Русская линия | Леонид Грач | 26.09.2008 |
«Chicago Tribune»: Может ли Крым потребовать возвращения в состав России на основании пересмотра решения 1954 года?
Л. Грач: Несмотря на то, что тот акт передачи Крыма Россией — Украине небезупречен с точки зрения права, нельзя проводить знак равенства между тем и нынешним историческими периодами. Ведь в условиях единого Советского Союза тот акт передачи Крыма в состав Украинской ССР осуществлен был на основании административного переподчинения, но не территориального передела. Тогда политическая система была единой, и вся политика в том числе и Украины осуществлялась из Кремля. Крым имел статус автономности до 1944 года. Этот статус был восстановлен путем референдума 20 января 1991 года, и это решение никто не отменял. Несмотря на семилетнюю политическую и правовую войну между Симферополем и Киевом Крым не пошел по пути Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии. Крым нашел в себе силы правовым путем в 1998 году урегулировать взаимоотношения между Киевом и Симферополем. Это говорит вам тот человек, кто в 1991 году был первым секретарем Крымского областного комитета Коммунистической партии, и тот, кто с 1998 по 2002 годы возглавлял крымский парламент. Сегодня абсолютно естественным является следование конституционным полномочиям. И когда проблема Крыма в очередной раз вышла на международную поверхность, то в ней вновь обозначились две составляющие: геостратегическая и этническая. В Крыму до 70% этнических русских, здесь практически все население общается между собой на русском языке. Это естественное явление. Крым крайне недоволен грубым попранием его конституционных полномочий со стороны Киева. Конституция принята в обоюдном порядке — и Верховным Советом, и Верховной Радой. И по существующему законодательству ни Крымский, ни Украинский парламенты в одностороннем порядке не могут изменить эту Конституцию. Конституционный суд, который считается высшим судом Украины, рассматривал отдельным делом положения Конституции АРК на предмет соответствия всему законодательному полю. И Конституционный суд признал, что Конституция АРК соответствует правовому полю Украины. Принятие Конституции АРК, которой в октябре исполняется 10 лет, поставило точку в семилетней политической и правовой войне между центром и Симферополем.
Сегодня со стороны официального Киева, президента, премьер-министра, Верховной Рады Украины, наблюдается стремление к возвращению на круги своя — к обострению взаимоотношений с Симферополем через игнорирование его конституционных полномочий.
«Chicago Tribune»: Какими конституционными правами обладает автономия?
Л. Грач: Крым имеет право на участие в выработке внешнеполитических, внешнеэкономических решений Украины, которые касаются самой автономии. Приведу пример. Ющенко, Тимошенко, Яценюк подписали письмо о присоединении к ПДЧ. Касается этот вопрос Крыма, где подавляющее большинство граждан выступают против вступления в НАТО? Конечно, да. И прежде чем расписываться в том числе и за крымчан, первым лицам государства следовало с ними посоветоваться — или через принятие соответствующего решения крымским парламентом, или через вынесение вопроса на референдуме. Далее, 100 процентов доходов от налогов, собранных в Крыму, должны зачисляться в крымский бюджет. Это не выполняется. Все доходы от налогов уходят в Киев. А Крым потом ходит с протянутой рукой. При этом одна из статей Крымской Конституции дает право выплачивать соответствующие бюджетные ассигнования из крымского бюджета различным категориям населения (инвалидам, матерям-одиночкам и так далее), невыполнение этой нормы Конституции АРК задевает социальные права более 600 тысяч человек. Еще в Конституцию АРК заложено такое уникальное полномочие, единственное на всем правовом поле Украины: четыре статьи Конституции АРК регламентируют права русского языка как языка межнационального общения, гарантируется его применение во всех сферах — образования, науки, культуры, в судебной практике, в быту и так далее, а это грубо попирается. Ющенко встал на путь русофобства, и это особенно сильно ощущается в автономии, где из двух миллионов проживающих — 70 процентов этнических русских. Не стоит расшифровывать, какова их реакция на действия властей. Поэтому утверждаю, что сегодня Киев взрывает ситуацию в Крыму. А если взорвать ситуацию в Крыму — значит, встать на путь необратимых последствий, вплоть до территориального разлома Украины. Политика Киева правового и этнического нигилизма подталкивает Крым пойти по пути Косово, Абхазии, Южной Осетии.
«Chicago Tribune»: Нас интересует Ваше видение ситуации по Черноморскому флоту?
Л. Грач: Когда я был первым секретарем Крымского обкома партии, я был и членом Военного совета Черноморского флота, а командующий Черноморским флотом был членом бюро обкома партии. Работа в военном совете помогла мне хорошо вникнуть в военное дело в Крыму, его потенциал, стратегию. Черноморский бассейн становится все более аппетитным. Мы прекрасно знаем, что в Черноморском бассейне есть нераспечатанные кладовые газа и нефти. И прекрасно понимаем намерения других этим делом заняться. Этому надо соподчинить Крым. А для этого, в свою очередь, надо, чтобы ушел Черноморский флот из Севастополя. Такова триада. Она очевидна. Вот где соприкосновение двух стратегий. С одной стороны — энергетическая, с другой стороны — военная, при этом первая обеспечивается через последнюю. Черноморский флот и после 2017 года должен остаться в Севастополе. Черноморский флот, я считаю, сегодня является гарантом стабильности в регионе, и его присутствие миротворчески воздействует на общественные настроения в Крыму. Если допустить теоретически, что Украина стала членом НАТО, а ЧФ должен покинуть Севастополь, то можно с уверенностью спрогнозировать: Крым станет новыми Косово, Южной Осетией, Абхазией. Но весь вопрос, что конфликты в Косово, Южной Осетии, Абхазии, при всей их кровавости, при всей этой буксующей, не работающей системе международного права, — являлись конфликтами локальными. Крымский же конфликт тут же втянет в свою орбиту и США, и Российскую Федерацию, и блок НАТО, и страны Ближнего Востока, прежде всего Турцию. Таковы сплетения этого сложного геостратегического морского узла.
«Chicago Tribune»: Если Украина войдет в НАТО, может ли Крым рассчитывать на поддержку России?
Л. Грач: Это право Крыма. Именно Россия 226 лет назад отвоевала и присоединила Крым к себе. Крым — это ее история, это ее кровь. И Россия просто обязана, исходя из этих же факторов, помнить, чем для нее является Крым. И даже если бы российская власть в этой ситуации не захотела бы помогать Крыму, то надо помнить: есть народ России, есть общественные настроения, которые не равнодушны к Крыму. Выход из тупика, к которому мы движемся, в трех соизмерениях.
Первое. Киев обязан считаться с автономией и выполнять ее конституционные полномочия. Несколько дней назад я подписал обращение в адрес руководства ООН, ОБСЕ, Совета Европы, президентов почти всех стран «большой восьмерки» (России, США, Франции, Германии, Италии, Великобритании, Канады), ОДКБ (Белоруссии, Узбекистана), ШОС (Китая и Казахстана), взявших на себя ответственность за поддержание мира и стабильности на евразийском континенте. Это обращение продиктовано тревогой за судьбу Конституции Крыма, и содержит в себе просьбу прислать наблюдателей для изучения и принятия мер по восстановлению конституционных прав Автономной Республики Крым. Я предупредил, что если это не будет сделано, то с большой долей вероятности можно сказать, что к Крыму будут применяться силовые методы. Крымчан вынудили обратиться с такой апелляцией к международным инстанция и к руководителям целого ряда стран.
Второе. Отказ Украины от вступления в НАТО.
Украина должна быть внеблоковым государством.
Третье. Продление срока базирования в Севастополе Черноморского флота и после 2017 года.
Вот такой рецепт выхода из тупика я вижу. Другой рецепт может утопить в крови большой корабль по имени Крым.
«Chicago Tribune»: Если это не сработает?
Л. Грач: Не хотел бы заниматься черными прогнозами. Я принципиальный противник войны и силовых действий. А передел территории — это война. Все эти действия, которые совершают против автономии, означают, что Крым в настоящий период усиленно провоцируют на такой шаг, который в конечном итоге может быть сопряжен с решением стать независимым государством. При этом надо всегда помнить о тех отличительных условиях, в каких живет Крым. Это наличие огромного потенциала Черноморского флота. Это наличие острейшей крымско-татарской проблематики, действия незаконного меджлиса крымских татар, который с начала 90-х годов выбросил лозунг: Крым — крымско-татарское национальное государство. Это всем известно. И если начать играть в независимые государства, то мусульмане потребуют свою государственность, христиане — свою. А в итоге не хватит дворов хоронить павших, как это вынуждены были сделать в Абхазии и в Южной Осетии. Вот почему я всех прошу остановиться и действовать только на основании права.
«Chicago Tribune»: Ющенко толкает Крым к гражданским неспокойным событиям?
Л. Грач: Хочу, чтобы в США поняли, что Ющенко — неадекватная личность. Прежде всего в психологическом аспекте. Он может принести беду всему международному сообществу. Хотел бы посмотреть, как бы американская общественность отреагировала на действия и слова своего американского президента, если бы тот стал призывать уравнять в правах вьетнамских ветеранов, защищавших свою землю, и американских ветеранов, воевавших с вьетнамцами… А Ющенко что делает? Он ветеранов Великой Отечественной войны уравнивает с теми, кто осужден Нюрнбергским судом. Это психологическая аномалия. Он оскорбляет тем самым ветеранов Великой Отечественной войны, весь наш народ, нашу память. Тем самым он вызывает у людей чувство протеста.
Никто сейчас на Украине так не разжигает антиамериканские настроения, как Ющенко. Любой его русофобский выпад воспринимается обществом с огромным возмущением. Поскольку в глазах подавляющего большинства граждан Украины Ющенко является американским ставленником, то все его русофобские выпады люди воспринимают в увязке с политикой США, с их представителями, в том числе и с бывшей гражданкой США Е. Чумаченко. Поэтому Ющенко, порождая у общества своими русофобскими действиями невосприятие самого себя, порождает в людях такое же негативное невосприятие и Соединенных Штатов Америки.
«Chicago Tribune»: Сегодня на Украине на слуху проблема двойного гражданства. У некоторых граждан российские паспорта имеются еще с начала 90-х.
Л. Грач: Надо быть объективным. Такой развитой системы коррупции, как на Украине, нет ни в одной стране. Криминальные методы внедрены в отношения между центральной властью и органами местной власти, между властью, обществом и гражданами. Поэтому говорить о соблюдении закона о гражданстве невозможно. Всем хорошо известен гражданский «многоженец» П. Лазаренко с его 11 паспортами различных государств. И этот человек был премьер-министром Украины. Рыба начинает разлагаться с головы. Сегодня многие представители политбомонда Украины имеют вторые паспорта — и российские, и израильские, и германские, и канадские, и австрийские… Если себе это позволяет руководство, тогда что остается народу? Тот, кто живет не по закону, не может требовать от других противоположного. Да, в Крыму есть те, кто имеет российское гражданство. Во-первых, это служащие ЧФ и члены их семей. Во-вторых, те, кто выходил в запас, кто на пенсии, и остался жить в Севастополе, и не приобретает украинское гражданство. Каков выход? Или всем жить по закону и иметь по одному гражданству, или принять закон, разрешающий иметь второе гражданство. А поиски тех, кто имеет двойное гражданство, обречены на неуспех. В нашем обществе ранее разгорались скандалы по поводу второго израильского гражданства, в которых были замешаны известные люди, от политиков до министра МВД.
«Chicago Tribune»: Русскоязычное население Крыма. Как вы считаете, должны ли им позволить иметь второе гражданство?
Л. Грач: Если бы был такой закон, то большинство граждан Украины взяли бы себе второе гражданство. Этнические русские в Крыму взяли бы российское, крымские татары взяли бы турецкое. А вот граждане, проживающие в западной части Украины, проживающие от Львова до Чернигова, взяли бы венгерское, румынское, польское гражданство. Таковы объективные реалии. И там, кстати, часть граждан второе гражданство имеет. Но вот только в своем глазу бревна не видно, а в чужом глазу соринка видна. Проблема двойного гражданства на Украине острейшая. Но почему это корреспондируется с Крымом? Почему, например, не вызывают такого беспокойства заявления румынского президента о претензиях на территорию по острову Змеиный, и те румынские настроения, которые присутствуют в Бессарабии?
Таким образом, мы видим, что Ющенко расконсолидировал не только политическую систему Украины, он расконсолидировал весь межрегиональный, межнациональный, межконфессиональный спектр. Еще удивительно, как до сих пор общество удерживает себя от агрессивных действий друг против друга.
«Chicago Tribune»: Как вы можете прокомментировать тот факт, что Крымский парламент поддержал независимость Южной Осетии и Абхазии?
Л. Грач: Нужно смотреть на малые территории и на фактор этнической составляющей как на фактор инстинкта самосохранения. История противоборствующих взаимоотношений Тбилиси и Цхинвала насчитывает столетия. Но разве можно поступать так, как это сделал в 1991 году грузинский президент З. Гамсахурдия, провозгласивший лозунг «Грузия — для грузин»?
Есть проявления солидарности. Обиженные всегда поддержат обиженных. На Кавказе Тбилиси проявил агрессию против южноосетинцев. На Украине Киев грубо попирает конституционные права крымчан, ведет себя в Крыму как слон в посудной лавке. Конфликт, который провоцирует Киев, носит политический и этнический характер. На территории Крыма присутствует огромный межэтнический спектр, куда в том числе интегрированы и тысячи осетин, грузин, абхазцев.
В заявлении Верховного Совета Крыма не вижу ничего плохого. Депутаты высказали свое мнение. Подчеркиваю, они высказали свое мнение. Верховный Совет Крыма в партийном смысле структурирован. Большинство — это Партия регионов. И Партия регионов, и КПУ стоят на позициях антиНАТО, придания русскому языку статуса государственного, стоят на позициях защиты конституционных полномочий автономии. Такова природа появления данного политического заявления по Южной Осетии и Абхазии. Но на это заявление крымских депутатов набросились больше, чем на высказанную позицию Венесуэлы и Никарагуа.
«Chicago Tribune»: Попытка президента навязать русским в Крыму украинский язык — насколько эти усилия могут быть плодотворными, и какова реакция на это самих крымчан?
Л. Грач: Навязывание украинского языка этническим русским по живому задевает не только Крым, но и весь Юго-Восток и Центр Украины. Где до 60% граждан Украины выступают за придание статуса государственного — русскому языку. Эта линия поведения Ющенко вредит прежде всего украинскому языку, ибо само по себе создание условий борьбы двух языков раскололи общество, регионы. Львов — против, Крым и Юго-Восток — за. Можно ли предположить, чтобы Ющенко ввел декрет, чтобы во Львове все говорили на русском языке? Они возмутились бы. А отчего Крым заставляют говорить на украинском? Это право человека, на каком языке говорить. Я по рождению этнический украинец, знаю украинскую мову, но принципиально говорю на русском языке. Это дух противоречия. Я, украинец, не хочу, чтобы мой украинский язык воевал с родным русским языком. Я уже сказал, как только будет внесена поправка в Конституцию Украины и русский язык станет государственным, с того момента я заговорю на украинском. Мы должны относиться с уважением друг к другу.
Мы должны дать право русскому языку реализовать себя. Язык до Киева доведет, такова украинская поговорка. А Киев настойчиво запрещает мне через решение языковой проблемы идти в сторону Киева. Это я говорю как интернационалист. Как только Киев перестанет давить на Крым в языковой сфере — люди успокоятся.
В тот день, когда Крымский парламент принял заявление в поддержку независимости Южной Осетии и Абхазии, на сессии ВС АРК было принято еще одно ответственное постановление. В защиту всех языковых прав, которые дает крымчанам Конституция Автономной Республики Крым. Принято решение не выполнять никакие приказы, инструкции в отношении навязывания украинского языка, которые идут из Министерства культуры, Министерства образования и науки. В том числе это касается и потребованного Киевом преподавания различных дисциплин на украинском языке. В Крыму от учителей химии, биологии, истории, математики и других дисциплин добиваются вести уроки на украинском языке. Но в крымских условиях русскоязычности это противоестественно, это антиконституционно. А где взять кадры? В вузах обязывают тому же самому. Киев сошел с ума. В Крымском государственном медицинском университете несколько тысяч зарубежных студентов из азиатских стран обучаются на платной основе. Они русский плохо знают, а украинский вообще не знают. Как для них читать лекции на украинском языке? У нас есть широко известный, признанный в медицинских кругах ближнего и дальнего зарубежья профессор с мировым именем, онколог Владимир Ефетов, ему чуть больше 70 лет. От него Киев требует преподавать на украинском языке. Каким у него сразу становится отношение к власти? Допустим, когда я, русский, беру в аптеке инструкцию к медицинскому препарату и ничего не могу понять, потому что текст изложен на украинском языке, что тогда? Почему нельзя сделать ту же самую инструкцию на двух языках? И здесь нет политики. Здесь скорее психология человеческой личности. Так зачем человека возмущать? Зачем создавать ему такие социально-общественные преграды? Что, два государственных языка мешают государственному имиджу? Рядом страны, где по два, по три, по четыре и более государственных языков.
Хочу заметить, что любые черные идеи, связанные с территориальным переделом, силовыми действиями, войнами, как правило, начинаются с межнационального спектра, где на вооружение берут культуру, язык, религию.
Текст беседы записан пресс-службой народного депутата Украины Л. Грача
http://rusk.ru/st.php?idar=113316
|