Православие на Дальнем Востоке | Василий Жуков | 05.09.2008 |
Этот храм стоит на особом историческом месте — на этом месте стоял до революции храм Новомариинского острога, который располагался вокруг него. После революции храм разрушили, впоследствии построили магазин, здание которого в аварийном состоянии было передано верующим.
Известно, что именно Преображенский храм был первым кафедральным собором епископа Анадырского и Чукотского Диомида, прибывшего в Анадырь в 2000 году. Можно порой услышать, что именно он построил храм и создал общину. Но это не так. Храм в здании бывшего магазина появился в начале 90-х, задолго до приезда на Чукотку епископа Диомида. Многие члены прежнего прихода ушли — не смогли ужиться с приехавшими вслед за владыкой людьми. Можно сказать, что именно с этого момента начинается разделение Чукотской епархии на «истинных православных» и всех остальных. Кто-то из членов прежней общины ходил еще по привычке в этот храм, кто-то стал ездить в другие храмы епархии, кто-то ушел вообще.
Храм Преображения все восемь лет пребывания епископа Диомида на Чукотской кафедре был его резиденцией — даже когда построили кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы, он ни разу не служил в нем, кроме того случая, когда на Чукотку прибыл митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В фильме-апологии «Духа не угашайте» можно видеть кадры, как правящий архиерей Чукотки совершает богослужение в священнических ризах, в сослужении настоятеля храма протоиерея Василия Байдаченко и других священников, которые сейчас запрещены в священнослужении. Там он и служил там все эти восемь лет, там он прочел впервые свое обращение, там он на Литургии, отслуженной вопреки запрещению Священного Синода, объявил о том, что каяться не собирается и ни на какой Синод не поедет.
Когда этим летом я впервые вошел в этот храм (в воскресенье 6-го июля — я пришел готовить к богослужению клирос перед Всенощным бдением на Рождество Иоанна Предтечи), меня поразила странная теснота. Довольно сразу все стало понятно — храм был битком набит вещами самого разного вида, срока годности и назначения. Подсобка, сам храм, даже алтарь — все мало-мальски свободные пространства были использованы под складирование вещей. Это был первый день, как храм перешел в ведение Анадырской епархии от незаконно удерживающих его помощников епископа Диомида. Все последующее время — вплоть до сего Престольного дня — храм был закрыт на уборку. Был вымыт, выскоблен и вычищен алтарь, пол в нем и на солее был выстелен новым ковролином, масло в лампадах было заменено на новое, сняты с иконостаса электролампады (!), подновлен интерьер храма. По благословению временно управляющего Анадырской и Чукотской епархией архиепископа Хабаровского и Примаурского Марка, скопившиеся в преизбытке вещи были переданы нуждающимся в чукотские поселки, а предметы, не годные к употреблению, просроченные продукты — выброшены. Испорченные сыростью и временем иконы, а также неканонические изображения, были сожжены согласно церковным правилам. С этим храмом связаны и практически все провокации последних недель, срежиссированные главным редактором одиозной газеты «Дух христианина» Г. Симоновой.
Но теперь многое позади. Преображение выпало на будний день, и вроде бы в храме не так много людей. Но это обманчивое впечатление — сюда пришли все те, для кого этот храм был родным. Т. Ф. Курочкина с нотками тихого счастья делилась со мной впечатлениями от праздника: «Вы знаете, я так счастлива. Ведь пришли все, все те, кто строил этот храм, кто создавал эту общину в начале девяностых». По общему мнению первых прихожан храма, пришедших на службу с детьми и внуками, с этого дня по-настоящему начинается новая жизнь епархии — обновленный, Преображенный храм готов встретить новых людей, приходящих преобразиться. С твердой уверенностью эти исповедницы в белых платочках говорят нам: «Придут, и уже приходят новые люди. Нормальные, живые люди».