеветы, как льющимися из уст «смиренных» монахинь и мирян при личных встречах, так и публикующимися на таких, к примеру, интернет-ресурсах, как Диомид. инфо или Портал «Credo.RU». Тем не менее, работа по восстановлению нормальной церковной жизни, несмотря на перечисленные проблемы, идет своим ходом.
Ссылки по теме: блог true_anadyr на Liveinternet.ru

http://www.pravostok.ru/ru/journal/modern/?id=860


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru