Русь Державная | Владимир Танаков | 22.09.2008 |
Старец Николай Гурьянов: «Крестными ходами будет спасаться Святая Русь»
Возглавить Божественную литургию и завершающий этап объединенного крестного хода от Коломенского к Храму Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил епископу Красногорскому Савве.
Заканчивается торжественная служба, и под сводами древнего храма звучит ликующий голос духовника крестного хода «Санкт-Петербург — Москва» протоиерея Геннадия Беловолова:
«В марте 1917 года здесь, в Коломенском, была обретена икона Державной Матери Божией. Мог ли кто предположить, что настанет время, когда здесь явится уже не одна, но восемь Державных икон, пришедших со всех концов русской земли: из Владивостока, Якутска, Барнаула, Архангельска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, а также Афона и Иерусалима — все здесь сегодня. Как некогда глаголал преподобный старец Серафим о Дивеево: «Что тебе ездить в Иерусалим и на Афон? Тут тебе и Иерусалим, и Афон». И мы сегодня можем сказать, что тут сегодня и Владивосток, и Санкт-Петербург, и Архангельск, и Афон, и Иерусалим. Ибо Матерь Божия собрала все эти концы здесь, на этом священном месте.
Великий и величайший крестный ход завершается сегодня, подобного которому не было в течение всей, даже тысячелетней истории Руси, когда восемь концов нашей земли, восемь крестных ходов сошлись воедино, явив собой звезду Пресвятой Богородицы, не начертанную на некоем веществе, но явленную самими живыми душами русских людей, пронесших по всему лицу русской земли восемь икон Державной Матери Божией.
И вот мы у этого необычного, невиданного, чудесного, можно сказать, явленного иконостаса из восьми Державных икон. Что же мы скажем Матери Божией? Какую молитву вознесем? Какое покаяние принесем и какой поклон положим?
Будем же свидетельствовать свою верность Матери Божией. Пусть этот крестный ход «Под звездой Богородицы» станет нашей присягой Ей на будущие веки!
Как прежде Матерь Божия хранила наш народ, наше Отечество, называя его своим Домом, так и ныне мы просим Ее, чтобы и впредь Она не оставила сей Дом пустым, чтобы он оставался и пребывал Ее Домом и чтобы мы жили в Доме Пречистой Матери Божией.
«Крестными ходами будет спасаться Святая Русь», — говорил старец на острове Залит протоиерей Николай. Крестный ход — свидетельство того, что мы не стоим, а идем ко Христу, следуем за Спасителем, ведь сам Господь призвал нас к крестному шествию за Ним: «Возьми свой крест и следуй за Мной». И крестный ход являет собой зримо это шествие духовное за Христом.
И в этом великая сила крестных ходов.
Вся русская земля всколыхнулась и пошла за Господом. За каждой из этих икон многие веси, города, версты, люди, слезы, встречи, чудеса. И мы пришли восьмым путем, последним, из Санкт-Петербурга. Можно сказать, вышли последними, как работники единонадесятого часа.
И ныне этот крестный ход отправится уже в Храм Христа Спасителя, чтобы там Первосвятитель земли русской Святейший Патриарх Алексий вознес свою первенствующую, первосвятительскую молитву Матери Божией пред этими иконами, которые являют всю русскую землю.
Воистину сегодня именно здесь центр русской земли, Святой Руси».
«Впервые в истории христианского мира…»
То был один из лучей крестного хода «Под звездой Богородицы». Завершалось прохождение молитвенных колонн по просторам нашей Руси, израненной, но такой прекрасной своей природой, прекрасной многими светлыми людьми — шел объединенный крестный ход «Под звездой Богородицы» по заключительному, московскому его маршруту от чудотворной Державной иконы Матери Божией в Коломенском к Храму Христа Спасителя.
По набережным реки Москвы текла людская река…
Повторится ли еще такое при нашей жизни?
Как бы хотелось, чтобы мы не впали в ситуацию, когда за деревьями (а среди них встречаются и гнилые) не увидим леса, в целом прекрасного.
При всех неизбежных организационных огрехах, особенно при таком масштабном предприятии, при всем нашем людском несовершенстве, при всех искушениях (порой они были исключительно сильны — невидимый враг лютовал), при всей ограниченности наших человеческих сил, произошло, надо признать, событие невероятное, грандиозное, невиданное доселе. И дело не в нашей журналистской и людской склонности к преувеличениям. Оценки лиц самого высокого духовного звания, руководителей областей, средств массовой информации красноречивы, как никогда:
«Исключительно важное событие общенародной жизни».
(Послание Святейшего Патриарха Алексия в связи с открытием программы «Под звездой Богородицы»)
«Впервые в истории христианского мира осуществляется такое свидетельство нашей веры, нашей любви и нашего упования Пресвятой Богородице».
(Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней)
Взаимосвязь трех исторических событий: явления Державной иконы Божией Матери, голгофского пути Царственных мучеников и покаянного крестного хода «Под звездой Богородицы».
(Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий)
«Крестный ход исторического значения, международного масштаба… Это освященное деяние коснулось всей Руси».
(Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон)
«Этот крестный ход стал триумфом и торжеством Православия в Санкт-Петербурге, причем в таких масштабах, каких не было за последние 90 лет».
(Протоиерей Геннадий Беловолов)
«Крестные ходы „Под звездой Богородицы“ — это великая миссия, подвиг… Без таких молитвенно-покаянных шествий невозможно духовное возрождение России».
(Губернатор Иркутской области А.Г. Тишанин)
«Сегодняшнее событие называют эпохальным… крестный ход — самый длинный по протяженности в новейшей истории Москвы. Нечто подобное происходило в последний раз в начале 20-х годов прошлого столетия».
(Телеканал НТВ о завершении крестных ходов «Под звездой Богородицы» 8 июня в Москве)
«Великий и величайший крестный ход завершается сегодня, подобного которому не было в течение всей, даже тысячелетней истории русской земли…».
(Протоиерей Геннадий Беловолов, духовник кр. хода СПБ — Москва. Слово у чудотворной Державной иконы в Коломенском перед началом объединенного кр. хода по Москве)
Произошло, по сути, третье явление Державной иконы Божией Матери — Ее посещение не только Коломенского и древней столицы Москвы с окрестностями, как в 1917 году, а шествие по всей Руси: и Дальней и срединной России, всей Сибири, западным пределам, северной столице и поморскому Русскому Северу, южным землям славян. От Белого до Черного морей, от Тихого океана до вод Балтики явилась и прошла в своих иконах Матерь Божия.
Когда преодолевался со списком Державной иконы самый длинный и трудный участок пути, около 1800 км по Читинской и Забайкальской епархии (сентябрь-октябрь 2007 г.), великой милостию Божией явленная чудотворная Державная икона впервые после второго обретения сдвинулась с места и впервые посетила русское Зарубежье, весь русский мир, облетела всю Землю.
Дальность этого крестного лета — экватор, 40 тыс. км. Если сложить все земные маршруты списков Державной иконы в программе крестных ходов «Под звездой Богородицы», то получится число, тоже близкое к 40 тыс. км.
Итак, в течение года Державная прошла два экватора!
«Вера жива…»
Десять-пятнадцать минут люди проходят с нами — начинают обливаться слезами. Один мужчина хотел идти крестным ходом, но не смог — его душили рыдания, не давали идти. Люди реально поняли, что такое Иисусова молитва: это слезы, покаянные слезы…
Многие батюшки, регенты шли крестным ходом. Иные в начале недоверчиво воспринимали наше пение, но, пройдя дни, недели, убежденно говорили, что только так и надо петь… «.
Ежедневно, раскрыв молитвослов, мы просим в молитвах перед сном: «Господи, даждь ми слезы…», — просим о том же Богородицу в молитвах утренних, просим об этом в покаянном каноне, готовясь к причащению. Просим и год, и два, и три… и не обретаем. И вот он, плач…
Сколь же милостив и щедр Господь, встань только человек, возьми свой крест и иди путем Господа — крестным ходом.
Слова Галины подтверждают многие. О. Владимир из Владимирской области рассказывал, как, встретив крестный ход, подбежали к нему в недоумении прихожане: «Батюшка, объясните, почему мы идем и плачем?»
Сколько раз свидетелем такого воздействия крестного хода был и автор этих строк.
Акафист пред Державной иконой Матери Божией, начиная с Сибири, крестноходцы совершали уже ежедневно: «Радуйся, яко сладчайшее имя Господа Иисуса Христа усты непрестанно произносити и во уме держати нас побуждаеши».
И они устами непрестанно произносили в пути это сладчайшее имя Господа.
Дивные песнопения Акафиста Державной, идущие от святителя Тихона и с любовью сохраненные русским Зарубежьем, в самом начале 90-х после второго обретения Державной иконы множеством книжечек Джорданвилльской типографии вновь вернулись в Россию, в нашу жизнь, в молитвенное общение с Пречистой. Одна из этих книжечек находится в «Руси Державной», и по ней совершается редакционная молитва.
Чаша покаянных слез
Зависит от покаяния и судьба России, русского народа, всех народов нашей страны, нас с вами и наших детей.
«Только чаша покаянных слез может перевесить на Суде Божием море человеческого греха» — эти ключевые слова православных пастырей приводились в совместном Обращении оргкомитета крестных ходов «Под звездой Богородицы и редакции «Руси Державной».
Из этих слов, как это ни покажется кому-то неожиданным, следует, что собирание чаши покаянных слез есть самая верная программа спасения и возрождения России.
«Для возрождения России напрасны все политические… объединения: России нужно нравственное обновление русского народа», — говорил светоч русского Зарубежья святитель Иоанн Сан-Францисский, который благодаря деяниям прошедшего Архиерейского Собора нашей Церкви стал всероссийски почитаемым святым.
Крестные ходы — это и есть собирание по всей стране той чаши покаянных слез, которые мы должны поднести Господу для спасения Родины.
+++
По просторам России в 2007—2008 годах прошел крестный ход, а одновременно с ним по кинотеатрам России прошел фильм «Остров». После разрушения храмов, гонений на веру и известного провозглашения кино важнейшим из искусств невидимая, но ожесточенная и особенно широкомасштабная война за души людей идет в кинотеатрах, общественных и домашних (телеэкраны), где аудитория — почти вся страна. По милости Божией «Остров» стал фильмом-покаянием, предложенным еще не раскаявшемуся в большинстве своем, но нуждающемуся в покаянии народу. Фильм сыграл роль спускового крючка покаяния, выстрел фильма попал в «десятку». А ранее образ глубокого покаяния дал Шукшин в «Калине красной».
Одни плакали на крестных ходах, другие — в залах кинотеатров. «Остров» смотрели миллионы, и плакали многие. Кто не соприкоснулся с крестным ходом, тот на фильме «Остров» соприкоснулся с молитвой и слезным покаянием и сам пролил слезы. Пусть это и кино, но известно, что «Дух дышит, где хочет».
Вышагивал о. Анатолий туда и сюда по мхам и камням, пытаясь освободиться от колючей занозы греха, — шагали крестноходцы, совершая, можно сказать, физический массаж души, освобождая ее от греховного яда.
Где покаяние и слезы, там вслед за ними мир и радость в душе. Многие, и священники и миряне, признавались, что испытывали в крестном ходе прилив сил и необыкновенный духовный подъем.
Покаяние из сферы церковных дисциплин шагнуло в нашу культуру и в словах певца и поэта Владимира Волкова обрело свою чеканную формулировку: «Как к оружию, зову к покаянию» (песня «Православные»).
Духовная брань
Крестный ход есть зримое выражение этого духовного боя. Он и есть (коллективный) духовный бой в особенно сильной форме.
О. Геннадий Кочуров (иеромонах Матфей), которого никогда не забудут великорецкие крестноходцы призыва середины 90-х годов, говорил: «Наше обычное состояние — это солдаты в казарме; крестный ход — это солдаты в походе…»
Москвичка Валентина вернулась с Владивостокского хода: «Крестный ход — так ходили солдаты за Родину».
Батюшка из Орла: «Идти в крестный ход — это идти рубиться».
«Этот крестный ход на меня сильно повлиял. Здесь мощный дух. Это самое сильное оружие» (О. Сергий).
«Что произошло и произойдет духовно после этого события, мы узнаем позже. Но крестные ходы дошли, донесли свою молитву сквозь тысячи километров, и как истинные воины Христовы сразились совершители их в невидимой духовной брани, возрождая Святую Русь!» (Павел Буцай, координатор крестного хода Иерусалим-Москва, главный редактор газеты «Русичи», Севастополь).
«Крестные ходы — горячо любимая россиянами традиция, пришедшая на Русь из Византии и сохраненная для нас нашими предками — славянами, которые именно в крестном ходе, в соборной молитве видели один из действенных способов защитить Отечество от видимых и невидимых врагов» (Победа.ru).
Документальный фильм фонда «Андреевский флаг», фотогалереи сайтов «Под звездой Богородицы», Владивостокской и иных епархий содержат уникальные кадры, фотографии, передающие динамику, радость, многолюдие, атмосферу события, особый настрой этого идущего в духовный бой воинства Христова.
И это наше общее русское дело.
И многие, и многие, кто не мог войти в ряды этого молитвенно-покаянного хода — в сугубую службу, те молились об этом нашем общем деле келейно, по дороге на работу, всюду.
В храме природы
Крестноходцам порой целовали руки, приводя их в сильное смущение и осложняя подготовку к очередной исповеди.
Бежали навстречу дети, малые — на плечах у отцов. Крестный ход иной раз растягивался на километр. Приветствуя его, сигналили машины, гудели идущие в отдалении поезда, пролетающие вертолеты совершали над ходом почетные круги.
Как в наших храмах в ходе богослужения возжигались бы и гасились светильники, совершались иные действия, так в крестном ходе — службе, совершаемой в храме природы, регулярно «включались» радуги, иногда несколько; играло солнце; штормовые предупреждения не исполнялись, погода изменялась на благоприятную.
Когда идут крестные ходы, преображается вся природа, тварь вступает в новые отношения с исходящим из плена греха, преображенным человеком. «Всякое дыхание да хвалит Господа», — и удивительно чутко реагируют живые существа, братья наши меньшие: кони, коровы, птицы тоже включаются в хор славословия Творцу. Стада животных начинают ходить кругами, играют.
Вторая Пасха
Икона пасхального батюшки Серафима, пред которой молился старец Николай, как и икона Николы Великорецкого, покровителя путешествующих, следовала самым длинным лучом звезды Богородицы Владивосток — Москва.
Радость царила на крестном ходе. И десятки тысяч километров восьми лучей завершились такими значимыми шестнадцатью километрами по Первопрестольной. Все службы, молитвы, воздыхания в тысячах пройденных городов и сел Руси слились в Храме Христа Спасителя в единое: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи», — слились в величественных радостных ликующих песнопениях.
И после патриаршего завершающего молебна, выходя из Храма Христа Спасителя, пели крестноходцы пасхальное: «Христос воскресе!»
Пасхален и традиционный Великорецкий крестный ход с иконой святителя Николая Чудотворца. Он завершился одновременно с молитвенным шествием «Под звездой Богородицы», день в день, 8 июня 2008 года. Божественная синхронизация событий происходила вплоть до минут: в половине первого встреча по плану крестного хода «Под звездой Богородицы» в Москве в Храме Христа Спасителя (день 125-летия его освящения) — в половине первого встреча по плану Великорецкого крестного хода в Вятке в храме Новомучеников и Исповедников российских (дни 625-летия явления Великорецкого образа). Между празднуемыми историческими событиями — ровно 500 лет!
Так удивительным образом соединил Господь два великих шествия по Руси — новое и древнее.
Богородица и святитель Николай, как же дороги они и близки сердцу русского человека!
И была 8 июня в Москве и Вятке (Кирове), а, по сути, во всей Руси Вторая Пасха!
Молились Державной (в 90-е годы) — и явился красавец храм, величественный Храм Христа Спасителя. Молились Державной — и восемь чудесных лучей, крестных ходов, каждый с Державной иконой, явились в Храме Христа Спасителя в юбилей его освящения.
Будем молиться, чтобы покаяние и следующая за ним пасхальная радость всегда сходили на нашу русскую землю.
«Волна единения»
Наша задача — не предать забвению это событие, этот великий крестный ход «Под звездой Богородицы», это «яркое горение православных», осознать, удержать в памяти, собирать все позитивное, что касается крестного хода, хранить, рассказывать детям и внукам.
Нам не надо забывать и деяния Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года, прославившего тысячу новых русских святых, во главе которых прославленный ранее Святейший Патриарх Тихон и вся Царская Семья — событие величайшего исторического ранга, не сравнимое ни с чем, нами еще не осознанное и не ставшее определяющей частью нашего личного, общественного и государственного самосознания, частью нашей жизни. Тысяча только тех, кого знаем поименно, а их тысячи и тысячи, которых знает только Господь. Это воины небесного спецназа России, это величайшая невостребованная еще в полной мере духовная сила Руси.
Этому судьбоносному деянию — прославлению сонма новомучеников и исповедников российских сопутствовал тогда Всемосковский крестный ход. В том же 2000 году мы праздновали 600-летие Великорецкого крестного хода, получившего статус Всероссийского (фактически он и всемирный). Эти события положили начало новому подъему крестных ходов в России.
Новомученики вымолили воссоединение Русской Церкви. Будем же всегда помнить и это событие — восстановление единства нашей Церкви, единение русского мира и чудесное шествие в честь этого воссоединения Державных икон Матери Божией по всему миру и по всей России — с 20 мая 2007 года по 8 июня 2008 года.
Будем помнить и великий акт покаяния — принесение Большого поклонного креста с Соловецкой голгофы на Бутовскую голгофу, организованное в июле-августе 2007 года оргкомитетом программы «Под звездой Богородицы», после чего вознесенной к небу святыне поклонился Президент России, сопровождаемый Святейшим Патриархом.
Крестный ход «Под звездой Богородицы» — это волна единения великой силы, вымоленная сонмом новомучеников и исповедников российских вместе с Богородицею, рожденная первой совместной литургией и историческим Актом единения 17 мая 2007 г., совместным освящением 19 мая храма Новомучеников в Бутове. Волна, прокатившаяся в течение года по всей Руси: от берегов Тихого океана до Балтики, от Белого до Черного морей.
Так что же произошло?
Крестный ход берет начало от величайших святынь Москвы и России — от чудотворных Владимирской, Казанской, Державной икон, от святого алтаря Богоявленского кафедрального собора и заканчивается у алтаря Храма Христа Спасителя в центре Москвы.
По всей Руси — по Дальней России, всей Сибири, Уралу, по Центральной России, а также Украине и Белоруссии крестными ходами пронесены восемь списков Державной иконы, освященных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, а также владыкой русского Зарубежья епископом Женевским и Западно-Европейским Михаилом.
Одновременно по каналам и иным водным путям Северо-Запада Руси, усеянным святыми косточками новомучеников, совершилось крестное плавание с Большим поклонным крестом, соединившее две русские Голгофы — Соловки и Бутовский полигон. По свидетельству епископа Михаила, «российские новомученики и исповедники посредством речного крестного хода объединили русских людей, которые сейчас разбросаны по всему земному шару; и он стал крестным ходом всего русского народа».
Созвездие великих святынь православия сопровождало крестный ход. По всей Руси тысячи и тысячи километров прошествовали частицы Камня Гроба Господня, Камня Гроба Богородицы, пояса Пресвятой Богородицы, жезла пророка Моисея, частицы мощей Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, преп. Серафима Саровского, переданные крестному ходу настоятелем Богоявленского кафедрального собора Москвы протопресвитером Матфеем Стаднюком.
Крестный ход сопровождали иконы и частицы святых мощей из множества монастырей и храмов России, святыни храмов и монастырей Русской Православной Церкви Заграницей, Сербской Православной Церкви, Кипрской Православной Церкви, Святой горы Афон.
На некоторых участках пути молитвенное шествие возглавляли митрополиты, архиепископы и епископы Русской Православной Церкви, участвовали губернаторы, руководители районов, городов, регионов.
В ряде городов участие в торжественном молитвенном шествии принимали до 15 тысяч человек.
Администрации множества областей, городов и сел, епархии, благочиния и приходы были вовлечены в это грандиозное предприятие.
Сколько же людей приняло участие в крестном ходе:
- в его подготовке; - в его проведении; - на отдельных этапах; - во встречах и проводах; - в организации этих встреч и проводов, передвижении святынь из города в город, в доставке грузов на крестный ход; - в информационном обеспечении крестного хода, отображении его событий в газетах и журналах, на радио, телевидении, фотогалереях и видеофильмах, на интернет-сайтах; - в сопровождении колонн крестного хода машинами дорожно-патрульных служб; в неизбежном иногда перекрытии площадей, улиц и дорог (и здесь порой проявлялись чудеса организации, сводящие к самому минимуму ограничения в дорожном движении, как в Екатеринбурге); в медицинском обеспечении, бытовом обслуживании, обеспечении питания, ночлега, охраны восьми крестных ходов на протяжении месяцев и месяцев пути, тысяч и тысяч километров.
Во всенародном молитвенном шествии шли 80-летний митрополит и преклонных лет священники, малые дети и взрослые, монахи и миряне, братья и сестры, здоровые и больные, люди самых разных возрастов, профессий, сословий и национальностей из множества городов и весей России, а также Украины и Белоруссии.
По ходу движения происходила установка поклонных крестов, закладка или освящение часовен и храмов; совершались обряды крещения, молебны, панихиды, акафисты «Державной», облеты с иконами вокруг городов, посещения святых мест, поклонения местночтимым святыням; проходили встречи с руководством областей, городов, районов и сел, с прессой, с местными жителями, выступления на радио, телевидении.
Посещались больницы, детские и родильные дома, места заключения, предприятия, космодром, воинские части. В шествии участвовали военнослужащие — моряки, пограничники, многие другие.
На крестном ходе совершались исцеления, мироточения икон.
Многие люди зрелого возраста (среди них сотрудники силовых структур, дорожных служб) в ходе этого великого шествия приняли крещение. Сколько людей потянулось к храму, не счесть. Сколько верующих России и Зарубежья горячо молились о совершителях хода, о спасении и возрождении России.
Сотни тысяч иконок Матери Божией Державной, множество экземпляров спецвыпуска и очередных номеров «Руси Державной», плакатов с информацией оргкомитета розданы на маршрутах.
Сотни тысяч и миллионы людей встречали крестный ход или соприкоснулись с ним. Информировало зрителей о ходе местное и Центральное телевидение.
Итак, что же произошло?
В год 90-летия явления Державного образа Матери Божией и 900-летия хождения игумена земли Русской Даниила во Святую землю множество икон, святынь сдвинулось с места и двинулось по всей русской земле. Под небесным куполом России словно в едином огромном храме природы в течение года непрерывно звучала покаянная молитва идущих, совершалось в храмах устами совершителей хода и встречающих славословие Богу, величание Пресвятой Богородице, служилась Божественная литургия, всюду читалась молитва Божией Матери Державной. Совершалось множество больших и малых добрых и нужных дел. Миллионы людей так или иначе приняли участие в этом великом, небывалом ранее крестном ходе.
Крестный ход совершила вся Россия.
Совершили и Белоруссия, Украина — вся Русь!
Ибо была великая милость Господня к нам грешным. И Матерь Божия пожелала пройти в своих иконах по Русской земле.