Известия | Митрополит Тихон (Шевкунов) | 01.10.2008 |
— Отец Тихон, Грузинская Православная Церковь поддержала ввод грузинских войск в Южную Осетию и, прямо скажем, политику Михаила Саакашвили по «восстановлению территориальной целостности Грузии». Для многих в России это стало неожиданностью. Но могла ли Грузинская Церковь поступить иначе? Всегда ли Поместные Церкви выступают на стороне своего правительства в вооруженном конфликте?
— Совсем не всегда Православная Церковь, предстоятели Церкви выступают на стороне своих правительств. Православная Церковь должна выступать на стороне Бога и правды. Так было в 1918 году, когда Патриарх Тихон анафематствовал советскую власть, когда в XVI веке митрополит Филипп (Колычев), именно за бесстрашное обличение беззаконий царя, был убит по приказу Ивана Грозного. Православная Церковь живет по законам божественной правды, и других законов у нее нет.
Что же касается нынешней ситуации на Кавказе, то невозможно без горечи наблюдать, как ангажированные политики безжалостно и жестоко манипулируют православным народом.
— С политиками все понятно. Но как понимать позицию Грузинской Церкви? Люди привыкли слышать: Церковь не ошибается. Или бывают исключения?
— Конкретные люди, в том числе и самые высшие иерархи Церкви, могут ошибаться, и история порой рассказывает нам об этих печальных ошибках. Сегодня мы в России можем не соглашаться с заявлениями Предстоятеля Грузинской Церкви, с его оценкой ситуации в этом конфликте. И хотя мы, конечно же, понимаем и те условия, в которых он находится, и информационную односторонность в грузинских СМИ, и беспрецедентный напор национально-патриотической риторики, и комплекс унижения, который не может не присутствовать в стране, расплачивающейся за провалившуюся авантюру своего руководства, мы все же ждем, что правда, пусть горькая, но возобладает со временем. Убежден — отношения между нашими православными народами очень быстро придут в правильное христианское русло: потенциал прочности наших взаимоотношений огромен.
— Часто ли в истории Православия предстоятели Церквей сгибались под давлением власти?
— Часто ли военачальники, для того чтобы сохранить армию и страну, отступали? Это — стратегия. Но есть и другое отношение к внешнему давлению — предательство. В том числе и предательство веры. Это уже совсем другой вопрос. В русской истории мне вспоминается лишь один глава Церкви — митрополит Исидор, запятнавший свое имя предательством веры. Его изгнали из Руси.
— Нынешнее обострение отношений между странами Запада и России носит мировоззренческий характер или элемент сиюминутной политической и экономической конкуренции?
— Очень во многом это столкновение мировоззрений. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», — так сказал человек не из России, не с Востока, а апологет западной цивилизации, западной имперской позиции. Это особое восприятие Западом России и всего православного Востока.
— Но в НАТО входят и православные страны — Болгария, Греция…
— Во время Первой мировой войны Болгария, например, была не на стороне православной России. Да и во Второй мировой было то же самое. Хотя всего лишь за несколько десятилетий до Первой мировой русские войска ценой огромных жертв завоевали для Болгарии свободу и политическую независимость. Что тут сказать?.. В православных семьях бывает: близкие родственники ведут себя не по-христиански. Но это не норма, а лишь картины нашего падшего мира.
— Отец Тихон, споры вокруг вашего фильма о Византии не утихают. Накануне вручения телевизионной премии «Тэффи» телекритики помянули его недобрым словом. Но, на мой взгляд, дискуссии зачастую сводятся к поиску исторических «блох» и анализу политических ассоциаций. Если позволите, хотелось бы затронуть тему, на мой взгляд, более важную — отношения Церкви и государства в Византии. Протоиерей Александр Шмеман в своей книге «Исторический путь Православия» отмечает: в византийскую эпоху Церковь, вступив в союз с государством, стала массовой, но ее «качество», если можно так выразиться, изменилось не в лучшую сторону. Святость, как норма жизни первохристианских общин, апостольских, стала в Византии исключением. Правильно ли поступила тогда Церковь, уступив человеческим слабостям?
— Отрицательное отношение отца Александра Шмемана к симфонии — лишь его частное мнение. Многие великие отцы Церкви совершенно по-другому оценивали симфонию Церкви и государства, в которой, конечно же, есть как негативные, так и ценные свойства. Было содружество и сотворчество православного государства и Православной Церкви. Не без издержек, естественно. А бывает ли по-другому? Симфонию можно высмеять, а можно воспринять и ее несомненные достоинства.
Конечно, первохристиане жили особой жизнью. Но говорить, что святость тогда была нормой, можно лишь в том смысле, что святость для Церкви — норма на все времена. Не стоит идеализировать тот или иной исторический период. Даже период первохристианских общин. Для более трезвого взгляда на этот период достаточно перечитать послания апостолов и Апокалипсис.
— Вы говорили о необходимости писать книги для людей невоцерковленных. Но крещеные и невоцерковленные люди — само по себе разве не аномалия?
— Крещеные, но невоцерковленные люди — одна из больших наших проблем. Но я бы не стал судить об этом опрометчиво в том смысле, что, как это часто сегодня звучит, некатихизированные люди — неполноценные христиане или вообще не христиане.
Недавно мне довелось побывать в Болгарии, и я услышал там одну историю XVIII века. В некую болгарскую деревню пришли турки. Они поселились у болгар. Была Великая пятница. Туркам приготовили привычную для них еду, а православная семья есть мясо отказалась. Почему? Эти малограмотные болгарские крестьяне не сумели объяснить. Они лишь сказали туркам: когда в церкви восславят Воскресение Христово и освятят крашенные яйца, после этого мы будем есть мясо. Туркам это не понравилось. Болгар стали мучать, но и под пытками они не стали есть мясо. Мужчин на следующий день убили. А двух их жен заточили в темницу. И они просидели в ней ни много ни мало 10 лет. По истечении этого срока их снова призвали и снова потребовали в пост есть мясо. Одна женщина сломалась, приняла ислам. А вторая отказалась. Осталась христианкой, и ее убили.
Что это? Обрядовые условности или настоящее богообщение? С точки зрения одних (не только атеистов, но и некоторых просвещенных христиан) — фанатизм малограмотных, не понимающих истинных жизненных ценностей людей. А для других — подвиг христиан, не отрекшихся даже под пытками от Христа, от своей веры. Потому что вопрос здесь, конечно, не в мясе.
Я бы не драматизировал ситуацию с невоцерковленными людьми. Конечно, слава Богу, многое делается, в том числе и нашим монастырем, нашим издательством для просвещения людей. И это необходимо. Но если бы вы знали, сколько я видел малограмотных в церковном отношении людей, не проходивших интеллигентских катехизических курсов, но искренне любящих Бога, знающих Его и верных Ему! А именно таких ищет Господь.
— Отец Тихон, некоторые священники говорили, что ураган в Америке и финансовый кризис — это Божья кара за действия против России. Тема столь живо обсуждается, что не задать вам этого вопроса не могу. Действительно, кара?
— Сказать по правде, меня больше интересует, размышляем ли мы о своих кризисах и напастях. Это будет пополезней и поважней, чем размышления о том, что происходит в Гондурасе или в Америке.