Русская линия
Радонеж Сергей Белозерский04.09.2008 

О некотором недоумении

Как неоднократно говорил Святейший Патриарх, «Церковь отделена от государства, но не от общества». Хотя в некоторых европейских странах, таких как Великобритания, Греция, скандинавские страны, существует государственная Церковь, Русская Православная Церковь не стремится к статусу государственной. Вместе с тем, помня о том, что «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал (Еф.6:8)», Церковь не отказываться от сотрудничества с государством в таких областях, как образование, помощь в реабилитации лиц, совершивших правонарушения, социальная работа. Задачи Церкви и государства, как и их методы, несомненно, различны — однако нельзя сказать, что они не пересекаются. Воспитание ответственных, законопослушных граждан, сохранение и приумножение культурного наследия, профилактика преступности и асоциального поведения — есть предостаточно задач, в решении которых разумный государственный муж обратится к содействию Церкви, даже независимо от того, является ли он сам верующим или нет. Такое сотрудничество может сделать нашу страну более благополучной, процветающей и безопасной для всех — для верующих и неверующих, для православных и неправославных.

Сотрудничество между Церковью и московскими властями в целом успешно развивается. Так, недавно, Департамент образования города Москвы выпустил Приказ № 398 «О реализации Протокола встречи руководителя Департамента образования города Москвы с представителями Русской Православной Церкви 16 января 2008 года». Этот приказ предусматривает развитие сотрудничества между Церковью и Департаментом образования, подготовку учебных пособий для преподавания Основ Духовно-Нравственной Культуры, поддержку для православных учебных заведений в отношении различных аспектов их деятельности, содержит рекомендацию, обращенную к руководителям образовательных учреждений Москвы использовать часы, выделяемые на факультативные дисциплины, для изучения православной культуры.

Нельзя не отметить большой вклад, который вносит в это сотрудничество и мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Православные люди высоко ценят отношение Юрия Михайловича к Церкви. Как сказал он сам в интервью «Российской Газете», «Церковь отделена у нас от государства, но не от народа. Понимание этой разницы и побудило меня заняться восстановлением храма Христа Спасителя. Сейчас уже можно сказать о том, что его появление в конце двадцатого столетия сыграло и объединяющую роль, и стало символом надежды на то, что в нашей стране, переживающей грандиозные перемены, все-таки можно рассчитывать на лучшую жизнь». Заслуживает упоминания и твердая позиция Юрия Михайловича в отношении так называемых «гей-парадов», которой он придерживается несмотря на серьезное международное давление. Верность Юрия Михайловича Православию отметил и Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, который наградил его орденом Дмитрия Донского.

Доверие и уважение, с которым православные люди смотрят на московского градоначальника, без сомнения, является вполне заслуженным. Поэтому сообщение, недавно прошедшее в новостных лентах, вызывает огорчение и недоумение. Как сообщается, Юрий Лужков сказал, что считает неправильным ориентироваться только на Православие, опасаясь, что это приведет к межконфессиональной напряженности, и поэтому, с его точки зрения, уместно говорить только о факультативе истории религии. Вне всяких сомнений, долг ответственного государственного деятеля — избегать всего, что ведет к межконфессиональной напряженности, и мы не сомневаемся в самых искренних мотивах Юрия Михайловича. Однако мы едва ли ли можем согласиться, что преподавание Основ Духовно-нравственной культуры может привести к такой напряженности. Религию в школе — даже не духовную культуру, а прямо и непосредственно религию — давно уже преподают во многих европейских странах. Например, Финляндия, Британия и Германия — многоконфессиональные, и, благодаря весьма значительному числу иммигрантов, многонациональные страны — и в школах этих стран религия преподается. Привело ли это к «напряженности», о которой так часто говорят у нас? Очевидно, нет. Сбылись ли в этих странах вообще какие-либо из страшилок, которые нам так часто приходится слышать? Тоже нет. Так чем же русские люди хуже немцев или финнов? Нельзя не согласиться со словами самого Юрия Михаиловича, сказанными им в том же интервью «Российской Газете»: «Власть обязана дать возможность любому человеку жить так, как жили его предки, — с учетом религии, языка, культуры. Отсутствие этого порождает протест. Для нашей страны это самое опасное». Мы искренне надеемся, что эти слова лучше отражают подлинную позицию Юрия Михайловича, чем те, о которых мы узнали недавно.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2813


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru