Русская линия | Протоиерей Евгений Соколов | 30.09.2008 |
Я думаю, что многие понимают, как сложна область религиозных знаний, как сложно в сегодняшнем толерантном мире определить — где ИСТИНА? И когда родители ставят подобный вопрос, то, скорее всего, сознательно или подсознательно, они стараются уйти от ответственности выбора, перекладывая этот выбор на плечи ребенка. Возможно, многие не осознают сегодня, что ВЫБОР ВЕРЫ — ЭТО ГЛАВНЫЙ ВЫБОР В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА . Ибо, именно этот выбор определит тот путь, по которому пойдет ваш ребенок. И чем раньше и правильней будет принято это решение, тем легче будет ребенку двигаться по жизни, опираясь на те нравственные ценности, которые всегда определяются выбором веры.
Если родители возложили ответственность выбора только на плечи самого ребенка, то это не значит, что он живет без каких-то нравственных и духовных ценностей. Совсем нет! Просто эти ценности формируются телевизором, друзьями, окружающей средой. И здесь ребенка подстерегают огромные трудности. Зачастую, те ценности, которые ему будет предлагать окружающий мир, будут противоречивы. Здесь неизбежны длительные метания, частые смены идеалов, усталость и разочарование. Многие взрослые почему-то считают это нормальным, думают, что в этих нравственных поисках закаляется характер ребенка. Может быть, это и так. Только и устает ребенок в противоречивой нравственной круговерти окружающего мира, а отсюда уныние, депрессия, наркотики, пьянство. Всегда ли у подростка хватит сил вырваться из этого порочного круга псевдодуховных ценностей? Опыт показывает, что далеко не всегда…
Более того, смею утверждать, что человек, поздно познавший ИСТИНУ , обречен на очень длинный и скорбный путь восприятия заповедей этой ИСТИНЫ. Чтобы было понятно, приведу пример. В прошлом веке один индийский магараджа провел страшный эксперимент. Он приказал растить и воспитывать 4-х детей от рождения до трех лет в полной тишине. По истечении трех лет детей попытались научить говорить и… не смогли. Эти дети до конца своей жизни так и не освоили человеческую речь. Оказывается, в нашей жизни все нужно делать своевременно.
Могу привести еще один простой пример. Если вам никогда до 10 лет не читали сказки, то после десяти лет вы их воспримете совсем не так, как в детстве. Каждый возраст по-своему переживает духовные реалии окружающего мира. И очень важно, чтобы в этой оценке были четкие и ясные критерии, иначе очень трудно, особенно ребенку, не ожесточиться, не разочароваться, не уйти в себя. А родители, которые лукаво перекладывают на плечи ребенка выбор нравственных и духовных ориентиров, на мой взгляд, делают это потому, что сами их не имеют. Это же страшно тяжелый труд — попытаться разобраться в духовных ценностях окружающего мира и найти ИСТИНУ. А она должна быть, иначе мир, его бытие, не имеет никакого смысла.
Но лень наша, одряхление души не знает границ. Мы страшно заняты собой, своим отдыхом, своим телом, своим досугом, работой, своими благими намерениями. И все-таки, на неосознанном уровне, большинство людей понимает, что душа (как живой организм) в каждом человеке есть. И как о живом организме, о ней нужно заботиться: образовывать, лечить, очищать. Как это правильно делать? Сначала приведу пример, как это делается неправильно. Очень часто можно видеть, как люди приступают к Таинству Крещения совсем неподготовленные. Крестные (восприемники) с трудом представляют свои обязанности, которые отныне ложатся на них. Сами родители новокрещеных совсем не собираются регулярно приводить своих чад в Церковь. Все сводится к одноразовому посещению Церкви так, «на всякий случай». И такой случай, действительно, может наступить. В 2003 году меня перевели служить в домовый храм при Поморском университете. Однажды вечером в храм пришла молодая девушка, подошла к Богородичной иконе, поставила свечку и долго плакала. Разговорились. Она рассказала, что у ней полуторагодовалый сын, что ребенок плохо спал, и снесла его свекровь сначала к одной бабке, потом к другой, потом к третьей… А теперь у мальчика стойкие и регулярные приступы эпилепсии, и молодая мама измучилась от собственного бессилия и сострадания чем-то помочь своему малышу. И я тогда сказал ей: «Регулярно, каждую субботу приносите своего ребенка на помазание и в воскресение — на Причастие. И больше ничего пока делать не будем». Не буду пересказывать все, прошло четыре года. Последние три года у нашего Игорька НИ ОДНОГО ПРИСТУПА НЕ БЫЛО. И все думаю, а вот если бы сразу после Крещения ни к бабкам, а в Церковь, на Причастие.
Таинство Крещения открывает человеку путь в Церковь. Именно в этом Таинстве человек (или за младенца его восприемник) дает клятву о признании бытия Бога и служении Ему. И очень печально, когда очень многие русские люди, давшие в Таинстве Крещения эту клятву, совершенно забыли о ней и живут с горделивым самомнением, что Бог, якобы, у них в душе.
Вернемся еще раз к Крещению младенцев. В Евангелии есть эпизод, когда ученики Спасителя, видя Его усталость, не пускают к нему детей, на что Христос их резко обличает и требует пропустить деток и говорит о том, что, если человек не уподобится ребенку, то не попадет в Царствие Божие. Живая душа ребенка жаждет духовного окормления. Она еще не окаменела от греха и стремится к чистоте в своей трогательной беспомощности. Как нужно ей помочь именно в это время! Когда начинается Таинство Причастия, то первыми к Чаше подходят дети. Надо видеть, как они причащаются. Более благоговейных и спокойных лиц никогда не видел в миру, на улице. Таких лиц там просто нет. И с каждым разом детей, подходящих к Таинству Причастия больше и больше. Значит, понимают мамы и папы, как значимо для их чад причащение Святых Христовых Тайн.
Но могут родители избрать и другой путь: предоставив детям возможность выбрать веру самостоятельно и спустя многие годы. Только, повторюсь, лукавство это, ибо, вакуума в духовной области не бывает, и ребенок начнет формировать свои духовные ценности под влиянием окружающего мира сам, как принято говорить — здесь и сейчас. И может, задумаемся еще и еще раз, прежде чем будем предавать веру своих предков, услужливо раскланиваясь перед сомнительными либерально-демократическими ценностями западных идеологов, которые так и не привели нашу многострадальную страну ни к каким духовным вершинам.
В заключение хочу напомнить о том, что к высокому уровню святости ребенок может взойти даже в отроческом возрасте. Давайте не будем ворошить далекую историю и вспомним наших святых Кирилла Вельского и Артемия Веркольского. Если бы они не были крещены в детстве, разве сумели бы они взойти к таким духовным высотам? Ведь Кириллу Вельскому было всего 8 лет, а отроку Артемию — 12…
Протоиерей Евгений Соколов, настоятель домового храма св.прав. Иоанна Кронштадтского при Поморском госуниверситете
Впервые опубликовано: http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/2/927
http://rusk.ru/st.php?idar=113324
|