Русская линия
Русская линия Юрий Абрамов03.09.2008 

Теология в Иркутском университете

25 апреля на Ученом совете Иркутского университета было принято решение об открытии нового учебного направления «Теология». В мае будущего года планируется получить лицензию в соответствии с государственным стандартом по этому направлению.
В связи с этим мы обратились с просьбой к заведующему отделением политологии и религиоведения профессору Юрию Федоровичу Абрамову рассказать, чем вызвана необходимость открытия такой специальности на этом отделении.

Ю.Ф.АбрамовЮ.Ф.: — Во-первых, потенциал нашего университета для открытия этого направления достаточно высок. И конкуренция со стороны других вузов ему не страшна. В газете «Иркутский университет» неоднократно освещался процесс становления в прошлом году родственной специальности — «Религиоведение». По ней мы успешно проработали прошлый учебный год, привлекли наиболее квалифицированную профессуру ряда факультетов ИГУ и, что особенно отрадно, лучшие интеллектуальные силы других учебных заведений города. Кроме того, лишь у нас в Научной библиотеке за многие десятки лет накоплено около 14,5 тысяч первоисточников, которые мы рассматриваем как интеллектуально-теоретическую основу для специальностей «Религиоведение» и «Теология».

Еще одним серьезным поводом для открытия бакалавриатов по религиоведению и теологии являются те кардинальные изменения в социальной сфере постсоветской России, которым мы свидетели последние два десятка лет.

Как все помнят, в советский период в нашей стране мировоззренческо-нравственное единство советского народа обеспечивало КПСС идеей бесклассового общества коммунизмом, а институт образования реализовывал соответствующие образовательные программы: «Философию», «Историю КПСС», «Политэкономию», «Научный коммунизм» и другие.

Ныне, как вы понимаете, обстоятельства изменились. Общество стремится стать гражданско-правовым и гуманитарно-размерным. Хотя объективная потребность в социально-гуманитарном и мировоззренческо-ценностном единстве, как и в прежние времена остается.

Отсюда становятся понятными усилия высшей профессиональной школы по реализации соответствующих образовательных программ. В нашем случае это «Религиоведение» и «Теология». Это два светских образовательных стандарта, относящихся к одной и той же социальной сфере — системе знаний о религии и социальной деятельности религиозных конфессий (церквей). И то, и другое образовательное направление использует научные средства, что, вообще говоря, дает возможность им дистанцироваться от богословия, которое является прерогативой образовательной деятельности религиозных организаций и, разумеется, не входит в перечень образовательных стандартов современной России.

Я на этом останавливаюсь так подробно, т.к. в повседневном сознании современного обывателя, да, и что там говорить, определенной части вузовской профессуры происходит смешивание названных понятий. К сожалению, и по сей день приходится на этом останавливаться несмотря на то, что свою позицию мы неоднократно проясняли как на страницах нашей университетской газеты, «Байкальского психологического и педагогического журнала», так и «Областной газеты».

Во-вторых, объективная необходимость для современной России в новых формах мировоззренческо-исторического единства социума заключается в потребности национальной идентификации в условиях современного глобализирующегося мира. Дело в том, что глобализация предлагает народам мира исторически новую гуманитарную систему ценностей. Основной чертой глобальной культуры является транснациональность. Глобальная система ценностей сближает людей, живущих в разных странах, исповедующих различные политические, религиозные и иные взгляды и убеждения. Положительным в данном случае, является усиление взаимопонимания и обогащение национальных культур, достижения иных народов. Вместе с тем глобалистская система ценностей лишена всего того, чем обладают национальные культуры прошлых эпох: исторической памятью, мифами, национальными системами гуманитарных ценностей и духовной идентичностью. Такое положение дел российскую нацию удовлетворить не может.

Историческая, гуманитарная и социальная культура России строилась веками этно-национальными и религиозными общностями главным образом как результат деятельности православной церкви.
.
Российской православной культуре, которая не противоречит, а наоборот, поддерживает традиции российской государственности, как вы знаете, буквально этим летом исполнилось 1020 лет. Именно это обстоятельство выступает объективным основанием для сохранения и выстраивания в новых глобальных условиях социально-культурной идентичности российской нации, ее самоопределение во всем многообразии глобализирующегося мира.

Теперь, я думаю, нашим читателям становится понятна социально-гуманитарная миссия института высшего профессионального образования РФ, тех классических университетов, которые в наше время возлагают на себя труд через национально-мировоззренческое образование молодежи способствовать выстраиванию новой национальной модели российской государственности, опираясь на тысячелетнюю духовно-историческую традицию российского народа.

 — Юрий Федорович, по-видимому, смешивание понятий «теология» и «богословие» происходит от непроработанности базового для них понятия «духовность»?

Ю. Ф .: — Вопрос сложный по ряду причин. Но скажем так. Понятие «духовность» связано с представлениями о деятельности Святого Духа, описанными в Библии. В философском понимании Дух обозначает невещественное начало мира в отличие от естественного материального. Дух в человеке — это индивидуальное состояние внутреннего «я», обращенного на познание истины, познание того, что человек для себя признает высшим безусловным благом.

Это может быть жизнь, любовь, тип отношений с другим «я», например, деньги. В принципе многое. Дух имеет интеллектуально-нравственную природу. Она дает возможность осуществлять акт сознания (совместного знания), делать личностное усилие на пути узнавания, постижения потребного.

Мы очертили проблемное поле многих традиционных для высшей школы РФ наук: философии, психологии, педагогики, психиатрии, филологии, социологии, медицины и другие. В последние десятилетия к ним присоединились религиоведение и теология (не путать с богословием), которые используют свой набор средств и методов познания, преследуют каждая в отдельности свой гносеологический интерес. Например, религиоведение имеет своим предметом познание социальных функций института Церкви в любом обществе, применительно к России — социальную эффективность деятельности российской православной церкви за последние 1000 лет; ее роль в создании российской государственности и духовно-нравственного единства народов России. Теология, как новая для вуза наука, предметом своих исследований провозглашает культурно-мировоззренческие основания духовной составляющей религиозной картины мира. Это связано с тем обстоятельством, что каждая религия (христианство, мусульманство и т. д.) строит свою, отличную от других мировоззренческих картин, в основе которых лежат различные представления о гуманитарных благах.

Скажем, для православно-российской культуры фундирующим конструктом является понятие любви. Русская культурная традиция ставит любовь к другому человеку выше любви к государству, нации, науке, цивилизации и другим. Любовь в православной культуре полагается высшим добром, которое творит человек для другого человека. Такое отношение человека к человеку считается Божеским, а не просто человеческим. Любовь — инструмент строительства совместной жизни в сообществе. В любви возникает вера, историческая культура нации, добро, правда, ответственность, стыд, жалость и т. д. Здесь мы привели базовый ряд категорий, который составляет интеллектуальное ядро теологии как науки. Разумеется, он значительно шире, но сказанное дает возможность читателю почувствовать самодостаточность теологии, ее научную рациональность.

Все названные понятия обозначают различные виды социальной реальности, дают картину отношений между субъектами, выводят теологию на один уровень позитивности с философией, психологией, педагогикой и другими науками. Что же касается православной теологии как пласта российской ментальности, то вслед за П.А.Флоренским необходимо отметить: духовность русских — это указание перевеса этических и религиозных начал в социальной истории России над общественным и правовым началом. Именно это качество российского народа является главным отличием от системы ценностей западного христианства, выступает основой понимания теологии в ее православно-культурном варианте.

 — Подводя итог, правильно ли будет утверждать, что с открытием в ИГУ специальностей «Религиоведение» и «Теология» университет расширяет «веер» образовательных услуг на рынке труда?

Ю. Ф .: -Да, это так. Но не забывайте и о новом социальном эффекте нашего образования. Мы создаем фундамент нового мировоззрения молодежи России, что сегодня важнее всего!

Впервые опубликовано в газете «Иркутский университет», 31 августа 2008 г.

http://rusk.ru/st.php?idar=113229

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Галина Акименко    04.02.2009 07:46
Крайне интересное направление.
Спасибо Юрию Федоровичу за вклад в развитие теологии.
Было бы интересно продолжить общение по этой проблеме .

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика