Русская линия
ИзвестияМитрополит Тихон (Шевкунов)01.10.2008 

Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Правда, пусть и горькая, со временем восторжествует»

Как единоверные народы оказываются по разные линии фронта? Имеют ли право предстоятели Православных Церквей перечить правителям своих государств? Может ли Церковь ошибаться? Способен ли безграмотный человек стать хорошим христианином? Почему святость стала исключением, а не нормой? На эти и другие вопросы «Известиям» ответил наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).

— Отец Тихон, Грузинская Православная Церковь поддержала ввод грузинских войск в Южную Осетию и, прямо скажем, политику Михаила Саакашвили по «восстановлению территориальной целостности Грузии». Для многих в России это стало неожиданностью. Но могла ли Грузинская Церковь поступить иначе? Всегда ли Поместные Церкви выступают на стороне своего правительства в вооруженном конфликте?

— Совсем не всегда Православная Церковь, предстоятели Церкви выступают на стороне своих правительств. Православная Церковь должна выступать на стороне Бога и правды. Так было в 1918 году, когда Патриарх Тихон анафематствовал советскую власть, когда в XVI веке митрополит Филипп (Колычев), именно за бесстрашное обличение беззаконий царя, был убит по приказу Ивана Грозного. Православная Церковь живет по законам божественной правды, и других законов у нее нет.

Что же касается нынешней ситуации на Кавказе, то невозможно без горечи наблюдать, как ангажированные политики безжалостно и жестоко манипулируют православным народом.

— С политиками все понятно. Но как понимать позицию Грузинской Церкви? Люди привыкли слышать: Церковь не ошибается. Или бывают исключения?

— Конкретные люди, в том числе и самые высшие иерархи Церкви, могут ошибаться, и история порой рассказывает нам об этих печальных ошибках. Сегодня мы в России можем не соглашаться с заявлениями Предстоятеля Грузинской Церкви, с его оценкой ситуации в этом конфликте. И хотя мы, конечно же, понимаем и те условия, в которых он находится, и информационную односторонность в грузинских СМИ, и беспрецедентный напор национально-патриотической риторики, и комплекс унижения, который не может не присутствовать в стране, расплачивающейся за провалившуюся авантюру своего руководства, мы все же ждем, что правда, пусть горькая, но возобладает со временем. Убежден — отношения между нашими православными народами очень быстро придут в правильное христианское русло: потенциал прочности наших взаимоотношений огромен.

— Часто ли в истории Православия предстоятели Церквей сгибались под давлением власти?

— Часто ли военачальники, для того чтобы сохранить армию и страну, отступали? Это — стратегия. Но есть и другое отношение к внешнему давлению — предательство. В том числе и предательство веры. Это уже совсем другой вопрос. В русской истории мне вспоминается лишь один глава Церкви — митрополит Исидор, запятнавший свое имя предательством веры. Его изгнали из Руси.

— Нынешнее обострение отношений между странами Запада и России носит мировоззренческий характер или элемент сиюминутной политической и экономической конкуренции?

— Очень во многом это столкновение мировоззрений. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», — так сказал человек не из России, не с Востока, а апологет западной цивилизации, западной имперской позиции. Это особое восприятие Западом России и всего православного Востока.

— Но в НАТО входят и православные страны — Болгария, Греция…

— Во время Первой мировой войны Болгария, например, была не на стороне православной России. Да и во Второй мировой было то же самое. Хотя всего лишь за несколько десятилетий до Первой мировой русские войска ценой огромных жертв завоевали для Болгарии свободу и политическую независимость. Что тут сказать?.. В православных семьях бывает: близкие родственники ведут себя не по-христиански. Но это не норма, а лишь картины нашего падшего мира.

— Отец Тихон, споры вокруг вашего фильма о Византии не утихают. Накануне вручения телевизионной премии «Тэффи» телекритики помянули его недобрым словом. Но, на мой взгляд, дискуссии зачастую сводятся к поиску исторических «блох» и анализу политических ассоциаций. Если позволите, хотелось бы затронуть тему, на мой взгляд, более важную — отношения Церкви и государства в Византии. Протоиерей Александр Шмеман в своей книге «Исторический путь Православия» отмечает: в византийскую эпоху Церковь, вступив в союз с государством, стала массовой, но ее «качество», если можно так выразиться, изменилось не в лучшую сторону. Святость, как норма жизни первохристианских общин, апостольских, стала в Византии исключением. Правильно ли поступила тогда Церковь, уступив человеческим слабостям?

— Отрицательное отношение отца Александра Шмемана к симфонии — лишь его частное мнение. Многие великие отцы Церкви совершенно по-другому оценивали симфонию Церкви и государства, в которой, конечно же, есть как негативные, так и ценные свойства. Было содружество и сотворчество православного государства и Православной Церкви. Не без издержек, естественно. А бывает ли по-другому? Симфонию можно высмеять, а можно воспринять и ее несомненные достоинства.

Конечно, первохристиане жили особой жизнью. Но говорить, что святость тогда была нормой, можно лишь в том смысле, что святость для Церкви — норма на все времена. Не стоит идеализировать тот или иной исторический период. Даже период первохристианских общин. Для более трезвого взгляда на этот период достаточно перечитать послания апостолов и Апокалипсис.

— Вы говорили о необходимости писать книги для людей невоцерковленных. Но крещеные и невоцерковленные люди — само по себе разве не аномалия?

— Крещеные, но невоцерковленные люди — одна из больших наших проблем. Но я бы не стал судить об этом опрометчиво в том смысле, что, как это часто сегодня звучит, некатихизированные люди — неполноценные христиане или вообще не христиане.

Недавно мне довелось побывать в Болгарии, и я услышал там одну историю XVIII века. В некую болгарскую деревню пришли турки. Они поселились у болгар. Была Великая пятница. Туркам приготовили привычную для них еду, а православная семья есть мясо отказалась. Почему? Эти малограмотные болгарские крестьяне не сумели объяснить. Они лишь сказали туркам: когда в церкви восславят Воскресение Христово и освятят крашенные яйца, после этого мы будем есть мясо. Туркам это не понравилось. Болгар стали мучать, но и под пытками они не стали есть мясо. Мужчин на следующий день убили. А двух их жен заточили в темницу. И они просидели в ней ни много ни мало 10 лет. По истечении этого срока их снова призвали и снова потребовали в пост есть мясо. Одна женщина сломалась, приняла ислам. А вторая отказалась. Осталась христианкой, и ее убили.

Что это? Обрядовые условности или настоящее богообщение? С точки зрения одних (не только атеистов, но и некоторых просвещенных христиан) — фанатизм малограмотных, не понимающих истинных жизненных ценностей людей. А для других — подвиг христиан, не отрекшихся даже под пытками от Христа, от своей веры. Потому что вопрос здесь, конечно, не в мясе.

Я бы не драматизировал ситуацию с невоцерковленными людьми. Конечно, слава Богу, многое делается, в том числе и нашим монастырем, нашим издательством для просвещения людей. И это необходимо. Но если бы вы знали, сколько я видел малограмотных в церковном отношении людей, не проходивших интеллигентских катехизических курсов, но искренне любящих Бога, знающих Его и верных Ему! А именно таких ищет Господь.

— Отец Тихон, некоторые священники говорили, что ураган в Америке и финансовый кризис — это Божья кара за действия против России. Тема столь живо обсуждается, что не задать вам этого вопроса не могу. Действительно, кара?

— Сказать по правде, меня больше интересует, размышляем ли мы о своих кризисах и напастях. Это будет пополезней и поважней, чем размышления о том, что происходит в Гондурасе или в Америке.

http://izvestia.ru/obshestvo/article3120944/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика