Православие.Ru | Татьяна Федорова | 22.08.2008 |
Оставшись без средств к существованию, семья перебралась в Таганрог, где жил брат матери священник Василий Диаковский. От горя и переживаний через год скончалась и мать, оставив круглыми сиротами детей: среднему по возрасту Васе было тогда семь лет. В большой нужде провел он свои отроческие годы, живя то у своей бедной тетки, вдовы дьячка, то у дяди. Старшая сестра Мария вскоре вышла замуж за семинариста, который, став священником, по мере сил заботился о других детях. Хорошим здоровьем дети не отличались: сестра Фаина умерла, не окончив епархиального училища, брат Спиридон скончался по завершении учебы в духовной семинарии, старший брат Гавриил скончался в год пострига Василия.
Окончив Мариупольское духовное училище, а затем Екатеринославскую духовную семинарию, Василий поступил в Киевскую духовную академию. Казалось, беды предыдущих лет и постоянная нужда оставили Василия, и он вышел на счастливый путь служения Богу. Но вот тут и произошло грустное и непредвидимое событие: в 1894 году Василий, окончивший только первый курс академии, был отчислен из нее без права поступления в другие академии. Это был период первых стихийных выступлений студентов, еще пока не направляемых разработанными программами революционеров, но уже имеющих дерзновение заявить свое мнение о недостатках администрирования и обучения в академии. Именно среди этих студентов и оказался честный, но неопытный, не имеющий никакой опоры юный Василий. Форма протеста студентов была, прямо скажем, смешной: не пошли на ужин в академическую столовую, но в объяснительной записке о таком поведении Василий, не кривя душей, назвал причину своего поступка.
С полученной характеристикой найти работу бывшему студенту, не имевшему авторитетных ходатаев, было нелегко. С трудом устроился он учителем в сельскую школу села Прядивки Новомосковского уезда Екатеринославской губернии. Молодой учитель, для которого получение академического образования оказалось недостижимой мечтой, всею душой отдался делу сельского образования. Об этом он писал своим друзьям, студентам Казанской духовной академии: Айвазову, Базарянинову, Кочиевскому и другим. С ними он делился и своими мыслями о духовной и церковной жизни, им рассказал о том, что произошло тогда в Киевской духовной академии, и о причине своего отчисления из нее. Истинно по-товарищески поступили его друзья, показав эту переписку, во многом оправдывающую Василия, своему любимому ректору отцу Антонию (Храповицкому, † 1936). Ознакомившись с этими искренними, безыскусными письмами, Антоний, уже к этому времени владыка, немедленно добился отмены Святейшим Синодом постановления Совета Киевской духовной академии, и студент Максименко был принят на 2-й курс в Казанскую духовную академию. Владыка Антоний вошел в жизнь молодого Василия Максименко истинным благодетелем, проявив отеческую любовь и заботу, и в последующие годы их связывали самые теплые взаимные чувства.
В студенческие годы у Василия открылся туберкулез, и академический врач считал, что дни его сочтены. Но владыка Антоний, прозревая особое служение Василия, имел другое мнение. Видя монашеский настрой своего подопечного, ректор продолжительно беседовал с ним, укрепляя его в этом благом намерении. «Моим духовным отцом при постриге был и подводил меня схиархимандрит Седмиезерской пустыни Амвросий, — вспоминал позже владыка Виталий, — а имя мне было дано, в виду моей болезненности, Виталий». Владыка Антоний, давший постриженику имя Виталий, означающее «жизненный», при этом сказал ему: «Ты будешь долго жить». Вскоре монах Виталий был возведен в сан «соборного иеромонаха Московского Донского монастыря» и, по ходатайству владыки Антония, по окончании академии был послан на преподавательскую должность на Кавказ в миссионерскую Александровскую Ардонскую семинарию вблизи Владикавказа. Трехлетнее пребывание в горах полностью восстановило здоровье молодого иеромонаха, что было так полезно для его последующего служения.
И вновь соединяются пути будущего владыки Виталия с будущим первоиерархом Русской Православной Церкви за рубежом митрополитом Антонием. Указом Святейшего Синода от 29 ноября 1902 года иеромонах Виталий был переведен на миссионерскую работу в Почаевскую лавру по предварительному приглашению владыки Антония, который к этому времени стал епископом Волынским и Житомирским, священноархимандритом Почаевской Успенской лавры. Тогда же отец Виталий был возведен в сан архимандрита. Позже владыка Антоний в письме Н.А. Бердяеву, редактору сборника «Вехи», об архимандрите Виталии писал: «Что делал о. Виталий? В 1906 году обличал революционеров и удерживал народ от поджогов; в 1907 году закупил в Сибири хлеб для голодавших Волыни и тем понудил торговцев не только прекратить быстро возраставшую нагонку цен на рожь, но и понизить цену на 18 копеек с пуда; в это же время все начали основывать союзные потребительские лавки и русские мастеровые; в 1908 году он взялся за переселенческое дело, нахлопотал союзникам земель в Забайкалье и Приамурье; еще ранее устроил в Почаеве юридическую консультацию по делам судебным, общество трезвости и пр.
Вот приезжайте к нам в лавру, приходите к его проповеднической кафедре, когда он под открытым небом с каменного амвона часа по три в день увещевает пятитысячную толпу народа. Посмотрите на эти лица, на эти взоры, с уверенностью и отрадою устремленные на своего единственного у нас печальника, заступника, учителя».
В 1903 году архимандрит Виталий был назначен редактором «Почаевского листа» и официальной части «Волынских епархиальных ведомостей», с 1910 года он стал редактором журналов «Русский инок» и «Почаевская лавра». Вскоре отец Виталий сумел превратить печатный цех в Почаевском монастыре в одну из крупнейших церковных печатных мастерских в России.
Монархист по своим убеждениям, отец Виталий направлял свои усилия на ограждение народа от революционных тенденций, он пытался возродить православный самодержавный дух на Волыни. Дважды он был на высочайшем приеме — в мае 1907 года и в 1909 году, где докладывал императору о нуждах народа, описывал ситуацию на Волыни. Его заботами процветало церковно-школьное дело: существенно возросло число церковно-приходских школ, созданы двухклассные народные школы. Чтобы улучшить материальное положение паствы, для крестьян был открыт «Народный банк», обеспечивающий дешевый кредит. Архимандрит Виталий в местечке Берестечко возродил память о погибших там казаков, которые в 1651 году под предводительством Богдана Хмельницкого защищали русскую землю от польских захватчиков. На этом месте была построена церковь и основан скит. Торжественное открытие «Казацких могил» состоялось 25 мая 1912 года в присутствии Киевского генерал-губернатора и множества народа. До этого в местечке Берестечко находился только костел с гробницей некого Вишневского, русского изменника, помогавшего полякам. Польские ксендзы заставляли доверчивую русскую паству целовать саблю этого изменника. Вот в каком неведении находился русский народ на Волыни! И как важна была деятельность архимандрита Виталия по просвещению во многом бесправного и темного русского населения этих западных окраин империи. Собственным примером, многими делами, изданием дешевой, а иногда и бесплатной литературы архимандрит Виталий просвещал, укреплял дух и православную веру в волынской пастве.
Конечно, деятельность эта имела и некоторый политический оттенок, и потому неудивительно, что архимандрит Виталий подвергался ожесточенной критике со стороны либеральных кругов интеллигенции и различных так называемых прогрессивных партий. Свое особое мнение о деятельности отца Виталия в Почаеве имел и владыка Евлогий (Геогиевский, † 1946), который в 1914 году заменил на Волынской кафедре архиепископа Антония. «Главную роль в лавре играла Почаевская типография и ее возглавлявший архимандрит Виталий. Обслуживающие типографию монахи (их было человек тридцать-сорок) вместе со своим главою представляли нечто вроде „государства в государстве“. У них была своя церковь, они имели свое общежитие — отдельный корпус. С остальными монахами „типографщики“ не сливались, считали себя миссионерами, аристократами…» — вспоминал позднее владыка Евлогий.
Конечно, надо по плодам оценивать деятельность отца Виталия в это время. Это были годы преддверия надвигающегося революционного переворота, и отец Виталий честно, с огромным энтузиазмом, смелостью и дерзновением исполнял свой миссионерский долг: готовил людей осознанно быть верными Православию, быть верными Русской Православной Церкви, не поддаваться на всякого рода расколы. Но это предполагало в дальнейшем и путь на «Голгофу».
После революции 1917 года, как и многие русские, он оказался изгнанником. Страшное слово «изгнанник», но по-другому не скажешь. Именно те, кто больше других болел сердцем за народ, за родину, за Россию, и стали изгнанниками, получали ярлыки «враг народа», были изолированы от народа — сосланы, посажены в тюрьмы, расстреляны. Арестованный Петлюрой в марте 1919 года в Почаеве, архимандрит Виталий был заключен в Базилианский униатский монастырь в городе Бучаче, где уже находились архиепископы Антоний (Храповицкий) и Евлогий (Георгиевский). Архимандрит Виталий со своим ближайшим помощником иеромонахом Тихоном (Шараповым, † 1937) оказался в Бучаче за то, что они напечатали постановление Украинского Церковного Собора против автокефалии. Из монастыря узники вышли только тогда, когда войска Петлюры отступили под натиском польской армии. И сразу же архимандрит Виталий и отец Тихон поспешили на Волынь. «Горячие головы», — назвал их владыка Евлогий, понимавший опасность оказаться в руках какой-нибудь очередной банды. И действительно, архимандрит Виталий не избежал всех ужасов самоуправства банд, а позже ареста и заключения, на этот раз уже в подводный каземат Демблина (Ивангорода). Захватившие власть на Волыни поляки припомнили отцу Виталию его смелые обличительные статьи и о польских ксендзах, и о притеснении русского населения поляками. «Так меня и оставили в бессрочном заключении, пока блаженнейший митрополит Антоний через Патриарха Сербского Варнаву при помощи „международной легации“ не вытребовал в Варшаву. Все же на память о Демблинском сидении у меня надолго остались отеки ног, затруднявшие хождение», — вспоминал позже владыка Виталий о своем пребывании в Демблинском каземате.
В 1921 году архимандрит Виталий, как опытный православный миссионер, получил предложение от Чехословацкого архиепископа Савватия (Врабеца; † 1959), окормлять паству в местечке Владомирово (по-чешски — Ладомирово), где осело много православных карпаторуссов, а точнее, как вспоминал сам владыка, «америчан» — карпаторуссов, побывавших в Америке и там «заразившихся» Православием. В старой церкви служил униатский священник, а отцу Виталию поначалу пришлось служить в корчме, пока не построили в 1926 году новую церковь. Подарили им и типографское оборудование, которое до этого неиспользованным долго хранилось в Праге у студентов-карпаторуссов. Так был основан монастырь во имя преподобного Иова Почаевского и возрождено знаменитое Почаевское типографское братство.
«Почаевская лавра, узнав, что мною положено первое основание к восстановлению исторической церковной типографии, основанной преподобным Иовом, прислала на благословение образ сего небесного патрона с частью его нетленных мощей. Образ изображает преподобного Иова на типографском послушании среди рукописей, касс со шрифтом, печатных станков. Этот образ до войны стоял в типографии в Почаеве.
Такое благословение для меня и собравшегося при Владимирской типографии братства было великой радостью и подкреплением: alma mater, Почаевская лавра, тем передавала нам и право, и благословение продолжать во Владимировой великое дело преподобного Иова — служение Церкви и народу русскому печатным словом», — вспоминал позже владыка Виталий. Вскоре типография начала издавать православные календари, газету «Православная Карпатская Русь» (позднее переименована в «Православную Русь»), богослужебные книги на церковно-славянском языке. На щедрые пожертвования типография была усовершенствована, были построены новые корпуса типографии, увеличилось число братии. Так типография преподобного Иова Почаевского, основанная им в 1618 году и закрытая в 1918 году, была окончательно восстановлена усилиями отца Виталия в 1933 году в местечке Ладомирово.
Для отца Виталия это было самое счастливое время. Как никогда он ощущал свое служение полезным, необходимым и плодотворным. Ладомирово стало важным миссионерским центром, из братии которого впоследствии вышли замечательные служители Православной Церкви.
6 мая 1934 года в Белграде 60-летний архимандрит Виталий был хиротонисан митрополитами Антонием (Храповицким) и Евлогием (Георгиевским) во епископа Детройтского, а в сентябре 1934 года возведен в сан архиепископа. На своей хиротонии владыка Виталий сказал: «Большую часть жизни я отдал церковно-народной работе в Почаевской лавре при типографии преподобного Иова, а последнее десятилетие — восстановлению этой самой типографии на Карпатах среди русского народа… И теперь я не могу даже представить себе, какое содержание, интерес в моей жизни будет, когда я оставлю привычное мне дело служения Церкви печатным словом. Я не могу спокойно даже подумать о том, как это дело, которому я отдал 18 лет до войны и на восстановление которого после большевистского грабежа ушло 15 последних лет моей жизни, останется без меня». Несколько раз отец Виталий отказывался от епископства — и будучи еще в России, и позже, находясь в Ладомирово. Но теперь особые обстоятельства потребовали назначения в Америку сильного архипастыря: ушел из жизни архиепископ Северо-Американский и Канадский Аполлинарий (Кошевой), несший все тяготы раскола, учиненного митрополитом Платоном (Рождественским; † 1934).
«Что же в такой назревшей обстановке делать?! Отказаться? Нет! Когда пожар, не спрашивают себя: умею ли я тушить? Когда кто тонет, не раздумываешь: искусен ли я в плавании? Но бросаешься спасать», — говорил владыка. Для себя он решил и обещал перед Богом «все силы отдать на умиротворяющую работу в Церкви». Ради мира в 1934 году посмертно были сняты прещения, наложенные РПЦЗ на митрополита Платона и его викариев. В 1935 году Американская автономная церковь возвратилась в состав Русской Зарубежной Церкви. Такой силой убеждения обладал владыка!
Недолго владыка Виталий оставался без своего любимого дела. Прибыв в Америку и поселившись с братией в Джорданвилле, он начинает благоустраивать и это место. Да и братство в Ладомирове он не оставлял без своего внимания.
В 1938 году прибыл в монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомирово 28-летний Ростислав Устинов, который в 1939 году был пострижен в рясофор с именем Виталия, «отчасти в честь аввы и основателя монастыря владыки Виталия (Максименко)». Будущий первоиерарх РПЦЗ Виталий (Устинов) через всю свою жизнь пронес это благодарное чувство, и где бы он ни подвизался — в Германии, Англии, Бразилии, Канаде, он везде старался исполнить заветы основателя братства архиепископа Виталия (Максименко). Всюду и он учреждал печатни и нес людям слово правды на русском, английском и французском языках.
При наступлении советской армии братство в Ладомирове покинуло монастырь, понимая, какая расправа грозит монахам в советской России. В своих воспоминаниях инок Всеволод (Филипьев) описывает: «В это время случилось одно знаменательное событие! Когда братия уже выехала в Братиславу и готовилась дальше двигаться на запад, некоторые члены братства обеспокоились судьбой двух юных послушников из местных мальчиков-карпатороссов — двух Василиев, оставшихся в Ладомирово с родителями. И тут случилась оказия предложить им уехать с братством, так как отец Виталий (Устинов) решил поехать на праздник Преображения послужить на приход в Медвежье. В эту поездку он забрал двух послушников с собой. Мальчики привязались к братству и полюбили монастырскую жизнь и потому с радостью отправились в путь. Эти послушники ныне — первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр и старейший собрат Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Флор».
Маленького Васю Шкурла, который родился в Ладомирово 1 января 1928 года, крестил архимандрит Виталий (Максименко), а позже, уже в Джорданвилле, в 1948 году, он же постригал его в монашество и долгие годы был его духовным отцом и воспитателем. Вот так тесно переплелись судьбы трех первоиерархов РПЦЗ — митрополита Антония, митрополита Виталия (Устинова) и митрополита Лавра — с судьбой владыки Виталия (Максименко).
В Америке усилиями архимандрита Пантелеимона (Нижника; † 1985) был приобретен небольшой участок земли близ города Джорданвилля, где отец Пантелеимон и его единомышленники хотели создать монастырскую обитель. При малочисленной братии освоение приобретенной земли шло достаточно медленно: устроили ферму, построили часовню, заложили фундамент Свято-Троицкого храма и наконец закончили строительство маленького деревянного храма. «В день Святого Духа, 17 июня 1935 года, в обитель приехал архиепископ Виталий (Максименко) и многочисленные гости, дабы участвовать в торжестве освящения нового храма. Накануне освящения братия и богомольцы молились до полуночи. Благолепно прошел чин освящения храма. И вдруг в конце литургии, когда архиерей вышел на проповедь, кто-то закричал: „Огонь!“ В считанные минуты здание было объято пламенем. Только по милости Божией никто не пострадал. Можно представить, что творилось тогда в душах иноков: ведь на их глазах погибало то, чему они отдавали свои силы и свою любовь в последние годы. Многие из нас после подобного происшествия впали бы в отчаяние и пришли к выводу, что Богу не угодно сие дело. Но не таковы были те иноки. Спустя несколько лет, когда были накоплены необходимые средства, а из Словакии почти в полном составе прибыли иноки Иовлевского печатного братства, джорданвилльцы построили-таки новый собор. Но уже не деревянный, а каменный!» — вспоминает инок Всеволод (Филипьев).
Действительно, по переезде владыки Виталия в Америку работы по освоению Джорданвилльского участка активизировались. Покинувшая Ладомирово братия из 13 монахов при содействии владыки Виталия 15 декабря 1946 года прибыли в Джорданвилль, сюда же поступило и печатное оборудование братства. С 1948 года владыка Виталий стал настоятелем братства и настоятелем Свято-Троицкого монастыря. В Джорданвилле вскоре была построена духовная семинария, в которой владыка преподавал Ветхий Завет и литургику, он же был ее первым ректором. Он руководил строительством Троицкого храма. 14 ноября 1948 года архиепископом Виталием (Максименко) на нижнем этаже собора был освящен храм во имя преподобного Иова Почаевского. 26 ноября 1950 года состоялось освящение всего Троицкого собора, которое возглавил первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский, † 1965). Третью типографию владыка Виталий организовывал уже на американской земле, а сколько его последователей пошли по тому же пути и организовывали типографии в других местах! Владыка Виталий (Максименко) укрепил монастырь, выписав иноков из русской обители преподобного Иова близ Мюнхена и других мест, благодаря чему за короткий срок число насельников монастыря возросло до 50 человек. Был построен братский корпус, устроена иконописная мастерская.
Инок Всеволод (Филипьев) вспоминает следующий случай: «Как-то авва монастыря архиепископ Виталий (Максименко) вышел со всей братией и семинаристами на общее послушание — собирать картошку на поле. В это время в монастырь приехал протестантский „епископ“ и говорит: „Я хочу поговорить с главой монастыря“. Его привели в поле к владыке Виталию. Протестант, увидев владыку Виталия в поле, в простой одежде, трудящегося вместе с семинаристами, сказал: „Это настоящий апостол“, — а потом подошел к нему и взял благословение». Таким владыка запомнился многим — простой, доступный, не отделяющий себя от паствы, настоящий авва и монах.
Многие из прибывших тогда в Джорданвилль монахов позже стали владыками.
Архимандрит Серафим (Иванов, † 1987), после владыки Виталия возглавлявший Ладомировское братство, прибыл в Америку уже в епископском сане, но вначале помогал поднимать и типографию, и монастырь в Джорданвилле, а позже стал архиепископом Чикагским и Детройтским).
Игумен Никон (Рклицкий, † 1976), будущий архиепископ Вашингтонский, автор многотомного жизнеописания митрополита Антония (Храповицкаго), с 1946 года до 1948 был секретарем владыки Виталия.
Назовем и иеромонаха Антония (Медведева, † 2000), позже архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского; послушника Николая (Гамановича), ныне архиепископа Алипия Чикагского и Детройтского. О послушнике Василии (Шкурла, † 2008), будущем митрополите Лавре, мы уже вспоминали.
Благодаря усилиям владыки Виталия (Максименко) вскоре Свято-Троицкая обитель в Джорданвилле превратилась в духовный центр РПЦЗ.
Но силы покидали владыку. Архиепископ Виталий скончался 8/21 марта 1960 года и был погребен в крипте под храмом-памятником святого князя Владимира в Нью-Джерси, строительством которого занимался владыка последние годы своей жизни. (Храм был заложен в 1938 году — к 950-летию крещения Руси князем Владимиром. После смерти владыки Виталия строительство продолжил архиепископ Никон. Однако строительство храма было завершено лишь в 1988 году уже после смерти и владыки Никона).
Главной в миссионерской деятельности владыки Виталия было печатное слово. Возродив типографию, созданную еще преподобным Иовом Почаевским, он положил начало для плодотворного союза миссионерства с обширной издательской деятельностью. Сам преподобный Иов стоял у истоков книгопечатания на Руси: при нем в типографии князя Константина Острожского была Иваном Федоровым напечатана первая полная славянская Библия — Острожская. Под его руководством выполнялись переводы трудов отцов Церкви. Трудами преподобного Иова уже в печатне Почаевского монастыря издавались книги обличительного и догматического характера, православные молитвы, послания. В тот период печатное слово помогло не только укрепить Православие, но и сохранить национальную целостность западных окраин России, помешав вытеснению славянского языка латинским. Как эстафету перед трудными испытаниями ХХ века, владыка Виталий (Максименко) принял дело православной миссии печатным словом. И в Почаевской лавре, и в Ладомирово, и в Джорданвилле печатное слово, как живой источник, укрепляло, сохраняло и ограждало по всему миру разбросанную православную паству. Так же как когда-то преподобный Иов через печатное слово оградил православный народ от посягательств на их души латинской, протестантской и прочих ересей, так своей миссионерской издательской деятельностью владыка Виталий помогал сохранить основной стержень, объединяющий русских людей в зарубежье — Православие, русский язык, общее культурное наследие.
Небесный покровитель владыки Виталия и его деятельности преподобный Иов Почаевский во всех местах служения поддерживал его чудным образом, а икона преподобного со святыми его мощами всегда оказывалась рядом с владыкой: в Ладомирово ее передали Почаевские монахи, в Джорданвилль ее перевезли монахи из братства. Сам владыка Виталий был бесконечно предан этому святому, и служение свое воспринимал, как продолжение служения преподобного Иова Почаевского.