Русская линия | Елена Буевич | 30.09.2008 |
Вот и появилась у организаторов фестиваля задумка: учредить специальную премию имени Арсения и Андрея Тарковских. Интересно, что сама идея премии отца и сына Тарковских, объединяющей кинематограф и поэзию, обнародована в 2007 г. известной актрисой Маргаритой Тереховой, исполнительницей главной роли в фильме Андрея Тарковского «Зеркало», Мариной Тарковской (дочерью поэта Арсения Тарковского, родной сестрой знаменитого режиссера Андрея Тарковского), а также координатором и устроителем фестиваля «Каштановый дом» поэтом Андреем Грязовым (Киев). А воплотить проект помогла корпорация «Индустриальный Союз Донбасса» («ИСД», председатель совета директоров корпорации Сергей Тарута).
Своеобразным спасеньем, утешением были и остаются сейчас для многих стихи Арсения Тарковского. Как и фильмы его гениального сына — автора «Иванова детства» и «Андрея Рублева», «Сталкера» и «Соляриса», «Зеркала», «Ностальгии» и «Жертвоприношения». Где здесь поэзия и где кино — пожалуй, точно и не определишь. Главное, что произведения отца и сына — это высшая планка в искусстве.
Поэтому и у премии, видится, может быть, несколько задач: объединить, во-первых, эти славные имена, а во-вторых — самих лауреатов вокруг признанных духовно-эстетических ориентиров.
И как же интересно было узнать, кто станет первым обладателем этой объединительной литературно-кинематографической награды! Наконец названы их имена и их города: Москва, Киев, Харьков.
Среди режиссеров лауреатами стали москвич Вячеслав Амирханян, друг Арсения Тарковского и автор двух документальных фильмов о нем («Его фильмы сохранили нам образ живого поэта», — заметила на церемонии Марина Арсеньевна), а так же известный киевский режиссер документального кино Ольга Самолевская.
В литературной номинации премии Тарковских удостоен еще один представитель Украины — известный харьковский писатель, поэт Станислав Минаков.
Специальный диплом получил молодой режиссер-дебютант Дмитрий Сухолиткий-Собчук (Киев), за фильм «Отрочество».
Награды победителям вручила председатель жюри премии Марина Тарковская, а в числе почетных гостей фестиваля были известный режиссер, друг и однокашник Андрея Тарковского Александр Гордон, поэт Белла Ахмадулина и художник Борис Мессерер.
Это может быть только ниспослано
«Этот чистый, призывный, страдающий звук…», — написал в своем эссе об одном стихотворении А. Тарковского Станислав Минаков. С той же мерой эти слова можно отнести и к его собственному поэтическому голосу. В его книге есть все, чем живет и мучается современный человек. Однако за внятными приметами времени проступает человек вечный — со страданиями и удивлением перед миром, испытывать которые мог бы даже первосотворенный Адам.
Вручая лауреатский диплом за том стихотворений «Хожение» (Москва, 2004), Марина Тарковская точно определила присутствие человеческого и космического в стихах С. Минакова: «Мне кажется, что это поэт с чрезвычайно своеобразным, оригинальным, глубоким, поэтическим миром и взглядом на то, что происходит во Вселенной. Дай ему Бог творчества, сил, мужества и вдохновения. Слава Богу, украинская земля не оскудевает литературой и продолжает лучшие поэтические традиции, которые идут издревле, может быть, еще от Григория Сковороды…»
Сам Минаков в награде, полученной из рук Тарковской, видит особое значение.
Прежде чем прочесть стихи перед переполненным Синим залом киевского Дома кино, он заметил, что сам посыл — учредить премию отца и сына Тарковских — кажется ему грандиозным, и помимо духовно-эстетической, сущностной объединительной составляющей он усматривает в этом также, если угодно, историко-географическую — ведь Арсений Александрович родился на Украине, в Елисаветграде (до сих пор, по сложившемуся большевистскому обыкновению называемом Кировоградом), а его сын, Андрей Арсеньевич, родился в Ивановской области, вырос в Москве; потому отец и сын словно образуют встречный друг другу поток, сцепляющий Украину и Россию — особенно в наше время, когда некоторые власть имущие исповедуют принцип разделения и противопоставления. «Послание, которое нам сообщают отец и сын Тарковские, — сказал С. Минаков, — есть послание любви».
После торжественной церемонии мы говорим с лауреатом:
— И поэзия Арсения Александровича, и фильмы его высокоодаренного сына, начиная от «Иванова детства» и заканчивая «Жертвоприношением», есть свидетельства интенсивной духовной жизни этой семьи, представшей перед нами, современниками. Для меня нет никакого сомнения: без Тарковских мы были бы другими. О себе могу сказать это с полной определенностью. Оба имени, а также лучшие произведения Тарковских ношу в себе как бесценное сокровище, как тот самый «праздник, который всегда с тобой». В эту же копилку ложится и книга-исповедь М. А. Тарковской, посвященная судьбам нескольких поколений семьи Тарковских. Потому премия, объединяющая два великих имени, полученная из рук Марины Арсеньевны, не только чрезвычайно высока и лестна для меня, но еще и ко многому обязывает. Чувствую, что это какая-то духовная веха в моей жизни, которую следует особым образом осмыслить.
— Как Тарковские появились в жизни Минакова?
— С юности эти имена для меня — рядом. Начиналось все, конечно, с кино, чуть позже я стал читать хорошую литературу. Я родился в Харькове, а рос в Белгороде, русском городе-соседе и побратиме Харькова. Там об Арсении Тарковском ничего не слыхали, и естественно, в отрочестве я его стихов не знал. Только по возвращении в Харьков (мне было девятнадцать лет), открыл для себя его стихи. С трепетом повторю проникновенные слова моего друга, поэта, и, кстати, издателя моей книги «Хожение» Алексея Ивантера (Москва): «Когда произносят имя Арсений Тарковский, мне хочется встать». Действительно, в образе и судьбе этого прекрасного человека, значительного русского поэта ХХ века, сошлось многое — и большой литературный дар, и внешняя и внутренняя красота, и тот мученический факт, что он лишился ноги в Великой Отечественной войне, будучи молодым офицером. Напомню его поразительные строки: «Я снова пойду за Великие Луки, чтоб снова мне крестные муки принять». И такая творческая аскеза — печатали Тарковского при Советской власти не очень-то; потому-то ему и пришлось пойти на каторгу перевода. Правда, и тут были свои плюсы — русская культура благодаря Арсению Тарковскому получила поэзию великого туркмена Махтумкули и многое другое. Однако оригинальные книги Тарковского рассыпали, уже набранные в типографии, и к читателю он вышел, лишь превысив полувековой возраст, маленькой книжечкой. Нынешнее поколение находится в более выигрышном, по сравнению с нами, положении: теперь молодым доступны самые лучшие образцы поэтического слова.
Послание получено
Гаснет свет, на экране вспыхивает выстраиваемая дивидишная табличка киноверсий нашумевшего несколько лет назад фильма Ольги Самолевской «Катерина Белокур. Послание». Несколько кликов невидимого курсора, и зрители, пришедшие на церемонию, получают возможность просмотреть 40-минутный поэтический шедевр о судьбе большого художника, самоучки из украинской глубинки — Катерины Белокур. Без назидания, как на ладони показанная, предстает трагическая жизнь народной художницы, фактически ею самою же и рассказанная. Весь текст, звучащий в фильме — это всего лишь закадровое (прекрасное и трогательное) чтение писем художницы. Но перед глазами у зрителя разворачивается параллельный мир: вот проходит черно-белая украинская кинохроника тех лет, которые описываются в письмах, вот ошеломляющим буйством цвета обрушиваются на зрителя цветочные полотна художницы.
Какой необыкновенный поэтический язык нашла режиссер для того, чтобы такими, казалось бы, малыми средствами рассказать о вечном, неутолимом человеческом страдании, о живом, одиноком голосе, долетающем до нас из бездны, из самых глубин существования. Многие из присутствующих смотрят фильм не первый раз. А все равно не удерживаются: утирают набежавшую слезу — ведь он о том, чего не вернешь и не поправишь человеческими только усилиями. Вот он, катарсис!
— Премия имени Тарковских для меня не очередной, а фактически первый приз и признание, высшая награда. — Рассказала Ольга Самолевская. — Хотя фильм о Катерине Белокур был номинирован на Шевченковскую премию, на высшую премию Украины, но имена Андрея и Арсения Тарковских для меня родные. Они стремились в своем искусстве — как Андрей Арсеньевич говорил, — размягчать душу в сторону добра, доводить зрителя до состояния катарсиса, какого-то духовного перекодирования. И этот уровень — очень редок в искусстве. И потому эту премию я воспринимаю как аванс. Вообще Андрея Тарковского я считаю своим учителем. Хотя я никогда на лекции к нему и не ходила. Но перечитывала — все, что он студентом преподавал в Прибалтике. Его фильмы смотрела десятки раз. Один «Солярис» четырнадцать раз посмотрела, потом уже не считала, сколько. И даже не столько для того, чтобы учиться профессии. Это был способ выжить…
Каштановый дом — 2008
Создателем и координатором фестиваля «Каштановый дом является киевский поэт Андрей Грязов, член Национального союза писателей Украины, кандидат медицинских наук, нейрорадиолог отделения нейровизуализационных исследований Института нейрохирургии им. А. Ромоданова.
В фестивале «Каштановый дом» в этом году участвовало более 100 стихотворцев, пишущих в основном на русском языке. Кроме киевлян это были поэты из 14 регионов Украины (Харьковской, Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Донецкой, Луганской, Криворожской, Львовской, Закарпатской, Винницкой, Житомирской, Сумской и Черниговской областей и Крыма), а также москвичи Игорь Лукшт, Александр Воловик, Сергей Брель, Андрей Баранов, Ольга Пахомова и др., Михаил Гофайзен (Таллин), Елена Преображенская и Аркадий Денисов (Кустанай, Казахстан).
Кустанайские гости прибыли с почетной миссией: вручили диплом лауреата (Марианне Соломко) и Гран-при (Оксане Боровец) международного конкурса молодых поэтов им. Анатолия Коштенко (Кустанай).
В молодежном конкурсе им. Л. Киселева в номинации «Крылья Ганимеда» золотыми медалями награждены харьковчанки Анна Долгарева и Ольга Хворостова. Серебряными — Анатолий Бакиновский (Харьков) и Алексей Скипин (Мариуполь). В номинации «Гости из будущего» призовые места не присуждались.
Кубок поэтического турнира, проведенного среди молодежных поэтических команд, завоевало киевское трио, в составе Ольги Пошуруевой, Светланы Варламовой и Оксаны Боровец. Второе место получили львовяне, третье — киевская молодежная команда Романа Скибы.
Фото автора и Станислава Минакова.
На снимках: М. Тарковская; М. Тарковская вручает награду С. Минакову; на церемонии вручения премий; обложка книги С. Минакова «Хожение».
http://rusk.ru/st.php?idar=113332
|