Русская линия
Радонеж Сергей Худиев27.08.2008 

О прошедшей олимпиаде

На прошедшей неделе завершилась Олимпиада в Пекине. Она занимала большое место на телеэкранах и в СМИ, не заметить это событие было сложно, и перед православными людьми встал вопрос — как к нему относиться. Спорт и спортивные упражнения упоминаются впервые в Священном писании, у святого Апостола Павла: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. (1Кор.9:24,25)» Святой Апостол сравнивает жизнь христианина с напряженной тренировкой атлета; атлет подчиняет свою жизнь суровой дисциплине, подвергает себя различным ограничениям, усердно тренируется — для того, чтобы получить приз, венок победителя, который вскоре увянет. Христианин же призван усердно трудиться для своего спасения — для того, чтобы получить нетленный венец, венец вечной жизни. Едва ли Апостол стал бы прибегать к этому сравнению, если бы состязания атлетов в его глазах были бы чем-то однозначно греховным и скверным. Однако для многих православных людей в олимпиаде есть что-то языческое, нечистое; и, надо сказать, у более поздних церковных авторов мы находим и резкое порицание спортивных состязаний. Причин этому несколько. В поздней античности любые публичные зрелища — как театр, так и состязания — нередко приобретали грубо-непристойный и жестокий характер. Олимпиады, кроме того, носили характер языческого празднества, участвовать в котором христианин не мог, чтобы не быть вовлеченным в поклонении ложным богам. Эти причины привели к тому, что император Феодосий І в 394 году запретил их.

Олимпиады были возрождены в конце XIX века, благодаря усилиям французского общественного деятеля Пьера де Кубертена, и в возобновленном виде в них, конечно, уже не было никаких элементов языческого поклонения. Основная причина, которая побуждала христиан восставать против олимпиад, была изжита, и мы можем обратить внимание на некоторые положительные стороны олимпийского движения. Это призыв к миру — увы, не услышанный и на этот раз, призыв к честному состязанию, популяризация спорта и здорового образа жизни, которая вряд ли может вызвать возражения у христианина — в самом деле, здоровье есть дар Божий, который нужен нам для служения Ему, для добрых дел, дар, о котором нам следует заботиться. Многие православные священники видят в спорте способ привлечь молодежь, отвлечь людей от нездорового, асоциального или даже преступного образа жизни. Олимпийские игры позволяют людям, болея за свою национальную команду, проявить и здоровый патриотизм, чувство национального единства и солидарности.

Однако у профессионального спорта есть и темная сторона. Прежде всего, это сверхэкплуатация спортсменов, из которых стремятся выжать наивысший результат. Тренировки, проводимые на пределах — а нередко и за пределами — человеческих возможностей, часто подрывают здоровье спортсменов, и на людей, прекративших спортивную карьеру, бывает страшно смотреть. Другой проблемой является употребление допинга — химических стимуляторов, которые должны помочь выступающим достичь наивысших результатов. Это не только нечестно по отношению к соперникам, но и смертельно опасно — известны случаи, когда люди умирали от допинга.

Спорт, как и любое явление в нашем падшем мире, имеет и положительную, и отрицательную сторону. Как христиане мы призваны поддерживать доброе и противостоять злому и в этой области, в которую вовлечено множество людей, людей, нуждающихся в благовестии Христовом и в духовном окормлении. И Церковь не может им в этом отказать, поэтому и молитвы за свою сборную, и духовник команды — явления вполне уместные. И мы можем с чистой совестью порадоваться успеху наших атлетов — по количеству золотых медалей наша страна на третьем месте, после США и Китая.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2808


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru