Русская линия
Русская линия Матвей Славко30.07.2008 

Ночь, улица, Фанар, аптека.

«Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет…»
А. Блок

Речь пойдет о результатах праздничного визита в Киев Патриарха Варфоломея I Архондариса, потому сразу сделаем несколько пояснений. Как говорится, для тех, кто не в курсе. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает: «Фанар — греческий квартал в Константинополе, в старом городе, в северо-западной его части, на берегу Золотого Рога, получивший свое название от находившегося здесь прежде маяка. Обитатели этого квартала именуются фанариотами».
В этом самом квартале теперь находится резиденция Вселенского Константинопольского Патриарха.

Немного предыстории. Патриарх Варфоломей Архондарис — до визита в Киев — вообще-то был известен в Православном мире как проводник, скажем, прозападной линии. В новейшие времена он нередко принимал не только посланцев от украинских раскольников и самосвятов (автокефалов), но и эмиссаров от ющенковского секретариата, отягощенного мыслью о неуклонном курсе на создание «украинской поместной церкви». Его действия в связи с Русской Церковью были не во всем безупречны. Один из фактов: в 2006 г. Архондарис принял в свою юрисдикцию епископа Сергиевского Василия (Осборна), перед этим уволенного от управления Сурожской епархией РПЦ (Великобритания) без права перехода в другую юрисдикцию. Ну и «эстонский вопрос», то есть попытки Фанара добиться на всеправославном уровне признания своей церковной структуры в Эстонии в качестве автономной Поместной Церкви, хотя к ней принадлежит не более одной восьмой части православных верующих этой страны.

Некорректными обстоятельствами оказался «обставлен» и канун празднования 1020-летия Крещения Руси. В соответствии с церковной этикой и правилами — на торжества в Киев должны были Патриарха Константинопольского приглашать Патриарх Московский, а также Митрополит Киевский. Оба иерарха направили приглашение делегации Константинопольского патриархата (курсив мой — М.С.), но не лично Патриарху. Однако В. Ющенко направил свое приглашение в Константинополь, Патриарху, создав некорректную ситуацию.

Это и есть вторжение в церковные дела, об отсутствии которого все время говорит Ющенко. Но мы знаем: это его «фирменный» стиль — называть черное белым. Почерк, так сказать, «кристальной чистоты» и «рук, которые никогда не крали».

Патриарх Варфоломей и В.Ющенко 26 июля, на торжествах на Софийской площади в Киеве по случаю 1020-летия Крещения Руси, В. Ющенко (якобы не вмешивающийся в дела Церкви!) обращаясь к Константинопольскому Патриарху, вдруг рубанул, иного слова не подберешь: «Верю, что в Украине появится национальная поместная церковь и прошу, Ваша Святость, Вашего благословения… Безусловно, украинское государство не вмешивается в дела церкви. Но только от нас зависит, чтобы церковь не поглотила черная дыра».
Тут должна была бы наступить какая-то немая сцена — как у Гоголя, что ли.

Однако Патриарх Варфоломей дипломатично призвал использовать потенциал праздника для восстановления объединительной роли, которую имело крещение. «Церковь-матерь имеет право в пределах устоявшейся православной традиции поддерживать любое конструктивное и перспективное предложение, которое бы как можно скорее ликвидировало опасные разделения в церковном теле. Чтобы зло не стало большим для Святой Церкви на Украине и Церкви в целом. Разнообразные политические и церковные трудности, вызванные существующей путаницей, очевидны и известны из долгого исторического прошлого. Но забота об охране и восстановлении церковного единства — наш общий долг, который превосходит любые политические или церковные цели», — заявил Предстоятель Константинопольской Церкви.
И подчеркнул: «Мы заинтересованы в единой Украинской Церкви, поскольку в этом есть интерес Православия, и в этом заинтересован украинский народ… Константинопольский Патриархат является гарантом единства Православия». И добавил, что «все должно происходить в рамках каноничности» (выделено мной — Авт .).

Только воспаленное мессианской идеей воображение г-на Ющенко привело его к такой трактовке слов Варфоломея I: «Я рад, что Патриарх поддерживает стремление нашего народа иметь собственную национальную поместную церковь. Такое стремление отвечает всем принципам и национальной, и государственной, и, безусловно, церковной жизни».
От такой логичности только руками разведешь.

Мы же теперь можем твердо сказать, что план Ющенко по расколу Церкви провалился.

Ведущий аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, кандидат исторических наук Александр Сотниченко в интервью Интернет-ресурсу «Русская линия» напомнил, что Константинопольский Патриарх имеет первенство по чести среди других Предстоятелей Православных Поместных Церквей. «Но, с другой стороны, Константинопольская Церковь является самой малозначимой и самой, пожалуй, даже бедной среди других Патриархий. Во-первых, формально в паству КП входят только греки, которые проживают на территории Турции, это порядка 8 тысяч человек из которых, как говорит пресс-секретарь КП о. Досифей, только треть ходит в церковь. Это очень важный момент. Греков очень мало в Стамбуле, и нельзя сказать, что они активно ходят в церковь. С другой стороны, очень важно влияние на КП так называемых американских приходов Константинопольского Патриархата. КП подчиняются все приходы греческие в США, Канаде и Европе. Более 90% доходов эта церковь получает от зарубежных приходов, в основном, от американских. Греческая община в Америке довольно мощная, и, поэтому неудивительно, что она пытается влиять на КП, чтобы он действовал в интересах греческой общины и Америки, как таковой», — отметил эксперт.

Константинопольский Патриархат действительно достаточно долго действовал, в основном, в интересах своей общины, находящейся в США. Однако в последнее время, начиная с 1992 г., когда были налажены отношения между Русской и Константинопольской Церквями, всё стало меняться в лучшую сторону. В прошлом году пресс-секретарь Фанара о. Досифей говорил о том, что с Россией ссориться Константинопольский Патриархат не будет, и имеется разногласие только по эстонскому вопросу. По украинскому вопросу, как он тогда подчеркнул, у них никаких разногласий с Москвой нет.

Ещё до визита Патриарха Варфоломея в Киев о. Досифей заявлял: «Его Святейшество Патриарх Константинопольский прибудет в Киев лишь для того, чтобы провести Торжественную Литургию совместно с Патриархом Московским Алексием и другими приглашенными на празднование Крещения Руси священнослужителями. Других целей у визита нет». Разумеется, Фанару сейчас невыгодно ссориться с Московской Патриархией как самой мощной Православной Церковью мира. Даже несмотря на то, что переход Украины под юрисдикцию Фанара принес бы ему большие доходы.

К сведению фанатов Фанара заметим: наблюдатели сообщают, что сейчас в Фанаре очень растет влияние прорусской линии, в частности, диаконом у Патриарха Варфоломея служит молодой о. Виссарион, заканчивающий Санкт-Петербургскую духовную академию (СПбДА) и очень положительно относящийся к России, к русской духовной традиции, к русским монастырям и к Русской Церкви в целом. Сейчас от Константинополя несколько человек учатся в МДА и СПбДА.

Эксперты полагают, что произошло ровно противоположное намерениям тех, кто хотел устроить из святого праздника Крещения Руси политический самопиар, затеянный с хуторянской дальновидностью и проницательностью, и получить сиюминутную выгоду (в том числе способом минимизации присутствия Московского Патриарха в украинских телетрансляциях или недопущения прихожан УПЦ к молебну на Владимирской горке). Теперь следует ожидать улучшения отношений между Фанаром и РПЦ, а также того, что в самой Украине повысится статус РПЦ, а приходы неканонических церквей потеряют достаточно много верующих, которые уйдут в лоно Русской Церкви.

«А причем тут строка из сочинения поэта Александра Блока? — спросит читатель. И добавит. — Ох, уж эти господа сочинители, так и бросаются на поверхностный каламбур, демонстрируя не остроумие, а всего лишь острословие». Ну, а мы ему ответим в том ракурсе, что ночь сейчас или день для украинского гражданского общества, для всей Украины — вопрос дискуссионный; лично нам кажется, что ночь. А что до аптеки — что ж, она нередко, увы, актуальна. И не только для «маленьких украинцев», но и для всяческих «сиятельных» особ, даже тех, к кому Патриарх Варфоломей обращался на Украине не иначе как «Ваше Величество господин Президент».

Да, ну вот и до фонаря дело у нас дошло. Помните песенку — «Ваше Величество, хорошо в лесничестве, кроме электричества всё в большом количестве…» Мой приятель с семьей оказался застигнутым в горном поселке Львовской области, на курорте, — в разгар нынешних стихийных ливневых бедствий. И потому лишенным света и питьевой воды.
Мне после телефонного звонка товарища подумалось: почему бы «его Величеству» не уделить внимание этой стороне жизни украинских граждан? И — надо же — г-н Ющенко прервал свои попытки «охмурения» Варфоломея I и отправился пиариться в утонувших западных областях Украины. Теперь его показывают по ТВ закатившим брюки и прохаживающимся как цапля в водах по затопленным селам.

И вспоминается одесский анекдот. Тонет некий человек. На берегу стоит одессит. Человек, захлебываясь, натужно кричит: «Help!» («Помогите!»). А одессит говорит ему: «Сэр, надо было не английский язык учить, а учиться плавать!»

Так может, все-таки, надо было заниматься хозяйством, строительством дамб, выяснять, кто из «честных» виноват в преступной вырубке лесов в Закарпатье — вместо того чтоб сушить мозг «маленьким украинцам» созданием «поместной церкви»?

Что же мы, православные Украины, получаем в позитиве?

Патриарх Алексий и митрополит Киевский Владимир Раскола Церкви, этого опасного и страшного события для религиозной жизни Украины, для целостности нашей Церкви, на праздновании 1020-летия Крещения Руси не произошло, и это стало главным итогом торжеств.

Вселенский Патриарх не поддался давлению Ющенко и его начальства. Поговаривают всякое, но в целом маргиналы типа раскольников или самосвятов оказались по заслугам вытесненными на периферию этого духовного праздника.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл считает, что с облегчением вздохнули не только на Украине и в России, но и все мировое Православие. «Потому что не произошло самого печального, самого опасного. Мы не разделились, но мы засвидетельствовали свое единство, которое превыше всего».

Митрополит Кирилл также напомнил, что вопрос необходимости изменения канонического статуса Украинской Православной Церкви обсуждался ее Синодом на заседании 23 июля. При этом он подчеркнул, что на Украинскую Церковь в этом вопросе «оказывалось и оказывается большое давление». «Все те, кто выступал, за исключением одного архиерея, выступили с горячей поддержкой сохранения единства нашей Церкви, и заявили, что никакого изменения канонического статуса они не допустят», — отметил владыка Кирилл, по сообщению агентства «Интерфакс-Религия».

Полное согласие с епископатом по поводу статуса Украинской церкви в ходе торжеств продемонстрировал и народ, горячо приветствовавший Святейшего Патриарха Алексия II в Киеве.

28 июля, в день памяти равноапостольного князя Владимира Крестителя, площадь перед Свято-Успенским собором Лавры во время утреннего молебна была переполнена. Ющенко и его соратники — отсутствовали. В первых рядах прихожан (телетрансляцию вел только канал КРТ) стояли «регионалы» — В. Янукович сотоварищи. Его Святейшеству сослужили Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, многочисленные архипастыри из России, Украины, Беларуси, Молдовы, представители Поместных Православных Церквей.

В руках верующих пестрели множественные плакаты «Наш патриарх — Алексий!», «Одно крещение, одна вера, единая церковь», «Триединая Русь — неделимая церковь», «Мы хотим оставаться в лоне РПЦ», «Украiна вiтаe свого Патрiраха».

Это вам не выкрики киевской толпы образца 1992 г.: «Геть московського попа!» Это уже что-то иное, господа политики.
Так ночь все-таки у нас на дворе или не ночь?
«Когда рассвет, товарищ?»

Фото официального сайта Президента Украины и сайта Патриархия.ру.

http://rusk.ru/st.php?idar=113134

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Вера.    30.07.2008 21:20
"Но хотелось бы знать святое имя архиерея, который вытупил за раскол."

*За раскол выступать – дело не святых.
Вам ли не знать имена раскольников?
Если не ошибаюсь, Дзюбана на Украину приглашали…
  Одиноков    30.07.2008 15:01
"Триединая Русь – неделимая церковь" – какие замечательные слова! И слава Богу, что у народа на Украине достало благоразумия и сил на то, чтобы противостать ющенко-филаретовской глупости.
Автору большая благодарность за такой отличный материал – и яркий, и острословно-остроумный! Чёрная дыра – она, разумеется, в голове у "его величества" (смех и грех, право…). Конечно, если бы патриарх Варфоломей высказлся с предельной ясностью, а не в дипломатически-обтекаемой форме, Ющенке не пришлось бы толковать его слова по своему жалкому разумению.
Но всё хорошо, что хорошо кончается! Шансы раскольников, похоже, близки теперь к нулю…

Днепру:
"Но хотелось бы знать святое имя архиерея…"
Отмаливать его хотите?.. :-))
  Днепр    30.07.2008 13:30
Всё точно отмечено.
Но хотелось бы знать святое имя архиерея, который вытупил за раскол.
Может, кто-то из посетителей сайта знает?

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика