Фонд стратегической культуры | Петр Искендеров | 20.08.2008 |
Если оставить за рамками содержащиеся в принятых в Брюсселе «Заключениях Совета о ситуации в Грузии» сожаления о «многочисленных людских потерях» и «все еще увеличивающемся числе перемещенных лиц и беженцев», нельзя не заметить, что заявления ЕС и предлагаемые им шаги в отношении конфликтов вокруг Южной Осетии и Абхазии очень напоминают сценарий «ползучего» проникновения в кризисные зоны, который в 1990-начале 2000-х годов апробировался на Балканах.
Прописанный в «Заключениях» Совета ЕС призыв к «оперативной выработке международного механизма» миротворческого присутствия в обеих республиках — это не что иное, как едва завуалированное намерение отодвинуть в сторону Россию, которая выполняет там миротворческие функции по мандату ООН и чьи миротворцы первыми приняли на себя удар грузинских формирований, вторгшихся на территорию Южной Осетии. Впрочем, Евросоюз давно уже снискал себе сомнительную славу организации, привыкшей таскать каштаны из огня чужими руками. Так было, в частности, в Боснии и Герцеговине после того, как урегулирования в этой бывшей югославской республике добились другие организации — прежде всего, ООН.
Заметим: до июня 2003 года в составе действовавших под ооновским флагом Силах по стабилизации в Боснии и Герцеговине находился российский воинский контингент. А в декабре 2004 года ответственность за соблюдение Дейтонского мирного соглашения от 1995 года взяли на себя подразделения Евросоюза численностью около 7 тысяч человек — и российских солдат среди них уже не было. В Южной Осетии и Абхазии России, похоже, готовится та же участь…
Примечательна сделанная Советом ЕС ссылка на необходимость санкции СБ ООН на изменение формата миротворческого присутствия на Кавказе. Именно такая санкция отсутствует в Косове. Однако это, как мы знаем, не мешает Брюсселю активно присваивать там полномочия Миссии ООН и выступать опорой албанских властей края. А на все возражения Сербии и России тот же господин Солана ссылается на необходимость учитывать новые косовские реалии.
В Южной Осетии и Абхазии после трагических событий последних дней ситуация тоже радикально изменилась. И вновь Евросоюз пытается обратить это изменение себе на пользу. Только здесь уже нет ссылок на интересы самопровозглашенных государств, зато присутствует требование «полностью уважать принципы независимости, суверенитета и территориальной целостности, признанные международным правом и резолюциями Совета Безопасности ООН». Иными словами — те принципы, которые Брюссель полностью игнорирует применительно к Сербии.
Неудивительно, что Евросоюз до сих пор удачным опытом миротворчества похвастаться не может. В Македонии, где также развернута миссия ЕС, ситуация стремительно ухудшается. Сам Брюссель выразил глубокое разочарование парламентскими выборами 1 июня, ознаменовавшимися разгулом этнического албанского экстремизма. Да и в Боснии и Герцеговине успехи полицейской миссии ЕС весьма относительны. «У Европы есть серьёзный опыт на Балканах, где не удалось избежать ошибок… Нужно использовать этот опыт, чтобы избежать ошибок, допущенных в свое время», — справедливо заметил в Брюсселе Луиш Амаду — министр иностранных дел Португалии, одной из немногих стран-членов Евросоюза, продолжающих противостоять давлению брюссельской бюрократии с требованием признать «независимость» Косова.
Именно общеевропейские структуры — сначала Европейские Сообщества, а затем Евросоюз — стояли у истоков развала единой Югославии. Навязанное ими сербам в 1995 году Дейтонское мирное соглашение по Боснии и Герцеговине создало «государство-фантом», «государство-призрак», — напоминает директор Института славяноведения РАН, доктор исторических наук Константин Никифоров. В 1992—1998 годах он входил в группу спичрайтеров российского президента Бориса Ельцина и как специалист по истории Югославии принимал участие в подготовке документов. «Начавшийся вскоре исход из Сараево около 150 тыс. сербов стал этнической чисткой, порожденной уже самим Дейтонским соглашением, передавшим мусульманам всю сербскую часть города. Сараевские сербы даже выкапывали гробы своих близких и увозили их с собой на новое место жительства», — вспоминает К. Никифоров.
Именно ЕС и лично Хавьер Солана добились от податливых политических элит Белграда и Подгорицы разделения в 2003 году Союзной Республики Югославия на Сербию и Черногорию, жертвами чего стали, прежде всего, сербы. Советник посольства Сербии в России Елица Курьяк в беседе с автором этих строк с горечью охарактеризовала этот миротворческий «опыт» господина Соланы: «Что это такое было — Сербия и Черногория? Это даже государством не называлось, а государственным сообществом. Именно из-за политики ЕС Сербия все еще не стабилизовалась как государство».
Какие же цели ставит перед собой Евросоюз на Кавказе, собираясь направить не только наблюдателей, но и полицейских, а в перспективе, скорее всего, и солдат в регион, в котором ни одно из государств не является даже кандидатом на вступление в ЕС? Учитывая личный опыт Хавьера Соланы в организации натовских бомбардировок Югославии в 1999 году (в должности генсека НАТО), окончательной ликвидации единой Югославии в 2003 году и последующего «продавливания» независимости Косова, цели его новой миссии сомнений не вызывают. Речь идет об установлении всех возможных форм западного контроля на регионом, стратегически важным в том числе как зона транзита каспийских нефти и газа. Учитывая нынешнюю зависимость стран-членов ЕС от российских энергоресурсов, приход Евросоюза в Закавказье будет означать, что эта организация попытается стать одним из ключевых игроков на мировом энергорынке и вступит в борьбу с Россией.
Напомним: из 26 стран-членов НАТО 21 страна одновременно является членом ЕС… Функции двух организаций пересекаются, а их цели в главном совпадают.
Претендуя на мониторинг выполнения соглашений по Южной Осетии, ветеран бомбардировок Югославии Хавьер Солана и вся брюссельская компания имеют в виду откровенно антироссийские цели. За их спинами маячат генералы НАТО и такой вдохновитель «нового мирового порядка», как Джордж Буш. А американцы «мониторингом» на Кавказе никогда не ограничатся…
Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ — старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук.