Русская линия
Русская линия21.08.2008 

Нужно захотеть стать человеком.

В России начинают создаваться общества трезвости при Православной Церкви. Столь необычное явление не дань моде и не веяние времени, а, скорее, возвращение к давно забытой традиции после почти векового перерыва. У нас возрождать забытые традиции спасения от пьянства через веру начинает Общество трезвости в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», которое временно разместилось прямо в квартире управляющего.
По благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна управляющим первого марийского православного общества трезвости стал Александр Кардаков, человек верующий и абсолютно равнодушный к табаку и выпивке. Однако, как оказалось, в прошлом он сам до конца прошел весь скорбный путь пьяницы — от первой рюмки для веселья в праздник до бездонной, полной кошмаров «алкогольной ямы».

— Пил больше десяти лет запоем, месяцами, — признался Александр Анатольевич. — Как только появлялись деньги, я точно знал, куда они уйдут, и уже не обманывал ни себя, ни маму. Допился до того, что побывал на том свете. Насколько это было страшно, передать невозможно. Когда все это началось, я сам сказал: «Мама, вызывай психушку, иначе я не выдержу — что-то с собой сделаю"… Увезли, привязали, пролечили. Уже потом в одной газете я прочитал, что видят люди во время клинической смерти, оказывается, то же самое, значит, это не только мои галлюцинации. Потом стала отниматься нога, получил инвалидность… В общем, допился — дальше некуда. Стал искать возможность удержаться, попал в группу анонимных алкоголиков при наркологии, начал заниматься по их программе. Сначала был просто в шоке! Месяц выдержал, два выдержал, три… И такая эйфория меня охватила! Раньше самое большее без выпивки три месяца обходился, а тут и четвертый, и пятый!

— Общество алкоголиков помогло вам, но вы ушли из него. Вас что-то не устроило?

— Анонимная группа напоминает скрытую секту. Что такое групповое занятие? Собирается толпа народа, каждый представляется, допустим, «я Саша алкоголик», и выкладывает, какой он был подлец, прелюбодей, как воровал и так далее. И так каждый раз с новыми и новыми подробностями: а вот тогда я еще три рубля украл, а тогда девушку изнасиловал… Женщины рассказывают, как изменяли мужьям, мужья — как гуляли от жен. Если в православии человек исповедуется священнику и все сказанное остается тайной, то протестантская программа требует от человека выворачиваться наизнанку перед всей группой. Постепенно у людей появляется убеждение: чем изощреннее я себя выверну, тем буду круче! И начинаются смакования всевозможных преступных и безнравственных моментов биографии.

У анонимных семья на втором месте после них самих — жены сваливают хозяйство и детей на мужей, мужья — на жен, чтобы посещать группу, уезжать на сборы. Довод один и довольно эгоистичный — это нужно моей трезвости.

Хотя за полгода перед уходом из группы меня выбрали председателем, я чувствовал, что отношения между нами обостряются. Трезвея физически, люди не хотели трезветь духовно, не хотели меняться сами.

— Может быть, причина срыва отказавшихся от спиртного людей как раз в том, что их новая трезвая жизнь — это контролируемое поведение, правила, запреты?

— Это та же зависимость, но не алкогольная, а групповая. Среди анонимных алкоголиков часто слышны разговоры о том, что без группы их трезвость быстро закончится. Даже переезжая в другой город, алкоголики сразу наводят справки о том, есть ли где-то подобное общество. В Прибалтике, например, был случай, когда вся группа одновременно начала пить!

— Вы считаете, что человек, однажды ставший алкоголиком, уже никогда не сможет пить в меру?

— Анонимные алкоголики ни за что в это не поверят, но есть люди, которые сильно пили, пока не обратились к церкви, и теперь знают меру. Такие примеры есть и у нас.

— А вы сами сейчас могли бы выпить рюмку-другую и остановиться?

— Уверен, что смог бы, но не хочу. Может быть, я слишком много выпил за прошлые годы, да и трезвая жизнь мне понравилась гораздо больше. Пьянство и курение противоестественны, об этом сейчас говорят не только священники, но и ученые. Особенно для верующего человека. Представьте себе апостола Петра с сигаретой в руках или Серафима Саровского со стаканом самогона — абсурд!

 — И многим удается избавиться от алкогольной зависимости?

— По-моему, нужно просто захотеть стать человеком. Алкоголик должен начать менять себя сам, духовно расти, чтобы избавиться от своих пагубных привычек. Менять надо все — круг общения, может быть, даже работу (если она есть). Нужно научиться радоваться жизни без спиртного. Если человек долго пил, для него все начинается заново. Скорее всего, он не знает ни одного трезвого или встреченного без похмелья праздника. Помогает возвращение к своим старым «доалкогольным» увлечениям, хобби. Кто-то марки коллекционирует, кто-то с головой уходит в какое-то творчество…

— Чем будет отличаться ваше общество трезвости от уже известных групп анонимных алкоголиков и кто может обратиться к вам за помощью?

— Еще в то время, когда я руководил обществом при наркологии, я доказывал, что маленькие мобильные, «семейные» группы, где люди близки по духу, гораздо более эффективны. Десять мусульман, православных или атеистов будут трезветь гораздо «качественнее». Правда, в то время, когда, к примеру, в прибалтийском городе с 20−40-тысячным населением работало порядка 5−10 подобных групп, у нас в Йошкар-Оле существовала только одна — «Маяк». И все равно иноверцы в группе долго не задерживались, потому что вся работа была замешана на вере. Наша группа рассчитана на людей, которые заинтересованы в трезвении с помощью православия. Конечно, мы не откажем никому. Если ты воспринимаешь нашу программу, если у тебя есть проблема и ты видишь, что мы можем тебе помочь, — оставайся.
Первоначально я не планировал создавать общество. Просто приходили люди, просили помочь, и я думал, что соберется маленькая домашняя группа, с которой, по благословению владыки, мы будем собираться у меня дома. Но архиепископ поддержал идею, объяснив, что сегодня это дело очень нужное и полезное.
Нам очень нужен духовный наставник (у анонимных алкоголиков наставников нет). Причем он должен быть человеком очень богатым духовно и совершенно непьющим. И таким человеком оказался иеромонах Иаков Семеновской церкви, прибывший из Раифского монастыря.

Беседовал Данил СЕРБИЦКИЙ .

Впервые опубликовано в «Марийской правде»:

http://www.marpravda.ru/news/society/2005/06/25/mp_50 80206/?print

http://rusk.ru/st.php?idar=113158

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  южанин    23.08.2008 13:49
Основная дискуссия на темы, затронутые в этой статье, развернулась на форуме к статье протоиерея Алексия Бабурина "Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий", http://www.rusk.ru/st.php?idar=113027.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика