РПМонитор | Олег Горбунов | 05.09.2008 |
Василий Волга, лидер партии «Союз левых сил»:
— Можно ли преобразовать Украину в федерацию, и не навлечь на себя обвинения в сепаратизме и уголовные преследования?
— Пункт первый. Для начала власти необходимо взять элементарный словарь по философии и почитать, чем греческое слово «federato» отличается от «separato». «Separato» — это разделение, а «federato» — объединение.
Второе. Украинский Уголовный кодекс, к счастью, не предусматривает уголовную ответственность за политические убеждения.
Третье — о том, каким образом Украину сделать федерацией. Мы готовим на сентябрь-октябрь этого года проведение в Крыму научно-практической конференции, на которую будут приглашены ученые, политики и административные деятели из стран с федеративным устройством: европейских государств, Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки. Мы пока как политическая сила формируем именно политический заказ. Мы констатируем сейчас, что унитарная форма устройства Украины используется для того, чтобы один из украинских субэтносов, который населяет пять областей Западной Украины, навязывал свою волю остальным 40 миллионам жителей нашей страны. То есть унитарная форма устройства используется радикальными националистами для того, чтобы «переломать через колено» здравомыслящее большинство. Основываясь на этом, мы формируем свою повестку: нам необходима федеративная форма устроения, при которой субъекты федерации получают во многом очень широкие права, в том числе и в гуманитарной области.
— Могут ли украинские власти попытаться отнять у Крыма автономию под предлогом предотвращения югоосетинского сценария?
— Такие голоса раздаются опять-таки со стороны западноукраинских националистов. Они говорят, что необходимо ликвидировать автономию Крыма и т. д. Но на «круглых столах», которые мы организовали, абсолютно единодушно было отмечено, что люди очень встревожены тем, что у них хотят забрать автономию и ликвидировать самобытность такого региона как Крым.
Это невыгодно жителям Крыма, которые ощущают себя во многом русскими людьми. Они видят, какая мощнейшая «атака» на восток страны (Луганскую, Донецкую, Харьковскую, Днепропетровскую области) сейчас идет в сфере образования и культуры. Частичная автономия Республики Крым — это хотя бы какой-то инструмент защиты от того национализма, который распространяется под покровительством Ющенко.
— Какой будет судьба Договора о дружбе, партнерстве и сотрудничестве («Большого Договора») и Соглашения о базировании Черноморского флота (ЧФ) России в Крыму?
— По информации, которой мы располагаем, сейчас подготовлены несколько вариантов предложений со стороны Секретариата президента (СП) Украины, дискредитирующие этот Договор и помогающие попыткам выйти из этого Договора. СП и Ющенко надеются, что если сейчас будут действовать такими неадекватными методами, каковыми являются недавние заявления, то это подвинет НАТО к принятию Украины и Грузии в каком-то аварийной порядке. Так что основания волноваться по поводу судьбы этого Договора есть, и основания эти серьезные.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
— Можно ли преобразовать Украину в федерацию, и не навлечь на себя обвинения в сепаратизме и уголовные преследования?
— Я думаю, что тема федерализации в данный конкретный момент и в ближайшие месяцы не будет актуальной. Хотя в перспективе, полагаю, она появится на повестке дня, возможно, даже ближе к президентским и парламентским выборам. Эта реформа вполне может быть проведена, но только при условии общеукраинского понимания национального интереса. Для этого должна быть какая-то вменяемая центральная власть (не сегодняшняя), которая понимает, какие угрозы можно преодолеть и каким образом, идя по пути федерализации. Я не вижу сейчас (теоретически и практически) очень больших проблем для федерализации. Нужно заняться поиском взаимоприемлемых как для Востока, так и для Запада Украины парадигм развития страны. В момент, когда раскол угрожает существованию государства, идти по пути федерализации означает усугублять раскол. Поэтому, грубо говоря, нужно сначала объединиться, а потом уже разъединяться.
— Кто может взять на себя ответственность за поднятие темы федерализации? Снова Партия регионов?
— Я думаю, да, если Партия регионов понимает, что сначала нужно выработать общую для всех элит концепцию развития страны, договориться об этом, а потом ставить вопрос о федерализации. Сейчас были проведены опросы общественного мнения по вопросу отношения населения к грузино-югоосетинскому конфликту, и выяснилось, что с большим перевесом лидирует точка зрения: «занять нейтральную позицию». Причем она лидирует во всех регионах — на Западе, в Центре и на Востоке! Это и есть основа для общеукраинской позиции. Хотя есть сильные различия: на Востоке поддерживают Россию, на Западе — Грузию. Но доминирующая позиция для всей Украины — это нейтралитет. Вот это — основа для общеукраинского единства. После договоренностей о том, что власть в Киеве ведет именно такую (нейтральную) политику, можно принимать закон о федерализации, не боясь при этом потерять страну.
— Могут ли украинские власти попытаться отнять у Крыма автономию под предлогом предотвращения югоосетинского сценария?
— Я думаю, не могут. Ющенко и его команда хотели бы это сделать, и есть даже соответствующие предложения со стороны наиболее активных и агрессивно настроенных антироссийских сил, но дело в том, что они даже в своем лагере не пользуются плотной поддержкой. Поэтому реализовать это они не могут. Но они могут, пользуясь своим контролем, например, над Службой безопасности Украины создавать проблемы и обострять ситуацию. Что они, собственно, и делают. Но изменить ситуацию радикально эти люди не в состоянии, потому что Ющенко пользуется крайне слабой поддержкой населения (около 7%), и ни одна из крупных политических сил его в этом не поддержит.
— Какой будет судьба Договора о дружбе, партнерстве и сотрудничестве («Большого Договора») и Соглашения о базировании Черноморского флота (ЧФ) России в Крыму?
— Дан толчок к пересмотру обоих документов, или новой версии, или просто принятию каких-то дополнительных соглашений. Я не думаю, что как «Большой Договор», так и Соглашение о пребывании ЧФ могут «выжить» в том виде, в каком они существуют.
Валерий Иванов, лидер крымской организации Прогрессивной социалистической партии Украины:
— Можно ли преобразовать Украину в федерацию, и не навлечь на себя обвинения в сепаратизме и уголовные преследования?
— Ситуация в Крыму развивается немного по-другому, чем в Южной Осетии и Грузии. В данном случае Крым является автономным субъектом на территории Украины. Вообще, принцип федерализации поможет децентрализации власти в Украине. Вы сами понимаете, что пять западных областей Украины сегодня держат «в тонусе» всю страну. Предоставление федерального статуса этим областям давало бы нам право более спокойно жить и им, в свою очередь, расставлять своих «Шухевичей» во всех областях, но не трогая при этом центральную власть. Поэтому федерация в Украине, которую предложила Наталья Михайловна Витренко (лидер ПСПУ) еще в 2004 году и в 2006 году, — это единственное спасение Украины от конфронтации между регионами.
— Могут ли украинские власти попытаться отнять у Крыма автономию под предлогом предотвращения югоосетинского сценария, и к чему это может привести?
— В Конституции Украины заложено, что в составе Украины находится Автономная Республика Крым. Она имеет свою Конституцию, которая утверждена законом Украины «О Конституции АРК». Право внесения изменений в нее имеет только парламент автономии. Поэтому законных путей лишения Крыма статуса автономии нет. Но мы знаем о том, что президент Украины часто действует антиконституционным путем. Однако, если будут совершаться неконституционные действия, то они будут порождать неконституционные ответные реакции.