Русская линия
Православие.Ru Николай Головкин01.10.2008 

София казахстанская

17/30 сентября, в день, когда Церковь отмечает память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, 150-летие своего освящения отметит Софийский собор — первый храм Алма-Аты (бывшая казачья станица, затем город Верный) и первый кафедральный собор некогда располагавшегося в этом городе руководства Туркестанской епархии. Вторая юбилейная дата этого года — 100-летие учреждения в южной столице Казахстана Иверско-Серафимовского женского монастыря, который, как и собор, был разрушен в годы богоборчества, а ныне, возродив его, возрождается сам.

Пресвятая Богородица вернулась в обитель

С историей и нынешней жизнью Софийского собора и Иверско-Серафимовского женского монастыря я имел возможность познакомиться, когда в феврале нынешнего года мне довелось побывать здесь на престольном празднике — Иверской иконы Божией Матери (12/25 февраля). Нашу небольшую группу тепло встречали настоятельница обители игумения Любовь (Якушкина) и сестры.

В рамках Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы» в обитель был доставлен из Москвы список Иверской иконы Божией Матери. Эту святыню, выставленную для поклонения в Софийском соборе, передали в дар мастера Щигровского православного братства во имя Живоначальной Троицы.

Щигровские мастерские известны по всей России и далеко за ее пределами. Мастерские братства находятся в маленьком городе Щигры, расположенном к западу от Курска, на юге России. Свято-Троицкое братство трудится по благословению архиепископа Курского и Рыльского Германа. Коллектив мастеров собрался вокруг храма Святой Троицы, в честь которого названо братство, и был организован усилиями архимандрита Зиновия.

Первые работы мастера братства выполнили 15 лет назад. За прошедшие годы ими было украшено немало соборов, церквей, часовен. Братство принимало участие и в возрождении Иверской часовни на Красной площади в Москве. Именно список с Иверского образа Божией Матери мастера братства передали в дар Иверско-Серафимовской обители Алма-Аты.

Символично, что это произошло 100 лет спустя после принесения в монастырь первого списка Иверской иконы Божией Матери. В то время великая святыня была дана в благословение православной общине города Верного московским ставропигиальным Донским монастырем.

Многотрудная судьба собора и обители

В 20-х годах XVIII столетия начался долгий и сложный процесс вхождения казахских земель в состав Российской империи, завершившийся лишь в 50-е годы XIX века.

Первоначальной формой российского присутствия здесь были военные укрепления, заслонявшие Казахстан от беспокойных южных соседей и служившие опорными пунктами в дальнейшем продвижении России на юг — в Коканд, Бухару и Хиву.

Первое военное укрепление в Заилийском крае возникло в 1854 году и названо, по указу императора Николая I, Верный. Именно 17 сентября, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, был заложен этот город, известный ныне как Алма-Ата.

В 1855 году переселенцы-казаки основали рядом с укреплением Верный первое в здешних местах русское поселение, выстроив в нем молитвенный дом, обращенный в 1858 году в церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В 1867 году укрепление Верный преобразовано в административный центр Семиречинской области.

Тогда же Туркестанский генерал-губернатор ходатайствовал об учреждении в крае самостоятельной архиерейской кафедры. Она была открыта в 1871 году. Назначенный на кафедру с титулом «Туркестанский и Ташкентский» архиерей — высокообразованный и многоопытный архиепископ Софония (Сокольский) — обратил Софийский храм в кафедральный собор.

Землетрясением 1887 года собор был разрушен, а площадь возле него стала братской могилой более чем 300 горожан, погибших во время бедствия.

В 1893 году на месте разрушенного храма был заложен новый, но городские власти приняли решение строить кафедральный собор в другой части города. Софийский собор перестал быть кафедральным, и лишь гробница архиепископа Софонии, находившаяся возле его стен, напоминала о былом значении храма.

Очередное испытание постигло Софийский собор в декабре 1910 года, когда Верный вновь был разрушен сильным землетрясением.

Но страшнее стихийных катаклизмов оказались социальные потрясения. После октябрьского переворота история Софийского собора, равно как и множества других православных храмов, обрывается. Некоторое время в нем по-прежнему совершались богослужения, но в середине 1920-х годов он был захвачен обновленцами.

Большевики пытались закрыть собор в 1929 и 1931 годах. В 1937 году им это удалось. Здание собора переоборудовали под клуб, затем в нем располагался кинотеатр «Ударник», а позднее кукольный театр. К концу 1980-х годов здание оказалось в аварийном состоянии.

В 1989 году епархия предприняла попытку вернуть Софийский собор Церкви. Вопрос о его возвращении обсуждался и в местной прессе. Но едва об этом заговорили, он был окончательно разрушен.

Все это время в склепах поруганного и разоренного храма находились останки двух Туркестанских святителей — архиепископа Софонии и епископа Никона (Богоявленского). Позже выяснилось, что место упокоения архиереев было вскрыто и частично разорено.

Иверско-Серафимовская обитель в городе Верном была учреждена указом Святейшего Синода от 20 декабря 1908 года. Сначала — как женская община при Всехсвятской церкви близ городского кладбища на Ташкентской аллее.

Руины Софийского собора, 1989 г.
Настоятельницей обители стала приехавшая из Ставропольского Иоанно-Мариинского женского монастыря опытная монахиня Нектария.

В 1910 году община, по ходатайству епископа Туркестанского Димитрия (Абашидзе), была обращена в женский общежительный монастырь.

Более 100 насельниц несли здесь свой молитвенный подвиг под чутким руководством монахини Нектарии.

Начиная с 1912 года и до закрытия монастыря после октябрьского переворота здесь проходили грандиозные крестные ходы, в которых участвовало от двух до трех тысяч человек.

С сентября 1918 года обитель существовала на положении коммуны, а весной 1921 года монастырь был закрыт.

Последней из насельниц Иверско-Серафимовского монастыря, доживших до наших дней, была монахиня Магдалина (в миру Феоктиста Савельевна Халина). Прожив многотрудную подвижническую жизнь, матушка Магдалина мирно почила о Господе 24 января 1993 года на 106-м году жизни.

Возрождение святынь

Сегодня по всей территории соседнего с Россией суверенного государства строятся и с любовью восстанавливаются порушенные в прошлом православные святыни. По благословению митрополита Астанайского и Алма-Атинского Мефодия, который в мае нынешнего года отметил пятилетие своего пребывания на этой кафедре, церковная жизнь в Казахстане возрождается во всем ее многообразии. Это — дело исторической справедливости, свидетельство преемственности духовных традиций в новых социальных и политических реалиях.

В ноябре 2003 года владыка Мефодий направил Святейшему Патриарху Алексию и Священному Синоду Русской Православной Церкви рапорт: «Изучив обстоятельно на месте мнение духовенства и паствы, считаю весьма полезным возродить монашескую жизнь в этом крае. В собственность Церкви уже выделено 1,8 га земли в самом центре Алма-Аты. Рядом с участком есть фундамент бывшего Софийского храма. Монастырь будет не только местом молитвы и трудов насельников, но и духовной опорой русскоязычного православного народа».

Вскоре пришло решение Патриарха и Синода о возрождении в Алма-Ате Иверско-Серафимовского женского монастыря и Софийского собора.

Но одно дело — принять решение о возрождении святынь, другое -­ приняться за их восстановление. Митрополит Мефодий столкнулся со многими трудностями: и с нехваткой средств, и со сложностью проекта (Алма-Ата — зона повышенной сейсмичности), и с непониманием чиновников городской администрации. Но все эти трудности с Божией помощью остались позади. И 21 марта 2004 года митрополит Мефодий торжественно открыл некогда разрушенную обитель.

А чуть позже, 19 мая, на территории монастыря был освящен фундамент и прошла закладка первого камня восстанавливаемого Софийского собора.

21 ноября 2005 года, в день празднования Собора архистратига Михаила, владыка Мефодий совершил чин освящения надгробного креста над могилами святителей Туркестанской кафедры архиепископа Софония († 1877) и епископа Никона († 1897). Оба архипастыря в свое время были погребены в Софийском кафедральном соборе Верного. 19 мая 2004 года останки святителей были торжественно перезахоронены в нововыстроенном склепе, расположенном неподалеку от фундамента разрушенного собора, территориально принадлежащего ныне Иверско-Серафимовскому монастырю.

В октябре 2005 года над их могилами были установлены подобающие надгробия: две памятные плиты с именами архипастырей, поклонный крест и арка над ним, напоминающая своими очертаниями отверстые царские врата.

Теперь над их могилой будет гореть неугасимая лампада, здесь постоянно совершаются панихиды. Сестры возрождающейся обители молятся святителям о даровании благодатной помощи Божией в деле возрождения святынь Семиречья — Иверско-Серафимовского монастыря и собора во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Возрожденный собор — точная копия старого. Единственное его отличие в том, что он теперь не из дерева, а из современных сейсмостойких материалов.

Деньги на строительство нового Софийского собора поступали от сотен людей, готовых просто сделать доброе дело. И это были не только православные христиане.

Протоирей Василий Зализняк, благочинный города Алма-Аты, настоятель Вознесенского кафедрального Собора рассказывал: «Один из тех, кто помогал нам строить, — мусульманин, директор бетонного завода. Он с удовольствием предоставлял нам бетон, причем, совершенно бесплатно».

Как говорится, «с миру по нитке». Кто-то делал скидки на строительные материалы для храма, кто-то вносил скромные пожертвования. Но есть и те, кто делал поистине бесценные подарки. Например, одна из семей Воронежа преподнесла девять колоколов, «отлитых в дар Иверско-Серафимовскому женскому монастырю».

25 апреля 2006 года колокола были освящены. Их общий вес — более трех тонн. Самый крупный весит 1600 килограммов и является самым большим колоколом в Казахстане.

30 сентября 2007 года окрестности собора огласил праздничный перезвон его колоколов. В этот день владыка Мефодий в сослужении алма-атинского духовенства при большом стечении богомольцев освятил возрожденный собор. Отныне, как и в прежние времена, здесь вновь совершается богослужение, звучит слово Божие.

Продолжается и устроение Иверско-Серафимовского женского монастыря. Возведены два из трех этажей сестринского корпуса, построена водосвятная часовня, решаются возникающие проблемы с оформлением монастырских документов на землепользование, преодолеваются многие другие трудности.

http://www.pravoslavie.ru/put/80 930 102 028


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru