Русская линия
Русская линия Павел Буцай29.09.2008 

Взывающий из глубины веков

Необычная встреча произошла в офисе севастопольской газеты «Русичи». К нам пришел коренастый добродушный мужчина, который скромно назвался рабом Божиим Константином.

Расположившись, он стал рассказывать, что его к нам привело.
Четыре месяца назад он решил съездить посмотреть на древний монастырский пещерный комплекс Челтер-Мармара, что недалеко от Севастополя. Увидев древнейшую святыню в страшном запустении, он всем сердцем заболел о ней и решил, насколько хватит его сил, возродить и сохранить это святое намоленное место.

Монастырь Челтер-Мармар Для начала вместе со своими друзьями Анатолием и Олегом он начал выгребать мусор из пещер и пещерных храмов. На это ушло более месяца. Сотни килограммов бутылок, консервных банок, пластика, грязного нижнего белья, шприцев, жгутов, презервативов годами оскверняли Святое место. Охраны — никакой, уборки не было лет десять, уничтожены поручни и ограждения, без которых было просто опасно ходить. А ведь на сохранение, содержание и приведение в порядок памятников культурного наследия ежегодно получает миллионы гривен Бахчисарайский историко-культурный заповедник под руководством Евгения Петрова.

Во время уборки мусора многие туристы старались помочь и искренне радовались тому, что кто-то взялся за возрождение древней святыни. Анатолий и Олег прожили там все лето. В восстановлении монастыря очень помогли духовенство и приходы севастопольского Покровского собора и храма Всех Святых, которые пожертвовали ковровые покрытия, иконы, аналои, лампады, необходимые для восстановления храма.

Все шло хорошо, святыне возвращалось должное благолепие. Но враг не дремлет — случилась напасть. Директор Бахчисарайского заповедника Петров написал заявление в Балаклавское РОВД о якобы незаконном ведении строительства на территории пещерного комплекса Челтер-Мармара. Мягко говоря, вызывает удивление: почему сопротивление вызывают благие намерения? Вся братия была вызвана на допрос. Слава Богу, что следователи Балаклавского РОВД разобрались и вникли в суть того, что криминогенная точка и наркотический притон превращаются в место обновления душ, паломничества и настоящую достопримечательность. Что братию не наказывать, а благодарить надо! Поскольку Константин с братией приехали в редакцию нашей газеты прямо из милиции, они и предложили: «Поехали прямо сейчас с нами и посмотрите на все своими глазами!». И мы поехали.

Горная дорога, по которой мы ехали, была ужасна, — по ней впору было проводить гонки на выживание. Роль внедорожника в этот день, впрочем, как и всегда, исполнял «Форд-Транзит» раба Божьего Константина. Когда мы добрались до места, перед нами предстала удивительная панорама с видом на горы, Балаклаву и Севастополь.

В пещерах Челтер-Мармара Над с. Терновка Севастопольского района возвышается скала Челтер-Кая. Она нависает над Кара-Кобинской и Шульской долинами, с другой стороны от монастыря Шулдан. На западной стороне отчетливо видны четыре яруса пещер. На вершине стоит православный крест. Это и есть пещерный монастырь Челтер-Мармара. «Челтер» в переводе — «решетка», Мармара — название средневековой деревни, находившейся у подножия горы. Основание христианской обители, по мнению исследователей, приходится на конец VIII столетия. Хотя первые монахи-отшельники могли появиться здесь и ранее.

Братия стала переносить нехитрые пожитки в обустроенную под жилье пещеру. С первых минут поражают тишина, уединенность и благодать, так и льющаяся в душу от этих камней и пещер, хранящих молитвы и подвиги живших в ней некогда отшельников.

В настоящее время в Челтере более пятидесяти пещер: кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, четыре церкви. В древности они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решетку.

Пещеры со 2-го по 5-й ярус — единый ансамбль и имеют общий ход-калитку на восточном краю второго яруса. К ней от подножия скалы ведут ступеньки вырубленной в скале лестницы. Визитной карточкой монастыря является огромный колонный зал: 32 метра в длину, каменный свод которого поддерживают 5 мощных колонн. В восточной части грота — церковь, в ней отчетливо просматривается основание для престола с углублением для мощей.

В стене находятся жертвенник и окно. Вдоль стены тянется скамья, рядом с которой в полу пять могил. В этом же гроте, в другой стороне, высечен тарапан — виноградодавильня. Вокруг монастыря по сей день находят заросли одичавшего винограда.

