Татьянин день | Юлиана Годик | 20.08.2008 |
«Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас…».
Сергей Есенин
Гидрометеорологи обещают еще теплую погоду столице, но в музыке гроз слышатся уже осенние раскаты: близится время урожайных сборов и первым поводом к радости о щедрости земли становится для верующих Праздник Яблочного Спаса.
В этот день (19 августа) совершается освещение плодов. В России, в тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, груши, сливы.
Древний обычай освещать плоды восходит к VIII веку. Колосья и виноград приносили в храм в благодарность Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Но таинственно-символическое значение этой традиции состоит еще и в том, что природа, искаженная после грехопадения человека, нуждается в обновлении не меньше самого человека. Освещение плодов — символ будущего преображения природы, символ преображения человека, пошедшего за Христом, символ Праздника Преображения Господня, события которого также вспоминаются в этот день.
В Евангелии рассказывается, что уже в конце пути, незадолго до Голгофы, Иисус Христос взял трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и привел их на гору. По преданию, это была гора Фавор. Сейчас туда организованно поднимаются группы христианских паломников: за сорок минут они достигают вершины, следуя теми же тропами, которыми некогда прошли Христос и Его ученики…
Можно представить себе, как утреннее солнце уже припекало их плечи, в сандалии забивались мелкие камни, а трое апостолов неспешно поднимались все выше и выше, за своим Равви (евр. Учитель). «Зачем Он поднял нас в такую рань, — думалось им, — позвал с Собой, двинулся, не проронив по пути больше ни слова. Что он задумал? И зачем было оставлять всех внизу и карабкаться по этим тропинкам? Ну вот наконец-то и дошли, Куда ты, Равунни? Опять молчит, наверное не слышит… молится…»
Апостолы устали и расположились в тени покореженной маслины: Иоанн с братом — на плащах, а Петр сел на камень, веки его отяжелели и он, опершись на посох, задремал…Вдруг послушался шум листвы, залепетавшей от порыва ветра, это заставило апостолов встрепенуться и они, встревоженные, стали озираться вокруг…
Иисус предстал пред ними: «и просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми как свет…явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие"(Мф.17:2).
«Господи! Хорошо нам здесь быть», — воскликнул Петр, сердце его забилось радостно, он вдруг увидел Христа в неописуемой красоте, в каком-то неземном свете. «Если хочешь, Господи, волнуясь протараторил Петр, — сделаем здесь три кущи (то есть три шалаша из древесных ветвей): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». И пока он это произносил, светлое облако осенило всех, и они услышали голос: «Сей есть сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Ученики в ужасе пали на землю, пытаясь закрыться руками, как будто защититься от некой невидимой Силы.
Вдруг все стихло, Иисус медленно произнес: «Встаньте и не бойтесь, -. открыв глаза, они увидели только своего Равви, такого же, как и прежде, — никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Ученики молча переглянулись и опустили головы. Было время возвращаться назад и путники двинулись по тропе.
Христос готовит учеников к своей смерти. Ученики должны увидеть Его в славе, чтобы не поколебаться в час испытаний. Но полное понимание того, что видели они на горе Фавор не кого иного, но Бога в славе Его, придет к ним значительно позже, после Воскресения, когда в день Пятидесятницы Дух Святой научит их полноте божественной истины. Пока для апостолов Дух Святой — это светящееся облако, которое покрыло их и, вместе с тем, позволило созерцать Божию Славу и слышать его голос.
Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах святых не иначе как нимбами. Слова апостола Иоанна о том, что «Бог есть свет», вовсе не удачная метафора, а знание, опытно приобретенное на горе Фавор.
«Бывают в духовной жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, говорит митрополит Антоний Сурожский, — что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы… Но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы принести в темный, скорбный, холодный мир мир сияние Преображения».
В праздничном тропаре (коротком церковном песнопении, посвященном каждому христианскому празднику, дню памяти) есть такие слова: «да возсияет и нам грешным, Свет твой неприступный». Они выражают стремление верующих к стяжанию Духа Святого, к тому чтобы стать причастниками Божественного света и поделиться этой радостью с ближним.
Ради Праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.