Русская линия | Владимир Нестеров, Иван Симоненко | 22.04.2005 |
Из обновленцев в консерваторы
Йозеф Ратцингер родился в Страстную Субботу, 16 апреля 1927 года, в Германии, в семье офицера полиции. В 1944 году призван в армию. Весной 1945 года дезертировал из вермахта и направился домой. После окончания войны провел несколько недель в лагере для военнопленных, после освобождения вернулся в семинарию. В 1951 году получил сан священника. Преподавал фундаментальное богословие. В качестве советника-теолога при кардинале Йозефе Фрингусе участвовал в работе II Ватиканского Собора, взявшего курс на реформу католической церкви. Кстати, Фрингус принадлежал к числу активных обновленцев церкви, резко критиковал пережитки инквизиции. В 1963 году он заявил: «Методы инквизиции не соответствуют современной эпохе, ее деятельность вызывает всеобщее возмущение».В 1977 году Ратцингер стал епископом. Девизом своего епископства взял слова из 8-го стиха III Послания Иоанна — «сопоспешник истины». Вскоре был возведен в кардинальское достоинство. После этого порвал с либерально-обновленческими воззрениями, которых придерживался ранее под влиянием Фрингуса. Объясняя свою идейную эволюцию, Ратцингер утверждает, что это не он сдвинулся вправо, а мир — влево. Да так сильно, что прежний либерал, оставшись «при своем», теперь смотрится закоренелым консерватором. В 1981 году принял назначение его папой на пост префекта Конгрегации вероучения, который и занимал вплоть до смерти этого Понтифика.
Правее самого папы
Конгрегация вероучения занимает первое место в ряду прочих Конгрегаций Ватикана. Она была основана в 1542 году Папой Павлом III и называлась Священной Конгрегацией всеобщей инквизиции, впоследствии была переименована в Священную канцелярию, а с 1965 года — в Священную Конгрегацию вероучения. Ее задача — оберегать учение, относящееся к вере и нравам всего католического мира, толковать вероучительные документы, следить за публикуемыми письменными выступлениями, затрагивающими соответствующие вопросы, и при необходимости опровергать их.Характеризуя деятельность этого карательного органа Ватикана, британская газета «Таймс» в конце 1979 года писала: «Священная конгрегация по делам вероучения, в прошлом святая канцелярия, а еще раньше римская инквизиция, изменила свое название, но изменила ли она методы своей работы? Ненамного, если судить по волнениям теологов, на которых распространяется ее власть, и высказываниям тех, которые вне ее власти. Безусловно, она по-прежнему действует тайно… Ее устав не опубликован, она расследует взгляды и моральное поведение духовенства на основе доносов, которые никогда не оглашаются. Она приходит к предварительному заключению, не заслушав обвиняемого. Если это заключение отрицательное, она вызывает на дознание обвиняемого. Причем никто не знает, будут ли при этом уважаться его права или нет. Решение конгрегации и мера наказания становятся известными только после завершения процесса». Вряд ли приведенная выдержка нуждается в пространных комментариях. Ее содержание говорит само за себя.
Помимо преследования инакомыслия в рядах католического духовенства, Ратцингер «отличился» также на ниве мракобесия. Причем превзошел на этом поприще самого Иоанна Павла II. В 1979 году состоялось заседание Папской академии наук, посвященное 100-летию со дня рождения Альберта Эйнштейна. С докладом выступил папа. Он воздал должное творцу теории относительности и признал, что Галилео Галилей был незаконно осужден церковью. Возглавив конгрегацию, как раз Ратцингер всячески противился реабилитации Галилея. При нем состоялось позорное судилище над швейцарским теологом Гансом Кюнгом, который усомнился в догмате папской непогрешимости. Он обнаружил проявления «вольности» даже в рядах иезуитов. Одновременно, вместе с папой Ратцингер поощрял деятельность ордена «Опус Деи» («Божье дело»), руководители которого тесно сотрудничали с диктатором Франко в Испании, поддерживали фашиста Салазара в Португалии, Пиночета в Чили.
Ратцингер резво поддержал папу в борьбе с «теологией освобождения». Это течение в католицизме обычно связывается с именем перуанского богослова Гутьерреса, опубликовавшего в 1972 году под таким названием книгу, переиздававшуюся много раз в Латинской Америке и Западной Европе. «Теология освобождения» обосновывает богословскими аргументами необходимость борьбы за социальную справедливость и против империалистического засилья. В сентябре 1984 года официальный орган Ватикана «Оссерваторе Романо» опубликовал «Инструкцию» — церковный документ, направленный против «теологии освобождения» и ее сторонников.
В декабре 2002 года Ратцингер был избран деканом кардинальской коллегии. Он является также членом комиссии «Ecclesia Dei», созданной папой в 1988 году с целью возвращения на «путь истинный» иерархов церкви и верующих, которые отклоняются от тех или иных папских догматов.
Кардинал Йозеф Ратцингер — автор ряда книг и многочисленных документов Конгрегации. В книге «Новая песнь Господу» Ратцингер пишет: «…предостережение Бога Адаму…совершенно подтверждается: если вкусишь от плода этого дерева, умрешь (см. Быт. 2,17). Не может быть иначе там, где власть понимается как антитеза послушанию, потому что человек — не господин бытия, даже если есть немало областей, где он может разбирать и собирать его, как машину. Он не может жить вопреки бытию, против него, и когда он заставляет себя в это верить, он подпадает под власть лжи, а значит, небытия, чистой видимости, то есть под власть смерти». Мысли Ратцингера особой новизной не отличаются: церковь и капитал должны править человеком, а человек — слепо подчиняться, даже не претендуя на то, чтобы понять основы мироздания и попытаться изменить жизнь к лучшему.
Такого ли папу ожидал мир?
Как и многие другие деятели католической церкви, Бенедикт XI предельно лицемерен. Эта его черта особенно проявляется в отношении к другим религиям. На словах он толерантен. Например, об исламе он однажды сказал: «…для нас является положительным вызовом твердая вера мусульман в Бога, их осознание, что мы все находимся под судом Божиим, их нравственное наследие и соблюдение некоторых норм, которые показывают, что вера, чтобы ее переживать, нуждается в общих выражениях: то, что мы немного утратили».Но, как только от слов надо переходить к делу, сразу проявляется истинная сущность главного католика. Не успели в Брюсселе объявить о начале переговоров с мусульманской Турцией о ее вступлении в Европейский Союз, как будущий папа сразу же выступил против. В августе 2004 года Ратцингер заявил: «В историческом плане Турция всегда представляла собой другой континент, который находился в постоянном противоречии с Европой, — считает кардинал. — Приравнять друг к другу два континента означало бы потерю богатства, исчезновение культуры ради выгоды в экономической сфере». Получается, что культура, если верить главе Ватикана, — это удел исключительно католической Европы, а Мир Ислама культурой не обладает.
По мнению критически настроенных католических богословов и церковных публицистов, объявление имени нового понтифика должно вселять тревогу в сердца людей церкви. Так, немецкий богослов Готтхольд Хазенхюттль назвал избрание Бенедикта XVI «катастрофой» для церкви. По словам бывшего профессора университета в Саарбрюкене, «католической церкви грозит диктатура» Ратцингера, который приведет церковь к еще большему застою, чем тот, которым страдала церковь при Иоанне Павле II. В 2003 году Хазенхюттль был лишен сана священника за совершение экуменического обряда причащения вместе со своим протестантским коллегой в евангелической церкви Берлина.
Британская газета «Индепендент» пишет: «Папа Бенедикт XVI не был избран для того, чтобы удовлетворить чувства либералов». Его слишком легко называют ультраконсерватором, готовым сделать все для того, чтобы предотвратить политику контроля над рождаемостью, преследующим ереси и гомосексуалистов. «…избрав главой церкви главу Конгрегации доктрины веры — наследницы инквизиции — кардиналы продемонстрировали, что они намерены продолжить политику Иоанна Павла II в том, что касается централизации власти в церкви», — заключает газета.
Газета «Гардиан» отмечает, что новый папа — консерватор, а это значит, что политика Иоанна Павла II продолжится. Неминуемо пострадает экуменизм. Бенедикт XVI уже запретил использование термина «братские церкви». А ведь еще недавно лицемер из Ватикана, добавим, говорил совершенно иное. Беседуя летом с журналистом польского католического агентства, прелат утверждал: «Скажу без ложной скромности: католическая Церковь смело идет навстречу другим конфессиям и религиям. Подлинное служение делу экуменизма оправдано сильной верой — самой верой, а не той или иной ее интерпретацией. Наши экуменические проблемы, в частности, с православными, вызваны не вопросами веры, а нашими историческими и культурными различиями». Теперь, оказывается, надо служить не «делу экуменизма», а исключительно хозяину Ватикана.
Не будет решен вопрос о роли женщин в церкви. Кардинал Ратцингер уже писал, что невозможность рукоположения женщин является неизменной доктриной. Неизменной останется и социальная политика церкви. «Гардиан» напоминает, что, по словам Ватикана, именно церковь оказывает помощь каждому четвертому человеку, зараженному вирусом СПИД. Однако запрет церкви на использование презервативов означает, что болезнь эта будет распространяться и впредь.
Йозеф Ратцингер взял себе имя в честь Бенедикта XV (Джакомо делла Кьеза), который находился на Святом престоле во время Первой мировой войны. В историю он вошел как поборник скорейшего окончания войны, опубликовав в 1917 году энциклику с требованием немедленного прекращения боевых действий. Однако тот же Бенедикт XV положил конец всем модернистским начинаниям своего предшественника Пия X. Выбрав имя, папа выбирает направление своего понтификата — курс на реакцию. Такого ли папу ожидал католический и весь остальной мир?
«Единение»
Статья получена РЛ от движения «Наследники Богдана Хмельницкого»
http://rusk.ru/st.php?idar=11335
|