На северной стене уже едва различимы почерневшие следы росписи, изуродованные современными граффити. А вдоль колоннады — несколько больших зерновых ям с тщательно обработанными стенками. Церковь и тарапаны, костницы и зерновые ямы — всё в одном большом помещении.

Присмотревшись к скальной поверхности пола, мы увидели водоотводные канавки, отводившие дождевую воду от зерновой ямы, направляя её в высеченный рядом в скале водоём. Бассейн вырублен на краю обрыва и разделён надвое поперечной перемычкой, по уровню которой через отверстие происходит водосброс излишка воды в долину. Видимо, в дождливый период здесь негромко шумел искусственный водопад высотой в две сотни метров. Относительно же уровня моря бассейн находится на высоте 400 м и, что удивительно, порос самым обычным болотным камышом, занесённым сюда, по всей видимости, любопытными птицами.

Братия показывает, что удалось сделать — восстановлен алтарь для проведения богослужений, украшена церковь.

Поднимаемся тропинкой в пещеры верхних ярусов, где наверху над оконным проёмом виден высеченный в центре полуарочной ниши крест. Оконный проём, видимо, разделялся колонной-перемычкой, ныне наполовину разрушенной. Крест с расширяющимися концами изъеден природной эрозией, тем не менее сохранился довольно хорошо.

Третий ярус скорее всего служил жилищем для монахов, это отдельные уединенные кельи. В центральном помещении этого яруса вырублены две гробницы, над которыми видны слабые следы греческой надписи. Судя по углублениям в полу, пещера была разделена перегородками на 4 части, одна из них с могилами — часовня. На ее потолке, на месте алтарной преграды, вырублен крест, справа от престола в квадратной вырезке тоже крест.

В четвертом ярусе тоже была церковь, вход в которую располагался над алтарем храма второго яруса. В настоящее время он разрушен, и без специального снаряжения туда не подняться. А было бы любопытно взглянуть на кресты, высеченные на стене алтаря, и остатки греческой надписи: «раб Божий… 6911-й (1403 год)».

На пятый ярус — верхнее плато — можно подняться по ступенькам, вырубленным в скале с западной стороны монастыря. Через естественный полузасыпанный карстовый провал можно пройти к часовне. Она невелика, на ее стенах много граффити, часть южной стены обрушилась. Рядом — естественная пещера, уходящая на несколько десятков метров в глубь горы.

Несколько веков назад в условиях усиления мусульманства особую важность приобретали сохранявшиеся очаги греческого Православия, и прежде всего христианские монастыри юго-западного Крыма, расположенные в самом сердце Крымского ханства, неподалеку от Бахчисарая. Крымским монастырям, как известно из московских жалованных грамот конца XVI — начала XVII веков, ежегодно выплачивалась субсидия (руга), а греческие монахи часто ездили в Москву «за милостыней». Поступая так, русское правительство проявляло немалую политическую дальновидность: в сложных дипломатических отношениях с Крымским ханством важно было иметь как источник политической информации в самом ханстве, так и опору среди местного населения. Вместе с тем эта поддержка в немалой мере способствовала выживанию центров старой греческой православной культуры.

Близится зима, а бросать все обустроенное на разворовывание и повторное осквернение ни в коем случае нельзя. «От Петрова помощи ждать бесполезно, лишь бы не мешал, — сетует братия. — Поэтому мы обращаемся ко всем православным за помощью — нужны теплые вещи, матрасы, дерево, продукты и так далее. Все это поможет пережить зиму. В заключение Константин с надеждой предположил: «А может, Господь откроет кому-то сердце, и нам смогут пожертвовать хоть б/ушный УАЗик, может, стоит у кого-то без дела, а нам без него не продержаться, мой «Форд» скоро развалится».
Проехать к монастырю можно автобусом № 40 от 5-го км до с. Терновка, ост. «Ферма».

Все желающие могут перечислить посильные пожертвования на счет № 1−26 434 Севастопольского городского отделения Ощадбанка Украины № 4548/048 (ул. Гоголя, 32) или счет № 2? (валютный) севастопольского отделения Ощадбанка Украины № 4548, филиал № 74 (ул. Большая Морская, 28) на имя Гудкова Константина Яковлевича (тел. 8−095−547−64−31).

Павел Буцай , редактор газеты «Русичи»,
Севастополь

http://rusk.ru/st.php?idar=113318

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика