Татьянин день | В. Коржевский | 23.08.2008 |
Попробуем это объяснение дать, авось и он начнет соблюдать посты, увидев в них пользу и смысл. Начнем с того, что пост свойственен человеческой природе. Посты можно увидеть не только в христианской религии, но и в религиях других народов. Объяснить это можно уже тем, что когда человек в чем-то раскаивается, сокрушается, скорбит, то вызываемое этими чувствами состояние действует на тело таким образом, что теряется аппетит. Когда христианин предается усиленному подвигу молитвы, когда совесть напоминает ему о согрешениях, когда сердце исполнено сокрушения, то у него естественно, непринужденно возникает нежелание вкушать пищу, или пропадает аппетит, по тесной связи души с телом. И наоборот, можно через воздержание телесное способствовать образованию того же состояния души, то есть сокрушения и раскаяния во грехах.
Интересно, что мозг, как орган мыслительной силы, противоположен желудку, как органу плототворения. В зависимости от состояния того или иного органа они действуют друг на друга. При усиленном пищеварении, говорят святые Отцы, действие мозга ослабляется. И, наоборот, при усиленной умственной деятельности теряется аппетит, позыв к пище. Это естественно и сложилась даже пословица, что «сытое брюхо к учению глухо». Само слово «пост» соответствует слову «пустота» и указывает на пустоту желудка. Это с физической стороны. С внутренней же стороны — пост есть смирение души. «Утесни свое чрево и через это приведешь душу к смирению», — говорят подвижники.
Пост современен человечеству. Когда появился человек, тогда появился и пост. Когда Господь сотворил Адама и Еву, то дал им единственное средство для сохранения блаженства — пост. Он запретил вкушать плоды от древа познания Добра и Зла. В раю человек еще был не болен, не поврежден грехом, и то требовался пост. Тем более в нашем положении пост необходим. Если бы Адам и Ева постились, то сейчас нужды в посте не было бы.
Пост ублажался еще в Ветхом Завете. Ной за то, что не соблюл поста, оказался в неприглядном положении. Моисей же, напротив, когда постился, сподобился боговедения и получил скрижали Завета. Пророк Илья постился сорок дней и, благодаря посту, смог закрыть небо, которое не давало дождя три с половиной года, чем заставил поститься и весь народ. Царь Давид тоже по временам постился, особенно, когда согрешал. Даниил, по наущению тайного советника Новуходоносора был опущен в яму ко львам. Если бы на его месте был кто-либо другой, львам удалось бы позавтракать, но спустился Даниил, и произошло чудо. Львы обоняли постника, и сами устыдились своей невоздержанности, хотя перед этим семь дней не кушали, но решили вместе с ним попоститься. Когда же советников бросили в яму, то они, не успев даже до дна долететь, оказались в пасти этих львов. Видите, пост может даже действовать на окружающую природу, может покорять животных.[2]
Часто говорят: «можно поститься взрослым, хорош пост для стариков, но детям он вреден, ибо у них только начал развиваться организм». Но вспомним трех отроков: Ананию, Азарию и Мисаила, которые захотели постится. У них после поста даже не изменился цвет лица и они не отличались от других людей бледностью или худосочностью. А когда их бросили в пещь огненную, то они остались целыми и невредимыми. Пост их сохранил в огне. В Новом Завете тоже есть примеры. Иоанн Креститель питался акридами и медом и не имел жилища.
Сам Господь постился 40 дней перед началом своей проповеди, и тем показал, что перед началом важного дела необходимо держать пост. Он им отразил диавола, когда тот искушал Его. Пимен Великий в ответ на вопрос аввы Иосифа, «как нужно поститься», сказал: «По моему мнению, нужно кушать каждый день». Современного человека такой ответ может привести к шоку — а что, можно и не каждый день кушать? Он сказал, что святые Отцы испробовали все виды поста, и сам он по два-три дня, по неделям не вкушал и пришел к выводу, что самое лучшее — вкушать каждый день понемногу. Сколько раз в день? — возникает вопрос. Св. Игнатий Брянчанинов говорит, что монахам заповедуется вкушать однажды в день и не досыта. Если человек немощный телом, то допускают два раза в день.
Один старец был в недоумении, сколько раз ему есть в день. Он встретил мальчика и спрашивает у него: «Сколько раз я должен кушать?». Тот отвечает: «Как захочешь, так и поешь». — «А если я еще раз захочу?» — «Еще раз поешь». — «А если еще захочу?» — «Ну, ты что, осел»? И старец «понял», что нужно кушать два раза в день. Итак, святые Отцы говорят, что нужно есть два раза в день. Некоторые врачи тоже говорят, что полезно употреблять пищу два раза в день: приблизительно в 11 часов и в 17 часов. В особенности это нужно лицам, страдающим болезнями пищеварения. А некоторые врачи даже рекомендуют есть один раз в день. Как-то к врачу пришел больной и начал жаловаться на свое здоровье и на то, что врачи не могут определить его болезни. Врач послушал его и ответил: «Я понял, чем вы больны. Вы страдаете отсутствием второго желудка». Врачи признают, что излишество в пище вредит здоровью. Об этом же говорят святые Отцы. Иоанн Лествичник называет пост матерью здоровья. Если мы видим человека с выдающимся брюшком, одутловатым, красным лицом, это говорит не о здоровье, а скорее о его болезненном состоянии.
Старинная мудрость гласит, что нужно прекращать прием пищи в тот момент, когда она кажется наиболее вкусной, когда разыграется аппетит. Тогда надо прекращать есть. Кто не пробовал, может попробовать, получит новые ощущения — легкость тела, бодрость, пропадет сонливость, появится желание работать и учиться. Ведь мы получаем силы не от того, что едим. Один мудрец сказал: «Меня питает не то, что я ем, а то, что перевариваю». Человека питает не пища сама по себе, а пища переваренная, которая усваивается. Если мы даем лишнюю пищу желудку, то тем самым подвергаем желудок двойной нагрузке. Он начинает работать вхолостую и быстро изнашивается, появляются разные болезни.
Пост способствует сокращению количества пищи. Люди, которые чрезмерно увлекаются употреблением пищи, роют сами себе могилу зубами своими. Вспомните пророка Илью. Какой была его кончина? Он был вознесен на небо вместе с телом. Благодаря посту. Но нужно учитывать, какому человеку какое количество еды прилично. Не всем одинакова мера поста. Одному свойственно много есть по естеству, другому — мало. Один живет в жаркой стране, другой — на севере. У одного работа сидячая и требует малого расхода сил, а у другого работа требует больших физических сил и затрат энергии. Зависит и от воспитания, от привычки, от навыка. Очень много факторов, которые не позволяют установить одну меру поста.
Встречаются описания очень строгого поста. Если почитать жития египетских отшельников или монахов, то можно увидеть, что они очень строго постились и могли не вкушать пищи по неделям, не употребляли мясо, рыбу и вообще жирные продукты. Это напрямую было связано с климатом, и не нужно с точки зрения нашего климата рассматривать их подвиги и применять к себе. Жаркий климат содействует тому, что человек меньше ест. Летом всегда меньше хочется кушать. Холод заставляет употреблять больше пищи. Поэтому то, что считалось естественным для египетских отшельников, является неестественным для христиан, живущих на севере. У них другая мера поста. В этом отношении Иоанн Кассиан Римлянин северных монахов (в Галлии) призывает подражать не телесному посту, а душевному, больше подражать их добродетелям, чем такому строгому воздержанию. Мы ведь призваны умерщвлять не тело, а страсти. Тело может быть только орудием по свойству своему. Тело сотворено из праха, из земли и имеет свойства земли, то есть оно может произращать как сорняки, так и хорошие плоды, и требует возделывания вследствие этого. Как почва требует тщательного возделывания, так и почва нашего сердца требует того же. Но если мы хорошо возделаем землю, а ничего не посеем? Вырастут сорняки. Также если мы возделаем себя постом, подготовим себя, но не будем насаждать добродетели, тогда усилятся в нас страсти: тщеславие, зависть, осуждение, гордость, злопамятство.
В последние времена святые Отцы даже не советуют христианам держаться строгого поста по немощи естественной, потому что люди стали больны: и печенкой, и селезенкой, и гордынькой. Если такому человеку не давать пищи, то получится нехороший результат. Ведь Богу, как говорит святой Иероним, не нужны ворчание наших внутренностей и пустота желудка, но без последних невозможно сохранить целомудрие.
Цель поста — насадить нравственные качества, содействовать приобретению добродетелей. «К чему утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслужим бледностью от поста, если становимся синими от зависти? Что за добродетель не пить вина, а пьянствовать гневом и злобой»? — говорят святые.
Св. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед говорит: «Ты постишься — докажи это своими делами. Какими? Если увидишь нищего, подай милостыню. Если увидишь врага, примирись. Если увидишь своего друга счастливым, не завидуй. Если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все части нашего тела». Как могут они поститься? Как могут поститься руки? — не делать злых дел. Ноги? — соответственно, если не будут ходить на совет нечестивых. Глаза? — если будут смотреть в землю. Уши? — если будут слушать то, что надо. А нос как может поститься? Правильно, если он не будет в чужие дела встревать. То есть все органы могут поститься, не только желудок.
Помните Ниневию? Когда Господь разгневался, послал Иону огласить царский приговор о преступлениях этого города, что они сделали? Прежде всего, обратились к посту, и не только сами постились, царь, жены, но даже дети, скот постился, то есть весь город, включая бессловесных животных. Сами ничего не ели и им не давали ничего кушать. Таким образом они как бы обращались к Богу с просьбой: «если мы своими делами осквернили и погибаем за это, то пощади хотя бы скотину, которая ни в чем не повинна». И, прежде всего они, конечно, прекратили делать греховные дела, поэтому Господь их и помиловал, хотя приговор уже был вынесен, секира занесена.
Важно при посте не только количество пищи, но и качество ее. Адам и Ева, когда жили в раю, были вынуждены разбираться в качестве пищи, а не в количестве. Не было же такого запрета, чтобы они ели три яблока и четыре огурца в день. Нет, ешьте, сколько хотите, но не все, т. е. указывалось на качество пищи. Оно имеет большое влияние. «Весьма важно качество пищи, — говорит св. Игнатий Брянчанинов, — Райский плод, хотя был прекрасным на вид и вкусным, но он пагубно действовал на душу, сообщал познание добра и зла и тем уничтожал непорочность, в которой были созданы наши праотцы. И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно при употреблении вина. Такое действие пищи основано на разнообразном действии ее на плоть и кровь, на том, что пары и газы желудка поднимаются в мозг и имеют влияние на ум». Как Адам и Ева, вкусив эту пищу, изменились, заболели, так и мы, если не будем разбираться в качестве пищи, то наш пост не будет постом.
Каковым же должна быть пища по качеству своему указывает церковный устав. Кто заинтересовался пусть обратиться к нему и следует его указаниям, хотя нужно помнить при этом что и, вкушая постную пищу, можно не поститься. Это если много кушать или ближних своих «кушать». Для новоначальных строгий пост не полезен. Св. Игнатий Брянчанинов говорит, что «употребление пищи должно быть по отношению к количеству самое благоразумное. Новоначальные должны употреблять пищу почти досыта, но не до пресыщения». Есть три степени: впроголодь, досыта, пресыщение. «Если новоначальный не будет употреблять пищи вне трапезы, то такой пост будет вполне удовлетворителен для него. Употребление пищи в трапезе почти до сытости нужно, потому что он обязан исполнять послушания, иногда трудные, и для того не ослаблять телесные силы излишне. Страсти умаляются в новоначальных не от усиленного поста, а от исповедания греховных помыслов, от трудов и от удаления от свободного обращения с ближними». Для крепкого организма полезен строгий пост.
Тот же св. Игнатий Брянчанинов различает тела человеческие по крепости и здоровью: «Иные крепостью своей подобны меди и железу, другие слабы, как трава. По этой причине каждый должен управлять своим телом с большим благоразумием и исследовав силы своего тела. Крепкому телу свойственен особенный пост и бдение, слабое тело должно подкреплять пищею и сном сообразно требованиям тела, но никак не до пресыщения. Пресыщение вредно и для слабого тела».
Сейчас в основном у всех слабое тело, поэтому строгий пост не рекомендуется в наше время. Каждый человек сам устанавливает границы поста, в зависимости от рода деятельности, свойств телесных, обстоятельств жизни и так далее. Бывает такой род людей — больные телом. Как им быть? Нужен ли им пост? Пост — средство для духовной жизни, сам по себе он основной роли не играет. Преп. Кассиан Римлянин называет пост серединой добродетели — «средним делом». К таким делам еще причисляются брак, имущество, уединение, бдение, чтение книг. Это дела, которые могут помочь в стяжании добродетелей. Они бывают полезными, если их совершают для такой цели, и вредными, если они становятся самоцелью.
Значит, если отменить пост, будет это грехом? Не будет, если человек не способен к посту. Поэтому святые Отцы разрешают больным вкушение пищи, даже мясной. Св. Игнатий Брянчанинов писал своей болящей сестре в Рождественский пост: «По требованию твоего тела вкушай мясную пищу (бульон)». Церковь положила в известные времена воздерживаться от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тела, чтобы на растительной пище люди облегчались, а не потому, что само употребление мяса означает какой-либо грех или нечистоту.
Есть в церковном предании такие случаи, когда пост нарушался. Например, один из мучеников Алкивиад вел жизнь самую строгую, употреблял только хлеб и воду. Когда его посадили во времена гонений в темницу, то он хотел и там держать такой же пост. Но было откровение одному мученику, что Алкивиад поступает нехорошо и подает повод к соблазну для других. После этого он стал вкушать пищу без разбора.
В первые века христианства вообще к пище относились более-менее свободно, вкушали тот или иной род пищи, чтобы не соблазнять других. Знали, что не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что исходит от сердца. Чувственный пост сам по себе ничего не значит. Те погрешают, которые часто соблюдают пост, тщеславятся им, высоко думают о своем постничестве, других пересуживают или от голода, разлияния желчи бывают сердиты, раздражительны, строптивы, угрюмы, своенравны, упрямы и не терпят противоречий.
Св. Иоанн Златоуст назвал пост лекарством, а лекарство может быть полезным, если оно правильно применяется, и может быть вредным, если применяется неправильно". Применяющему лекарство в первый раз требуется рекомендация врача. Для приступающего к посту в первый раз так же требуется рекомендация духовного врача. Общим условием, в применении поста, Господь — наш Небесный Врач — назвал его скрытность перед людьми.
Когда наступает пост, то «помажь голову твою и умой лице твое» (Мф. 6;17), — говорит Господь. Под елеем разумеется милость, а под умытием лица — слезы, которыми нужно в пост умывать лицо души и тела. А чтобы появились слезы, нужна милость к ближним и к себе, к своим грехам. И нельзя при этом помрачать лица своего и делать постнический вид. Итак, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6;16−18).