Русская линия | Марина Михайлова | 09.08.2008 |
Память 27 июля / 9 августа
Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в Малой Азии в семье знатного язычника Евсторгия и назван был Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она желала воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284−305), который захотел видеть его при своем дворе. В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения двадцати тысяч христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.
Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.
После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон, что значит Всемилостивый. Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием Имени Иисуса Христа, то уверовал в Господа и крестился вместе с прозревшим слепцом.
После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону. Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.
Господь явился святому и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.
В то же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедали свою веру во Спасителя и были обезглавлены (память 8 августа).
По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский!» Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову.
Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший его в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.
Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в час его кончины покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным, и было погребено христианами († 305). Слуги великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика.
Святые мощи великомученика Пантелеимона частицами разошлись по всему христианскому миру, честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя вмч. Пантелеимона. Здесь мы расскажем историю появления святыни в русской обители, еще раз свидетельствующей о незримой связи мученика древности с Россией.
В 1169 года русский скит на Афоне Ксилургу получил «на вечные времена» в свое владение опустевшую афонскую обитель во имя великомученика Пантелеимона, которую греки и поныне называют Россикон. Почти двадцать лет спустя в русском афонском Пантелеимоновском монастыре принял постриг в малый ангельский образ юный сербский царевич Растко, будущий великий святитель Савва Сербский. В память об этом событии один из его преемников сербский король Стефан Душан в 1347 году даровал русскому монастырю в благословение главу святого великомученика Пантелеимона, являвшейся родовой святыней сербского царствовавшего дома. С того времени честная глава неизменно пребывает в русской обители. Для этой святыни в монастыре в 1812 году был заложен и в 1815 году освящен вселенским патриархом Григорием величественный Свято-Пантелеимоновский собор в византийском стиле, в алтаре которого находится ковчег с честною главой великомученика-целителя. За всю многовековую историю честная глава святого Пантелеимона целителя трижды износилась за пределы Афона. Первый раз в начале XIX века в пределы Молдовлахии для молитвенной помощи в борьбе против турок. Второй раз — в 1996 году — мощи были принесены в Москву. И третий раз — в 2000 юбилейном году — святой Пантелеимон посетил три столицы Русского государства: Киев, Москву и Санкт-Петербург, что стало знамением единства русской земли.
В нашем городе мощи находились в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, где за три с половиной дня к ним пришло более пятидесяти тысяч человек. Возвращение Тихвинской иконы Божией Матери было еще впереди, и долгие десятилетия мы не знали доселе такого всенародного духовного подъема. Собор не закрывался на ночь, три дня и три ночи священники, сменяя друг друга, непрерывно служили молебны и акафисты у честной главы. Очередь, растянувшаяся по набережной Невы вдоль Никольского кладбища лавры, представляла собой также непрерывную молитву, чтение акафистов и песнопений. Известны случаи исцелений. Многотысячные и многочасовые очереди поразили афонских монахов, сопровождавших мощи. Один из них сказал, что такое невозможно ни в одной стране мира, даже в Греции. Это все, конечно, неслучайно, ведь святой целитель наряду с Первоверховными апостолами Петром и Павлом издавна является небесным покровителем города на Неве как морской столицы России. Именно святой великомученик Пантелеимон дважды споспешествовал знаменательным победам русского флота, что окончательно утвердило его мощь.
Гангут — это русское название финского полуострова Ханко. Во время Северной войны около Гангута авангард русского галерного флота под командованием Петра I 27 июля 1714 года (по старому стилю), когда Православная Церковь чествует вмч. Пантелеимона, разгромил шведскую эскадру контр-адмирала Н. Эреншельда и захватил все десять вражеских кораблей, одержав первую в истории русского флота крупную морскую победу.
В 1718 году по велению императора Петра, желавшего приучить жителей столицы к морскому делу, на Фонтанке, напротив расположенного в Летнем саду дворца Петра I, была основана Партикулярная верфь для строительства малых гребно-парусных судов для личных нужд петербуржцев с небольшой часовней во имя святого великомученика Пантелеимона.
Тем временем завершалась Северная война и в день вмч. Пантелеимона в 1720 году около Гренгама (острова в южной группе Аландских островов) отрядом русского галерного флота под командованием генерала М. М. Голицына была разбита шведская эскадра вице-адмирала Шеблата. Эта победа ускорила заключение долгожданного Ништадтского мира со Швецией.
И тогда уже в 1721 году Пантелеимоновскую часовню заменила полотняная церковь, размещенная в одном из домов, а в 1722 году епископ Вологодский Павел освятил «между магазейнами» мазанковую. Двенадцать «картин» написал для нее адмиралтейский живописец Гавриил Ипатов.
А в 1734 году по повелению императрицы Анны Иоанновны на месте уже обветшалой церкви по проекту адмиралтейского зодчего И.К.Коробова было начато строительство новой каменной Пантелеимоновской церкви с колокольней. Ее строили в стиле барокко, украшая снаружи тосканскими пилястрами. Внутренние стены, облицованные искусственным мрамором, были покрыты росписью. Торжественностью и красотой отличался иконостас храма. Плафон и образа в нем написал А. Квашнин. В храмовый праздник 1739 года храм освятил епископ Вологодский Амвросий. Так как церковь была холодной, то в 1764 рядом с ней был освящен теплый придел св. Екатерины, перенесенный в начале ноября 1783 в трапезную.
Этот прекрасный однокупольный храм, увенчанный луковичной главкой, был одним из самых посещаемых в Петербурге. И благодаря покровительству св. Пантелеимона победам петровского флота созданный храм стал символом славы и могущества Российского флота, в народе церковь назвали Гангутской.
«Нынешнего Пантелеимоновского моста в старину не было. — Повествует нам летописец старого Петербурга М.И.Пыляев, оживляя пред нашим мысленным взором страницы истории города. — Здесь существовал перевоз, воспетый известным пиитом Д.И.Хвостовым в следующих рифмах:
«В Петрополе жил двувесельный бот.
Без дальних он забот
Перевозил народ
От Пантелеимона через Фонтанку к саду».
В 1834 году храм был несколько видоизменен В. Беретти: сохранив внешний вид, он повысил главную часть, чуть изменил купол, устроил своды, коринфские колонны и расширил внутреннее пространство. Тогда же появились на фасаде три барельефа А. В. Логановского, в главном иконостасе — новые иконы, на сводах — новая роспись.
Поскольку церковь вмещала только девятьсот человек, ее часто расширяли: в 1852 году по проекту И.Г. Мальгина — с запада, в 1875 — с юга, когда В.Ф. Геккер переделал притвор, устроив в нем часовню. В 1895 году Е.Е. Аникин пристроил с севера в стиле храма придел блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора. Благодаря всем этим расширениям до революции храм считался самым большим Пантелеимоновским храмом России. В 1912 году в церкви был проведен большой реставрационный ремонт. Через два года Военно-историческое общество укрепило на его фасаде мраморные доски с перечнем полков, участвовавших в сражениях при Гангуте и Гренгаме, сопроводив их надписью: «Сей храм воздвигнут в царствование Петра Великого в 1722 году в благодарение Богу за дарованные нам морские победы над шведами в день Святого Великомученика Пантелеимона 27 июля при Гангуте в 1714 году и при Гренгаме в 1720 году». День этих сражений отмечался особым молебном.
Мы уже упоминали, что со времени основания храм пользовался особым почитанием петербуржцев и всегда был переполнен молящимися, желающими отслужить молебен перед образом святого великомученика Пантелеимона. Особым почитанием в церкви пользовались две иконы святого целителя, одна из которых происходила из первоначальной часовни. Хорошие греческие образа св. Пантелеимона и «Успения Пресвятой Богородицы» подарила приходу Императрица Мария Александровна. День рождения Императрицы совпадал с днем памяти великомученика, поэтому праздновался во второй половине XIX века как Царский день.
В 1867 году при церкви открыто благотворительное общество с женской богадельней и детским приютом, в 1906 году — первый в городе церковно-приходской совет, а в 1913-м — братство свт. Иоасафа Белгородского. Долго в храме служили два протоиерея: Стефан Стефанович Славянский (1831−1866) и Михаил Ферапонтович Архангельский (1864−1904), автор церковно-исторических и гомилетических сочинений. Последним до революции настоятелем был протоиерей Николай Георгиевич Дроздов, церковный публицист.
В 1934 году храм собирались снести, но ограничились его закрытием в 1936 году, оставив как памятник архитектуры. Часть икон была передана в ближайший, не закрывавшийся в безбожные годы, Спасо-Преображенский собор. Долгое время храм, интерьер которого был разделен перегородками на ряд помещений, использовался различными учреждениями. В конце 1980-х годов в здании были проведены реставрационные работы, и его передали Музею истории Ленинграда для экспозиции «Гангутский мемориал». В 1991 году церковь была передана епархии, и с 1994 года в ней начались богослужения. Петербуржцы знают адрес этого храма: ул. Пестеля (Пантелеимоновская), д. 2-а.
Пример этого знаменитого храма еще раз показывает нам, как умели наши предки благодарить Господа и Его святых угодников за вспоможение в своей жизни. Но известные победы при Гангуте и Гренгаме — не единственные, за которые мы должны благодарить великомученика и целителя Пантелеимона. Приведем факт менее известный, но от этого не теряющий своей важности.
Мы знаем, что 27 января 1944 года, в день памяти св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, наш город был освобожден от вражеской блокады. Уже в феврале того же года немецкие войска к югу и западу от города были отброшены на двести километров. А в июне войска Ленинградского фронта при поддержке Балтийского фронта перешли в наступление на Выборгском направлении против 3-го и 4-го финских армейских корпусов. В результате был освобожден Выборг, а также плацдарм по северному берегу реки Вуоксы. Обеспечив безопасность нашего города на Карельском перешейке, наши войска, заметим, при поддержке Ладожской военной флотилии, начали Свирско-Петрозаводскую наступательную операцию, освободив Олонец и Петрозаводск, и завершили операцию 9 августа 1944 года. Эта дата, как видим, выпавшая на день памяти великомученика Пантелеимона, считается официальным завершением Ленинградской битвы, начатой 10 июня 1941 года. Так покровительствовал св. Пантелеимон нашему городу и в огненные годы Великой Отечественной войны. Дивен Бог во святых своих!
Храм на нынешней улице Пестеля, посвященный св. Пантелеимону — старейший, но не единственный в нашем городе. (У нас еще будет повод вспомнить его в нашем рассказе).
До революции в Петербурге было две больничных Пантелеимоноских церкви, монастырская часовня Александро-Ошевенского мужского монастыря Олонецкой епархии. Храм вмч. Пантелеимона целителя при доме призрения душевнобольных Императора Александра III (ныне психоневрологический диспансер № 2 на Фермском шоссе, 34) сохранился и ныне возрожден.
Эта прекрасная деревянная церковь в русском стиле была освящена вместе с новой больницей в 1871 году в присутствии Цесаревича Александра Александровича придворным протопресвитером В.Б.Баженовым. По словам известного архитектора К.А.Тона, «прекрасные пропорции и изящные детали церкви чрезвычайно способствуют привлекательности фасада». В истинности слов маститого зодчего может убедиться сегодня каждый, глядя на возрожденную в былой красоте Пантелеимоновскую церковь в Удельной. Образа в дубовом иконостасе для первоначальной церкви написал академик М.Н.Васильев, а храмовая икона была привезена с Афона.
С 1882 года более трети века в храме служил протоирей Павел Петрович Голубев, которого сменил о. Димитрий Георгиевич Георгиевский. С 1916 года при храме действовало благотворительное общество. Ежегодно в праздник Успения Пресвятой Богородицы из храма по окрестностям отправлялся крестный ход. После смерти учредителя больницы — Императора Александра III в церкви была сооружена икона его небесного покровителя св. блгв. кн. Александра Невского, а в 1895 году рядом был открыт бюст с надписью «Царю-основателю» работы А.Е. Баумана. (Бюст был недавно восстановлен).
В 1929 году церковь была закрыта, долгие годы в ней размещался хозяйственный корпус психиатрической больницы. В 1990 году храм возвратили Церкви, в нем начались богослужения и реставрационные работы. За прошедшие годы здесь сложился крепкий приход, храм был восстановлен. Он полюбился верующим петербуржцам.
Возрождена Пантелеимоновская церковь и в поселке Тарховка под Сестрорецком.
Великомученику Пантелеимону была посвящена нижняя церковь храма Христа Спасителя — Спаса-на-Водах, — этой удивительно прекрасной белокаменной святыне нашего города, посвященной памяти погибших в русско-японской войне моряков. Она была сооружена в Петербурге в начале XX века на народные деньги и хранила на своих стенах имена двенадцати тысяч погибших в море героев. Этот дивный храм в древнерусском стиле был взорван в 1932 году… Но уже несколько лет ведется работа по его возрождению, которая, верим, увенчается успехом.
Видим, что духовная связь великомученика древности с Россией и нашим городом не прерывалась на протяжении столетий. (Имя святого целителя Пантелеимона призывается в Русской Православной Церкви при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного). В заключении же хочется рассказать о том, как почитается его святое имя в наши дни.
С 1993 года в Петербурге существует «Приход святого великомученика и целителя Пантелеимона-на-ручье», созданный по благословению митрополита Иоанна (Снычева; + 1995) и насельника Псково-Печерского монастыря архимандрита Пантелеимона (Борисенко; + 1995). Он объединяет сестричество милосердия, братства, общины домовых церквей нескольких больниц Санкт-Петербурга, а также строящегося храма во имя Державной иконы Божией Матери (пр. Культуры, 4-а). По традиции в престольный праздник прихода — день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона — происходит посвящение в сестры милосердия.
Недавно наш город посетили святые мощи великомученика и целителя Пантелеимона из Свято-Пантелеимонова монастыря Одессы. И опять шли люди поклониться святому целителю, испросить благословения, утешения, исцеления.
…Думается, не ошибемся, сказав, что особо прекрасный дар к славному юбилею принесен в нашей епархии великомученику Пантелеимону к 1700-летию его мученической кончины, в 2005 году. Хочется рассказать вам, дорогой читатель, о новом храме во имя этого великого святого. Он удален от нашей городской суеты и поэтому пока малоизвестен, но, поверьте, заслуживает внимания.
Этот уютный сельский храм, устремленный с живописного холма над Нахимовским озером своими вытянутыми главками к небу (архитектор И. Минкина), с которым в любую погоду гармонирует благодаря своей сине-голубой гамме, был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром осенью 2005 года. Пантелеимоновская церковь в поселке Ганино Выборгского района Ленинградской области построена по инициативе и на средства петербургского предпринимателя И. А. Минакова на месте, где раньше был православный храм. На вопрос, почему именно этому великомученику древности посвятили новую церковь, Игорь Адольфович объясняет, что в православной вере сам он утвердился, посещая Пантелеимоновскую церковь на ул. Пестеля… Неисповедимы пути Господни, и ты, «святый великомучениче и целебниче Пантелеимоне», так же близок к нам, как и к исцеленным тобой в земной жизни. Так же целишь наши души и телеса вот уже вторую тысячу лет…
При строительстве церкви пастырским советом ктитору храма помогал благочинный Приморского округа протоиерей Ипполит Ковальский. И теперь не оставляет батюшка своей заботой новый храм. Благодаря его попечению каждую неделю во вновь построенной церкви совершается богослужение, зарождается приходская жизнь. Есть в храме и чтимая святыня — частица мощей великомученика и целителя Пантелеимона.
Привел святой и иконописца в свой храм. После выставки работ петербургского изографа Р.М.Гирвеля в Берлине к нему обратились с просьбой написать образ святого Пантелеимона для Александро-Невской церкви в Потсдаме. После создания иконы великомученика благотворитель немецкой церкви познакомил Ростислава Мартиновича с устроителями Пантелеимоновской церкви в поселке Ганино…
Р.М.Гирвель говорит о своей работе над росписью иконостаса нового храма:
— Этот заказ заинтересовал меня тем, что его можно было выполнить вместе с моими учениками иконописной школы «Святогорье». Это новая церковь, поэтому было необходимо полностью создать всю программу росписи, что давало возможность воплотить идею иконостаса в его неповрежденном каноническом виде. Храм посвящен вмч. Пантелеимону, от этого отталкивалась вся программа росписи. Я разработал эскиз иконостаса, с которым потом работала архитектор Ирина Минкина, затем с учениками создали иконописные образы.
Двери этого прекрасного храма открыты и ждут богомольцев.
«Свыше назираеши, великомучениче, память твою любовию совершающих и ходатайствуеши тем у Трисолнечнаго Божества грехов прощение, мир же и спасение, еже и нам проси, тя величающим». (Из канона вмч. и целителю Пантелеимону)
http://rusk.ru/st.php?idar=113140
|