Русская линия
Российская газетаПротодиакон Андрей Кураев29.08.2008 

Вера и война
Как преодолеть мифы вражды

Патриарх Алексий II вчера поздравил католикоса-патриарха всея Грузии Илию II с 45-летием епископского служения.
О том, как относится церковь к конфликту, в который оказались замешаны два православных народа, — наш разговор с известным богословом диаконом Андреем Кураевым.

Российская газета : Отец Андрей, как верующим людям понять и принять войну с православными собратьями?

Диакон Андрей Кураев : И русская, и грузинская церковь делают все от них зависящее, чтобы не допустить перехода конфликта на межнациональный уровень. Конфликты элит не должны становиться межнародными.

Во время первого осетино-грузинского конфликта католикос-патриарх всея Грузии Илия II издал специальный указ, который был, к сожалению, неверно воспринят в России. В нем было сказано, что всякий грузин — убийца невинных людей — будет проклят и внесен в специальную книгу черной памяти как человек, позорящий грузинский народ. А у нас это восприняли так, будто он этим указом предал анафеме тех, кто убивает грузин, имея в виду осетин.

И буквально на днях на ТВ была повторена якобы принадлежавшая Патриарху Илие II фраза все в том же неверном истолковании.

Надо быть аккуратными в таких вопросах.

Два года назад, когда отношения России и Грузии были не в лучшем состоянии и шли массовые депортации грузин, Патриарх Алексий II выступил с заявлением: мы считаем Абхазию канонической территорией грузинской церкви.

РГ : И сейчас?

Кураев : Конечно. Никаких попыток взять Абхазию под свой канонический контроль предприниматься не будет.

РГ : Как дальше общаться двум православным народам, как искать мира?

Кураев : Мне не кажется, что между православными русскими и православными грузинами есть особое напряжение. Но вот куда более серьезный вопрос — об осетинах и абхазах. Грузинские монастыри в Абхазии остались под юрисдикцией грузинского Патриархата, но будут ли абхазы ходить в них окормляться? Пустят ли они к себе грузинского епископа?

РГ : Православные осетины с православными грузинами должны найти общий язык?

Кураев : Да, и если бы в мои пастырские обязанности сейчас входило обращение к осетинам, я бы их просил не позорить свой народ мародерством. Мне кажется, это очень болезненная сторона конфликта. Танковые сражения и воздушные бои — схватка профессионалов. Но когда в твой дом входит мародер, конфликт переходит на уровень семьи и каждого отдельного человека. Это может затмить все остальное.

РГ : В чем главное препятствие к возвращению общего языка?

Кураев : История Кавказа — это история конфликтов. И даже наличие одной веры не очень-то мешало им разгораться. Мне кажется, что сегодня самое печальное препятствие — мифология земли. Может быть, я рассуждаю как русский человек, у которого всегда избыток земли, но… Нельзя за землю убивать. Земля — это ценность, но Небо — более высокая, с этим напоминанием Патриарх Алексий II еще в 1992 году обращался к Патриарху Илие II. И через него — ко всем грузинам.

Но, к сожалению, даже в письме Патриарха Грузии Илии II к президенту РФ есть тезис: Осетия — это наша грузинская земля, а эти «понаехали тут» 300 лет назад. Это миф крови и земли… Нужно очень серьезное духовное условие, чтобы его преодолеть.
Александра Радова, Елена Яковлева
«Российская газета» — Федеральный выпуск № 4737 от 27 августа 2008 г.

http://www.rg.ru/2008/08/27/kuraev-konflikt.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru