Русская линия
Православие и современностьИгумен Нектарий (Морозов)30.08.2008 

Правило душу правит

В предыдущей статье говорилось о том, насколько важно в молитвенном делании постоянство: есть правило, значит, ни в коем случае не надо от него отступать. На то оно и правило, чтобы соблюдать его неукоснительно, кроме того, оно правит нашу душу — постепенно, день за днем. Но вот вопрос, который всегда стоит перед новоначальным: из чего молитвенное правило должно состоять?

Ежедневный рацион

Молитву действительно с полным основанием можно назвать насущным хлебом нашего сердца — тем, что питает и поддерживает его жизнь. Но что мы знаем вообще о необходимом для правильной жизнедеятельности организма питании? Во-первых, что его должно быть достаточно, во-вторых, что его не должно быть слишком много, в-третьих, что оно должно включать в себя все потребные организму элементы. Вот примерно то же самое можно сказать и о молитвенном правиле. Оно не должно быть слишком маленьким, поскольку в таком случае оно бы свидетельствовало о нерадении и теплохладно­сти — а ничего страшнее этого в духовной жизни нет. Не должно быть и чрезмерным, чтобы не обратиться в «бремена тяжкие и неудобоносимые», которые рано или поздно захочется сбросить. И, наконец, в нем должно присутствовать всё то, что душе потребно, чего она хочет.

Необходимый «минимум»

У каждого из нас в молитвослове обязательно есть «Молитвы утренние» и «Молитвы на сон грядущим». По сути, это и есть то правило, с которого необходимо начинать свой маленький молитвенный подвиг всякому христианину. Обычно времени уходит на это от 15 до 25 минут утром и примерно столько же вечером (в зависимости от индивидуальных особенностей человека, о чем постараемся сказать ниже). Хорошим и даже жизненно важным дополнением к такому правилу может быть ежедневное чтение главы из Евангелия и двух глав из Апостола. Это тоже не требует большого времени, а пользу душе приносит огромную. Притом желательно (если есть такая возможность) читать Писание утром — тогда в течение дня удобнее возвращаться к прочитанному и размышлять над ним.

Часто у людей воцерковляющихся возникает вопрос (как правило — с чьей-либо «подсказки»): а не требуется ли благословение священника для того, чтобы определить свое личное правило? Наверное, можно сказать так: для того, чтобы читать утренние и вечерние молитвы, благословение не требуется. Это своего рода «обязанность» каждого православного христианина. В остальном же и вправду лучше всего попросить благословения и совета. Совет нужен потому, что своего личного опыта еще явно недостаточно. А благословение — поскольку, во-первых, в испрашивании его проявляется смирение, привлекающее Божественную благодать, и, во-вторых, оно как бы скрепляет собой намерение человека. Бывает ведь так, что мы что-то решаем сами делать, а враг потом начинает нас «точить»: а обязательно ли это надо делать, а почему бы сегодня от этого не отступить… и т. д. и т. п. Когда же мы руководимся полученным благословением, то такой напор со стороны противника всякого доброго и спасительного дела преодолевать уже гораздо легче.

Как правильно рассчитать свои силы

Священник дает совет, но при этом он обязательно руководствуется тем, что слышит от самого человека или видит в нем. Как тренеру определить, какую нагрузку дать спортсмену, с которым он встретился впервые? Пусть поднимает 100 кг? Но он может оказаться неподготовленным и надорвется. Пусть ограничится весом в 20 кг? Но это будет слишком легко, и он не получит никакой пользы… Значит, надо сначала посмотреть, что он может и тогда уже назначать вес.

Почти так же и в духовном плане. Разница только в том, что здесь всё гораздо сокровенней, всё очень лично. И если сам человек не приложит усилия и в то же время не потрудится для того, чтобы открыться перед священником, то вероятность ошибки всегда будет велика.

Святитель Феофан, обще говоря о молитвенном правиле, советовал посмотреть, какое будет посильным. Например, положить для себя совершать каждый вечер какое-то значительное количество поклонов. Потом, убедившись, что это количество не приводит к перетруждению, немного убавить от него, и такое правило совершать уже постоянно. Наверное, подобным принципом руководствоваться лучше всего. Но опять-таки — советуясь на всех этапах такого «самоиспытания» со священником, у которого исповедуетесь.

Для самых немощных

О том, что настоящее время характеризуется крайней немощью приходящих в Церковь людей — и духовной, и физической, может быть, и не было бы необходимости лишний раз говорить, если бы это не имело прямого отношения к теме статьи. Бывает так (и это хорошо известно любому приходскому пастырю), что первоначально человеку не под силу оказывается прочитать целиком даже утренние молитвы, не говоря уже о вечерних, когда сказывается утомление от прошедшего дня. Как, впрочем, бывает и другое: уже вполне церковные люди, ссылаясь на крайнюю занятость и усталость, просят разрешить им уменьшить и без того невеликое по размеру «делание». Иногда можно усмотреть и в том, и в другом элементарное нерадение и малодушие. И тогда лучше всего посоветовать человеку преодолеть и понудить себя выполнять установленное правило. Но порой нужно действительно дать некую ослабу, поняв, что у человека и вправду нет сейчас достаточного времени и сил.

Нередко сегодня можно слышать в связи с этим такое словосочетание, как «правило преподобного Серафима Саровского». Под ним понимают троекратное чтение молитв «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и единожды — «Символа веры». И такая практика получила в наше время значительное распространение.

Однако следовало бы обратить внимание, что преподобный рекомендовал такое правило не всем вообще, а тем, кто был занят в определенный период времени тяжелыми полевыми работами, начинавшимися ранним утром и продолжавшимися до поздней ночи. И в б? ольшей степени — тем, кто не знал грамоты и не умел читать молитвы по молитвослову. И вот еще какая немаловажная деталь: в данное правило входило не только чтение утром, в обед и вечером вышеуказанных молитв, но и чтение в течение всего дня молитвы Иисусовой. Тогда оно и на самом деле могло приносить существенную духовную пользу и вести делателя к христианскому совершенству.

Если же говорить о современных людях, среди которых неграмотных нет и которые чаще всего заняты не физическим трудом, оставляющим ум свободным, а такой работой, которая не позволяет отдавать молитве б? ольшую часть дня, то для них, скорее всего, был бы предпочтительней другой вариант. А именно — временно прочитывать из утреннего и вечернего правила не все, а лишь избранные (желательно — по указанию священника) молитвы. Почему так — объяснить несложно. Апостол Павел неслучайно говорит о том, что мы не знаем, о чем и как должно молиться, если только Святой Дух не наставит нас (Ср.: Рим. 8, 26). Именно таким образцом — о чем и как молиться, становятся для нас молитвы, излившиеся из сердец святых, просветившихся Божественной благодатью, — святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, преподобных Макария Египетского и Иоанна Дамаскина и других святых. Молитвы, которые мы и находим в утреннем и вечернем правиле в своем молитвослове. И когда нет возможности прочитать их все, то хорошо бы всё же прочитывать хотя бы какую-то часть.

Что к правилу прибавлять

Чем, помимо глав из Священного Писания, можно свое правило дополнить? Современные издания молитвословов буквально соревнуются друг с другом в количестве молитв «на всякую потребу». Среди них попадаются всякие — и такие, которые традиционны для церковного обихода, и те, что появились совсем недавно и представляют собой весьма неудачные примеры современного «литургического» творчества.

Нередко можно видеть, что как раз такими молитвами и увеличивает свое правило новоначальный. Это и закономерно в каком-то смысле: они «понятней» (зачастую — в силу современности нам) и они отвечают конкретным нуждам, запросам, чаще всего совершенно практического, утилитарного свойства. Между тем, цель молитвы для христианина в большей степени не испросить у Бога решения какой-то частной, сугубо земной задачи, а приблизиться к Нему — не ради какой-то корысти, а просто потому, что в этом заключается истинная жизнь человека, то, для чего он сотворен.

Поэтому можно определить это так: да, просить у Бога о том, что существенно необходимо для нас и наших ближних, необходимо. Но отдавать таким молитвам б? ольшую часть своего правила было бы большой ошибкой.

Молитва, по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова), должна в первую очередь воздействовать на наше сердце, сообщая ему в отношении Бога и всего Божественного те высокие мысли и чувства, в которых мы нуждаемся более всего. Поэтому лучше всего добавлять к правилу чтение акафистов Спасителю и Божией Матери, псалтири и какое-то количество поклонов с молитвой Иисусовой. А если мы испытываем н? ужды чего-либо попросить у Господа сугубо, то к этому прошению такое правило и будет самой лучшей подготовкой. И чаще всего для этого прошения хватит в таком случае всего лишь несколько, от души сказанных слов.
Газета «Православная вера» № 16 август 2008 года

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5412&Itemid=3


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru